«Введение. Экономико-географическое положение России»
план-конспект урока по географии (9 класс)

Ознакомление с сущностью нового раздела географии, структурой учебника

выработка знаний о значении экономической географии России, развитие умений по работе с учебником, определение новых понятий – геополитика, ЭГП

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

План урока №1

Тема

«Введение. Экономико-географическое положение России»

1. Цели урока

Ознакомление с сущностью нового раздела географии, структурой учебника

выработка знаний о значении экономической географии России, развитие умений по работе с учебником, определение новых понятий – геополитика, ЭГП

2. Оборудование

Политическая карта Мира

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Введение

Объяснение учащимся сущности нового раздела географии, сравнение с изученным курсом «Физическая география России 8 класс»

В) Новый раздал  географии – Экономическая география России

Особенности нового раздела

Приемы и способы работы с учебником

Основные отличия от прошлогоднего курса – выявление знаний учащихся, дополнение учителя

Г) Россия на политической карте мира

Положение Росси на политической карте мира – распад СССР и образование СНГ, объяснение новых понятий «ЭГП» «Геополитика» (запись в тетради)

Д) Страны – соседи России

 Учащиеся по карте учебника находят все страны, граничащие с Россией, показ на политической карте Мира

Е) Домашнее задание: Прочитать §1, ответить на вопросы стр.9.

9 класс

План урока №2

Тема

«Заселение территории»

1. Цели урока

Выработка знаний об истории заселения территории современной России славянами

2. Оборудование

Политическая карта Мира

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

Ответы на вопросы стр. 9 – устно

Россия на карте мира – показ по карте границ и соседей

В) Новая тема

  1. История заселения:
  • Севера
  • Сибири

  1. Русские в ближнем зарубежье
  • Образование СССР и расселение русскоязычного населения
  • Население соседних республик после распада СССР

  1. Современное население России

Г) Закрепление материала

Ответы на вопросы и решение заданий на стр. 13

Д) Домашнее задание: Прочитать §2, ответить на вопросы

9 класс

План урока №3

Тема

«Геополитическое влияние России»

1. Цели урока

Выработка знаний об историко-географическом изменении геополитики России

2. Оборудование

Политическая карта Мира

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

Ответы на вопросы стр. 13 – устно

Этапы заселения территории России – ответы у доски с использованием карты

В) Новая тема

Изменения геополитики России:

  • До Петра I (Крым)
  • При Петре I (основное направление – Европа)
  • С 1917 года
  • В середине 20 века
  • В 70-е годы (укрепление соц. Лагеря)
  • После развала СССР (с 1991 года)
  • Современная геополитика России

Г) Закрепление материала

Диалог с учащимися по вопросу – в чем причина изменения геополитики Росси в разные периоды?

Д) Домашнее задание: Прочитать §3, ответить на вопросы

9 класс

План урока №4

Тема

«Экономическое  влияние России»

1. Цели урока

Выработка знаний об историко-географическом изменении экономической политики и современных торговых партнерах России.

2. Оборудование

Политическая карта Мира

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

Ответы на вопросы стр. 18 – устно, с использованием карты

Современная геополитика России – выявление знаний учащихся о причинах изменения геополитики после распада СССР.

В) Новая тема

Экономическая политика – определение понятия

Изменения экономической России:

  • Экономическая политика XVIII – XIX веках
  • Торговые партнеры XX века
  • 90-е годы – распад СССР и изменение экономической политики  
  • Современные торговые партнеры России

Выполнение заданий на странице 22 учебника

Г) Закрепление материала

Диалог с учащимися по вопросу – в чем причина изменения экономической политики Росси в разные периоды?

Д) Домашнее задание: Прочитать §4, ответить на вопросы

9 класс

План урока №5

Тема

«Природные условия и человек»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о влиянии природных условий на заселение территории Человеком
  • Объяснить учащимся особенности природных условий России

2. Оборудование

Политико-административная карта России.

