Классный час «Не померкнет трудовой подвиг строителей оборонительных рубежей»
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Цели: воспитание патриотического чувства, уважения к нравственным ценностям человека.
Задачи: 1) формировать положительное отношение к таким качествам, как мужество, героизм, патриотизм;
2) дать представление о значении строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей для каждого из нас, их человеческих качествах;
3) воспитывать чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа; нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны; ощущение общности исторической судьбы народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
surskiy_rubezh.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Не померкнет трудовой подвиг строителей оборонительных рубежей»
Цели: воспитание патриотического чувства, уважения к нравственным ценностям человека.
Задачи: 1) формировать положительное отношение к таким качествам, как мужество, героизм, патриотизм;
2) дать представление о значении строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей для каждого из нас, их человеческих качествах;
3) воспитывать чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа; нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны; ощущение общности исторической судьбы народов России.
Ход мероприятия
I. Вступление
- Погода сегодня нас не балует. Но, думаю, не она определяет ваше настроение, его вы можете создать его сами.
Если у вас на душе солнечно и без осадков, то улыбнитесь мне. А теперь улыбнитесь друг другу.
Посмотрите, вы все улыбаетесь, значит, вы счастливы, спокойны, веселы, нам ничего не угрожает, но так было, к несчастью, не всегда.
II. Вызов интереса
(Видеоролик «Война» 0.47 мин.)
III. Ассоциации
- Какие ассоциации вызывает у вас слово война?
(Записываю на доске ассоциации детей в одну колонку)
ВОЙНА
страх
смерть
боль
голод
страдания
плач
разруха
зло
Четыре долгих года – через войну – наш народ шёл к победе, преодолевая … (читаю ассоциации).
Какие ассоциации вызывает у вас слово победа?
(Записываю на доске ассоциации детей в одну колонку)
ПОБЕДА
радость
спасение
мир
свобода
Родина
добро
А что, по-вашему, помогло людям приблизить долгожданную победу на фронте и в тылу?
патриотизм
героизм
труд
- И ТРУД, самоотверженный, упорный труд во имя Победы.
Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу.
Мы все хорошо помним, какие подвиги совершали солдаты на фронтах Великой Отечественной войны, как советские люди рыли окопы под Ленинградом, Москвой, как работали на заводах, но мало знаем, что глубоко в тылу строились окопы и блиндажи, доты и другие огневые точки, как, например, на Сурском рубеже и Казанском обводе. А ведь их по праву можно назвать символом трудового подвига народа. Достаточно сказать, в строительстве обоих оборонительных рубежей принимали участие более 170 тысяч человек, а их протяженность составила 380 километров, то есть половину пути от Чебоксар до Москвы.
- Каким объявлен 2021 год Президентом Чувашской Республики Олегом Николаевым?
Слайд 1.
IV. Беседа
- Дело в том, что в следующем году исполнится ровно 80 лет, как началось строительство этих оборонительных линий. Но это лишь повод. Фактически это решение вызвано, во-первых, необходимостью сохранить в истории память о беспримерном трудовом подвиге тружеников тыла; во-вторых, отдать долг нашим дедам, прадедам, бабушкам и прабабушкам, которые ценой неимоверных усилий в жесточайших условиях суровой зимы за рекордный срок возвели неприступную оборонительную линию; в-третьих, на примере поколения военного времени привить молодежи чувство патриотизма и гордости за Родину. Решение об их строительстве принял Государственный комитет обороны 13 октября 1941 года.
Слайд 2, 3.
-Как вы думаете, ребята, каково было назначение строительства этих рубежей?
(Ответы ребят)
- Да, основной задачей было не допустить противника к промышленным центрам – Казани, Куйбышеву, Ульяновску и Саратову.
Чтец 1:
Декабрь сорок первого. Фашисты у Москвы.
И принято решение на берегу Суры
Построить укрепления, чтоб немцы не прошли.
Зима. Мороз стоял трескучий,
А люди ломом и киркой крушили эти кручи.
Им не хватало тёплой обуви, еды,
Но все же они выстояли, построили, смогли.
9 мая здесь многолюдно,
Дети приносят букеты цветов.
Помнят сельчане, как было трудно
И мы не забудем тот подвиг отцов!
