Элективный курс "Географический мир"
рабочая программа по географии (9 класс)
Содержание программы «Географический мир» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета. Направленность - естественнонаучная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geograficheskiy_mir_9_kl.docx | 66.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 214»
«Согласовано»: Педагогический совет Протокол № 1 от 30.08.2023г. | «Утверждаю»: Директор МАОУ СОШ № 214 ___________ Логунова Л.В. «___»____________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по географии
«Географический мир»
для 9 А, 9Б, 9В, 9Г, 9Э класса
(общеинтеллектуальное направление)
Учитель: Пашкова Т.П.
Новосибирск, 2022/2023уч.год
Пояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа внеурочной деятельности «Географический мир» составлена с учетом следующих нормативных правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 № 30067);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;
- Примерная программа по внеурочной деятельности для общеобразовательных школ;
- Учебный план МАОУ СОШ № 214 на 2022/2023 уч. год;
- Календарный учебный график МАОУ СОШ № 214 на 2022-2023 уч. год;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Локальные нормативные акты МАОУ СОШ № 214.
Общая характеристика предмета
В связи с внедрением новых стандартов в образовательный процесс школы, особое место отводится практической, исследовательской деятельности учащихся. Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Как выявить талантливых, одарённых детей? Этот вопрос волнует многих учителей. Одним из путей решения этой проблемы – программа дополнительного образования, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса.
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками, а также знание географической номенклатуры по всем регионам мира. Предлагаемый курс направлен на более глубокое усвоение теоретических знаний по «Начальному курсу географии», «Географии материков и океанов», «География России» через обучение учащихся умениям решать задачи, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Материал программы опирается на знания учащихся по географии, истории, литературе. Основная часть данной программы – комплексная географическая характеристика России, в которой рассматриваются во взаимосвязи природа, население, хозяйство. Для решения поставленных задач программа нацелена на обобщение, систематизацию ранее полученных знаний, углубление знаний о географических приёмах работы, необходимых для самостоятельного их применения в учебном процессе и во внеурочное время. Изучение природных условий обширного пространства нашей Родины, возможно, прежде всего путём формирования в сознании учащихся ярких представлений, образов природы конкретной территории. Яркий образ нередко сохраняется в памяти в течение всей жизни человека. Эти представления должны сопровождаться накоплением точных и прочных знаний об особенностях и закономерностях природы. Курс данной программы призван раскрыть экологическую значимость географических знаний и в целом их практическую направленность. Экологические проблемы приобретают в мире всё большую остроту. Помимо глобальных, в разных странах возникает масса локальных и региональных экологических проблем. При изучении данного курса школьники должны проникнуться пониманием экологической значимости географических знаний.
Содержание программы «Географический мир» позволяет расширить рамки школьного стандарта по географии, создать условия для повышения познавательной активности учащихся, расширяя их коммуникативные возможности; благоприятствует созданию положительной мотивации к предмету, даёт стимул к самостоятельной работе по изучению предмета.
Направленность - естественнонаучная
Актуальность программы определяется высокой значимостью рассматриваемых в ней разделов для формирования естественнонаучного мировоззрения обучающихся. Комплексный подход к наукам о Земле соответствует современным требованиям модернизации системы образования. При выполнении практических заданий учащиеся учатся применять теорию на практике, самостоятельно добиваться поставленной цели, развиваются их аналитические способности.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Интерактивные игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Целью изучения курса является более глубокое и осмысленное усвоение практической составляющей школьной географии.
Курс направлен на закрепление практического материала изучаемого на уроках географии, а также на отработку практических умений учащихся. Данный курс даёт возможность научить учащихся решению задач и заданий, способствующих расширению географического кругозора. Задачи и задания, рассматриваемые в ходе изучения курса, могут быть использованы также и в ходе подготовки учащихся к олимпиадам по географии и сдаче ГИА по географии в 9 классе.
