Методические аспекты использования мультимедийных средств на уроках географии
статья по географии на тему
Современный урок географии сложно представить без презентаций, аудио- и видеозаписей лекций. Урок познания окружающего мира более всего требует аудиовизуального сопровождения источника информации, независимо от того, это «живой» урок или онлайн-лекция и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aida_statya.doc | 255 КБ |
Предварительный просмотр:
Исрапилова Аида Ахмедовна,
учитель географии ФГКОУ СОШ №11
МО РФ
Методические аспекты использования мультимедийных средств на уроках географии
Аннотация: Современный урок географии сложно представить без презентаций, аудио- и видеозаписей лекций. Урок познания окружающего мира более всего требует аудиовизуального сопровождения источника информации, независимо от того, это «живой» урок или онлайн-лекция и т.п.
Процесс модернизации современного российского образования выдвигает в качестве приоритета информатизацию образовательного процесса. Потому использование информационных и коммуникационных средств в обучении является актуальной проблемой современного школьного образования.
Современные методики организации учебного процесса строятся на субъектном взаимодействии учителя и ученика, становится важным сочетание инновационных (использование мультимедийных средств) и новых педагогических методов, выступающее движущей силой творческого процесса. [1] Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании». [3]
Основой для использования мультимедийных средств на уроках географии является четкая организация урока, в которой рассчитано по минутам: и объяснение нового материала, и презентация к нему, и самостоятельная работа учащихся, и контроль знаний.
Оптимальным решением для проведения такого урока является технически оснащенный современный кабинет географии в школе, что позволяет решать задачи общепедагогического и методического характера.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии, способствуя эффективному усвоение учебного материала, предоставляет учителю новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную гражданскую позицию в современном обществе.
Специфика урока географии в большом объеме информации, который учитель должен изложить на одном уроке. Безусловно, учитель не может и не должен давать учащимся весь объем материала, но самую суть, ядро темы он должен преподнести таким образом, чтобы решить поставленные задачи. Специфика предмета одновременно становится его преимуществом, так как медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний. [2]
Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы-презентации развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике. При этом, учащиеся принимаю самое активное участие как в создании презентаций (на уроке и в форме домашнего задания), так и моделировании самого урока в форме самостоятельной работы. [4]
Следует отметить, что современные школьники являются активными пользователями средств мультимедиа. Практически у каждого семиклассника есть смартфон, который при корректном использовании может выступать дополнительным мультимедийным средством на уроке. С помощью мобильного телефона учащиеся отыскивают необходимую информацию, фото и видеоматериалы.
С помощью ИКТ, которые также активно используются на уроке географии, можно изготовить необходимый дидактический материал. К примеру, интерактивные карты это новый тип интерактивных средств обучения географии. Во-первых, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. Во-вторых, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — это возможность изменения содержания карты. Такая работа очень импонирует учащимся, и они с увлечением занимаются моделированием. [5]
Учитывая возраст учащихся, часто использую игровые формы организации учебного процесса: здесь с успехом используются и мобильные телефоны, и компьютер, и презентации и т.п. Пришла к выводу: чем чаще и больше используешь технические и мультимедийные средства на уроке, тем больше возможностей их применения открывается.
Таким образом, использование современных информационных технологий способствует формированию интеллектуальных умений, обучению способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную общедоступную информацию. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Список литературы:
1. Нагорная И.И. «География 7 класс. Поурочные планы» по учебнику В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева. Волгоград: Учитель, 2007.
2. Элькин Г.Н. География России. Природа. 8 класс: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2003.
3. http://school-collection.edu.ru/collection/
4. http://1bbc.ru/national-geographic
5. http://www.cottoc.net/books/37837-priroda-i-geografija-rossii.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных установок на уроках географии
место мультимедийной установки в современном образовательном процессе...
Использование мультимедийных средств на уроках географии
Описывается возможности использования электронных учебников на уроках географии...
Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ
Методическая разработка по теме: "Использование мультимедийных средств на уроках информатики и ИКТ"...
Использование мультимедийных средств на уроках информатики
«Использование мультимедийных средств на уроках информатики»...
Использование мультимедийных средств на уроках информатики
«Использование мультимедийных средств на уроках информатики»...
Доклад. Использование мультимедийных презентаций на уроках географии в специальных коррекционных школах VIII вида.
В докладе описан личный опыт использования мультимедийных презентаций на уроках географии в школе-интернате. Отмечены положительные моменты использования презентация в срециальной коррекционной педаго...
Статья "Использование мультимедийных средств на уроках английского языка"
Статья была опубликована в сборнике материалов XXI международной конференции "Применение новых технологий в образовании", 28-29 июня 2010 г., г.Троицк...