Рабочая программа по географии 10-11 класс
рабочая программа по географии (10, 11 класс)
Учебник: В.П. Максаковский География. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень – 23-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014. – 416с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_10_-_11_klass.docx | 84.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии 10 - 11 класса составлена в соответствии с Федеральным законом об образовании РФ №273 от 29.12.2012г., на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования №1897 от 17.12.2010., ООП ООО, Положения о Рабочей программе по учебному предмету МБОУ «Нижнеомская СШ №1» (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
Данная программа составлена в соответствии с:
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии с учетом авторской программы В.П. Максаковского по географии «Программы для общеобразовательных учреждений. География. 10-11 класс» (М.: Просвещение, 2017 г)
- с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;
- с федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.
Рабочая программа по географии для 10 класса к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Данный курс географии завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, особенностей разных территорий. Содержание курса направлено на формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также на развитие познавательного интереса к другим народам и странам.
Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся, с учетом реализаций программы развития школы «Школа как центр творчества развития детей».
При составлении рабочей программы учитываются возможности обучающихся. Для детей с низким и высоким уровнями обученности и работоспособности предусмотрены специальные учебные задания. В 10 и 11 классах по данной программе нет обучающихся детей с ОВЗ на очной форме обучения.
- Учебник: В.П. Максаковский География. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень – 23-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014. – 416с.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение географии в средней школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
- российской гражданской идентичностью и гражданской позицией;
- мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми;
- коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- ставить учебные задачи, вносить изменения в содержание учебной задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность ее выполнения;
- планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
- оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
- пользоваться различными способами самоконтроля;
- классифицировать в соответствии с выбранными признаками, систематизировать и структурировать информацию;
- формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
- пользоваться навыками анализа и синтеза;
- искать и отбирать необходимые источники информации;
- представлять информацию в различных формах(письменной и устной) и видах;
- работать с разными видами текстов(учебным текстом и внетекстовыми компонентами) — научно-популярными, публицистическими, художественными: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступления; переводить информацию из одного вида в другой(текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
- использовать различные виды моделирования исходя из учебной задачи;
- создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
- составлять рецензии, аннотации;
- выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;
- вести дискуссию, диалог;
- находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. На базовом уровне это:
- умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
- обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
- владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
ПЕРЕЧЕНЬ УУД, ФОРМИРОВАНИЮ, КОТОРЫХ УДЕЛЯЕТСЯ ОСНОВНОЕ ВНИМАНИЕ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ
учебно-познавательные:
- умения и навыки планирования учебной деятельности - самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, формулирование выводов, решение задач;
- умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории.
информационно-технологические:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
- способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.
коммуникативные:
- умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умение отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- умения обмениваться информацией по теме курса, фиксировать её в процессе коммуникации.
рефлексивные:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по географии являются:
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
- формирование представления о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- формирование картографической грамотности;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений работать с разными источниками географической информации;
- формирование умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- формирование умений вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В результате изучения географии в 10 - 11 классе
Ученик научится. Ученик получит возможность научиться:
объяснять:
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь:
- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
- сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.
оценивать:
- обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
- рекреационные ресурсы мира;
- современное геополитическое положение стран и регионов;
- положение России в современном мире;
- влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
- экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
- тенденции и пути развития современного мира.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;
- прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Содержание учебного предмета
Введение – 1 час
Социально-экономическая (общественная) география в системе географических наук. Предмет социально-экономической географии мира, ее роль в формировании географической культуры. Представление о географической картине мира. Основные теории, концепции и методы исследований. Н. Н. Баранский, А. И. Витвер. Источники знаний. Особенности структуры курса.
Раздел I. Общая характеристика мира – 32 часа
Тема 1. Современная политическая карта мира – 5 часов
Политическая карта мира как предмет изучения политической географии. Количество, группировка и типология стран. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Политическая карта мира после второй мировой войны. Новый этап международных отношений и политическая карта мира.
Государственный строй стран мира. Формы правления и административно-территориального устройства.
Политико-географическое (геополитическое) положение стран и регионов как историческая категория. Концепции геополитики.