Задачи изучения данного курса:
Обучающие:
- получение базовых знаний в области фундаментальных наук о Земле и представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях геосфер (оболочек Земли);
- знакомство с методами исследования, применяемыми в разных областях наук о Земле;
- развитие умения анализировать информацию из различных источников, преобразовывать ее в различные формы;
- активизация интереса к изучению географии, обобщение, обогащение и углубление знаний по предмету
Развивающие:
- личностное развитие ученика, развитие познавательных интересов и мотивации к творчеству, формирование универсальных учебных действий.
- формирование системного экологического мышления
Воспитательные:
- воспитание научно обоснованного бережного отношения к окружающему миру;
- формирование активной жизненной позиции и культуры поведения, определение путей социализации.
- совершенствование нравственных основ культуры учащихся: мировоззренческой, политической, экономической, экологической, художественной.
Программа предназначена для учеников 9 классов, у которых уже имеются определенные познания в области географии и навыки работы с картой.
Ценностные ориентиры:
В системе основного общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:
- целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
- комплексное представление о географической среде как среде обитания человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- социально-значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.
Курс внеурочной деятельности по географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
В ходе обучения географии должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин РФ, житель своего региона);
- осознание роли и места РФ как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства РФ как среды обитания всех населяющих её народов;
- осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, её отдельных частей;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- любовь к своему Отечеству, региону, местности;
- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.
Место внеурочной деятельности по географии «Географический мир» в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 9 классе 1 час (из расчета 34 учебных часов в неделю) на внеурочные занятия по географии. В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком на изучение курса внеурочной деятельности по географии в 2022-2023 учебном году отводится 34 часа.
Содержание программы
Введение (1 час)
Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний учащихся и их интересов.
- План и карта (5 часов)
Классификация карт. Глобус. Создание карт. Картография. Искажения карт. Топографическая карта. Условные знаки. Масштаб, азимут, способы изображения рельефа, чтение карты. Чтение топографических и физических карт. Измерение направлений, азимутов, расстояний, географических координат. Комплексный анализ географических условий по топографической карте. Построение профиля рельефа местности. Определение сторон горизонта по параллелям и меридианам. Определение и анализ длин меридианов и параллелей. Решение задач на сравнение протяжённости параллелей и меридианов на глобусе и географической карте.
Практическая работа: Составление плана местности. Изображение холма на плане местности. Практическая работа: Решение задач на определение географических координат.
Практическая работа: Построение профиля рельефа местности по топографической карте.
Практическая работа: Определение расстояний на карте.
- Путешествия и географические открытия (2 часа)
Карта мира, сделанная Птолемеем. Древнейшие описания Земли. Эратосфен, Страбон, Геродот. Древние карты. «География» в 8-ми томах Клавдия Птолемея.
Эпоха Великих географических открытий. Карта Европы Меркатора, 1554. Эпоха экспедиций. Джеймс Кук, русские первопроходцы, М. В. Ломоносов, Александр фон Гумбольдт. География Средневековья. Марко Поло.
Научные экспедиции и теоретические открытия XIX — начала XX веков. Русское географическое общество, мощные географические школы, (Ф. П. Литке, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, П. А. Кропоткин, Н. Н. Миклухо-Маклай, А. И. Воейков, В. В. Докучаев, К. И. Арсеньев). Географические закрытия на карте.
Практическая работа: Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.
- Природа Земли (10 часов)
Строение Земли. Оболочки Земли. Геохронология. Вулканизм, гейзеры, сейсмические пояса. Горные породы по происхождению. Экзогенные и эндогенные процессы. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры водных объектов.
Строение атмосферы, состав, свойства. Климатообразующие факторы. Формирование областей высокого и низкого давления. Виды ветров.
Практическая работа. Определение средней температуры за сутки, при подъеме и спуске. Решение задач на определение амплитуды колебания температур за сутки, неделю, месяц, год, составление графика «Роза ветров».
