«Героические страницы Сурского и Казанского оборонительных рубежей»
план-конспект занятия по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
«Героические страницы Сурского и Казанского оборонительных рубежей»
Номинация «Методическая разработка»
Урок мужества «Строительство безмолвных рубежей»
Урок мужества «Строительство безмолвных рубежей»
Цель: актуализация и расширение знаний учащихся о трудовом подвиге советского народа во время Великой отечественной войны
Задачи:
- Воспитание уважения к истории своей страны, своего народа
- Создание условий для формирования чувства гордости за свою Родину
- Формирование в сознание учеников чувств долга, ответственности, воли
- Развитие интереса детей к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества
Актуальность. 2021 год в Чувашии объявлен годом, посвященным трудовому подвигу строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Эта тема мало изучена. До сих пор большинство архивных материалов, посвящённых обороне, находятся под грифом «Секретно». Список участников строительства рубежа неполный.
Контингент: учащиеся 8 класса
Форма проведения: беседа с проблемными вопросами.
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация, видео
Место Урока мужества в воспитательном процессе: классный час, отражающий нравственную тематику, – одно из важных направлений воспитательной работы для формирования духовно-нравственных гражданско-патриотических качеств личности и воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России.
Содержательный компонент Урока мужества
- Вступительная часть.
- Основное содержание:
1. Экскурс в историю (проводит группа историков)
2. Казанский обвод и Сурский рубеж
2.1. Просмотр видеоролика Сурский рубеж
2.2. Беседа (анализ видеоролика)
2.3. История Казанского обвода (проводит группа ахвистов
2.4. Трудовой подвиг наших земляков
2.5. Викторина Героический подвиг строителей Казанского и Сурского рубежей
III. Заключительная часть.
Ход урока.
1 Просмотр фрагмента из фильма про Сурские оборонительные рубежи, где снимались наши земляки.
Здесь не сшибались в битве брони,
Не погибал за взводом взвод,
Враг не дошел, но к обороне
И здесь готовился народ
- Добрый день, дорогие ребята. Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к нашему: Урока мужества. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь. (О войне, о работе в тылу).
- Почему вы так решили? (Не погибал за взводом взвод – говорит о войне. Враг не дошел, но к обороне и здесь готовился народ – о работе в тылу)
- Сегодня ребята, мы с вами будем говорить о трудовом подвиге тыла. А кто из вас мне скажет, что такое тыл? Как вы понимаете это слово? (Тыл – это место, где не проходят военные действия во время войны).
Ребята, будьте внимательны. В конце по данной теме будет викторина на вашу внимательность.
Педагог. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Она продолжалась 1418 бессонных дней и ночей. Из Чувашии за годы войны на фронт было мобилизовано более 208 тысяч человек, больше половины из них остались на поле боя. На территории Чувашии не было военных действий, но народ республики понимал, что исход войны решается не только на поле боя, но и в тылу врага. Колхозники и рабочие вносили свой вклад в Победу. Из республики на фронт бесперебойно поставлялись хлеб, овощи, картофель, мясо, масло. Многие отдавали личные сбережения на строительство военной техники.
Но есть историческое событие, которое недостаточно освещено и изучено. Это настоящий массовый подвиг более чем ста тысяч людей в тылу, история, заслуживающая внимания. Это строительства Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода в Чувашии. В этом году исполнится 80 лет, как начали строить эти рубежи. Указом Главы Чувашии Олега Николаева 2021 год в Чувашии объявлен Годом трудовой доблести строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.
Сегодня на нашем мероприятии мы будем говорить о Сурском оборонительном рубеже, потому что жители нашего района принимали непосредственное участие в этом строительстве.
1. Из истории. Сурский и Казанский рубежи для обороны от фашистских захватчиков строились в Чувашии с 28 октября 1941-го по 21 января 1942 года. По информации Государственного архива современной истории Чувашии, на строительстве рубежей трудились около 200 тысяч человек. Это треть трудоспособного населения республики по состоянию на 1 октября 1941 года.
Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, руководство СССР приняло стратегическое решение. На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать оборонительные рубежи в глубоком тылу на берегах рек. Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Они должны были задержать гитлеровские войска на подступах к Казани, Куйбышеву, Ульяновску.
Согласно утвержденной госкомитетом обороны схеме, на территории современной Чувашии Сурский рубеж проходил по трассе от села Засурское Ядринского района, мимо села Пандиково Красночетайского, села Сурский Майдан Алатырского районов до границы республики с Ульяновской областью в Алатыре.
Казанский рубеж начинался от Звениговского затона, пролегал мимо деревень Урмаского района, до д. Можарки, Янтиковского района, до границы Татарского АССР
Работы на берегу Суры начались 28 октября, мобилизации подлежали жители ЧАССР «не моложе 17 лет, физически здоровые». По факту же привлекались 15 и 16-летние. Всех трудоспособных (преимущественно женщин) практически со всех районов Чувашии свозили на рытье окопов и противотанковых рвов. Работали по 10 часов в день без выходных, было очень тяжело. А еще голод и холод – пришли 40-градусные морозы.