Пр.р.№1. «Обозначение на к/к стран различных типов»
Пр.р.№2. «Составление таблицы «Государственный строй стран мира»
Пр.р.№3. «Политико-географическое положение страны (по выбору)»
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Географическое ресурсоведение и геоэкология – 6 часов
Взаимодействие общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде. «Обмен веществ» между обществом и природой: качественно новый этап. Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности и классификациях природных ресурсов.
Минеральные ресурсы; территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы; мировой земельный фонд и изменения в его структуре. Опустынивание и борьба с ним. Водные ресурсы суши и проблема пресной воды; пути ее решения. Гидроэнергетический потенциал. Перспективы изменения географии ведущих отраслей производства в зависимости от ПРП региона мира.
Биологические ресурсы; два лесных пояса Земли. Обезлесение и борьба с ним. Водные, минеральные энергетические и биологические ресурсы Мирового океана. Перспективы изменения географии ведущих отраслей производства в зависимости от ПРП региона мира. Климатические и космические ресурсы как ресурсы будущего. Рекреационные ресурсы; всемирное природное и культурное наследие.
Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. Антропогенное загрязнение окружающей среды; причины и последствия. Загрязнение литосферы, гидросферы, атмосферы. Пути решения природоохранных проблем. Природоохранная деятельность и экологическая политика.
Географическое ресурсоведение и геоэкология. Международный характер проблемы «Общество и окружающая среда»; междисциплинарный характер этой проблемы; роль географии.
Пр.р.№4. «Определение и оценка ресурсообеспеченности минеральными ресурсами стран мира»
Тема 3. География населения мира – 6 часов
Население как предмет изучения социально-экономической географии. Численность и воспроизводство населения. Численность населения мира; источники данных о ней. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, второй тип воспроизводства населения: «демографический взрыв».
Управление воспроизводством населения и демографическая политика. Концепция демографического перехода. Качество населения как новое комплексное понятие.
Состав (структура) населения. Половой состав населения. Возрастной состав населения; трудовые ресурсы. Образовательный состав населения как показатель его «качества». Сферы занятости населения. Территориальные различия в уровне занятости населения в пределах крупных регионов мира. Этнический (национальный) состав населения; крупнейшие народы мира и языковые семьи. Одно- и многонациональные государства. Религиозный состав населения; мировые религии, их история и география. Главные очаги этнорелигиозных конфликтов.
Размещение и миграции населения. Размещение и плотность населения: большие контрасты. Причины внешних и внутренних миграций в мире. Показатели миграционного прироста населения в Европейском регионе. Основные направления миграционных потоков в крупных регионах мира. Трудовые миграции. «Утечка умов».
Городское и сельское население. Городское население: возрастание роли. Понятие об урбанизации как глобальном процессе, общие его черты. Уровни и темпы урбанизации и их регулирование. Урбанизация в экономически развитых странах. Урбанизация в развивающихся странах, «городской взрыв». Крупнейшие города (агломерации) и мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах. Население и окружающая среда. Влияние урбанизации на окружающую среду. Экологические проблемы больших городов.
Пр.р.№5.»Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору)»
Пр.р.№6. «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира»
Пр.р.№7. «Определение типа стран по национальному признаку»
Пр.р.№8. «Заполнить таблицу «Размещение населения»
Пр.р.№9. «Характеристика населения одной из стран мира»
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство – 5 часов
Научно-техническая революция. Понятие об НТР. Характерные черты НТР. Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР.
Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве; история его формирования. Географическая «модель» мирового хозяйства, основные центры развития; возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона. Понятие о международном географическом разделении труда. Международная экономическая интеграция; главные региональные и отраслевые группировки.
НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии. Воздействие НТР на мировое хозяйство. Воздействие НТР на темпы роста и уровни развития. Воздействие НТР на главные пропорции мирового хозяйства: от индустриального к постиндустриальному обществу. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в экономически развитых странах; высокоразвитые, депрессивные, отсталые аграрные районы. Территориальная структура хозяйства и региональная политика в развивающихся странах; перестройка прежней структуры. Экономическое районирование. Территориальная структура непроизводственной сферы. Пространственные формы организации науки, культуры, образования. Культурные регионы мира.
Воздействие НТР на размещение и территориальную структуру хозяйства; районы старого и нового освоения; старые и новые факторы размещения.
Пр.р.№10. «Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира»
Тема 5.География отраслей мирового хозяйства – 10 часов
Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии. География промышленности. Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства; соотношение старых, новых и новейших отраслей. Влияние экспортно-ориентированных отраслей на географию хозяйства и населения в регионе. Топливно-энергетическая промышленность. Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Сдвиги в структуре производства и потребления топлива и энергии.
