Урок - игра по теме "Землятресение"
план-конспект урока по географии

Урок - игра по теме "Землятресение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_po_teme_-zemlyatresenie.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект на тему: «Землетрясение».

Урок-игра.

Цели урока:

образовательные

  • закрепить полученные знания, умения и навыки по практическим действиям в условиях чрезвычайной ситуации "землетрясении";
  • продолжить развитие умений рассуждать, обобщать, делать выводы;
  • расширять представление об окружающем мире.

развивающие:

  • развить познавательный интерес у учащихся;
  • развивать коммуникативные навыки через работу в командах по взаимоконтролю.

воспитательные:

  • воспитывать толерантность, организованность, ответственность, самостоятельность;
  • формировать творческую активность, дисциплину, внимание.

Оборудование урока:

  • карточки с заданиями,
  • ситуационные задачи,
  • рисунки,

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята, давайте вспомним с какой чрезвычайной ситуацией природного характера мы познакомились на предыдущих уроках? (землетрясение).
– Почему землетрясение считается наиболее опасным и беспощадным стихийным бедствием?
– Какое значение имеют полученные знания для жизни людей, живущих в сейсмических зонах?
– Сегодня подошло время обобщить полученные знания, умения и навыки по  теме «Землетрясения». Урок будет проходить форме игры, где каждый из вас сможет показать свои практические умения и навыки. Каждая игра – это соревнование, где есть победители и побежденные. У меня заготовлены цветные фишки, которые я буду выдавать за правильные, обоснованные ответы, чем больше фишек вы получите, тем выше будет ваша оценка.
Мы начинаем!
Первый этап игры заключается в проверке ваших теоретических знаний.

1этап – «Заморочки из бочки»

Команды по-очереди достают по одной «заморочке» из бочки (листочек с вопросом) и отвечает на заданный вопрос. За каждый правильный ответ команда получает фишку. Если одна из команд не отвечает на заданный вопрос, можно отвечать другой команде, и если команда ответила правильно, получает фишку.  Команда, доставшая «счастливый случай», отвечая на вопрос, получает дополнительно 2-е фишки.

1) Землетрясение – это:
2) Главная причина землетрясений?
3) Где чаще всего возникает землетрясение?
4) Что называется очагом землетрясения?
5) Что называется эпицентром землетрясения?
6) Назовите известные вам сейсмические шкалы, определяющие силу землетрясения?
7) Как называется прибор для измерения силы землетрясения?
8) Перечислите основные последствия землетрясения: природные и для людей?

Ответы команд:

1.тектонические движения земной коры;

2. тектонические процессы;

3. на стыке литосферных плит;

4. область возникновения подземного удара в толще земной коры

5. участок над очагом землетрясения;

6. беспокойство животных, голубоватое свечение внутри поверхности домов, дохлые крысы на улицах города, запах газа, искрение электрических проводов;

6. Рихтера, Меркали;

7. сейсмограф.

8. гибель людей, травмы, разрушение зданий, плотин, пожары, образование оврагов, затопление прибрежных территорий и другие варианты.

Учитель: А теперь давайте вспомним главную формулу безопасности, и будем всегда стремиться к ней.

Главная формула безопасности:

1) Предвидеть опасность.
2) По возможности – избегать её.
3) При необходимости – действовать решительно и четко.
4) Бороться до последнего, активно (всеми возможными способами) просить о   помощи и самому её оказывать.

Второй этап. «Советы жителям»

1 команда: Составляет памятку “Советы жителям сейсмоопасных районов”.

Ответы учащихся.

1) Найдите в своей квартире опасные  и безопасные места, покажите их близким. 
2) Научить детей отключать газ, электричество, воду.
3) В определенном месте, известном всем членам семьи, храните фонарь приемник с запасными батарейками, огнетушитель, воду пластиковых бутылках, лекарства, ценные вещи.
4) Договориться  с близкими о месте встречи и способе связи, если землетрясение застанет вас порознь.

2 команда: «Тревожный сигнал». Собирает необходимые вещи в сумку для жителя сейсмоопасного района.

На столе лежат пустые карточки. Задача команды, написать фломастером в карточки необходимые вещи, для жителей сейсмоопасного района и положить в сумку.

