ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ и БИОЛОГИИ
методическая разработка по географии
Методические рекомендации на тему: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НАУРОКАХ ГЕОГРАФИИ и БИОЛОГИИ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_multimediynogo_oborudovaniya_na_urokah.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тимофеева А.С.
Учитель ГБОУ СО «Тавдинская школа – интернат»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА
УРОКАХ ГЕОГРАФИИ и БИОЛОГИИ
В последнее десятилетие XX века и в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей дошкольного и школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Многие отечественные исследователи в области общей и специальной педагогики и психологии считают, что более интенсивное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать его совершенствованию (А.В. Аграновский, И.В. Больших, Г.В. Васенков, Н.Н. Глазкова, В.И. Голод, Е.Л. Гончарова, Ю.Б. Зеленская, А.П. Ершов, Е.Е. Китик, В.В. Клыпутенко, З.М. Кордун, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, О.Н. Лизунов, Л.Р. Лизунова, Н.А. Лукина, Н.Н. Малофеев, И.А. Никольская, Т.В. Пелымская, И.В. Роберт, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, В.Д. Труш, И.Ф. Федосова и др.).
Серьезное исследование, показывающее ряд преимуществ компьютера как инструмента обучения школьников с нарушениями в развитии, проведено О.И.
Кукушкиной. Ею экспериментально доказано, что использование компьютерных
технологий повышает мотивацию детей к учебной деятельности, позволяет моделировать сложные объекты познания в различных знаковых формах, способствует развитию продуктивных видов деятельности детей (классификация,
конструирование, экспериментирование, прогнозирование и др.), расширяет возможности качественной индивидуализации специального обучения.
Обучающий и коррекционный эффект уроков с использованием компьютеров в коррекционных учреждениях, по мнению И.А. Никольской, достигается «за счет естественной индивидуализации основных параметров учебного процесса: доступности, скорости, объема и степени дозирования материала, меры и вида помощи и пр.».
Существующие мультимедийные учебные комплексы по географии и биологии, рекомендованные Министерством образования и науки РФ в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, малоприемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых обучающихся. Современный рынок электронных продуктов не располагает созданными для специальных (коррекционных) школ VIII вида компьютерными программами по географии и биологии. У учителей возникает необходимость в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций) и методических рекомендациях по их применению с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.
Таким образом, интенсивный характер внедрения компьютерных технологий
в образовательный процесс коррекционных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, нехватка специальных компьютерных пособий по географии и биологии для обучения умственно отсталых учащихся, а также
отсутствие методических рекомендаций по их использованию подчеркивают актуальность проблемы и указывают на необходимость разработки дидактических аспектов создания и применения учебных мультимедийных презентаций на уроках в специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Многочисленные исследования В.Н. Вовка, В.В.Воронковой, А.Н.
Граборова, Г.М. Дульнева, И.Г. Еременко, Л.В. Занкова, В.А. Липы, М.М.
Нудельмана, В.Г. Петровой, Б.И. Пинского, Т.И. Пороцкой, И.М. Соловьева, Ж.И.
Шиф и др. показали, что использование наглядных пособий в школе для детей с
интеллектуальной недостаточностью имеет свою специфику. Исследователями
подчеркивалось значение наглядности в обучении умственно отсталых учащихся,
а также отмечалась необходимость разумного сочетания словесных, наглядных и
практических методов в образовательном процессе с учетом особенностей
познавательной деятельности данной категории детей.
Использование презентаций на уроках географии в коррекционных школах позволят оптимизировать учебно-воспитательный процесс, сделать его более эффективным. Мультимедийная учебная презентация в педагогике определяется как электронное учебное пособие, представляющее собой набор слайдов на определенную тему, разработанное с помощью компьютера.
Учебная презентация может включать в себя тексты, иллюстрации, географические карты, видеофрагменты, дикторский текст, музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерную анимацию, что способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.
Демонстрация презентации позволяет учителю за короткий промежуток времени
передать такой объем сведений, который невозможно объяснить при словесном
изложении с использованием других средств обучения. Использование крупных,
красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-
видеофильмов и телепередач, адаптированных с учетом познавательных особенностей умственно отсталых детей, окажет положительное влияние на
формирование более четких представлений об изучаемых географических и биологических объектах или явлениях.
