Открытый урок по теме Поволжье
методическая разработка по географии (9 класс)
Данный материал предназначен для проведения урока в 9 классе по теме Поволжье
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_i_list_kontrolya.docx | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Поволжье. Географическое положение. Этапы формирования. Проблемы реки Волги.
Цели урока: а) образовательные. Сформировать знания о Поволжском экономическом районе, показать особенности и отличительные черты района, совершенствовать умения работать по типовому плану. Сформировать у учащихся представление о значении Волги для жителей России, о проблемах, связанных с использованием ресурсов Волги и о возможных путях решения.
б) развивающие. Создать условия для развития исследовательской деятельности, продолжить формирование умение учащихся отбирать информацию, доказывать свою точку зрения, развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать учебный материал.
в) воспитательные. Способствовать формированию правильной жизненной позиции по отношению к вопросам природоохранной деятельности.
Оборудование:
Физическая карта России, атласы 9 класс, презентация.
Ход урока
- Организационный этап
- Повторение
- С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? (Северным, Центральным, Волго-Вятским, Северо-Западным, Поволжским, ЦЧР, Северо-Кавказским).
Письменный опрос
Определите по описанию, о каком экономическом районе идет речь.
- Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)
- Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)
- Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)
- В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. (Центрально-Черноземный)
- Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. (Северо-Западный)
- В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. (Центральный)
III Этап усвоения новых знаний и умений
- Тема урока
- Она со всех концов собрала – больших и малых до одной, что от Валдая до Урала избороздили шар земной.
- О чём речь в этих строчках? (о Волге)
- Правильно. В бассейне Волги находится 1/3 территории Европейской России. Волга принимает 151 тыс. водотоков общей протяженностью 574 тыс. км.
- О чём мы будем говорить на уроке? ( о Поволжье)
По обеим сторонам величайшей реки Русской равнины, одной из крупнейших рек Европы - Волги, расположилось Поволжье. Экономический район находится в среднем и нижнем течении Волги. Волга является его центральной осью.
- Работа с атласом. Определить состав района. Проверка.
- Работа с атласом. Оценить ЭГП Поволжья, определить отличительные черты и сделать вывод.
План характеристики ЭГП района
- Положение района на территории государства
- Экономическое окружение (соседние районы).
- Приморское или внутриконтинентальное положение, наличие выхода к морям и океанам.
- Положение относительно крупнейших топливных и сырьевых баз.
- Положение по отношению к транспортным магистралям.
- Изменение ЭГП района.
- Выводы о возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства.
Беседа по плану.
Выводы (на экране):
1. Район находиться на юго-востоке европейской части РФ
2. Граничит с Центрально-Чернозёмным, Уральским, Волго-Вятским, Северо-Кавказским районами. Поволжье находится между индустриальными ядрами России - Центральной Россией и Уралом.
3. Район не имеет выхода к морям.
4. Расположение района относительно топливных и сырьевых баз страны – благоприятно.
5. Транспортное положение района:
- судоходная река;
- транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с запада на восток (в широтном направлении) и вдоль Волги с севера на юг (Поволжье железная дорога). По Волге выход в моря - Азовское (Черное, Каспийское).
6. Поволжье стал пограничным районом. Имеет границу с Казахстаном.
7. ЭГП очень выгодное .
4. Работа с текстом. Этапы формирования.
1 этап
До присоединения Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств к России Волга использовалась как транспортная река (торговля) не очень интенсивно.
2 этап
ХVII-ХVIII века. Присоединение этих ханств к России Астрахань становится главным южным портом. В конце ХVI века между Казанью и Астраханью примерно на равных расстояниях друг от друга (450 км) возникают города Самара, Саратов, Царицын.
На карте определить, что это за города.
В 1760 году в Заволжье были переселены несколько десятков тысяч немцев-колонистов. Центрами их территорий стали Покровская Слобода - ныне Энгельс и Екатериненштад - ныне Маркс.
3 этап
ХIХ начало ХХ века Поволжье становится крупным районом производства товаров зерна и мукомольной промышленности. Начинается колонизация Заволжья, не помещичья, а крестьянская. Усиливается транспортное значение Волги, которая становится «главной улицей России». По ней перевозят не только зерно, но и нефтяные грузы, лес.
