Использование мультимедийных средств на уроках географии
методическая разработка по географии по теме

Описывается возможности использования электронных учебников на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мультимедийных средств  на уроках географии.

   Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Существуют несколько видов компьютерных программ.

И все компьютерные программы: учебные, тренажеры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно- информационные входят в комплексные программы: мультимедиа -учебники.

Первые электронные учебники в нашу школу поступили в 2001 году в рамках реализации проекта Минобразования России «Компьютеризация сельских школ», только с 2003 года я начала применять в своей работе мультимедиа учебники. В настоящее время на уроках географии 6-10 классов, я применяю электронные учебники из серии «1С-Образовательная коллекция». Оказалось, что среди учеников много таких, кому близки и понятны компьютерные, мультимедийные версии излагаемой учебной темы. Мультимедиа учебники имеют свои функции:

-Информационная обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета.

-Мотивационная - благодаря мультимедиа -технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видео-фрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой.

-возможности углубленного изучения предмета - использование материалов справочного раздела, выполнение практических работ углубленного или межпредметного характера, выход в Интернет.

-Организация самостоятельной учебной деятельности- учащиеся имеют возможность самостоятельно приобретать знания, проверять свои достижения с помощью практических работ разного вида (обучающие, тренировочные, итоговые) и тестовых заданий, вести учет результатов.

Школьники могут изучать материал в необходимой для них последовательности, устанавливать индивидуальный темп усвоения материала.

-Контролирующая функция- в разделах «Тесты» и «Практика» помещены задания для проверки знаний учащихся в разной форме и разного уровня сложности с нормами оценок.

-Корректирующая функция- учитель имеет возможности отслеживать достигнутые учащимися результаты, осуществлять «обратную связь», корректировать свою деятельность с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

У мультимедиа учебника, в сравнении с обычным учебником, велика координирующая функция так как в его составе наиболее эффективно используются многие средства обучения. Таким образом, благодаря разнообразию выполняемых мультимедиа-учебниками  функций, в практике школы их можно применять по нескольким направлениям.

    Я знакомилась с электронными учебниками по многим предметам, но на мой взгляд наиболее удачные именно варианты мультимедиа учебников по географии.

   Как же включить новое мультимедийное средство в учебный процесс? Возможности применения мультимедиа - учебников велики, но методика их использования в процессе обучения пока недостаточно разработана. В то же время на основе опыта работы  можно сделать вывод, что каждый урок или этап урока требует своего типа программных средств обучения:

• на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной яркой, наглядной форме донести до учащихся теоретический материал;

•  на уроке закрепления целесообразно использовать программы-тренажеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и навыки;

• на контрольном уроке используются контролирующие программы.

В ходе разработки компьютерного урока следует выделить следующие этапы:

1. Постановка задач, активизирующих учебную деятельность.

2. Определение методов решения задач (учебный фрагмент, анимация, графика, дикторский текст, эксперимент, слайды, тесты, практика...)

З. Составление сценария работы с компьютером.

4.Составление и анализ алгоритмов (последовательности действий со строго определенными правилами выполнения).

Учитель так же должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала. Диалог ученика с машиной осуществляется с помощью вывода на экран дисплея формулировок заданий, сообщений о способе их решений и, непосредственно, само выполнение задания и его оценка. Однако не следует думать, что компьютер заменит учителя.  Компьютерные технологии имеют свои достоинства и сложности .

Учитель ведущий урок в компьютерном классе, сталкивается и с определенными проблемами: недостаточное овладение учащимися навыков работы с компьютером; невозможность обеспечения каждого ученика машиной ( я использую самый простой путь решения этой проблемы, использование группового метода: класс делится на 2 группы, одна работает с компьютером, другая, на местах, занимается повторением, выполнением письменных и устных упражнений); дозировка работы, чтобы не перегружать органы зрения и нервную систему учащихся.

  При применении мультимедийного курса целесообразно уделить внимание его большому мотивационному потенциалу, то есть использовать для формирования познавательного интереса к изучению географии. Необходимо дать возможность учащемуся самостоятельно познакомиться с учебным материалом и выполнить все задания для закрепления информации. При этом школьник может дополнительно использовать информацию из учебника, атласа и т.п. Школьник должен выполнить в каждой теме практические задания, цель которых закрепление теоретических знаний. Тестовые задания предназначены для самопроверки, самоконтроля и оценки полученных знаний. Однако их выполнение не стоит приравнивать к полному контролю за результатами обучения, так как тесты не могут служить показателем усвоения всего учебного материала. Большая часть тестов ориентирована на усвоение фактов. Усвоение школьниками основ научных знаний проверяется другими способами контроля.

При планировании компьютерного урока следует помнить, что контакт учащихся с компьютером должен осуществляться только под руководством учителя; необходимо использовать машины лишь в тех случаях, когда они являются дополнением к основному материалу; необходимо найти оптимальное сочетание компьютерных технологий с традиционными.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных установок на уроках географии

место мультимедийной установки в современном образовательном процессе...

Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ

Методическая разработка по теме: "Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ"...

Использование мультимедийных средств на уроках информатики

«Использование мультимедийных средств на уроках информатики»...

Использование мультимедийных средств на уроках информатики

«Использование мультимедийных средств на уроках информатики»...

Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.

В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...

Статья "Использование мультимедийных средств на уроках английского языка"

Статья была опубликована в сборнике материалов XXI международной конференции "Применение новых технологий в образовании", 28-29 июня 2010 г., г.Троицк...

Методические аспекты использования мультимедийных средств на уроках географии

Современный урок географии сложно представить без презентаций, аудио- и видеозаписей лекций. Урок познания окружающего мира более всего требует аудиовизуального сопровождения источника информаци...