- Слово творческой группе: «историкам», «архивистам», «клипмейкерам» и «артистам» (рассказчикам и чтецам).
V. Выступление групп детей, работавших над проектом «Трудовой подвиг строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей».
Историк 1: Историческая справка:
Осенью 1941 года, когда враг уже был под Москвой, руководство СССР приняло стратегическое решение. На случай, если немцы пойдут вглубь нашей страны, им должны помешать оборонительные рубежи в тылу.
Архивист 1: В соответствии с указанием Государственного Комитета Обороны от 16 октября 1941 года принято решение: «Мобилизовать с 28 октября 1941 года для проведения работ по строительству на территории Чувашской АССР Сурского и Казанского оборонительных рубежей».
Историк 2: Так появились Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод. Они должны были задержать войска противников на подступах к Казани, Куйбышеву и Ульяновску.
Сурский рубеж обороны проходил на территориях Марийской, Чувашской, Мордовской АССР, Горьковской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей.
На территории Чувашии организовали 6 военно-полевых сооружений: 4 по Сурскому рубежу – с центрами в Ядрине, Шумерле, Порецком, Алатыре; и 2 на Казанском направлении – в сёлах Октябрьское и Янтиково.
(Слайд 1 от клипмейкера)
Архивист 2: «На стройке работали: колхозники, единоличники, рабочие, служащие, домохозяйки и учащиеся высших и средних учебных заведений», — говорится, в частности, в докладной начальнику управления пропаганды и агитации ВПК (б) Александрову.
Историк 3: Военное строительство проходило в тяжелейших условиях, требовавших от рабочих большого приложения физических сил, выносливости. Работы в основном велись вручную, без применения взрывчатки, при этом остро испытывался недостаток в инструментах. При сильных морозах землю сначала оттаивали кострами, а затем ее кусками откалывали с помощью клиньев.
(Слайд 2 от клипмейкера)
Архивист 3: «Работы велись без единого выходного дня за всё время строительства, не прерываясь и в самые сильные морозы, доходившие в отдельные дни до 40 градусов. Отдалённость рубежа, слабая его населённость затрудняли размещение людей и осложняли доставку продовольствия и фуража», — говорится, в частности, в постановлении бюро Чувашского обкома партии об итогах работы по возведению Сурского оборонительного рубежа и Казанского обвода.
Историк 4: Хотя время было очень сложное, ведь враг рвался к Москве, но руководство страны делало все возможное, чтобы облегчить быт и труд строителей. Их разместили в близлежащих населенных пунктах, бараках, для них построили землянки. Строителям повозили продукты и корм для лошадей. Каждый район должен был обеспечить своих рабочих инвентарем: лопатами, кирками, ломами, кувалдами, пилами, тачками, носилками и прочими рабочими инструментами. Но многие брали инструменты с собой из дома. Кроме людей на строительство направлялось 226 колесных и 77 гусеничных тракторов, 5 экскаваторов.
Были организованы передвижные госпитали-изоляторы, врачебные пункты, санэпидемические и дезинфекционные отряды. Для этого было выделено необходимое количество медицинских работников, медикаментов, перевязочных материалов.
Историк 5: Крупнейшей строительной организации – «Чувашстрйтресту» было дано задание изготовить 500 штук железобетонных колпаков для пулеметных дзотов, артелям — топорищ, черенков к лопатам, деревянных ложек, мисок, лаптей, рукавиц. Началась добыча бутового камня в Марпосадском и Чебоксарском районах, массовая заготовка леса.
Историк 1: Тех, кто работал награждали деньгами. Размер премии от вида работ и специальности колебался от 150 до полутора тысяч рублей. К слову, корова в то время стоила 2,5-3 тысячи рублей. На прорабских участках была организована торговля товарами первой необходимости. Многие мобилизованные не имели хорошей одежды и обуви. Во время работы особенно быстро изнашивалась обувь. Для решения проблемы, по просьбе мобилизованных, была организована торговля лыком, из которого мастерили лапти и готовыми лаптями.
Историк 2: Несмотря на трудности и сильный мороз, благодаря трудовому героизму народа Сурский рубеж был построен за рекордно короткий срок – 45 дней.