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

Ответы на вопросы стр. 22 – устно, с использованием карты

Этапы экономической политики России – учащиеся рассказывают об изменениях экономической политики России и объясняют причины этих изменений.

В) Новая тема

  • Природные условия – объяснить причины больших различий в природных условиях России.
  • Особенности заселения территории в связи с разнообразием природных условий – выявление знаний учащихся, дополнение учителя
  • Адаптация:
  • Биологическая
  • Внебиологическая

Г) Закрепление материала

Ответы на вопросы стр. 24

Д) Домашнее задание: Прочитать §5, ответить на вопросы стр. 25

9 класс

План урока №6

Тема

«Непосредственное и опосредованное воздействие природы на человека»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о влиянии климатических, геохимических и биотических условий на жизнь и здоровье человека
  • Научить учащихся понимать взаимосвязь между природно-климатическими условиями и традициями, бытом, обычаями народов России.

2. Оборудование

Политико-административная карта России.

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр.24 – устно
  • «Моя точка зрения» - выявление мнений учащихся по проблемному вопросу (диалог с учащимися)

В) Новая тема

- Непосредственное влияние природных условий на человека

- Условия, воздействующие на человека:

  • Климатические
  • Геохимические
  • Биотические

   - опосредованное воздействие природы на человека:

  • Требования к жилищу
  • Потребность в питании
  • Возможности для рекреации
  • Влияние природных условий на быт, традиции и обычаи народов

Г) Закрепление материала

Ответы учащихся на вопрос:

Какое влияние природа оказала на традиции, быт и обычаи жителей нашего края?

Д) Домашнее задание: Прочитать § 6, 7, ответить на вопросы

9 класс

План урока №7

Тема

«Природные ресурсы России.»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о природных ресурсах России.
  • Научить учащихся понимать отличия между количеством ресурсов и степенью обеспеченности ими
  • Научить учащихся показывать по карте крупнейшие месторождения России.

2. Оборудование

Карта природных ресурсов

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр.30 – устно
  • Привести примеры непосредственного и опосредованного влияния природных условий на человека

В) Новая тема

- Понятие природных ресурсов

- Природные ресурсы:

  • Исчерпаемые
  • Неисчерпаемые

   - По способу использования ресурсы делятся

  • Непосредственно используемые человеком
  • Используемые в производстве
  • Рекреационные ресурсы

Крупнейшие месторождения России – показ по карте, запись в тетради

Г) Закрепление материала

Ответы учащихся на вопрос:

Каковы проблемы использования ресурсов в России?

Д) Домашнее задание: Прочитать § 8, ответить на вопросы

9 класс

План урока №8

Тема

«Численность и размещение населения России»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о демографической ситуации России.
  • Научить учащихся понимать смысл понятий «демографический кризис», «демографический взрыв», «естественный прирост населения»

2. Оборудование

Карта плотности населения

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр.35 – устно
  • Анализ таблицы 2 на странице 35 учебника

В) Новая тема

- Численность населения России.

- Понятия «демографический взрыв», «демографический кризис»

  • Демографические кризисы XX века

Размещение населения – работа с картой

Г) Закрепление материала

Анализ карты плотности населения и экведемических карт на стр. 40

Д) Домашнее задание: Прочитать § 9, ответить на вопросы

9 класс

План урока №9

Тема

«Воспроизводство населения »

1. Цели урока

  • Выработка знаний о воспроизводстве населения, как демографическом процессе.
  • Научить учащихся понимать причины изменения типов воспроизводства во времени
  • Выработка знаний об основных типах воспроизводства

2. Оборудование

Рисунки учебника на стр. 43 – 46, карта плотности населения

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр.41 – устно
  • Размещение населения – ответы с использованием карты

В) Новая тема

- Воспроизводство населения – определение понятия.