Всего было мобилизовано 171 450 рабочих, 13 660 человек конных. Ежедневно на строительстве трудились в среднем 85 тысяч человек, а в отдельные периоды эта цифра доходила до 110 тысяч человек.
И за 45 дней сделали практически невозможное – построили 380 километров оборонительных конструкций.
На протяжении 1942-1943 г.г. укрепления поддерживались и ремонтировались, но война всё дальше уходила на запад, и стратегическая необходимость в них со временем отпала.
Воспоминания бабушек….
В тот год зима выдалась на редкость суровая: снег выпал рано, и сразу ударили страшные морозы — временами температура воздуха опускалась до минус 42 градусов. Но работа не прекращалась ни на один день. Как позже вспоминали строители, чтобы твердая, как камень, земля хоть немного поддавалась, верхний слой подогревали кострами, а потом долбили. Какие инструменты и техника применялась при строительстве рубежей? Об этом вы узнаете, разгадав ребусы.
Трудились вручную, механизированные орудия и техника были редкостью (лопатами, кирками, ломами, кувалдами, пилами, тачками, носилками). Принимались меры по обеспечению рабочих необходимым строительным материалом (строительными инструментами, лесом, цементом, кирпичом).
Техника тогда была редкостью и роскошью, поэтому работы повсеместно шли вручную — использовались лопаты, кирки, ломы, кувалды, пилы, тележки, носилки.
За героический труд в тяжелых условиях Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР было награждено 167 человек, занесено в республиканскую Доску почета – 280 человек.
Война явилась тяжелым испытанием для нашего народа. Жители Чувашии достойно выполнили свой долг на фронте и в тылу, внесли заметный вклад в Победу.
4.Физкультминутка.
Педагог. А сейчас все встаем, представим себе зиму, мороз 40 градусов, на строительстве оборонительного рубежа.
У нас в руках лом и долбим мерзлую землю. ( повторяем 8 раз)
Лопатой кидаем эту землю вверх. ( повторяем 8 раз)
Очень холодно, замерзли руки: натираем руки быстро – быстро.
Делаем взмахи руками попеременно назад и вперед.
Подпрыгиваем сначала на одной, потом на другой ноге.
ВИКТОРИНА
- Кто напал СССР?
- Какого числа произошло вторжение Германии в СССР? Укажи дату, время.
- Когда война закончилась?
- В каком году начали строить Сурско – Казанский рубеж?
а) 28 октября 1941 года
б) 2 января 1942 года
в) 9 мая 1945 года
- Кто в основном работал при строительстве рубежей?
- За сколько дней были построены оборонительные сооружения?
а) полгода;
б) 45 дней;
в) 60 дней;
- Какова была протяженность построенных оборонительных сооружений?
а) 350 км;
в) 380 км;
б) 400 км;
8. Какая среднесуточная температура воздуха держалась в период строительства Сурского оборонительного рубежа в январе.
- «ГЕОГРАФИЯ РУБЕЖЕЙ» Ребята, вам даётся карта Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Вам надо её собрать. /в конверте ежит разрезанная карта Чувашии. Ребятам надо эту карту, как пазлы
- Обратите внимание на таблицу. В ней расположены слова-предметы, которые использовались в качестве орудий труда при строительстве рубежей. Вам надо написать на листочке эти слова.
М | А | Й | О | Г | У | Р | Т | О | Г |
Е | П | Е | Р | И | К | Л | А | Л | В |
К | И | Р | К | А | У | Т | М | О | Н |
Н | Л | О | П | А | Т | А | А | М | Н |
О | А | П | Т | Р | А | М | Д | И | Р |
С | О | Г | А | Ч | К | А | А | Р | В |
И | И | К | У | В | А | Л | Д | А | М |
Л | К | Р | Г | В | Л | О | Д | А | Н |
Ответ:
Лопата, лом, пила, кирка, кувалда, тачка, носилки
11. Ребята, вы запомнили, какая обувь была у строителей оборонительных сооружений? (Ответы детей).
Правильно, лапти. А вы видели лапти? Давайте сейчас посмотрим, что это за обувь и попробуем обуть лапти.
За правильные ответы получают буквы. В конце должно получиться слово «ПОБЕДА» |
Заключение. Для чего же память о тружениках тыла нужна нам сегодня?
(Для того чтобы
знать о них,
понять, что такое героизм народа в годы войны,
осознать, какой ценой была завоёвана Победа,
почувствовать гордость за свой народ, благодарность к тем, кто приближал Победу в тылу.)
- Когда-то римский император и философ Марк Аврелий сказал: «У того, кто не помнит прошлого, нет никакого будущего». Помните об этом, ребята!
- Спасибо вам за занятие!
