Этап осмысления нового знания на уроках географии
методическая разработка по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Этап формирования нового знания на уроках географии | 43.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: Андреева Екатерина Александровна
Должность: учитель географии
Место работы: МОАУ «ООШ 3»
Тема: Стадия осмысления на уроке географии: приемы, задачи и примеры.
Технологии развития критического мышления через чтение и письмо урок строится поэтапно: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления и рефлексия. В этой статье мы подробно рассмотрим стадию осмысления. Что это такое? Какие приемы ТРКМ можно использовать на этой стадии урока? Какова роль учителя и ученика на стадии осмысления?
Стадии урока:
- Стадия вызова. На этом этапе происходит вызов в памяти учащихся уже известных ЗУН, вызов интереса к новой теме.
- Стадия осмысления. На этом этапе проходит работа с новой информацией.
- Стадия размышления. Проводится систематизация полученных знаний, происходит оценка, сравнение нового знания с тем, что уже известно.
- Рефлексия. Это итог урока, когда происходит оценивание своей работы, своей деятельности, своих чувств в связи с вновь приобретенными ЗУН.
Часто стадия размышления и рефлексии объединены.
Функции стадии осмысления на уроках географии по технологии развития критического мышления:
Итак, стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа с ней.
Функции этой стадии урока географии:
Информационная. Учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется.
Систематизирующая. Все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, «разложить по полочкам» в своей памяти.
Деятельность учителя и учащихся на стадии осмысления
На уроках географии по развитию критического мышления роль учителя координирующая. Так и на стадии осмысления главная задача учителя — удержать интерес учащихся к теме. При этом важно направлять деятельность детей, подчеркивая связь старого и нового знания.
Учащиеся на таких уроках должны быть максимально активными. Они читают, слушают, записывают, выполняют задания, делают пометки и т.д. Поэтому очень важно чередовать виды работы, сочетая индивидуальные и групповые формы работы.
Особенности стадии осмысления на уроках географии:
Стадия осмысления охватывает этап урока, на котором учащиеся работают с новой информацией.
Представить информацию можно по-разному. Это может быть:
- Текст параграфа учебника;
- Текст, подготовленный учителем;
- Фильм;
- Презентация;
- Доклад одноклассника;
- Таблица;
- Лекция;
- Статья, лекция в интернете;
- Аудиоматериал и пр.
Работа на стадии осмысления ведется как индивидуальная, так и групповая. Причем важно, чтобы индивидуальный поиск или размышление предваряли групповой этап и обсуждение.
Методы и приемы развития критического мышления на стадии осмысления на уроках географии
Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.
Например, тема: пресные воды суши. У учащегося получился приблизительно такой список:
- Большая часть земли покрыта соленой водой.
- Соленую воду пить нельзя.
- Пресная вода — в реках, ледниках, озерах и т.д.
После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам во время путешествия, похода?
Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. После прочтения текста учащиеся заполняют следующую таблицу (таблицу удобнее заполнять, чем окружности):
Общие черты
Общие черты | Отличительные особенности 1-го предмета (явления) | Отличительные особенности 2-го предмета (явления) |
Например, на уроке географии после знакомства с текстом о материках, предлагается сравнить материки Евразия и Африка.
Общие черты | Отличительные особенности Евразии | Отличительные особенности Африки |
Это материки | Ученик называет отличия Евразии от Африки | Ученик называет отличия Африки от Евразии |
Бортовой журнал — еще один своеобразный вид таблицы, который наглядно демонстрирует связь уже имеющегося знания и нового. Как и многие другие приемы критического мышления, охватывает сразу несколько стадий урока.
Заполняется следующая таблица:
Что я знаю по теме | «+» или «-» | Что узнал нового |
Первая графа заполняется на стадии вызова, когда учащиеся тезисно записывают то, что они уже знают. Далее, на стадии осмысления, работают со второй графой. Здесь учащиеся соотносят свои утверждения с новой информацией. По ходу чтения или прослушивания лекции они отмечают, правы они были или нет.
С третьей колонкой начинаем работать после прочтения текста. Здесь тезисно записывается все то новое, что было в тексте.
Опять-таки, рекомендуется на стадии рефлексии вернуться к своим бортовым журналам и оценить проделанную работу.
Зигзаг — довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачный прием, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации.
Инсерт — это прием активного чтения с пометками. Учащимся предлагается прочитать текст, маркируя отдельные предложения или абзацы специальными значками. После этого составляется таблица, по которой проводится следующая работа.
