План – конспект урока по географии в 6 классе. Тема: Тепло в атмосфере
план-конспект урока по географии (6 класс)
Цели:
- сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности;
- научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток и в течение года;
- сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха;
- продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_-_konspekt_uroka_po_geografii_v_6_klasse.tema_teplo_v_atmosfere.docx | 60.96 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по географии в 6 классе
Тема: тепло в атмосфере
Цели:
- сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности;
- научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой солнца над горизонтом в течение суток и в течение года;
- сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха;
- продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.
Планируемые результаты:
предметные: объясняют изменение температуры воздуха, причины образования тепловых поясов, от чего зависит нагрев воздуха, как связаны географическая широта и температура воздуха, как изменяется температура воздуха во времени; дают определение понятию амплитуда температур; рассчитывают среднее значение температуры.
метапредметные: ставят учебную задачу под руководством учителя; планируют свою деятельность под руководством учителя; выявляют причинно-следственные связи; определяют критерии для сравнения фактов, явлений; выслушивают и объективно оценивают другого; умеют вести диалог, вырабатывая общее решение.
личностные: формулируют свое отношение к актуальным проблемным ситуациям.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Оборудование: термометр, учебник, атлас.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала:
Целепологание: Сегодня мы продолжаем изучение атмосферы. Как мы уже сказали, атмосфера состоит из воздуха. Скажите, пожалуйста, а какими показателями мы можем характеризовать воздух?
Тема нашего урока «Тепло в атмосфере».
Ребята, а что вы хотите узнать о температуре воздуха? Скажите, остается ли температура воздуха неизменной? А от чего зависит ее изменение? Пока что вы не можете ответить на этот вопрос, но выяснить это будет целью нашего сегодняшнего урока.
Давайте вспомним:
- Что является источником тепла и света на Земле?
- Почему происходит смена дня и ночи?
- Каким прибором измеряется температура воздуха? Давайте вспомним правила использования термометра.
- Вспомните летние каникулы, вы на пляже. День. Одинаково ли нагреты песок и вода?
- А сейчас представьте, что вы пришли на пляж вечером. Что изменилось? Вы купались когда-нибудь в море ночью?
- Давайте делаем вывод о нагреве суши и воды. Давайте запишем: Вода и суша нагреваются неравно, суша – быстро, а вода – медленно.
- Луч солнца попадает в окно. Что он нагревает подоконник или стекло? Давайте проверим.
- Сделайте вывод какие предметы нагреваются солнечными лучами? Запишем это: Солнечные лучи нагревают не атмосферу, а поверхность Земли.
- От чего нагревается воздух на Земле? (от поверхности Земли)
В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.
- Как изменяется температура воздуха с высотой? Вывод: с высотой температура воздуха понижается. Причем есть определенное правило. Запишем и запомним: В тропосфере при подъеме на каждые 1000 м температура понижается на 60.
Зная это правило попробуем решить несколько задач.
Задача 1. Какова температура воздуха на вершине горы высотой 3 км, если температура у ее подножия +200С?
Решение: 1) узнаем на сколько изменилась температура воздуха, для этого нам нужно 3*6=18, 2) 20-18=20
Задача 2Самолет летит на высоте 9 км. Какова температура воздуха за бортом самолета, если в это время у поверхности Земли температура +200С.
Решение: 1) 6*9=54, 2) 20-54=-340
Задача 3На воздушном шаре поднимаются два воздухоплавателя. На какой высоте вода в канистре превратится в лед, если температура у поверхности Земли +120С? (Ответ 2 км)
Задача 4Самолет летит на высоте 7 км, температура за бортом -200С. Самолет собирается идти на посадку. Нужно ли будет пассажирам одевать шубы и шапки по прибытии в аэропорт? (нет, +220С)
Задача 5Лежит ли снег на вершине Эльбруса, если температура у подножия +250С? (Высота Эльбруса 5642м) Ответ да, -80С.
Географическая физминутка
Приветствуем друг друга как жители разных стран.
Россия: пожимают друг другу руки.
Италия: горячо обнимаются.
Бразилия: хлопают друг другу по плечу.
Зимбабве: трутся спинами.
Македония: здороваются локтями.
Никарагуа: касаются плечами.