4 этап
30-40 гг. ХХ века. Индустриализация в годы довоенных пятилеток, например, строительство тракторного завода в г. Волгограде. Эвакуация оборонных предприятий в 1941-1942 гг. изменили профиль Поволжья, из аграрного в промышленный. А также Поволжье становится милитаризованным районом. ВПК в Казане, Ульяновске, Самаре, Саратове, Волгограде.
5 этап
Послевоенный. 50-60 гг. ХХ века. Завершается строительство крупных ГЭС: Волгоградской, Саратовской (с плотиной у Балаково), Самарской (с плотиной у Тольятти), а позже и Чебоксарской. Поволжье становится на два десятилетия главным районом нефтедобычи и нефтепереработки, что еще больше усложнило структуру хозяйства. И в результате интенсивной хозяйственной деятельности появились проблемы, связанные с рекой Волгой.
6 этап
Современный
- Проверка
1.В каком веке к России присоединились Казанское и Астраханское ханства? В 16 в.
2. В каком веке появились города Самара, Саратов, Царицын? 17 – 18 вв.
3. Один из этих городов 3 раза менял название . Что это за город и как он называется сейчас? Царицын – Сталинград – Волгоград.
4. Какой из этих народов не имеет своего национально- территориального образования на территории РФ?
А) ненцы
Б) немцы !
В) татары
Г) калмыки
5.В каком веке Волга становиться «главной улицей России»? 19 – начало 20 в.
6. Какое событие 20-го века дало толчок промышленному развитию Повожья, благодаря которому район превратился в «автомобильный цех страны»? ВО война. Эвакуация оборонных предприятий.
7. Какие отрасли промышленности развивались быстрыми темпами в послевоенное время? Гидроэнергетика, нефтедобыча и нефтепереработка.
- Экологические проекты. Выступления учашихся.
Итак, ребята, вы видите, что вся жизнь Поволжского района связанна с великой русской рекой Волгой. Волгой-матушкой, как её называют. Слайды!!!
Сейчас ее перекрывают 8 плотин и 11 крупных водохранилищ. Воспетой в былинах, сказах и народных песнях Волги, той старинной, уже нет. Думаю, многие великие наши предки, выросшие и получившие силу духа на ее берегах, были бы шокированы творениями рук своих детей, внуков и правнуков.
Пора уже нам всем проснуться. Проснуться от повседневности, подняться над ней и начать делами доказывать свою приверженность общечеловеческим целям и ценностям.
Когда строили плотины и гидроэлектростанции, а вслед за ними на ее берегах заводы и фабрики, колхозы и совхозы, улучшали жизнь живущих сейчас, не задумываясь о будущем. И потерялось за этим нечто большее. Не услышали мы матушку природу. Не следуем ее законам, а стремимся подчинить ее себе. На коротком промежутке времени получаем от этого пользу, но углубляем своими трудами яму для себя и будущих поколений…
Вопрос: В чем же состоит проблема экологии Волги? Сообщение учащихся.
И главное, как можно решить эти проблемы? Обсуждение в классе. Предложения детей.
Результаты обсуждения оформляется в виде таблицы. Пути решения экологических проблем Волги.
Заключение
Мы видим, что природа мстит человеку. К сожалению, правительство и гос. органы не сумели предвидеть возникновение хозяйственных и экологических проблем и сложность их решения в бассейне Волги.
Хотим мы или нет, но вынуждены признать, что будущее у человечества может быть только в том случае, если оно найдет способы быть в равновесии с природой.
- Итоги урока
Результаты, которые ты получаешь, находятся в прямой зависимости от усилий, которые ты прикладываешь.
- Оценки учащимся.
- Домашнее задание. Таблица «Поволжский экономический р-он» по пар. 39
Ф.И. уч-ся_________________________________________________________________
Тема: Поволжский зкономический район.
Описание р-на | Название р-на |
1.Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. | |
2Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. | |
3.Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. | |
4.В 18 веке район был «диким полем». Отличается высокоразвитым с/х с перерабатывающей промышленностью и черной металлургией. | |
5.Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Небогат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. | |
6.В Советское время район называли «локомотивом индустриализации». Имеет мощную научную базу, беден природными ресурсами. Отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность и текстильная. |
- Состав по атласу:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ЭГП по плану с помощью карт атласа:
1.Положение района на территории государства | |
2.Экономическое окружение (соседние районы). | |
3.Приморское или внутриконтинентальное положение, наличие выхода к морям и океанам. | |
4.Положение относительно крупнейших топливных и сырьевых баз. | |
5.Положение по отношению к транспортным магистралям. | |
6.Изменение ЭГП района. | |
7.Выводы о возможности влияния ЭГП района на развитие его хозяйства. |
4.Работа с текстом .