М | А | Й | О | Г | У | Р | Т | О | Г |
Е | П | Е | Р | И | К | Л | А | Л | В |
К | И | Р | К | А | У | Т | М | О | Н |
Н | Л | О | П | А | Т | А | А | М | Н |
О | А | П | Т | Р | А | М | Д | И | Р |
С | О | Г | А | Ч | К | А | А | Р | В |
И | И | К | У | В | А | Л | Д | А | М |
Л | К | Р | Г | В | Л | О | Д | А | Н |
М | А | Й | О | Г | У | Р | Т | О | Г |
Е | П | Е | Р | И | К | Л | А | Л | В |
К | И | Р | К | А | У | Т | М | О | Н |
Н | Л | О | П | А | Т | А | А | М | Н |
О | А | П | Т | Р | А | М | Д | И | Р |
С | О | Г | А | Ч | К | А | А | Р | В |
И | И | К | У | В | А | Л | Д | А | М |
Л | К | Р | Г | В | Л | О | Д | А | Н |
М | А | Й | О | Г | У | Р | Т | О | Г |
Е | П | Е | Р | И | К | Л | А | Л | В |
К | И | Р | К | А | У | Т | М | О | Н |
Н | Л | О | П | А | Т | А | А | М | Н |
О | А | П | Т | Р | А | М | Д | И | Р |
С | О | Г | А | Ч | К | А | А | Р | В |
И | И | К | У | В | А | Л | Д | А | М |
Л | К | Р | Г | В | Л | О | Д | А | Н |
М | А | Й | О | Г | У | Р | Т | О | Г |
Е | П | Е | Р | И | К | Л | А | Л | В |
К | И | Р | К | А | У | Т | М | О | Н |
Н | Л | О | П | А | Т | А | А | М | Н |
О | А | П | Т | Р | А | М | Д | И | Р |
С | О | Г | А | Ч | К | А | А | Р | В |
И | И | К | У | В | А | Л | Д | А | М |
Л | К | Р | Г | В | Л | О | Д | А | Н |
М | А | Й | О | Г | У | Р | Т | О | Г |
Е | П | Е | Р | И | К | Л | А | Л | В |
К | И | Р | К | А | У | Т | М | О | Н |
Н | Л | О | П | А | Т | А | А | М | Н |
О | А | П | Т | Р | А | М | Д | И | Р |
С | О | Г | А | Ч | К | А | А | Р | В |
И | И | К | У | В | А | Л | Д | А | М |
Л | К | Р | Г | В | Л | О | Д | А | Н |
М | А | Й | О | Г | У | Р | Т | О | Г |
Е | П | Е | Р | И | К | Л | А | Л | В |
К | И | Р | К | А | У | Т | М | О | Н |
Н | Л | О | П | А | Т | А | А | М | Н |
О | А | П | Т | Р | А | М | Д | И | Р |
С | О | Г | А | Ч | К | А | А | Р | В |
И | И | К | У | В | А | Л | Д | А | М |
Л | К | Р | Г | В | Л | О | Д | А | Н |
Тогда мне было 17 лет, я училась в 10-ом классе. Но началась Великая Отечественная война, и мы, старшеклассники, прервали обучение и пошли работать в колхоз. А так хотелось учиться! Осенью 1941 года нас отправили копать окопы у деревень Тенеево и Ямбулатово. Мы работали целый день с утра до вечера. Жили у местных жителей. Тёплой одежды не было. Я носила одежду моих братьев. Братья в это время воевали на фронте. Надевали лапти, которые очень быстро изнашивались. В них было очень холодно и сыро. Погода стояла очень холодная. Иногда морозы доходили до 40 градусов. В морозные дни надевали валенки. Согревались, работая. Я работа на сложном и тяжёлом участке. Рыли мёрзлую землю. Всё делали вручную: даже землю переносили на носилках. Очень сильно уставали. В основном работали женщины. Мужчин было мало, работали только те, которых не брали на фронт. Иногда мужчины помогали нам варить еду. Днём нас кормили обедом. Когда нам очень сильно хотелось кушать, мы грели сухари и хлеб на костре. Вся еда была своя, из дома. Если болели, то терпели. Ситуация в 1941 году была напряжённая. Оборонительный рубеж должен был остановить немцев в случае прорыва фронта. Как бы ни было трудно, никто из нас не плакал и не жаловался. Все хотели помочь стране, Родине победить врага. В январе 1942 года мы вернулись домой. В том же году я закончила 10-ый класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»
Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....
Урок Памяти «Строительства Сурского оборонительного рубежа».
Урок Памяти «Строительства Сурского оборонительного рубежа»....
"НЕВИДИМЫЕ СЛЕЗЫ ВОЙНЫ" как строился Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод в Чувашии
Глава Чувашской республики Олег Николаев 2021 год объявил годом Трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.И это не случайно. В этом году исполняется 80 лет, как началос...
Квест - игра "Оборонительные рубежи Чувашии"
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительного рубежей....
Классный час «Не померкнет трудовой подвиг строителей оборонительных рубежей»
Цели: воспитание патриотического чувства, уважения к нравственным ценностям человека.Задачи: 1) формировать положительное отношение к таким качествам, как мужество, героизм, патриотизм;2) да...
Внеклассное мероприятие для 5-9 классов Урок Памяти «Строительство Сурского оборонительного рубежа»
Внеклассное мероприятие для 5-9 классовУрок Памяти «Строительство Сурского оборонительного рубежа». Цель: актуализация и расширение знаний учащихся о трудовом подвиге сове...
Стихотворение о Сурском и Казанском рубежах
Стихотворение о Сурском и Казанском рубежах...