- Определение понятий «рождаемость», «смертность», «естественный прирост населения»

- Типы воспроизводства населения:

  • Архетип
  • Традиционный тип воспроизводства
  • Современный тип воспроизводства

Демографические революции

Г) Закрепление материала

Ответы на вопросы стр. 47

Д) Домашнее задание: Прочитать § 10, ответить на вопросы

9 класс

План урока №10

Тема

«Миграции и их виды»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о миграциях населения и их видах
  • Научить учащихся понимать причины миграций
  • Выработка знаний об основных видах миграций населения

2. Оборудование

Политико-административная карта России.

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы §10 – устно
  • Дать определение понятиям «воспроизводство», типы воспроизводства - «архетип», «традиционный», «современный»

В) Новая тема

- Миграции населения – определение понятия.

- Виды миграций – начертить и объяснить структурную схему «Виды миграций»

- Насильственные миграции

- Значение миграций в жизни общества – выявление знаний учащихся, дополнение учителя.

- современная миграционная подвижность населения России.

- Сальдо миграции

Г) Закрепление материала

Ответы на вопросы стр. 52

Д) Домашнее задание: Прочитать § 11, ответить на вопросы

9 класс

План урока №11

Тема

«Демографическая ситуация»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о демографической ситуации в России.
  • Научить учащихся понимать сущность процессов естественного движения населения – рождаемости, смертности, формирующих демографическую ситуацию.

2. Оборудование

Таблицы «Демографическая ситуация», «треугольник Перэ»

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы §11 – устно
  • Дать определение понятию «миграция», объяснить значение миграций в жизни общества

В) Новая тема

- Демографическая ситуация – определение понятия.

- Анализ таблицы «демографическая ситуация» - выявление причин больших различий в половозрастной структуре населения

- Возрастная структура населения – анализ таблицы «треугольник Перэ»

- Причины изменения структуры населения – выявление знаний учащихся, дополнение учителя

Г) Закрепление материала

Ответы на вопросы стр. 56

Д) Домашнее задание: Прочитать § 12, ответить на вопросы

9 класс

План урока №12

Тема

«Рынок труда и занятость населения»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о рынке труда в России.
  • Научить учащихся понимать сущность взаимоотношений работодателей и трудоспособного населения, разбираться в проблемах и географии безработицы
  • Разъяснить важность выбора будущей профессии подростком

2. Оборудование

Таблицы «Трудоспособное население России», «Ситуации на рынке труда»

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы §12 – устно
  • Анализ рисунка «Демографическая ситуация»

В) Новая тема

- Рынок труда – определение понятия.

- Анализ таблицы учебника, выяснение определения понятий «трудовые ресурсы», «трудоспособное население», «экономически активное население»

- Факторы, влияющие на выбор будущей профессии

- Две ситуации на рынке труда – низкая и высокая заработная плата

Г) Закрепление материала

Диалог с учащимися по вопросу – какие факторы оказывают большее влияние на выбор вами будущей профессии?

Д) Домашнее задание: Прочитать § 13, ответить на вопросы

9 класс

План урока №13

Тема

«Расселение и урбанизация»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о закономерностях расселения населения.
  • Научить учащихся понимать отличия между разными типами населенных пунктов

2. Оборудование

Карта плотности населения России.

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр. 63 – устно
  • Анализ схемы на стр. 62

В) Новая тема

- Поселения и их типы:

  • Дисперсное расселение (фермы, хутора)
  • Сельские поселения (деревни, села, станицы)
  • Городские поселения (поселки городского типа, города)

- Урбанизация – определение понятия, разъяснение отличий в образе жизни, поведении и менталитете сельского и городского жителя

- Причины влияющие на рост уровня урбанизации

Г) Закрепление материала

«Моя точка зрения» - страница 66 учебника – обсуждение с учащимися

Д) Домашнее задание: Прочитать § 14, ответить на вопросы

9 класс

План урока

Тема

«Урбанизация в России»

1. Цели урока

  • Выработка знаний об этапах урбанизации в России.
  • Выработка знаний о типах городов России.
  • Развитие умений по работе с картой

2. Оборудование

Карта плотности населения России.