Решение задач на определение атмосферного давления.
- Материки, океаны, народы и страны (9 часов)
Уникальные особенности природы материков, океанов Земли. Объяснение закономерностей проявления особенностей природы. Народы Земли, их отличительные особенности и география. Религии народов мира. Классификация стран. Выделение уникальных стран в мире. Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов.
Практические задания по описанию страны по плану.
- География России (6 часов)
Особенности рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительного и животного мира на территории Земли. Уникальные природные объекты нашей страны. Памятники природы. Народы России, их обычаи, традиции, религия, география. Традиционные отрасли хозяйства народов России. Урбанизация в России. Особенности и специализация экономических районов России. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения предприятий. Определение факторов размещения отдельных предприятий по территории страны. Провинциальные города нашей страны. Архитектурные памятники в России. Классификация природных ресурсов. Страны-мировые лидеры по различным показателям. Определение стран по краткому описанию.
Практические задания:
Решение географических задач на определение поясного времени. Решение географических задач на определение плотности населения, анализ таблиц, графиков.
Решение задач по оценке ресурсообеспеченности страны, региона.
Решение задач по определению экономических районов по краткому описанию.
Работа с картами атласа по отработке знаний географической номенклатуры объектов. Определение объектов по краткому описанию.
Учебно-методическое обеспечение реализации данной программы
Класс | Учебники | Учебные пособия для учащихся | Дидактические материалы для учителя | Интернет-ресурсы |
8 | Страны мира. Статистический справочник ООН. – М. Весь мир. 2017, 2014. Географические энциклопедии. Географические атласы для средней школы. Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. –СПб.:ООО «Виктория плюс», 2016. -96 с. Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. Марченко.-М.:Айрис-пресс, 2018. -304 с. | География, экология, природопользование: Республиканские школьные олимпиады 2000-2005 гг.: Учебно-методическое пособие. Сост. Кудрявцев А. Ф., Малькова И.Л. Ижевск, УдГУ, 2011.-132 с. Задачи по географии: Пособие для учителей под редакцией А.С. Наумова.- М.: МИРОС, 2009.-192с. Курашева Е.М. География.9-10 кл. Задания на определение географических объектов.-М.: Дрофа, 2015.-106с. Олимпиады по географии. 6-11 кл.: методическое пособие/Под редакцией О.А. Климановой, А.С. Наумова.- 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2010.-205 стр. Пармузин Ю.П., Карпов Г.В. Словарь по физической географии.-М.: Просвещение, 2004.-367 с. Физическая география: Справочное пособие для подготовительных отделений вузов. Под редакцией К.В. Пашканга.-М.: Высш. Шк., 2011.-286 с 8. География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2011. |
Планируемые результаты освоения учебного курса «Географический мир»
Личностные: овладение системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение взаимодействовать с людьми, представлять себя, вести дискуссию и т.п.
Предметные:
- овладение основами картографической грамотности и использования карты как одного из языков» международного общения;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Прогнозируемые результаты обучения:
Учащиеся должны уметь:
- свободно ориентироваться по физической, экономической и политической картам;
- анализировать, сравнивать и обобщать прочитанный материал, делать выводы и заключения на основе анализа географических карт и статистических данных;
- следить за изменениями, происходящими на политической карте мира в последние годы;
- решать задачи среднего уровня сложности в сжатых временных рамках;
- предлагать способы решения задач повышенной сложности и выбирать из них рациональный;
- решать комбинированные контрольные работы;
- представлять результаты практических работ в виде таблиц, диаграмм;
- подготовить устные сообщения с использованием различных источников информации, в том числе исторических и географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов ИНТЕРНЕТ.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что рассчитана на дополнительное обучение учеников 9-х классов на принципах доступности и результативности.
Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый, метод контроля и др.
Формы контроля: творческие работы, исследовательские работы, тестовые задания, анализ и работа со схемами, таблицами.
Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».
Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результатам ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.
Отличительной особенностью данной программы является подход в обучении, в котором география рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
В структуру программы входят 2 образовательных блока:
- теоретический
- практический.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 0 | Устный опрос |
2 | План и карта | 5 | 4 | 1 | Практическая работа |
3 | Путешествия и географические открытия | 2 | 2 | 0 | Устный опрос |
4 | Природа Земли | 10 | 6 | 4 | Практическая работа |
5 | Материки, океаны, народы и страны | 9 | 7 | 2 | Практическая работа |
6 | География России | 6 | 4 | 3 | Практическая работа Итоговая практическая работа |
Итого: | 34 | 24 | 10 |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Географический мир» 9 класс (34 часа)
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Виды контроля | Дата по плану | Дата по факту | Характеристика деятельности учащихся | ||||
1 | Водное занятие | 1 | Знакомство с курсом внеурочной деятельности | |||||||
Тема 1. План и карта (5 ч.) | ||||||||||
Планируемые результаты: УУД: Предметные: понимать возрастающую зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; Познавательные: формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств. Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях | ||||||||||
2 | Ориентирование на местности. Азимут. | 1 | Слушают, работают по заданному вопросу, обсуждают (оппонируют), доказывают своим выступлением, что умеют извлекать необходимую информацию из разных научных источников; уважительно относятся к ответам одноклассников | |||||||
3 | План местности. Составление плана. Определение расстояний на плане местности. | 1 | Вспоминают основные понятия. Определяют расстояние на плане местности. Составляют план местности «Путь от дома до школы» | |||||||
4 | Координатная сетка. Широта. Долгота | 1 | Вспоминают основные понятия. Работают картами атласа | |||||||
5 | Построение профиля рельефа местности по топографической карте. | 1 | Строят профиль местности по топографической карте. Вспоминают и оперируют понятиями: горизонтали, берг-штрихи. | |||||||
6 | Практическое решение заданий. | 1 | Практическая работа № 1 | Решение практических заданий по разделу | ||||||
Тема 2. Путешествия и географические открытия (2 ч.) | ||||||||||
Планируемые результаты: УУД: Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом) Предметные: научиться прослеживать по картам маршруты путешествий Регулятивные: составлять план и последовательность действий, оценивать результат Познавательные: строить логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной форме, делать выводы Личностные: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях | ||||||||||
7 | Эпоха Великих географических открытий. | 1 | Вспомнить великих первооткрывателей и их маршруты путешествий. Сделать обобщение | |||||||
8 | Путешественники, географы, которые внесли вклад в изучение России. | 1 | Проследить маршруты путешественников внесших вклад в изучение России. Составить обобщающую таблицу | |||||||
Тема 3. Природа Земли (10 ч.) | ||||||||||
Планируемые результаты: УУД: Коммуникативные: Участвовать в коллективном поиске, обмениваться информацией, уметь отстаивать свою точку зрения Предметные: углубление знаний по теме “Природа Земли”, формирование представлений об органическом мире материков и океанов Регулятивные: понимать учебную задачу, предлагать помощь и сотрудничество Познавательные: описывать и сравнивать объекты, делать выводы и умозаключения Личностные: уметь выразить свою точку зрения окружающим, не входить в конфликт с расхожими мнениями | ||||||||||
9 | Развитие земной коры. Земная кора на карте. | 1 | Рассмотреть карту тектонического строения Земли. Определить крупные тектонические структуры, сделать вывод об их расположении. Вспомнить как тектонические структуры меняли свой облик со временем | |||||||
10 | Крупные формы рельефа. Внешние и внутренние силы Земли | 1 | Определить крупнейшие формы рельефа Земли, описать внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) силы, которые влияют на внешний облик планеты. Определить виды хозяйственной деятельности человека которые оказывают наибольшее влияние на внешний облик рельефа | |||||||