Методические рекомендации:
*Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и обучающихся, при обобщении и закреплении материала.
*Демонстрация мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями, муляжами и т.п.
*Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется учителем, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в
соответствии с возможностями умственно отсталых детей.
Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, дозировано, что способствует лучшему усвоению материала.
Демонстрационные возможности географических карт, включенных в учебную презентацию, значительно выше, чем у традиционных – печатных. При работе со слайдом, содержащим карту, учитель может приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения (например, чтобы рассмотреть очертания материков); снимать часть географических объектов или их обозначения, упрощая карту; наносить необходимые надписи, пунсоны; совмещать ряд карт, что позволит облегчить сравнение объектов, установление причинно-следственных связей и закономерностей.
При изучении ряда географических тем (извержении вулкана, землетрясения,
Вселенная, полёты в космос, добыча полезных ископаемых, буря на море, теплое
течение и пр.) в презентации следует использовать динамический показ слайдов.
Анимацию и видеофрагменты рекомендуем применять и для «погружения» в
конкретную, малознакомую детям местность (тропический лес, пустыня, Южный
полюс), для демонстрации животных в движении.
Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр
разного уровня сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания,
закрепить и обобщить полученные в ходе урока сведения, осуществляя
дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.
Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит
учителю отработать с детьми основные географические и биологические понятия и словарные слова. Трудные орфограммы следует выделять в словах цветом или увеличивать в размере. Обучающиеся могут переписать словарные слова с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, умственно отсталые школьники
пополняют свой словарный запас, закрепляют навыки грамотного написания
географических терминов.
При объяснении нового материала, учитель может не выводить на экран
текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей
презентации или её фрагментов предложить обучающимся самим составить
небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом. На экране
можно демонстрировать план рассказа, где последовательно (по ходу изложения)
будет выделяться (цветом или шрифтом, или подчеркиванием) тот пункт плана,
который должен раскрыть ученик. Рядом с планом могут появляться слова-
подсказки или опорные сигналы. Когда отвечает слабый ученик, рядом
с планом или опорными словами могут размещаться иллюстрации.
Составь рассказ об Украине.
• Украина расположена в …
• Украина омывается …
• Между этими морями расположен п-ов …
• По территории Украины протекают …
• На западе находятся…горы, а на юге-…
• Украина богата полезными ископаемыми …
• Столица Украины- …
• Главные достопримечательности Киева-…
Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может
проводиться и после её просмотра: описание по памяти понравившихся иллюстраций, видеофрагментов; составление вопросов к отдельным материалам слайда; ответы на вопросы, поставленные учителем до, во время или после просмотра электронного пособия; выполнение зарисовок, заполнение таблиц ит.п.
Работа обучающихся с мультимедийной учебной презентацией не должна ограничиваться только прослушиванием комментариев учителя и просмотром
видеоряда. Деятельности детей необходимо отвести активную роль. Опираясь на
зрительные образы конкретных географических объектов и природных явлений,
школьники под руководством учителя должны учиться сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, изложение, закрепление и повторение учебного материала можно построить в соответствии с особенностями познавательной деятельности конкретной категории детей, учитывая их возрастные и типологические особенности, соблюдая принципы научности, доступности, наглядности и коррекционной направленности.
Творческий подход при создании мультимедийных презентаций и знание их
возможностей позволит учителю сделать урок географии более интересным и
продуктивным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка"
Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. В процессе обучения иностранным языкам в школе с помощью ИТ ребенок учится работать с текстом, узнает новые способы сбора инфор...
Использование мультимедийных установок на уроках географии
место мультимедийной установки в современном образовательном процессе...
Использование мультимедийных средств на уроках географии
Описывается возможности использования электронных учебников на уроках географии...
Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.
В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...
Использование мультимедийных презентаций на уроках биологии.
При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Компьютер дает возможность демонстрировать организмы, их строение, жизнедеятельность и взаимоотношения с другими органи...
Методические аспекты использования мультимедийных средств на уроках географии
Современный урок географии сложно представить без презентаций, аудио- и видеозаписей лекций. Урок познания окружающего мира более всего требует аудиовизуального сопровождения источника информаци...
"Использование мультимедийной презентации на уроках географии"
Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет с ее пустословиием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, зубрежками и оттарабан...