Рассказчик 1: Тяжелые воспоминания о трудной работе на морозе остались и у А.Г. Чекалиной из этого же села: «Уходили из дома затемно, чтобы к 8 часам быть на месте… Я большей частью работала на рытье окопов внизу, киркой да ломом… Скинешь варежки пот вытереть, а потом забудешься, за лом без рукавицы потной рукой схватишь, рука-то сразу примерзнет, с кожей отдирали».
Рассказчик 2: Из воспоминаний труженицы тыла из Красночетайского района Елены Васильевны Захаровой: «Окопы копала недалеко от родной деревни. Из нашего села было всего трое мужчин, и то очень старые. Остальных всех призвали на войну. В основном работали женщины. Трудностей было немало. Как-то раз у меня лапти развалились, а было сыро и холодно. Нога моя так замерзла, что онемела. Пыталась ее массировать, но толку нет, все равно ступать больно. Еле отошла в сторонку. Сижу, плачу, не знаю, что делать дальше. Это увидели другие, успокоили и отправили домой. «Не горюй, всё будет хорошо», — говорили они. Так друг друга и подбадривали».
Архивист 4: Простых инструментов поначалу остро не хватало. К примеру, в Чебоксарском районе в сельхозартели «Моряк» на 38 человек был один лом, в сельхозартели им. Водопьянова на 45 человек — один лом, в Марпосадском районе на участке работ колхоза «Верный путь» на 159 человек — семь ломов, на участке работ колхоза «Заря» на 46 человек — три лома. Поэтому «остальная часть колхозников ожидает, когда один человек снимет замёрзший покров земли, чтобы продолжить работу лопатами», приводятся данные в сборнике документов «Совершенно секретно» Чувашского государственного института гуманитарных наук (составителя Евгений Касимов и Дмитрий Захаров).
(Слайд 3 от клипмейкера)
Историк 3: Однако вскоре на строительстве оборонительных объектов было широко развернуто социалистическое соревнование.
Так, молодежная бригада колхоза «Труд» Калининского района в составе 18 человек, выполняла дневную норму земляных работ на 220 %. Звено учащихся 9-10 классов Семеновской средней школы в составе 18 человек выкапывало по 8-10 кубометров земли при задании 3-4 куб.м. К концу строительства насчитывалось свыше 15 тыс. человек, которые перевыполняли план, из них «двухсотников» было около 8 тыс. человек.
Архивист 5: По итогам строительства бюро обкома ВКП (б) обратилось с ходатайством в Госкомитет обороны «О предоставлении правительственных наград лучшим участникам, проявивших подлинные образцы трудового героизма на оборонительных рубежах». Их было более 50 человек. Ещё 234 человека были награждены почетной грамотой президиума Верховного совета Чувашской АССР (данные Госархива современной истории Чувашии).
(Слайд 4 от клипмейкера)
Архивист 1: К намеченному сроку масштабные оборонительные сооружения построили — 21 января 1942 года, как следует из рассекреченного письма на имя наркома внутренних дел Л.П. Берии, «Задание ГКО по строительству Сурского оборонительного рубежа 12-м Армейским Управлением выполнено в срок. Объем вынутой земли — 3 млн кубических метров, отстроено 1600 огневых точек (дзотов и площадок), 1500 землянок и 80 км окопов с ходами сообщений. Закончив работы, местное население и инженерно-технический состав готовы с такой же энергией выполнить любое новое задание Партии и Правительства».
Архивист 5:
В память о подвиге тружеников тыла в районах строительства рубежей установлены обелиски и памятные знаки.
Первый памятник строителям Сурского рубежа был поставлен в 2002 году в Мордовии недалеко от поселка Ясная Поляна в 100 метрах от моста через Суру. В 2010 году на границе Октябрьского и Карабашского сельских поселений Марпосадского района состоялось торжественное открытие обелиска в честь Казанско-Сурского оборонительного рубежа.
В 2015 году жители села Порецкого в Чувашии тоже решили таким же образом обессмертить подвиг тружеников рубежа. Инициаторами стали районный Совет ветеранов войны и труда и Порецкое отделение ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы. Таким образом они отметили 70-летие Победы. Кстати, автором эскизного проекта стал житель Новочебоксарска художник Александр Ильин, уроженец Порецкого района.