ИДЕАЛ. Название приема представляет собой аббревиатуру, которая объединяет название действий в ходе этого приема. И — интересно, в чем проблема?, Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие и т.д. Этот прием учит формулировать главную проблему, намечать пути ее решения, анализировать и делать выбор.
Кубик Блума — достаточно новый и интересный прием, который учит детей не просто детально изучать текст, но и формулировать вопросы разного типа.
Генераторы и критики. После получения новой информации класс делится на две группы «генераторов» и «критиков». Выбирается проблема, не требующая долгих обсуждений. Задача генераторов — предложить как можно больше вариантов решений, задача критиков — оценить предложения и выбрать самые лучшие и адекватные.
Таблица ЗХУ. Работа с таблицей начинается еще на стадии вызова. Заполняются следующие графы:
Уже знаю | Хочу узнать | Узнал на уроке |
На стадии вызова заполняется первая колонка. Вторая — по мере прочтения текста (отмечаются все места, требующие уточнения, пояснения, практических примеров). Третья колонка заполняется уже после проработки информации.
На этапе рефлексии нужно вернуться к таблице и оценить проделанную работу.
«Жокеи и лошади» — прием используется, когда нужно запомнить много понятий, названий, терминов и т.д. Учитель заранее подготавливает карточки по количеству учащихся в классе. На половине карточек пишется название термина, понятия, на второй половине карточек — его пояснение, толкование. Например, на уроке географии можно написать страны и их столицы, на уроке литературы — имена главных героев и их характеристики.
После прочтения текста раздаются карточки, и учащиеся превращаются в условных «лошадей» и «жокеев». Цель: найти себе пару.
Совет: чтобы предотвратить массовое хождение, можно попросить условных «лошадей» оставаться на месте. По классу ходят только «жокеи».
Взаимообучение. Психологи отмечают, что выучить новое легче всего, когда объясняешь это другим (то есть, играешь роль учителя). На этом принципе построен и прием взаимообучения. Учащиеся получают одинаковый текст, разбитый на абзацы. Они изучают его самостоятельно, отмечая трудные места и подготавливая вопросы по каждому абзацу. Затем начинается работа в группах (или в парах). Учащиеся по очереди объясняют остальным членам группы свою часть текста. Остальные могут задавать вопросы, требовать уточнений и пояснений. Потом учащиеся меняются ролями.
Фишбоун — еще один прием, который помогает учащимся наглядно увидеть связь между причинами и последствиями, выстроить логическую цепочку, систематизировать полученные знания. Строится скелет рыбы, где голова — это проблема, которую нужно решить, верхние «кости» — причины или направления размышлений, нижние — это конкретные примеры и факты, а хвост рыбы — вывод.
Таблица аргументов. После знакомства с новым материалом учитель предлагает несколько аргументов, тезисов по теме. Учащиеся заполняют следующую таблицу:
Аргументы | За | Против |
Например, на стадии осмысления на уроке географии:
Аргументы | За | Против |
Никто не совершал кругосветные путешествия | Да, до 1519 г., до первого кругосветного путешествия Ф. Магеллана | После 1519 года совершались еще кругосветные экспедиции, например, в 1577 – 1580 гг Ф. Дрейк совершил второе кругосветное путешествие |
Это лишь некоторые из приемов, которые используются на уроках географии по развитию критического мышления на стадии осмысления. Важно одно — если вы решились внедрять приемы ТРКМЧП, не стоит делать это урывками, от случая к случаю. Технология развития критического мышления — целостная структура и работать она будет, только если использовать ее регулярно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская технология обучения на этапе "открытия" новых знаний
Мастер-класс по применению исследователькой технологии на этапе 2открытия" новых знаний согласно новым федеральным стандартам. Фрагмент урока математики в 6 классе...
Конспект фрагмента урока музыки в 1 классе (этап - первичное усвоение новых знаний). Тема урока: Музыкальная азбука"
Тема: «Музыкальная азбука»Тип урока: урок ознакомления с новым материаломЦель урока: ознакомление детей с элементами музыкальной грамоты.Задачи урока: познакомить детей с названиями н...
Организация этапа мотивации в структуре урока открытия нового знания на уроках русского языка
Переход на новые стандарты образования предусматривает качественное изменение системы. В отличие от традиционной, новая система образования основывается на деятельностном подходе. Главным становитс...
Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка (из опыта работы)
В данной статье приведена структура (этапы) уроков открытия нового знания на примере урока из УМК Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out....
Презентация по теме «Использование методических приемов на этапе закрепления новых знаний на уроках биологии»
Данная презентация показывает опыт работы учителя по теме «Использование методических приемов на этапе закрепления новых знаний на уроках биологии»...