Нефтяная, газовая и угольная промышленность как основа мировой энергетики; основные черты их размещения, главные грузопотоки. Электроэнергетика: структура производства на ТЭС, ГЭС и АЭС, основные черты географии. Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии.
Горнодобывающая промышленность, ее значение и структура; главные страны и районы. Основные черты географии черной и цветной металлургии; главные страны и районы; типы ориентации.
Особенности географии машиностроения; главные страны и районы.
Особенности географии химической, лесной и текстильной промышленности; главные страны и районы. Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.
География сельского хозяйства и рыболовства. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Сельское хозяйство в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие об агропромышленном комплексе и «зеленой революции ». Растениеводство. Зерновые культуры - основа мирового сельского хозяйства. Другие продовольственные культуры, непродовольственные культуры; основные черты их размещения.
География мирового животноводства. Сельскохозяйственные районы мира. Рыболовство; основные черты географии.
Сухопутный транспорт: автомобильный, железнодорожный и трубопроводный. Его особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Морской транспорт: судоходство, флот и порты. Главные международные морские каналы. Внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт. Транспорт и окружающая среда.
Переход к новому международному экономическому порядку. Открытая экономика и свободные экономические зоны. Международная торговля: оборот, товарная структура, географическое распределение. Другие формы международных экономических отношений: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг, научно-технических знаний. Международный туризм как форма обмена услугами. Главные районы международного туризма. География непроизводственной сферы. Увеличение роли этой сферы в мировом хозяйстве и ее причины. Понятие о постиндустриальном обществе, его особенности. Мировые города - главные потребители и распределители информации. Мировые информационные сети.
Пр.р.№11. «Составление картосхемы «ТЭК»
Пр.р.№12. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской в Германии»
Пр.р.№13. «Определение стран - лидеров в различных отраслях машиностроения»
Пр.р.№14. Заполнить таблицу «Размещение отраслей химической промышленности»
Пр.р.№15. Заполнить таблицу «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания»
Пр.р.№16. «Определение и характеристика мировой транспортной структуры»
Раздел 2. Региональная характеристика мира (34 часа) 11 класс
Тема 6. Зарубежная Европа - 7 часов
Общая характеристика региона: территория, границы, положение и его особенности, природные условия и ресурсы. Население Зарубежной Европы: воспроизводство, состав, миграции, урбанизация, западноевропейский тип города, субурбанизация. Хозяйство: место региона в мире, различия между странами. Промышленность и ее главные отрасли. Сельское хозяйство: три главных типа; понятия – землевладение и землепользование. Транспорт: главные магистрали и узлы. Географический рисунок расселения и хозяйства Зарубежной Европы. «Центральная ось» развития – главный Элемент территориальной структуры региона. Высокоразвитые, старопромышленные, аграрные районы и районы нового освоения. Международная экономическая интеграция и ее влияние на территориальную структуру хозяйства. Германия.
Практические работы:
- « Сравнительная характеристика двух стран зарубежной Европы»
Тема 7. Зарубежная Азия - 10 часов
Характерные черты экономико-географического положения, география природных условий, населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем Зарубежной Азии и четырех ее регионов.
Экономико- и социально-географическая характеристика Китая.
Экономико- и социально-географическая характеристика Японии.
Экономико- и социально-географическая характеристика Индии.
Краткая обзорная характеристика Австралии.
Ключевые понятия темы: азиатский тип города, мегалополис, «технополис», «полюс роста»
Практические работы:
1. «Классификация стран Зарубежной Азии»
2. «Сравнение экономики двух зон Китая: Западной и Восточной»
3. « Составление картосхемы международных экономических связей Японии»
4. «Составление картосхемы международных экономических связей Австралии»
Тема 8. Африка - 4 часа
Характерные черты экономико-географического положения, географии природных ресурсов и условий, населения, промышленности, сельского хозяйства, природоохранных проблем Африки ее регионов. Представление о монокультуре. Образ территории Северной Африки. Образ территории Тропической Африки.
Ключевые понятия темы: Колониальный тип отраслевой структуры хозяйства, монокультура, арабский тип города, апартеид.