Ответы учащихся: Необходимо положить в сумку  электрический фонарик с запасными батарейками, медикаменты, одежду, запас продуктов питания на 3 дня, воду, деньги, документы, предметы личной гигиены, спальный мешок.

(Проверяется выполнение задания второго этапа, подводятся итоги)

Учитель: Вернемся к нашей формуле безопасности. Мы показали, что каждый человек должен быть готов к опасности.

Третий этап. «Безопасные и опасные места»

Следующий этап знания и умения вам помогут избежать серьезных травм и может быть даже гибели в опасной ситуации. На столе у  каждой команды лежат рисунки, и две коробочки. Задача команд нужно быстро и правильно положить рисунки  в соответствующую коробку, где коробка №1 безопасные места во время землетрясения, и  коробка  №2 опасные места во время землетрясения.

Ответы учащихся.

– Безопасные места во время землетрясения (коробка 1).

1) угол пересечения капитальных стен;
2) чугунная ванна;
3) дверной проем капитальных стен;
4) проем балконной двери;
5) устойчивая массивная мебель;
6) открытая площадка на улице.

– Опасные места во время землетрясения(коробка 2)

1) лифт;
2) кирпичные перегородки;
3) кровать;
4) не устойчивая, незакрепленная мебель;
5) лестница;
6) мост;
7) электростолбы;
8) навесы, козырьки домов;
9) телевизор;
10) оборванные провода.

Четвертый Этап «Инсценировка»

Командам, на выполнения задания дается время подумать. Задача команд показать, как человек будет действовать во время Землетрясения. Первая команда выполняет – «Ваши действия – если вас застало землетрясение в здании (дома)». Вторая команда выполняет «Ваши действия – если вас застало землетрясение на улице».
Команда, выполнившая задание правильно, получает две фишки. Если были небольшие ошибки, получает одну фишку, если задание выполнено не правильно – фишку не получают.

(Проверка заданий).

– Мы узнали  что человек, зная опасные и безопасные места в доме, в городе, может избежать травм и гибели. Это вторая  формула безопасности – по возможности – избегать её. Землетрясение происходит внезапно, и действовать нужно  незамедлительно. По моему сигналу «Внимание, землетрясение» займите безопасное место в нашем кабинете.

– Скажите, вы уверены в том, что выбранное вами место (угол пересечения капитальных стен, ученическая парта, дверной проем) защитит вас на 100% при землетрясении?
Если землетрясение будет небольшим до 4 баллов, то  выбранное вами место спасет вашу жизнь. Но мы с вами изучали параметры землетрясения и знаем, что от 5 баллов и выше, землетрясения приводят к серьезным разрушениям и даже катастрофам. При таких землетрясениях люди часто погибают или оказываются заваленными грудой камней и металла. Многие теряют близких и родных людей.

Пятый этап. «Рекомендация»

Команды выполняют следующую задачу: командам дается 2 минуты подумать. Затем каждый участник  команды по очереди, рассказывают свои рекомендации по данной ситуации.

1 команда: Помогите своими рекомендациями человеку, оказавшемуся в завале?

2 команда: Ваши действия после землетрясения? Чем вы можете помочь пострадавшим?

– Ребята, я считаю что мы выполнили поставленную задачу. Вы показали свои знания и умения на практике. Показали, что каждый может быть готовым к землетрясению? Мы знаем опасные места и, показали, как их можно избежать? И, наконец, мы показали, как должны действовать в опасности. Значит, мы достигли поставленной цели.

Вывод делают учащиеся: Землетрясения являются очень опасным стихийным бедствием природного происхождения, которое влечет за собой гибель людей, разрушения, аварии. Землетрясение всегда будут находиться в числе самых опасных стихийных бедствий. Предотвратить землетрясение человек не может, но может быть готовым к землетрясению, и действовать при возможности так, чтобы избежать массовой гибели людей.
Каждый человек, оказавшись в опасности должен действовать решительно,  смело, использовать весь арсенал своих знаний и навыков, а самое главное не терять самообладание и не паниковать!

– А теперь давайте подсчитаем ваши  цветные фишки и выявим победителя игры. (Подводятся итоги, выставляются оценки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...