11 | Атмосфера. Температура воздуха. Ветер. «Роза ветров». | 1 | Вспомнить слои атмосферы. Как распределяется температура воздуха и от каких факторов она зависит. Построение графика «Роза ветров» по данным из таблицы. Устанавливать связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. | |||||||
12 | Атмосферное давление. Практикум | 1 | Практическая работа № 2 | Рассмотреть пояса атмосферного давления, вспомнить как меняется атмосферное давление с изменением высоты. Решение задач | ||||||
13 | Климатические пояса Земли. Климатические области Земли. | 1 | Объяснять размещение на Земле климатических поясов. Составлять характеристику одного из климатических поясов. Выявлять причины выделения климатических областей в пределах поясов. | |||||||
14 | Работа с климатограммами | 1 | Практическая работа № 3 | Читать климатограммы | ||||||
15 | Воды суши: состав, свойства, происхождение. | 1 | Устанавливать зависимость рек от рельефа и климата. Составлять характеристику одной из рек материка по плану. Объяснять появление заболоченных территорий и их зависимость от климата | |||||||
16 | Природные зоны Земли. Практикум | 1 | Практическая работа № 4 | Описывать природные зоны Земли. Объяснять соотношение тепла и влаги в каждой из природных зон. Выявлять изменения природы зон под влиянием хозяйственной деятельности человека | ||||||
17 | Взаимосвязь природных компонентов | 1 | Вспомнить понятие «Природный комплекс». Сравнить территориальные и аквальные комплексы. Привести примеры различных природных комплексов | |||||||
18 | Практическое решение заданий | 1 | Практическая работа № 5 | Выполнение практической работы | ||||||
Тема 4. Материки, океаны, народы и страны (9 ч.) | ||||||||||
Планируемые результаты: УУД: Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Предметные: История исследования материков и океанов. Особенности природы, виды деятельности человека на материках. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу материка. Уметь описывать материки по плану. Основные расы и народы материков. Крупнейшие страны и их значение в развитии хозяйства. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. Личностные: умение выражать свою позицию, уметь отстаивать свое мнение | ||||||||||
19 | Особенности природы Африки. | 1 | Определять географическое положение материка и объяснять его влияние на природу. Оценивать результаты исследований Африки зарубежными и русскими путешественниками и исследователями. Описывать природные зоны материка. Объяснять соотношение тепла и влаги в каждой из природных зон. Выявлять изменения природы зон под влиянием хозяйственной деятельности человека | |||||||
20 | Особенности природы Южной Америки | 1 | Объяснять причины преобладания влажных типов климата, богатства материка поверхностными водами. Сравнивать климат Южной Америки и Африки. Оценивать климат материка в природе и жизни населения | |||||||
21 | Особенности природы Австралии. | 1 | Объяснять причины сухости климата на большей территории, бедности поверхностными водами. Читать климатограммы. Описывать реки материка. Объяснять причины эндемичности органического мира | |||||||
22 | Особенности природы Антарктиды. | 1 | Объяснять причины особенностей природы материка и его влияние на природу всей Земли. Анализировать климатограммы. Составлять описание климата внутренних и прибрежных районов материка. Оценивать природные ресурсы Антарктиды. Объяснять международный статус материка. Обсуждение подготовки проектов | |||||||
23 | Особенности природы Евразии. | 1 | Объяснять вязь между компонентами природы основных зон материка и особенности в расположении природных зон. Сравнение природных зон Северной Америки и Евразии. Устанавливать степень изменения природных зон человеком | |||||||
24 | Особенности природы Северной Америки. Практикум | 1 | Практическая работа № 6 | Объяснять причины особого размещения природных зон. Составлять описания отдельных зон. Составлять на основе текста учебника определение понятий «тундра», «тайга», «степь». Оценивать степень изменения природы материка. Выявлять по карте расположение заповедников и национальных парков | ||||||
25 | Население мира. | 1 | Составление схемы «Основные и переходные человеческие расы». Работа с картами атласа и ответ на вопрос о самых густонаселенных странах мира. Выявление взаимосвязей исторического и современного заселения. Записать в тетрадь основные понятия: народ, нация, языковая семья, языковая группа. Схема в тетрадь «Религии мира». Рассуждение о разнице и схожести мировых религий | |||||||