Политико-административная карта России.

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр. 70 – устно
  • Анализ схемы на стр. 67 – функции городов

В) Новая тема

- Основные этапы урбанизации в России:

  • Появление первых городов и их разрушение во времена монголо-татарского ига
  • Укрепление Московского государства
  • Реформа административно-территориального устройства XVIII в.
  • Индустриализация после отмены крепостного права в 1861 году
  • Рост городов до и после второй мировой войны

    - Типы городов России:

  • Центральные места
  • Отраслевые центры

Г) Закрепление материала

Ответы на вопросы стр. 75

Д) Домашнее задание: Прочитать § 15, 16 ответить на вопросы

Поурочное планирование 8 класс

Дата_____________

Тема

«Плотность населения. Стадии развития расселения»

1. Цели урока

  • Выработка знаний об особенностях расселения населения
  • Развитие умений по работе со статистическими материалами
  • Учащиеся должны научиться определять районы с различной плотностью населения и объяснять причины различий по регионам России

2. Оборудование

Карта плотности населения России.

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр. 75 – устно
  • Анализ таблицы на странице 73 учебника – типы городов России.

В) Новая тема: Расселение в сельской местности – зарисовать и объяснить структурную схему

Плотность населения – определение, районы с различной плотностью, факторы, влияющие на плотность населения регионов России.

Стадии развития расселения

Г) Закрепление материала

Обсуждение с учащимися и характеристика каждого из этапов

Д) Домашнее задание: Прочитать § ___ ответить на вопросы на стр. ____

9 класс

План урока №16

Тема

«Национальный и религиозный состав России.»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о национальном и религиозном составе населения России.
  • Объяснить особенности связей религиозной и национальной принадлежности
  • Развитие знаний об особенностях трех мировых религий

2. Оборудование

Политико-административная карта России.

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр. 82 – устно
  • Анализ таблицы - №3 стр. 79

В) Новая тема

- Национальный состав населения России:

  • Русские (82%), белорусы, украинцы – 4 % населения – всего 86% славян
  • Татары 5.5 млн. человек
  • Башкиры – 1,3 млн. человек
  • Другие народы

    - Религиозный состав населения России:

Заполнить структурную схему  - указать народы России, исповедующие мировые религии

Г) Закрепление материала

Ответы на вопросы стр. 90

Д) Домашнее задание: Прочитать главу «Население России», подготовиться к контрольной работе

9 класс

План урока №17

Тема

«Население России. Контрольная работа»

1. Цели урока

  • Выявление знаний учащихся по пройденным темам
  • Оценка знаний учащихся по пройденным темам
  • Развитие умений по самостоятельной работе

2. Ход урока

А) Организационный момент

Отметить отсутствующих

Раздать раздаточные материалы контрольной работы

Объяснить особенности ответов на вопросы заданий

Б) Выполнение контрольной работы по 2 вариантам

1 вариант

1.  Резкое уменьшение численности населения называется:

А) Демократическим взрывом

Б) Демографическим кризисом

В) Демократическим кризисом

Г) Демографическим взрывом

2.  Найдите соответствие соотношения «Рождаемость – смертность = естественный прирост» для традиционного типа воспроизводства населения:

А) 30 – 28 = 2   Б) 12 – 7 = 5  В) 43 – 20 = 23  

3.  Найдите соответствие миграций

     1.)  сезонная                а) Вахта на Север

     2)  маятниковая                б) В город за покупками

     3)  нерегулярная                в)  На отдых в Сочи

                                г)  в гости

                                д) смена места жительства

4. Для какого города подходит соотношение

 «Дети – Взрослые – Пожилые» -  20% - 75% - 5%

А) Уфа  Б) Магадан  В) Сочи  Г) Москва

5.  Выберите факторы, влияющие на высокий уровень безработицы в регионе:

А) в регионе развита только добыча нефти и газа

Б) в регионе развит только военно-промышленный комплекс

В) в регионе высокий естественный прирост

Г) в регионе высокая скорость создания новых рабочих мест

6.  Найдите соответствие между городом и выполняемой им функцией:

1) Санкт – Петербург           а) Экономическая столица

2) Сочи                        б) Центральное место

3) Суздаль                        в)  Порт

4) Новосибирск                г)  Туристический центр

5) Находка                         д)  Курортный город

        7.  Какой статус должен быть у населенного пункта, если в нем проживает 15850 человек, из них 60% - трудоспособное население, а  в сельском хозяйстве работает 9200 человек?