Практические работы:
- «Составление прогноза экономического развития стран Африки»
Тема 9. Северная Америка - 5 часов
Характерные черты ЭГП, географии природных ресурсов и условий, населения США. Общая характеристика хозяйства США. Основные черты промышленности, сельского хозяйства, транспорта, природопользования США, главные промышленные и сельскохозяйственные районы. Макрорайонирование США и облик каждого из четырех макрорайонов.
Экономико- и социально-географическая характеристика Канады.
Ключевые понятия темы: североамериканский тип города, постадийная специализация, североамериканский тип транспортной системы, промышленный пояс.
Практические работы:
- «Сравнение двух макрорегионов США»
- «Составление программы освоения территории Канады»
Тема 10. Латинская Америка - 3 часа
Характерные черты экономико-географического положения, географии природных ресурсов и условий, населения, отраслевой и территориальной структуры хозяйства, природоохранных проблем Латинской Америки.
Экономико- и социально-географическая характеристика страны - субрегиона Бразилии.
Ключевые понятия темы: латиноамериканский тип города, «ложная урбанизация», латифундия, колониальный тип территориальной структуры хозяйства.
Практические работы:
1. «Сравнительная характеристика двух стран Латинской Америки»
Тема 11. Россия в современном мире - 3 часа
Природно-ресурсный потенциал страны. Организация рационального природопользования. Население России. Качественные и количественные характеристики. ИЧР и его значение для оценки качества жизни населения.
Место России в мировом хозяйстве, проблемы, связанные с ее врастанием в мировую экономику.
Важнейшие особенности отраслевой, территориальной структуры хозяйства
Характеристика современного этапа преобразований экономики.
Ключевые понятия темы: Рыночные отношения, перестройка, безработица, шоковая терапия.
Практические работы:
1. «Анализ и объяснение геополитического и геоэкономического положения России»
2. «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной продукции»
Тема 12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) - 2 час
Современная эпоха – это эпоха растущей взаимозависимости противоречивого, но все более целостного мира. Понятие о глобальных проблемах человечества. Сущность, причина возникновения и пути решения каждой из этих проблем.
Ключевые понятия темы: экологический кризис, морское хозяйство, глобальный прогноз, глобальная научная гипотеза, глобальный (мировой) проект.
Тематическое планирование
Тема (раздел) | Кол-во часов | Из них | |
практика | оценочные | ||
Введение. | 1 | ||
Раздел I. Общая характеристика мира 10 класс | 32 | 16 | |
Тема 1. Современная политическая карта мира. | 5 | 3 | 1 |
Тема 2. География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Географическое ресурсоведение и геоэкология. | 6 | 1 | 1 |
Тема 3. География населения мира. | 4 | 4 | 1 |
Тема 3. География населения мира. | 2 | 1 | 1 |
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство. | 5 | 1 | |
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. | 10 | 6 | 2 |
+ 1 час резерв | 33 | 16 | 6 |
Раздел 2. Региональная характеристика мира 11 класс | 34 | 11 | 11 |
Тема 6. Зарубежная Европа | 7 | 1 | 1 |
Тема 7. Зарубежная Азия | 10 | 4 | 4 |
Тема 8. Африка | 4 | 1 | 1 |
Тема 9. Северная Америка | 5 | 2 | 2 |
Тема 10. Латинская Америка | 3 | 1 | 1 |
Тема 11. Россия в современном мире | 3 | 2 | 2 |
Тема 12. Глобальные проблемы человечества | 2 | ||
Календарно - тематическое планирование 10 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Из них | |
практика | контроль | |||
1 | Экономическая и социальная география как наука. Входной контроль. | 1 | Фронтальный опрос Тестирование | |
2 | Многообразие стран современного мира. | 1 | Пр.р.№1. Обозначение на к/к стран различных типов | Проверка домашнего задания, фронтальный опрос |
3 | Международные отношения. Политическая карта и геополитика. | 1 | Проверка домашнего задания | |
4 | Государственный строй стран мира. | 1 | Пр.р.№2. Составление таблицы «Государственный строй стран мира» | Проверка домашнего задания, групповая работа |
5 | Политическая география. | 1 | Пр.р.№3. «Политико-географическое положение страны (по выбору)» | Проверка домашнего задания, групповая работа |
6 | Обобщающий урок по теме «Современная политическая карта мира». | 1 | Зачет | |
7 | Взаимодействие общества и природы. Классификация мировых природных ресурсов. | 1 | Фронтальный опрос | |
8 | Минеральные, земельные, водные, ресурсы. | 1 | Пр.р.№4. «Определение и оценка ресурсообеспеченности минеральными ресурсами стран мира» | Проверка домашнего задания, групповая работа |
9 | Биологические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. | 1 | Проверка домашнего задания, групповая работа | |
10 | Загрязнение и охрана окружающей среды. | 1 | Проверка домашнего задания, групповая работа | |
11 | Географическое ресурсоведение и геоэкология. | 1 | Проверка домашнего задания, групповая работа | |
12 | Обобщающий урок по теме «География мировых природных ресурсов». | 1 | Защита проекта | |