26 | Страны мира. Классификация стран. Практикум. | 1 | Практическая работа № 7 | Выявление признаков, по которым можно проклассифицировать все страны мира. Обзор крупнейших и карликовых государств. Сравнение государств по численности населения. Обозначение на к/к крупнейших по площади государств и их столиц | ||||||
27 | Океаны Земли, их особенности. | 1 | Определять по картам географическое положение океанов, глубины, крупнейшие поверхностные течения. Устанавливать по картам атласа особенности компонентов природы океанов. Выявлять характер хозяйственного использования океанов и влияние его на сохранение природы океанов. | |||||||
Тема 5. География России (7 ч.) | ||||||||||
УУД: Коммуникативные: принимать активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения). Предметные: История исследования России. Особенности природы, виды деятельности человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу России. Особенности населения России. Хозяйство России, отрасли специализации. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Понимать учебную задачу; предлагать помощь и сотрудничество. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию Познавательные: описывать и сравнивать объекты; самостоятельно давать определения понятиям, делать выводы и умозаключения. Личностные: умение выражать свою позицию, уметь отстаивать свое мнение | ||||||||||
28 | ГП России. Административно-территориальное устройство РФ. Физико-географические районы России. Экономические районы России. | 1 | «Характеристика ГП России. Определение географических координат крайних точек. Анализировать и сопоставлять карты атласа. Работать с различными источниками географической информации. Сравнивать размеры и конфигурацию государственной территории России и других стран (Канады, США и т. п.) на основе анализа карт и статистических данных. Оценивать достоинства и недостатки размеров и конфигурации государственной территории России. Сопоставлять размеры территории благоприятной для ведения хозяйства России и других крупнейших стран мира. Обсуждать различные точки зрения по оценке государственной территории России. | |||||||
29 | Часовые пояса. Поясное время. Практикум | 1 | Практическая работа № 8 | «Определение поясного времени для разных пунктов России. Решение задач» | ||||||
30 | Общая характеристика природы России. | 1 | Сопоставление физической и тектонической карт России. Анализировать внутренние и внешние современные процессы, которые влияют на развитие современного рельефа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. Анализировать климатические карты и диаграммы, сопоставлять их с физической картой. Характеризовать разные типы климата России. | |||||||
31 | Народы, населяющие Россию, их география. Демографическая ситуация в России. Практикум | 1 | Практическая работа № 9 | Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения ее границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты для определения исторических изменений границ Российского государства. Характеризовать изменения национального состава России, связанные с ростом ее территории. Подготавливать и обсуждать сообщения и презентации об основных этапах формирования Российского государства. Анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий. Сравнивать показатели воспроизводства население России с показателями других стран. Анализировать переход от одного типа воспроизводства к другому. Анализ по картам и стат. материалам особенностей размещения крупных народов России | ||||||
32 | Регионы России. Хозяйство Европейской части России. Заповедники | 1 | Выявлять на основе анализа карт особенности географического положения макрорегиона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения | |||||||
33 | Регионы России. Хозяйство Азиатской части России. Заповедники | 1 | Выявлять на основе анализа карт особенности географического положения макрорегиона, специфику территориальной структуры расселения и хозяйства, этнического и религиозного состава населения | |||||||
34 | Итоговая практическая работа | 1 | Практическая работа № 10 | Выполнение итоговой практической работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Основы православной культуры"
Элективный курс "Основы православной культуры". Программа курса предлагается учащимся 9 – 10 классов общеобразовательной школы. Она направлена на развитие жизненных навыков старшеклассников, связан...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...