(Слайд 5 от клипмейкера)
Чтец 2 (на фоне музыки от клипмейкера):
Мы так устали от войны,
От смерти, взрывов и от боли.
Нам не хватает тишины,
Семейной и домашней доли.
Мы так устали от войны,
От этой бешеной "работы".
Всё для Победы, для страны,
Сегодня нет другой заботы.
А над землёй встаёт рассвет,
Приходит и уходит лето.
Кто людям даст простой ответ:
Война и смерть – зачем нам это?
Чтец 3:
Я не знаю войны,
Лишь про это читал.
Чистый воздух и небо,
Каждый день я гулял.
В тихом светлом лесу,
Среди свежей травы,
Вдруг, заметил траншею,
Собирая грибы.
Я спустился в нее,
Она выше колена.
А траншея с войны,
В этом точно уверен.
И прошло много лет,
Даже больше полвека,
Но остался здесь дух
Труженика-человека.
Они бились на славу!
Вам спасибо, бойцы,
Что не видел я смерти,
И не знаю войны.
V. Итог классного часа.
- Спасибо ребятам за выступление. Подведём итоги работы.
1. В каких годах проходило строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей?
2. Что явилось причиной строительства Сурского и Казанского оборонительных рубежей в годы Великой Отечественной войны?
3. С какими трудностями столкнулись участники строительства?
4. За какое время были построены оборонительные рубежи?
5. Какова была протяженность построенных оборонительных сооружений?
6. Какой вклад вы можете внести в увековечение памяти трудового подвига строителей оборонительных рубежей Чувашии?
(Ответы детей)
- Для чего же память о тружениках тыла нужна нам сегодня?
(Для того чтобы
знать о них,
понять, что такое героизм народа в годы войны,
осознать, какой ценой была завоёвана Победа,
почувствовать гордость за свой народ, благодарность к тем, кто приближал Победу в тылу.)
- Когда-то римский император и философ Марк Аврелий сказал: «У того, кто не помнит прошлого, нет никакого будущего». Помните об этом, ребята!
- Спасибо вам за занятие!
Список использованных источников
1. В. Воробьева. Строительство Сурского и Казанского рубежей - в документальных очерках / В. Воробьёва // Знамя. – 2020. – 5 мая.
2. В. Воробьева. Сурский и Казанский рубежи – героический подвиг в тылу / В. Воробьёва // Знамя. – 2020. – 23 окт.
3. Николаева Н. Война: Чувашия 1941–1945 гг. / Н. Николаева // сайт Новости Чувашии – ИА REGNUM – 2020. URL: https://regnum.ru/news/polit/2933220.html
4. Николаева Н. Фронт в тылу родины. Сурский рубеж. Чувашия / Н. Николаева // сайт Живой журнал – 2018. URL: https://yarodom.livejournal.com/2369625.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час «Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы».
Цели: формировать патриотические чувства; воспитывать чувство гордости за свою родную землю.Предварительная работа: заранее раздать слова ведущим, снять видео воспоминаний тружеников тыла (Лаптевой М....
Классный час "Моя будущая специальность техник-строитель"
Методическая разработка классного часа «Моя будущая специальность техник строитель» предназначена для кураторов групп, работающих со студентами первого курса специальности 08.02.01 «...
Урок Памяти «Строительства Сурского оборонительного рубежа».
Урок Памяти «Строительства Сурского оборонительного рубежа»....
"НЕВИДИМЫЕ СЛЕЗЫ ВОЙНЫ" как строился Сурский оборонительный рубеж и Казанский обвод в Чувашии
Глава Чувашской республики Олег Николаев 2021 год объявил годом Трудового подвига строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей.И это не случайно. В этом году исполняется 80 лет, как началос...
Квест - игра "Оборонительные рубежи Чувашии"
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства гражданственности, уважения к памяти строителей Сурского и Казанского оборонительного рубежей....
Внеклассное мероприятие для 5-9 классов Урок Памяти «Строительство Сурского оборонительного рубежа»
Внеклассное мероприятие для 5-9 классовУрок Памяти «Строительство Сурского оборонительного рубежа». Цель: актуализация и расширение знаний учащихся о трудовом подвиге сове...
«Героические страницы Сурского и Казанского оборонительных рубежей»
Внеклассное мероприятие...