13 | Численность и воспроизводство населения мира. | 1 | Пр.р.№5. Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира (по выбору). | Фронтальный опрос, групповая работа |
14 | Демографическая политика. | 1 | Пр.р.№6. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира. | Проверка домашнего задания |
15 | Состав (структура) населения. | 1 | Пр.р.№7. Определение типа стран по национальному признаку | Проверка домашнего задания, групповая работа |
16 | Размещение и миграция населения, география миграции. | 1 | Пр.р.№8. Заполнить таблицу «Размещение населения» | Проверка домашнего задания, работа в парах |
17 | Расселение. Урбанизация. | 1 | Пр.р.№9. «Характеристика населения одной из стран мира по плану» | Проверка домашнего задания |
18 | Итоговый урок по теме «География населения мира». | 1 | Контрольная работа | |
19 | Научно-техническая революция (НТР). | 1 |
| Фронтальный опрос |
20 | Мировое хозяйство. | 1 | Пр.р.№10.Составление картосхемы главных интеграционных группировок мира | Проверка домашнего задания, групповая работа |
21 | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. | 1 | Проверка домашнего задания, групповая работа | |
22 | Факторы размещения хозяйства. | 1 | Проверка домашнего задания, работа в парах | |
23 | Зачет по теме «НТР и мировое хозяйство». | 1 | Зачет | |
24 | География промышленности. Топливно-энергетический комплекс мира. | 1 | Фронтальный опрос | |
25 | Топливная промышленность мира. Электроэнергетика мира. | 1 | Пр.р.№11. Составление картосхемы «ТЭК» | Проверка домашнего задания, групповая работа |
26 | Горнодобывающая промышленность. Черная и цветная металлургия. | 1 | Пр.р.№12. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика Приатлантической металлургической базы США и Рурской в Германии» | Проверка домашнего задания, работа в парах |
27 | Машиностроение мира. | 1 | Пр.р.№13. « Определение стран лидеров в различных отраслях машиностроения» | Проверка домашнего задания, групповая работа |
28 | Химическая, лесная и легкая промышленность мира. Промышленные районы мира. | 1 | Пр.р.№14. Заполнить таблицу «Размещение отраслей химической промышленности» | Проверка домашнего задания, групповая работа |
29 | Сельское хозяйство. Растениеводство. | 1 | Пр.р.№15. Заполнить таблицу «Основные сельскохозяйственные культуры и районы их возделывания» | Проверка домашнего задания |
30 | Животноводство. Рыболовство. | 1 | к/к - обозначение стран-лидеров по основным отраслям сельского хозяйства | Проверка домашнего задания |
31 | География транспорта мира. | 1 | Пр.р.№16. «Определение и характеристика мировой транспортной структуры» | Проверка домашнего задания, групповая работа |
32 | Всемирные экономические отношения. | 1 | Проверка домашнего задания | |
33 | Обобщающий урок по теме «География отраслей мирового хозяйства». Промежуточная аттестация (Итоговая контрольная работа) | 1 | Контрольная работа | |
34 | резерв | 2 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Применение ИКТ | Виды контроля | |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||
1-2 | Общая характеристика Зарубежной Европы
Входной контроль | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы,Страны и народы зарубежной Европы в современном мире. | Знать: географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда. | Уметь: показывать и называть все страны Зарубежной Европы со столицами. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный опрос. Работа с картой Зарубежной Европы. Тестирование. |
3-4. | Географический рисунок расселения и хозяйства | 2 | Характерные черты и особенности размещения хозяйства. ЭГХ Северной, Средней, Южной и Восточной Европы.Историко-географические особенности формирования европейского экономического пространства. | Уметь: оценивать и объяснять степень природных, антропогенных и технологических изменений отдельных стран; - составлять политическую географическую характеристику регионов Европы | Понимать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов. Уметь сопоставлять карты различной тематики. | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. |
5-6 | Субрегионы и страны зарубежной Европы Пр. №1 «Сравнительная хаактеристика двух стран зарубежной Европы» | 2 | Характерные черты и особенности размещения хозяйства. ЭГХ Северной, Средней, Южной и Восточной Европы.Географические особенности стран и народов Европы. | Уметь анализировать экономические картысубрегионов Европы с целью определения специализации и участия в международном географическом разделении труда стран. | Уметь составлять политическую географическую характеристику регионов и стран зарубежной Европы. | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Работа с картами регионов Зарубежной Европы. |
7 | Проверочный тест по теме «Зарубежная Европа» | 1 | Анализ экономических карт с целью определения специализации и участия стран зарубежной Европы в международном географическом разделении труда.Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйства зарубежной Европы. | Уметь анализировать экономические карты стран зарубежной Европы и делать правильные выводы из данного анализа. | Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; - сопоставлять карты различной тематики. | Проверочный тест по теме «Зарубежная Европа» | |