А) город  Б) село  В) станица  Г) поселок городского типа

        8. Найдите соответствие между природными зонами и типами расселения в сельской местности:

1) Зона тундры и лесотундры        а) Выборочное (села небольшие, недалеко друг от друга)

2) Север лесной зоны                б) Сплошное (крупные села, далеко друг от друга)

3) Юг лесной зоны                        в) Редкоочаговое

4) Лесостепи и степи                г) Очаговое

5) Сухие степи и полупустыни

        9.  Найдите соответствие между народами и исповедуемой ими религией:

1) Калмыки                а) Православие

2) Лезгины                б) Ислам

3) Башкиры                в) Буддизм

4) Осетины

5) Карелы

10.  Входят ли в трудовые ресурсы работающие пенсионеры?

А) Да    Б)  Да, если им не более 65 лет (для мужчин) или 60 лет (для женщин)

В) Нет   Г) Нет, если они сменили место работы

2 вариант

1.  Резкое увеличение численности населения называется:

А) Демократическим взрывом

Б) Демографическим кризисом

В) Демократическим кризисом

Г) Демографическим взрывом

2.  Найдите соответствие соотношения «Рождаемость – смертность = естественный прирост» для современного типа воспроизводства населения:

А) 30 – 28 = 2   Б) 12 – 7 = 5  В) 43 – 20 = 23  

3.  Найдите соответствие миграций

     1.)  сезонная                а) Из пригорода в город на работу

     2)  маятниковая                б) В город за покупками

     3)  нерегулярная                в)  Покупка квартиры и переезд в город

                                г)  в командировку

                                д) На курорт

4. Для какого города подходит соотношение

 «Дети – Взрослые – Пожилые» -  20% - 40% - 40%

А) Уфа  Б) Магадан  В) Сочи  Г) Москва

5.  Выберите факторы, влияющие на низкий уровень безработицы в регионе:

А) в регионе развита только добыча нефти и газа

Б) в регионе развит только военно-промышленный комплекс

В) в регионе высокий естественный прирост

Г) в регионе высокая скорость создания новых рабочих мест

6.  Найдите соответствие между городом и выполняемой им функцией:

1) Архангельск                     а) Экономическая столица

2) Уфа                        б) Центральное место

3) Тверь                        в)  Порт

4) Владивосток                г)  Туристический центр

5) Москва                         д)  Курортный город

        7.  Какой статус должен быть у населенного пункта, если в нем проживает 8500 человек, из них 60% - трудоспособное население, а  в промышленности работает 4800 человек?

А) город  Б) село  В) станица  Г) поселок городского типа

        8. Найдите соответствие между природными зонами и типами расселения в сельской местности:

1) Зона тундры и лесотундры        а) Выборочное (села небольшие, недалеко друг от друга)

2) Север лесной зоны                б) Сплошное (крупные села, далеко друг от друга)

3) Юг лесной зоны                        в) Редкоочаговое

4) Лесостепи и степи                г) Очаговое

5) Сухие степи и полупустыни

        9.  Найдите соответствие между народами и исповедуемой ими религией:

1) Буряты                а) Православие

2) Карелы                б) Ислам

3) Марийцы                в) Буддизм

4) Татары

5) Осетины

10.  Входят ли в экономически активное население безработные?

А) Да    Б)  Да, если они только что уволились

В) Нет   Г) Нет, если они часто меняют место работы

В) Домашнее задание: Повторить тему «Население России», проанализировать правильность выполнения заданий контрольной работы.

