Внеурочное мероприятие "День Земли"
методическая разработка по географии (6 класс)
Внеклассное мероприятие "День Земли" направлено на формирование экологической культуры у обучающихся и воспитания бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_den_zemli.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 6 классов по теме: «День Земли» - «Вешнее Макошье»
(Международный день Земли)
Цель:
- познакомить учащихся с праздником «День Земли»- «Вешнее Макошье»;
- формировать интерес к окружающему миру и экологическое сознание;
- воспитывать стремление бережного отношения к природе, активного участия в деле защиты окружающей среды.
Оборудование:
компьютер и проектор.
Подготовительная работа:
стихотворения, внесённые в сценарий, необходимо заранее предложить ребятам выучить наизусть.
Тема защиты природы в настоящее время актуальна для всех. Для детей среднего школьного возраста она интересна не только фактическим материалом, но и богатым эмоциональным наполнением.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации, онлайн-экскурсии по объектам малой родины, включает в себя анализ информации, групповую работу с предложенным материалом.
Комплект материалов:
− сценарий,
− презентация,
Содержательные блоки занятия
Часть 1. Мотивационная. Вступительное слово учителя, просмотр презентации.
Часть 2. Основная часть. Организация деятельности учащихся. Фронтальная работа, Работа в группах. Выполнение домашнего задания.
Часть 3. Заключение. Рефлексия Подведение итогов занятия.
Классный час «День земли»
для учащихся 6 классов школы
Вступительное слово учителя.
УЧИТЕЛЬ:
Земля – это планета, на которой мы живем. Это – наш дом. Она покрыта лесами и лугами, морями и реками. Её населяют рыбы, насекомые, птицы, звери.
УЧЕНИК:
Живая планета Земля
Я - горячее пламя огня,
И белый холодный снег,
Я - маленькая капля дождя.
И вода всех морей и рек.
Я - извержение вулкана,
И тихий ветер, и пушистые облака,
Я - нераскрытая тайна океана,
Я - живая планета Земля.
УЧИТЕЛЬ:
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Человек живёт в этом прекрасном мире, наполненном гармонией и красотой. И судьба планеты Земля - в ЕГО руках.
- Человек! Создал страшные яды, которые убивают всё живое.
- Человек! Создал автомобили, которые отравляют воздух вредными газами.
- Человек! Вырубает лес, осушает болота, покрывает Землю огромным слоем мусора.
- Нашей планете грозит страшная беда!
«День Земли» - это тревожный сигнал для каждого из нас. Это призыв к тому, чтобы мы бережно относились к окружающей природе и заботились о ней.
Справочный материал для учителя (текст)
УЧИТЕЛЬ:
«День Земли»( «Вешнее Макошье») - является одним из древнейших старославянских, ещё ведических праздников, посвящаемых матери-Земле. Его принято отмечать ежегодно 22 мая (старостил. 9). В древности люди называли дату «Днём встречи Солнца-Яра и Луны-Ярины», которые отождествлялись с богами Велесом и Макошью соответственно.
Согласно древнеславянскому пантеону — именно они являлись традиционными покровителями всего мироздания, самой Земли.
Историческая справка:
Считается, что праздник был одним из древнейших ритуальных событий, своими корнями уходящий во времена, предшествовавшие даже появлению раннеславянской клинописи (2-3 в. н.э.).
Предки наших пращуров верили, что во время зимы, Мать-Земля, подобно медведю, впадает в глубокую спячку. Так она набирается сил для нового года. Весной же Земля просыпается, обновляется и цикл всего сущего запускается заново.
В «Вешнее Макошье» — Земля выходит из спячки и одновременно её именины. Сам праздник являлся венцом цепочки ритуальных обрядов, по «подготовке к встрече Матери-Земли». Обычно ему предшествовали чествования божеств, отвечавших за различные природные явления: таянья снега, ледоход, появление первой растительности, листьев на деревьях, перелётных птиц и пр. Получалось, что сама Земля вступала в свои окончательные права, позже фактического наступления весны.
УЧЕНИК: (читает на слайде)
Приметы
- Если в этот день поутру трава сухая — к дождю;
- Все сны в ночь после праздника — вещие;
- Если в такую ночь приснится попутчик — к мелким неприятностям и хлопотам по хозяйству;
- Если увидеть во сне осла — к большому богатству и славе.
УЧИТЕЛЬ:
День Земли ежегодно отмечается и во многих странах мира 22 апреля, в день весеннего равноденствия.
Традиция его празднования лежит в 40-х годах 19 века, когда известный общественный деятель Америки Джон Стерлинг Мортон переехал со своей семьей на постоянное место жительства в пустынные места штата Небраска.
Здесь на строительство домов и дрова активно вырубались одинокие деревья, которых и без того в штате было очень немного. Джон Мортон предложил устроить день, посвященный озеленению и учредить призы для тех, кто высадит большее количество деревьев.