8-9 | Общая характеристика Зарубежной Азии Пр. №2 «Классификация стран зарубежной Азии» | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Страны и народы зарубежной Азии. Географические особенности стран и народов. | Уметь анализировать экономические карты с целью определения специализации и участия в международном географическом разделении труда стран зарубежной Азии. | Уметь составлять политическую географическую характеристику регионов и стран зарубежной Азии. Уметь показывать и называть все страны Зарубежной Азии со столицами. Уметь составлять политическую географическую характеристику регионов и стран зарубежной Азии. | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос. Работа с картой зарубежной Азии. |
10-11 | Китай Пр. №3 «Сравнение экономики двух зон Китая: Западной и Восточной» | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Китая | Знать географические особенности стран и народов Восточной Азии. Знать страны – члены АТЭС и АСЕАН. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Китая отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Китая. |
12-13 | Япония Пр. №4 «Составление картосхемы международных экономических связей Японии» | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Японии | Знать географические особенности стран и народов Восточной Азии. Уметь правильно оценивать важнейшиесоциально-экономических события международной жизни. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Японии отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Японии. |
14-15 | Индия | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Индии | Знать географические особенности стран и народов Южной Азии. Уметь правильно оценивать важнейшиесоциально-экономических события международной жизни. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Индии отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Индии. |
16 | Австралия Пр. №5 «Составление картосхемы международных экономических связей Австралии» | 1 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Австралии | Знать общую характеристику Австралии и Океании.Знатьстраны и народы Австралии и Океании. Уметьпоказывать и называть все страны Австралии и Океании со столицами. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Австралииотраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Австралии и Океании. |
17 | Проверочный тест по теме «Зарубежная Азия. Австралия» | 1 | Анализ экономических карт с целью определения специализации и участия стран зарубежной Азии и Австралии в международном географическом разделении труда.Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйствазарубежной Азии и Австралии. | Уметь анализировать экономические карты стран зарубежной Азии и Австралии и делать правильные выводы из данного анализа. | Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; - сопоставлять карты различной тематики. | Проверочный тест по теме «Зарубежная Азия. Австралия» | |
18-19 | Общая характеристика Африки Пр. №6 «Составление прогноза экономического развития стран Африки» | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Африки. Страны и народы Африки. Особенности и географические различия в жизни населения различных стран Африки. | Знать географические особенности стран и народов Африки. Уметь правильно оценивать важнейшиесоциально-экономических события международной жизни. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Африкиотраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Африки. |
20 | Субрегионы Северной и Тропической Африки | 1 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйствасубрегионов Африки. | Уметьпоказывать и называть все страны Африки со столицами. Знать страны Африканского союза. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных длясубрегионов Африкиотраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Африки. |
21 | Проверочный тест по теме «Африка» | 1 | Анализ экономических карт с целью определения специализации и участия стран Африки в международном географическом разделении труда.Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйства Африки. | Уметь анализировать экономические карты стран Африки и делать правильные выводы из данного анализа. | Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; - сопоставлять карты различной тематики. | Проверочный тест по теме «Африка» | |
22-23 | Общая характеристика США | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства США.Качество жизни населения. Хозяйственные связи стран региона Северная Америка. НАФТА. | Уметьпоказывать и называть все страны Северной Америки со столицами. Знать страны НАФТА.Знать географические особенности США, крупнейшие штаты и города страны. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для СШАотраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей страны. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный опрос. Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Северной Америки. |