- Давайте вспомним как изменяется температура воздуха на поверхности Земли в зависимости от географической широты?
- Какие области Земли получают наибольшее количество тепла и света? А какие наименьшее?
Опыт с фонариком. Когда солнечные лучи падают прямо, земная поверхность получает наибольшее количество тепла и света.
Запишем вывод в тетрадь: количество света и тепла, получаемое земной поверхностью, постепенно убывает в направлении от экватора к полюсам из-за изменения угла падения солнечных лучей.
- Будет ли меняться температура воздуха, если мы будем находиться в одном и том же месте?
- Как изменяется температура воздуха в течении суток?
- Почему днем температура воздуха выше, чем ночью?
- В какое время суток температура воздуха наибольшая? А в какое время наименьшая? (Дети отвечают в полдень и в полночь. Это самые распространенные ответы, но на самом деле теплее всего в 14 часов, а холоднее всего перед рассветом. Может быть уже кто-то догадался почему? Днем в 12 часов солнце поднимается над горизонтом и освещает землю прямыми солнечными лучами, но необходимо время чтобы воздух нагрелся от поверхности земли, аналогично – ночью.)
- Почему зимой холоднее чем летом? (Во-первых зимой Солнце не встает так высоко над горизонтом, а во-вторых зимой солнце меньше времени находится над горизонтом )
Для того чтобы продолжить наш разговор, нужно ввести два новых определения – это амплитуда температур и средние температуры. Запишем в тетрадь: Амплитуда – это разница между самой высокой и самой низкой температурой. Амплитуда может быть суточной и годовой.
Часы наблюдений | 1-й день | 2-й день | 3-й день |
01.00 | 3 | 3 | -3 |
07.00 | 2 | 1 | -4 |
13.00 | 10 | 5 | 0 |
19.00 | 15 | 3 | -1 |
Амплитуда температуры | 13 | 4 | 4 |
Средняя температура | 7,5 | 3 | -2 |
- Как рассчитываются средние величины в математике? (например среднее арифметическое)
- А если это правило применить в географии к изменению температуры в течение суток? (Для того чтобы узнать среднесуточную температуру нужно сложить результаты всех измерений за сутки и разделить на количество измерений )
- Как рассчитать среднемесячную температуру?
- А можно ли рассчитать среднегодовую температуру? (Среднегодовая температура не отражает изменение температуры в течение года, для того чтобы получить представление о годовом ходе температуры строят график)
Предлагаю вам рассчитать среднегодовую температуру и построить график годового хода температуры в Ставрополе.
Климат Ставрополя | |||||||||||||
Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
Средняя температура, °C | −2 | −2 | 2 | 10 | 15 | 20 | 22 | 22 | 16 | 10 | 3 | −1 | 9,5 |
- Закрепление
- Как нагревается воздух атмосферы?
- Как изменяется температура воздуха с высотой?
- Как узнать суточную амплитуду температуры воздуха?
- Почему в тропиках теплее, чем на полюсах?
- Почему утром и вечером холоднее, чем днем?
- Домашнее задание.
§39, ответить на вопросы после параграфа.
- Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по географии (8 класс) на тему: «Человек и горы».
Цель: сформировать у учащихся представления о разных видах хозяйственной деятельности человека в горах....
План конспект урока по географии 7 класс по теме "Географическое положение. Открытие и исследование Антарктиды".
Урок с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо...
"Земная кора" план - конспект урока по географии 6 класса
"Земная кора" план - конспект урока по географии 6 класса. Урок разработан на основе ФГОС и направлен на формирование универсальных учебных действий....
План - конспект урока по географии, 8 класс, по теме «Охрана природы и охраняемые территории»
План - конспект урока с использованием ЭОР по географии 8 класс по теме«Охрана природы и охраняемые территории» представлен учителем географии достаточно подробно. Учителем сформулирована ...
План конспект урока по географии 7 класс по теме: «Евразия»
План конспект урока по географии 7 класс по теме: «Евразия»...
План - конспект урока по географии 5 класс по ФГОС "Погода и метеорологические наблюдения".
План урока составлен к учебнику А.А. Летягина и успешно опробован в течении двух лет. Содержит народные приметы, раздаточный материал для урока....
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...