В 1882 году Небраска объявила 22 апреля официальным праздником – Днем Дерева.
Первый День Земли в США отметили 22 апреля 1970 года, в память о катастрофе 1969 года возле города Санта-Барбары. Тогда из скважины вылились миллионы тонн нефти, в результате чего погибло множество птиц и морских животных.
С 1994 года этот день объявлен всемирным. К этому времени ученые смогли подсчитать, что угроза тотального уничтожения человечества возможна через 300 – 1000 лет.
По усмотрению учителя сообщение можно сократить. (3-5 мин)
Содержание классного часа
- О празднике «День Земли»
- Символ праздника
- Флаг Земли
- Колокол мира
- Традиции
___________________________________
- Знакомство с объектами Экологической тропы малой родины
- С праздником, Земля!
- Подведём итог
Информацию о празднике со слайдов читают учащиеся («цепочкой» вслух).
УЧЕНИК
“Про всех на свете” Б. Заходер
Все-все – на свете, на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете! Нужны все подряд –
Кто делает мёд и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы всё-таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.
УЧИТЕЛЬ:
Викторина «Знатоки природы»
Задание: замени фразу одним словом.
(Текст заданий читает учитель)
- Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. ЗАПОВЕДНИК
- Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. ЭКОЛОГИЯ
- Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране. КРАСНАЯ
- Хвойное дерево с мягкой опадающей на зиму хвоей. ЛИСТВЕННИЦА
- Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями, символ России. БЕРЁЗА
- Самые красивые насекомые. Хрупкие и прекрасные создания, превращающиеся из гусеницы в обворожительное крылатое существо. БАБОЧКИ
- Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей. символ надежды и удачи, вдохновляющая людей на самые прекрасные произведения искусства на протяжении долгих веков. ЖУРАВЛЬ
- Птица, выводящая птенцов зимой. КЛЁСТ
- Зверёк, уничтожающий насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящий большую пользу сельскому хозяйству. БАРСУК
- Русского писатель, большой любитель природы. Его известные рассказы: «Двойной след», «Выскочка», «Разговор птиц и зверей», «Рассказы охотника», «Лесной хозяин» и др. М. ПРИШВИН
УЧИТЕЛЬ:
С 1997 года День Земли начали отмечать и в России. Это самая массовая и масштабная природоохранная акция. В этот день решаются важнейшие задачи по благоустройству и озеленению городов, сельских поселений, расширению площади зеленых насаждений, уменьшению загрязнения земель промышленными выбросами и твердыми бытовыми отходами. Чтобы бороться со злом, мы с вами должны хорошо знать свою родную местность, знать, где конкретно требуется наша помощь. Уже дольше 10 лет в микрорайоне нашей школы проложена экологическая тропа. Что же это такое?
СТАРШЕКЛАССНИК:
Учебная экологическая тропа – маршрут на местности, состоящий из нескольких объектов природы родного края для изучения и для проведения природоохранной работы
Местонахождение: Нижегородская область, Балахнинский район, посёлок Совхозный, 17А
Землепользователь: МБОУ «Липовская средняя основная общеобразовательная школа »
Протяжённость: 850 метров
Назначение: Место и средство более подробного ознакомления с теми или иными биоценозами, представителями флоры и фауны, возможность оценить экологическую ситуацию и влияние человека на природу.
СТАРШЕКЛАССНИК:
Краткое описание границ маршрута: учебная экологическая тропа расположена на территории Кочергинской сельской администрации вблизи школы, остановка «Школьный сад» расположена в микрорайоне школы. Это дает неограниченные возможности для учебной деятельности и позволяет развивать у детей навыки исследовательской работы без особых организационных усилий.
Описание экскурсионных объектов на маршруте:
Остановка №1 - «Лущанский бор»
Остановка №2 – «Дубрава»
Остановка №3 - «Река Трестьяна»
Остановка №4 - «Ольховник»
Остановка №5- «Луговая»
Просмотр слайдов с фотографиями объектов экологической тропы
С наступлением тёплых дней мы вместе со старшеклассниками проведём ревизию нашей тропы, а летом во время работы летнего лагеря и трудовой бригады «Единство» будем совершать экскурсии, заниматься изучение объектов природы и природоохранной деятельностью.
УЧИТЕЛЬ:
Чтобы беречь и защитить планету Земля, не обязательно быть бедным или богатым, высоким или низким, учёным или простым рабочим, взрослым или ребёнком. Нужно только прислушаться к голосу своего сердца.
Будущее благополучие и процветание нашей планеты Земля в Ваших руках дорогие ребята!
… прочтёт стихотворение-призыв «Люди - гости на планете Земля»
УЧЕНИК
На планете Земля люди - гости,
Им немного отпущено жить.
Миллиарды лежат на погосте,
Не дано им бессмертными быть.