24 | Макрорегионы США Пр. №7 «Сравнение двух макрорегионов США» | 1 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства макрорегионов США. | Уметьпоказывать и называть макрорегионы США со столицами и крупнейшими агломерациями.. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных длямакрорегионовСШАотраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой США. |
25 | Канада Пр. №8 «Составление программы освоения территории Канады» | 1 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Канады | Знать географические особенности Канады, крупнейшие штаты и города страны. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных дляКанадыотраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный опрос. Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Канады. |
26 | Проверочный тест по теме «США. Канада» | 1 | Анализ экономических карт с целью определения специализации и участия стран Северной Америки в международном географическом разделении труда.Практическое осмысление характерных черт и особенностей размещения хозяйства США и Канады. | Уметь анализировать экономические карты стран Северной Америки и делать правильные выводы из данного анализа. | Использовать таблицы, картосхемы, диаграммы, отражающие географические закономерности размещенных явлении и процессов; - сопоставлять карты различной тематики. | Проверочный тест по теме «США. Канада» | |
27-28 | Латинская Америка | 2 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Латинской Америки.Страны и народы Латинской Америки. Природные и хозяйственные особенности. ЛАИ. | Уметьпоказывать и называть все страны Латинской Америки со столицами. Знать страны ЛАИ. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Латинской Америки отраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный опрос. Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картойЛатинской Америки.. |
29 | Бразилия Пр. №9 ««Сравнительная хаактеристика двух стран Латинской Америки» | 1 | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Бразилии. Природные и хозяйственные особенности Амазонии. | Знать географические особенности Бразилии, крупнейшие агломерации страны. | Показывать на карте крупные города, агломерации и мегаполисы, центры размещения основных для Бразилииотраслей хозяйства. Знать направление международных экономических связей региона. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой Латинской Америки. |
30-31 | Россия в современном мире Пр. №10 «Анализ и объяснение особенностей современног геополитического и геоэкономического положения России» | 2 | Природно-ресурсный потенциал страны. Организация рационального природопользованияНаселение России. Качественные и количественные характеристики. ИЧР и его значение для оценки качества жизни населения. | Фронтальный опрос. Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. Работа с картой. | |||
32 | Место России в мировом хозяйстве Пр. №11 «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной продукции» | 1 | Важнейшие особенности отраслевой, территориальной структуры хозяйства Характеристика современного этапа преобразований экономики. | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. | |||
33 | Глобальные проблемы человечества | 1 | Характеристика проблем загрязнения окружающей среды, истощения ресурсов, бедности стран третьего мира. Техногенных катастроф, мира и разоружения, терроризма, демографической проблемы и пр. | Знать географические аспекты глобальных проблем человечества. Знать понятия, типы и взаимосвязи глобальных проблем, географическое содержаниеглобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. | Понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации. Знать понятия, типы и взаимосвязи глобальных проблем. | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос. Индивидуальные задания и тесты. |
34 | Глобальные прогнозы, гипотезы, проекты Итоговая контрольная работа | 1 | Общее представление о современных гипотезах развития человечества. | Иметь общее представление о современных гипотезах развития человечества | Понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации. | Электронный учебник. География. 10 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный опрос. Устный опрос. Итоговый тест за курс 11 класса |
Перечень обязательной географической номенклатуры для 10 и 11 класса.
Страны монархии: Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Дания, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Бахрейн, Бруней, Бутан, Иордания, Камбоджа, Катар, Кувейт, Малайзия, Непал, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Лесото, Марокко, Свазиленд, Тонга.
Страны с федеративным устройством: Россия, ФРГ, Бельгия, Швейцария, Австрия, Сербия и Черногория, Малайзия, Бангладеш, Мьянма, Пакистан, Объединенные Арабские Эмираты, Нигерия, Эфиопия, ЮАР, США, Канада, Мексика, Венесуэла, Бразилия, Аргентина, Австралия (Австралийский Союз).
Внутриконтинентальные страны: Швейцария, Австрия, Чехия, Словакия, Венгрия, Монголия, Непал, Афганистан, Боливия, Парагвай, Мали, Чад, Нигер, ЦАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Уганда и др.