Этапы формирования р-на
1 этап
До присоединения Казанского (1552) и Астраханского (1556) ханств к России Волга использовалась как транспортная река (торговля) не очень интенсивно.
2 этап
ХVII-ХVIII века. Присоединение этих ханств к России Астрахань становится главным южным портом. В конце ХVI века между Казанью и Астраханью примерно на равных расстояниях друг от друга (450 км) возникают города Самара, Саратов, Царицын.
На карте определить, что это за города.
В 1760 году в Заволжье были переселены несколько десятков тысяч немцев-колонистов. Центрами их территорий стали Покровская Слобода - ныне Энгельс и Екатериненштад - ныне Маркс.
3 этап
ХIХ начало ХХ века Поволжье становится крупным районом производства товаров зерна и мукомольной промышленности. Начинается колонизация Заволжья, не помещичья, а крестьянская. Усиливается транспортное значение Волги, которая становится «главной улицей России». По ней перевозят не только зерно, но и нефтяные грузы, лес.
4 этап
30-40 гг. ХХ века. Индустриализация в годы довоенных пятилеток, например, строительство тракторного завода в г. Волгограде. Эвакуация оборонных предприятий в 1941-1942 гг. изменили профиль Поволжья, из аграрного в промышленный. А также Поволжье становится милитаризованным районом. ВПК в Казане, Ульяновске, Самаре, Саратове, Волгограде.
5 этап
Послевоенный. 50-60 гг. ХХ века. Завершается строительство крупных ГЭС: Волгоградской, Саратовской (с плотиной у Балаково), Самарской (с плотиной у Тольятти), а позже и Чебоксарской. Поволжье становится на два десятилетия главным районом нефтедобычи и нефтепереработки, что еще больше усложнило структуру хозяйства. И в результате интенсивной хозяйственной деятельности появились проблемы, связанные с рекой Волгой.
6 этап
Современный
Вопросы по тексту:
1.В каком веке к России присоединились Казанское и Астраханское ханства? __________
2. В каком веке появились города Самара, Саратов, Царицын? _______________________
3. Один из этих городов 3 раза менял название . Что это за город и как он называется сейчас? ______________________________________________________________________
4. Какой из этих народов не имеет своего национально- территориального образования на территории РФ?
А) ненцы Б) немцы В) татары Г) калмыки
5.В каком веке Волга становиться «главной улицей России»?________________________
6. Какое событие 20-го века дало толчок промышленному развитию Повожья, благодаря которому район превратился в «автомобильный цех страны»? ______________________
7. Какие отрасли промышленности развивались быстрыми темпами в послевоенное время? ______________________________________________________________________
Оценка________________________ Спасибо за работу!
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие
Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли - всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1. Ученику дается г...
обучающий урок по теме "Поволжье" в 9 классе
урок "Поволжье" носит обучающий характер.район рассматриваютя по плану со всех точек зрения, начиная с истории формирования. Акцент делается на з=хозяйственном значении района как с/х района страны, р...
Открытый урок по теме «АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые».
ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: 1. Отработка навыков составления составления характеристики географического положения материка Австралия;2.Продолжить работу с картами, атласами, таблицам.ВОСПИТ...
Открытый урок по теме "«Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей»
Урок английского языка по теме «Образование в странах изучаемого языка и России. Школа. День открытых дверей». Предназначен для учащихся 8 класса. Урок обобщающего типа.На уроке учащиеся повторя...
Урок соревнование по английскому языку по теме "Музыка", урок -праздник на тему "Halloween", открытый урок по теме "Экология"
Урок-соревнование по английскому яыку по теме "Музыка" расчитан на учеников 8-9 классов.Открытый урок английского языка по теме "Экология". "Are you a friend of planet?"Урок-праздник на тему "Hallowee...
Конспект открытого урока по географии «Поволжье»
Цели: Дать характеристику ЭГП района, природных условий и ресурсов. Показать роль Волги в развитии экономики района. Сформировать знания о территориальной структуре и специализации Поволжья. Позна...
Конспект урока по теме "Поволжье: хозяйство и проблемы"
Урок "Поволжье: хозяйство и проблемы" проводится при изученииПоволжского экономического района.На уроке используется стратегия "Тщательный опрос"....