9 класс

План урока №18

Тема

«Народное хозяйство России»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о сущности и структуре народного хозяйства России.
  • Разъяснить определение понятий «хозяйство», «отрасль хозяйства», «научно-техническая революция»

2. Оборудование

Политико-административная карта России.

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Анализ выполненных контрольных работ
  • Ответы на вопросы стр. 90,91 – устно

В) Новая тема

- Народное хозяйство

  • Определение понятия
  • Отрасли хозяйства
  • Территориальное разделение труда
  • Три сектора хозяйства (экономики страны)

Заполнить структурную схему  - объяснить развитие хозяйства во времени

  • Научно-техническая революция

Г) Закрепление материала

Ответы на вопросы стр. 95

Д) Домашнее задание: §21

9 класс

План урока №19

Тема

«Особенности развития хозяйства России»

1. Цели урока

  • Выработка знаний об особенностях развития хозяйства России в советский период и после развала СССР.
  • Научить учащихся понимать смысл и причины смены технологических укладов (по Кондратьеву)

2. Оборудование

Политико-административная карта России.

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр. 95
  • Сектора развития хозяйства

В) Новая тема

- Цикличность развития хозяйства (по Кондратьеву)

  • Определение понятия
  • Анализ таблицы 5 на стр. 97 учебника

Особенности развития промышленности в советский период:

  • Монополизированность
  • Милитаризованность
  • Перетяжелённость
  • Непотребительский характер производства

Развал СССР и появление новых предприятий на основе разных форм собственности –

На основе частной собственности:

  • Индивидуальные
  • Товарищества
  • Акционерные общества

    На основе государственной собственности:

  • Федеральные
  • Муниципальные

Г) Закрепление материала

Обсуждение вопроса: Какие типы предприятий есть в нашем населенном пункте?

Д) Домашнее задание: §22, §23

9 класс

План урока №20

Тема

«Нефтяная и газовая промышленность»

1. Цели урока

  • Выработка знаний об особенностях развития топливной промышленности России
  • Научить учащихся знать и показывать на карте крупнейшие месторождения России  

2. Оборудование

Карта топливной промышленности

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр. 105
  • Анализ таблицы 6 на стр. 103

В) Новая тема

  • Топливно-энергетический комплекс
  • Структура отрасли – нарисовать и объяснить структурную схему

Особенности развития промышленности в советский период:

  • Монополизированность
  • Милитаризованность
  • Перетяжелённость
  • Непотребительский характер производства

Развал СССР и появление новых предприятий на основе разных форм собственности –

На основе частной собственности:

  • Индивидуальные
  • Товарищества
  • Акционерные общества

    На основе государственной собственности:

  • Федеральные
  • Муниципальные

Г) Закрепление материала

Обсуждение вопроса: Какие типы предприятий есть в нашем населенном пункте?

Д) Домашнее задание: §22, §23

9 класс

План урока №20

Тема

«Химическая промышленность»

1. Цели урока

  • Выработка знаний об особенностях развития химической промышленности России
  • Научить учащихся знать и показывать на карте крупнейшие месторождения химического сырья и центры  химического производства  

2. Оборудование

Карта химической промышленности

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы 1 - 10 стр. 135 – 136 учебника
  • Анализ рисунков 38 – 39 на стр. 133 – 134 учебника

В) Новая тема

  • Структура химической промышленности  - нарисовать на доске, объяснить. Учащиеся зарисовывают в тетради

Основные закономерности развития и размещения отраслей химической промышленности

  • Добыча сырья для химической промышленности
  • Основная химия  - анализ рис. 41 на стр. 138 учебника
  • Химия органического синтеза

Г) Закрепление материала

Самостоятельная работа с учебником – заполнение таблицы

Основные центры химической промышленности

Отрасли хим. Промышленности

Основные центры

Д) Домашнее задание: Прочитать §29 ч.1, проанализировать рис.41 на стр. 138 учебника, уметь показывать на карте центры хим. Промышленности. Ответить на вопросы 1 – 6 на стр. 142 учебника

9 класс

План урока №36

Тема

«Военно-промышленный комплекс»

1. Цели урока

- Сформировать представление об особой роли ВПК, конкретизация принципов размещения отраслей ВПК, конверсии предприятий ВПК;

- Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока, умение анализировать проблемы

- Развитие навыков развернутого устного ответа, умение четко излагать свои мысли;

- Воспитание чувства гордости, сопереживания и патриотизма за свою Родину.