Типология стран
Развитые страны: «Большая семерка», малые европейские страны, внеевропейские страны (с переселенческим капитализмом)
Развивающиеся страны: Ключевые; Новые индустриальные; Нефтеэкспортирующие; отсталые страны мира.
Страны, добившиеся независимости после Второй мировой войны:
Азия: Корея, Вьетнам, Индонезия, Иордан, Ливан, Сирия, Филиппины, Индия, Пакистан, Мьянма, Израиль, Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Малайзия, Кипр, Кувейт, Йемен, Мальдивы, Сингапур, Бахрейн, Катар, ОАЭ, Бангладеш, Бруней, Восточный Тимор.
Африка: Ливия, Тунис, Судан, Гана, ЦАР, Гвинея, Кот-д'Ивуар, Буркина-Фасо, Габон, Бенин, Камерун, ДР Конго, НР Конго, Мавритания, Мали, Мадагаскар, Нигер, Нигерия, Сенегал, Сомали, Того, Чад, Сьерра-Леоне, Танзания, , Алжир, Бурунди, Руанда, Уганда, Кения, Замбия, Малави, Гамбия, Ботсвана, Лесото, Маврикий, Свазиленд, Экваториальная Гвинея, Гвинея-Бисау, Мозамбик, Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Коморские острова, Ангола, Сейшельские острова, Джибути, Зимбабве, Намибия, Эритрея.
Америка: Гайана, Барбадос, Багамы, Гренада, Суринам, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Белиз, Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис.
Океания: Науру, Тонга, Фиджи, Папуа—Новая Гвинея Соломоновы острова, Тувалу, Кирибати, Вануату, Федеративные штаты Микронезии (Каролинские острова), Маршаловы острова, Палау.
Европа: Мальта.
Зарубежная Европа:
Каменноугольные бассейны: Рурский, Верхне-Силезский.
Нефтегазоносный бассейн: Североморский.
Железорудный бассейн: Лотарингский.
Промышленность:
Автомобилестроение: Франция, ФРГ, Швеция.
Химическая: ФРГ
Крупнейшие морские порты: Лондон, Роттердам, Гамбург, Антверпен, Гавр, Марсель, Генуя.
Высокоразвитые районы: Лондонский, Парижский, южный район ФРГ (Штутгарт, Мюнхен), «промышленный треугольник» Италии (Милан—Турин—Генуя)
Старопромышленные районы: Рурский, Саар (ФРГ), Ланкашир, Йоркшир, западный Мидленд, Южный Уэльс (Великобритания), Северный район, Эльзас, Лотарингия (Франция), Верхне-Силезский (Польша), Остравский (Чехия).
Столицы стран Европы.
Зарубежная Азия и Австралия:
Страны и столицы
Города: Шанхай, Осака, Мамбаи, Сидней, Мельбурн
Африка:
Страны и столицы.
Монокультуры стран: Ангола, Ботсвана, Бурунди, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Коморские острова, Либерия, Ливия, Мавритания, Малави, Мали, Нигер, Нигерия, Руанда, Сьерра-Леоне, Уганда, Чад, Эфиопия.
США и Канада:
Страны и столицы.
Мегалополисы: Босваш, Чипитс, Сансан.
Нефтяные штаты: Аляска, Техас, Канзас, Калифорния.
Крупнейшие центры: Детройт, Хьюстон, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Балтимор, Бостон и др.
Латинская Америка:
Страны и столицы.
Производители:
Бананы - Бразилия, Коста-Рика, Колумбия, Эквадор, Мексика.
Сахар - Куба
Кофе - Бразилия, Колумбия
Мясо и пшеница - Аргентина
Города: Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро
Крупнейшие городские агломерации мира: Токио, Мехико, Мумбаи, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Москва и др.
Десять мировых центров: Северная Америка, Западная Европа, Китай и др.
Страны - лидеры по промышленному производству в мире:
США, Китай, Япония, Германия, Россия и др.
Великие горнодобывающие страны мира:
США, Канада, Австралия, ЮАР, Россия, Китай, Бразилия, Индия.
Страны с узкой специализацией по добыче сырья:
Медные руды: Чили, Перу, Замбия.
Олово: Малайзия.
Бокситы: Гвинея, Ямайка.
Фосфориты: Марокко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...