Но гостить надо тихо, спокойно,
И хозяюшку Землю любить,
А у нас постоянные войны,
Все стараются Землю делить.
Катастрофы на нашей Земле:
Ураганы, трясенья, цунами,
Говорят - не живите во зле!
Лишь Добро пусть царит между Вами!
Постарайтесь понять это люди,
И увидишь тогда, человек -
Жизнь счастливой и радостной будет,
И подольше продлится твой век!
УЧИТЕЛЬ
Давайте обратимся к нашей планете и поздравим её с праздником!
УЧЕНИКИ
(Читают вслух все вместе)
Дорогая планета, Земля! Поздравляем тебя с праздником! Прости нас за наши ошибки. Мы обещаем сохранить твою красоту!
Заключение. Рефлексия (4-5 минут)
УЧИТЕЛЬ
Подведём итог
Какому празднику был посвящён классный час?
- Назовите цель праздника.
- Когда он отмечается?
- Какой знак является символом праздника?
- Что изображено на флаге Земли?
- Какие мероприятия проводятся в России и других странах к этому празднику - «День Земли»?
- Как называются объекты Экологической тропы в микрорайоне нашей школы?
- А что мы с Вами можем сделать в деле защиты окружающей среды?
Задание
Нарисуйте плакат или рисунок к празднику «День Земли».
Источники информации
- http://www.aseko.org/ русскоязычные ресурсы по экологическому образованию, образованию для решения экологических проблем, образованию для устойчивого развития;
- http://www.ecosafe.nw.ru/ учебный сайт по теме охраны окружающей среды; http://cards.mail.ru/cardedit.html?E=81980&tid=8200 – открытка «День Земли»;
- http://cards.mail.ru/cardedit.html?E=81980&tid=7383 – открытка «Всемирный День Земли»; http://cards.mail.ru/cardedit.html?E=81980&tid=696 – открытка «Мирного неба над твоей головой»;
- http://cards.mail.ru/cardedit.html?E=81980&tid=695 – открытка «Сохраним жизнь на Земле»;
- http://cards.mail.ru/cardedit.html?E=81980&tid=7560 –открытка «Всемирный день Земли»;
- http://cards.mail.ru/cardedit.html?E=82193&tid=7610 – открытка «Хочется тепла»
- http://www.kvartal.websib.ru/foto/albums/userpics/10001/th_1IMG_3855.jpg - "Красота земли»моей»; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Earth_flag_PD.jpg – фото Земли, флаг Земли;
- http://www.sciam.ru/news/2005/img/32.jpg - С. П. Капица; http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8- - материал о празднике, символ Земли;
- http://www.hot-shop.ru/UserFiles/1307071/e2.jpg - колокол мира из монет;
- http://cards.uainter.net/create.php?card_id=769&lang=ru – открытка «Береги Землю»;
- http://cards.uainter.net/create.php?card_id=770&lang=ru – открытка, дети ловят Земной шар;
- http://cards.uainter.net/create.php?card_id=765&lang=ru – открытка, загрязнение окружающей среды.
- http://ddd-gazeta.ru/content/view/292/0/ - информация о колоколе мира
- http://www.tabakoff.ru/kalendar/images/209.jpg - фото планеты
- http://www.risk.ru/i/post/4/4139.jpg - информация о Мортоне Стенли
- http://piastra.narod.ru/_KAT1/st117.htm - стихотворение «Люди – гости на планете Земля»
- http://gorodlip.ru/events/e10127365/ - информация о празднике.
- http://www.clubochek.ru/vers.php?id=5631 стихотворение – живая планета Земля
- Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под ред. Н. Ю. Шведовой. - 22-е изд., стер.- М., Рус. яз., 1990
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
Программа внеурочной деятельности:«Самарская земля: история, природа, хозяйство края»
Программа представлена по трем разделам: первый- Из истории края, второй- Природа родного края, третий- Хозяйство и промышленность. Главной целью программы является воспитание гражданина России,патрио...
Анализ работы внеурочной деятельности научно-познавательного направления «Земля - живая планета»
Программа кружка « Земля - живая планета » разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» для 1 класса....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путешествие по планете Земля"
Рабочая программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для 5 класса ОУ....
Доклад по теме: «Воспитание патриотических качеств личности через реализацию авторской программы внеурочной деятельности «Земля Самарская» для учащихся 5-9 классов»
1.1 Актуальность.Особенности реализации политики в области патриотического воспитания заключаются в том, что Россия находится в состоянии, когда одни ценности, являющиеся базовыми для ...
Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом"
Программа внеурочной деятельности "Земля - наш дом"...
Конспект открытого внеурочного занятия для воспитанников 7 класса «Земля – наш общий дом» в рамках Всемирного дня земли.
Конспект открытого внеурочного занятия "Земля -наш общий дом" в рамках Всемирного дня земли можно использовать как вне...