2. Оборудование

Политико-административная карта России

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы 1 - 10 стр. 142 учебника
  • Социокультурный практикум  - выполнение задания на стр. 143

В) Новая тема

  • Структура ВПК  - нарисовать на доске, объяснить. Учащиеся зарисовывают в тетради

Основные закономерности развития и размещения отраслей военной промышленности

  • Основные центры ВПК – анализ рисунка 46 на стр. 146
  • Конверсия ВПК
  • Проблемы Российского ВПК и наследие СССР

Г) Закрепление материала

Самостоятельная работа с учебником – заполнение таблицы

Основные центры ВПК

Отрасли ВПК

Основные центры

Д) Домашнее задание: Прочитать §30, проанализировать рис.46 - 49 на стр. 146-150 учебника, уметь показывать на карте центры ВПК. Ответить на вопросы 1 – 7 на стр. 151 учебника

9 класс

План урока №42

Тема

«Водный, авиационный транспорт, транспортные узлы»

1. Цели урока

  • Выработка знаний об особенностях развития транспорта России
  • Научить учащихся знать и показывать на карте крупнейшие транспортные пути

2. Оборудование

Карта транспорта России

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр. 167 - устно
  • Основные направления Ж/Д путей – работа с картой

В) Новая тема

Водный транспорт:

  • Речной
  • Морской – дальнее плавание и каботажное плавание

Особенности авиационного транспорта – проблемы Российской авиации

  • Устаревший парк самолетов
  • Высокая цена билетов во время кризиса – снижение числа пассажиров
  • Конкуренция со стороны иностранных авиакомпаний

  • Трубопроводный транспорт

Показать на карте основные направления газопроводов и нефтепроводов

Г) Закрепление материала

Обсуждение вопроса: Каково вредное воздействие транспорта на окружающую среду? Привести как можно больше примеров, записать в тетрадь

Д) Домашнее задание: §34, ответить на вопросы 1 – 6 на стр. 170

9 класс

План урока №46

Тема

«Административно-территориальное устройство России»

1. Цели урока

  • Выработка знаний причинах районирования территории России
  • Развитие знаний учащихся об административно-территориальном устройстве страны

2. Оборудование

Политико-административная карта России

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Анализ выполненных контрольных работ – работа над ошибками

В) Новая тема

Подходы к районированию:

  • Индивидуальное и типологическое
  • Проблемное и исследовательское
  • Частное и комплексное

Административно-территориальное устройство Росси

  • 12 декабря 1993 года – день принятия Конституции РФ, определяющей ее административное устройство
  • Современные изменения на административной карте России – объединение Пермской области и Коми-пермяцкого автономного округа в Пермский край, объединение камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край
  • Теперь на карте России 21 республика 9 краев, 46 областей, 4 автономных округа, 2 города федерального значения – итого 83 субъекта

Административное деление – анализ рис 56 на стр. 185 учебника

Г) Закрепление материала

Анализ Плана характеристики района – на стр. 188 учебника

Д) Домашнее задание: §3, ответить на вопросы 1 – 10 на стр. 189

9 класс

План урока №47

Тема

«Центральный район»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о составе и историческом развитии района
  • Развитие знаний учащихся об административно-территориальном устройстве страны

2. Оборудование

Политико-административная карта России

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр. 189 учебника

В) Новая тема

Центральный район:

  • Состав района – анализ рисунка 60 на стр. 192, работа с картой
  • Природные условия
  • История развития района

Самостоятельная работа учащихся с учебником: характеристика ЭГП района в тетради, по плану:

  • Положение района на территории государства
  • Экономическое окружение (соседние районы)
  • Положение относительно крупных топливно-энергетических баз
  • Положение по отношению к транспортных путям
  • Выводы о возможности влияния ЭГП на развитие его хозяйства

Г) Закрепление материала

Анализ выполненной учащимися характеристики ЭГП района, дополнение учителя

Д) Домашнее задание: §38, ответить на вопросы 1 – 7 на стр. 196

9 класс

План урока №48

Тема

«Население и хозяйство Центрального района»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о составе населения и хозяйстве района
  • Развитие знаний учащихся об административно-территориальном устройстве страны

2. Оборудование

Политико-административная карта России

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр. 196 учебника

В) Новая тема

Население района сформировалось под влиянием факторов:

  • Коренное население – финно-угорские народы – Мурома, Мордва, Черемиса
  • Заселение территории славянами – 13 век  - Московское государство
  • Ассимиляция финно-угорских народов русскими

Причины развития кустарных и отхожих промыслов:

  • Неблагоприятные условия для сельского хозяйства
  • Отсутствие минеральных и топливных ресурсов
  • Долгие зимы
  • Нижегородская ярмарка весной – единственная возможность на чём-то заработать

Современное хозяйство района

  • Текстильная промышленность
  • Машиностроение
  • Химическая промышленность
  • ВПК

Г) Закрепление материала

Анализ диаграмм на стр. 201 учебника

Д) Домашнее задание: §39, ответить на вопросы 1 – 7 на стр. 203

9 класс

План урока №48

Тема

«Уральский экономический район»

1. Цели урока

  • Выработка знаний о составе населения и хозяйстве района
  • Развитие знаний учащихся об административно-территориальном устройстве страны

2. Оборудование

Политико-административная карта России

3. Ход урока

А) Организационный момент

Записать тему на доске,  

Отметить отсутствующих

Б) Повторение

  • Ответы на вопросы стр. 250 учебника

В) Новая тема

Население района сформировалось под влиянием факторов:

  • Коренное население – финно-угорские народы – Башкиры, Удмурты, Коми-Пермяки
  • Заселение территории славянами – Развитие района при Петре 1

Хозяйство Урала

  • ВПК – причины развития отрасли
  • Гражданское машиностроение
  • Цветная металлургия
  • Химия органического синтеза

Современные проблемы Урала

  • Истощение месторождений
  • Сложная экологическая обстановку во многих городах

Г) Закрепление материала

Что вы можете сказать о месте Башкортостана в хозяйстве Урала и России в целом?

Д) Домашнее задание: §47, ответить на вопросы 1 – 9 на стр. 259


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для проверки знаний по теме "Экономико-географическое положение России" 9 класс

Тестовые задания включают вопросы разных уровней сложности. Задания 1-6 оцениваются в 1 балл, задание 7,8,9 каждый правильный ответ - 0, 5 баллов. 10 задание - 2 балла. Максимально возможн6ое количест...

Урок географии 11 класс с использованием презентации: "Экономико - географическое положение и природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы"

Цели: ·         Сформировать знание о составе и географическом положении региона.·         Оценить природно – ресурсный ...

Урок элективного курса "Экономико-географическое положение Кунашакского района"

Урок посвящен определению экономико-географического положения на основе карт Кунашакского района и Челябинской области. Выполняют практическую работу, анализируют причины изменений территории Кунашакс...

Экономико-географическое положение Казахстана

В работе предоставлена экономико-географическая  характеристика государства....

"Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"

"Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"...

Конспект урока по географии "Экономико-географическое положение России

Сформировать знания о физико-географическом положении (ФГП) страны, о его влиянии на жизнь и хозяйственную деятельность населения....

Экономико -географическое положение России

Презентация по географии: на тему ЭГП России - 9 класс...