Конспект урока по географии на тему: Австралия и Океания, 11 класс
план-конспект урока по географии (11 класс)
Цели: изучая Австралию, показать её привлекательность и неповторимость, её красоту и величие;
- выявить причины экономического и политического лидерства страны на мировом уровне;
- развивать географическое мышление, навыки и умения работать с картой, атласами, контурной картой, текстом учебника, дополнительной литературой;
- уметь применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций;
- воспитывать чувство дружбы, умения работать в коллективе; чувство уважения, интереса, бережного отношения к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_avstraliya_i_okeaniya_11_klass.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Австралия и Океания
Предмет: география
Дата проведения:
Класс: 11
Тип урока: изучение нового материала
Форма проведения: лекция с применением презентации
Оборудование: учебник «География 10 – 11», справочное пособие «Социально-экономическая география мира», атлас по географии для 10 класса, контурные карты, презентация.
Цели:
изучая Австралию, показать её привлекательность и неповторимость, её красоту и величие;
- выявить причины экономического и политического лидерства страны на мировом уровне;
- развивать географическое мышление, навыки и умения работать с картой, атласами, контурной картой, текстом учебника, дополнительной литературой;
- уметь применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций;
- воспитывать чувство дружбы, умения работать в коллективе; чувство уважения, интереса, бережного отношения к окружающему миру.
Ход урока.
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку обучающихся.
- Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
Тестовые задания и устный опрос у карты
- Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников
Слайд 1.Здравствуйте, ребята! Сегодня речь пойдёт о самом маленьком континенте с удивительным животным и растительным миром, с неслыханным богатством недр, с развитыми промышленностью и сельским хозяйством, с миллионными городами и огромными пустынями – это Австралия.
Слайд 2. Цели и задачи урока:
- изучая Австралию, показать её привлекательность и неповторимость, её красоту и величие;
- выявить причины экономического и политического лидерства страны на мировом уровне;
- развивать географическое мышление, навыки и умения работать с картой, атласами, контурной картой, текстом учебника, дополнительной литературой;
- уметь применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций;
- воспитывать чувство дружбы, умения работать в коллективе; чувство уважения, интереса, бережного отношения к окружающему миру.
- Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения
Заполнение таблицы:
План | Австралия |
Географическое положение, состав страны | |
Население | |
Крупные города | |
Природные ресурсы | |
Виды хозяйственной деятельности | |
Экологические проблемы |
Слайд 3. «Визитка страны»
Австралийский Союз, Австралия – государство в Южном полушарии, расположенное на материке Австралия, острове Тасмания и нескольких других островах Индийского и Тихого океанов. Шестое по площади государство мира, единственное государство, занимающее целый материк. Эта страна имеет только морские границы. Странами-соседями Австралии являются: на юго-востоке - Новая Зеландия, на севере - Индонезия, Папуа – Новая Гвинея и другие более мелкие островные государства Океании. Австралия удалена от развитых стран Америки и Европы, крупных рынков сырья и сбыта продукции, но множество морских путей связывают Австралию с ними. Австралия играет важную роль в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Территория – 7, 7 млн. кв. км. Население – около 20 млн. человек.
Слайд 4. Столица – Канберра. Государственный язык – английский. Основная часть населения исповедует христианство.
Первыми европейцами, открывшими и частично исследовавшими материк, были голландские мореплаватели Янц и Тасман. Английским владением Австралия стала в результате её вторичного открытия Джеймсом Куком в 1770 году. Первоначально Австралия была местом ссылки из Великобритании уголовных преступников.
В 1901 году произошло объединение отдельных английских колоний в Австралийский Союз (Австралия стала доминионом – фактически самоуправляющимся государством в составе бывшей Британской империи), что способствовало интересам промышленного капитала и правительства Великобритании.
До начала 30-х годов сохранялась экономическая и политическая значимость Австралии от Великобритании.
В 1931 году Австралия получила полную независимость от метрополии во внутренних и внешних делах.
Слайд 5. Австралия – федеральное государство состоящее из 6 штатов и 2-х территорий в составе Содружества; штатами являются Виктория, Западная Австралия, Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Тасмания и Южная Австралия. Двумя главными материковыми территориями являются Северная территория и Территория федеральной столицы.
Глава государства – королева Великобритании, представленная генерал-губернатором, который назначается по рекомендации австралийского правительства.
Слайд 6. Вопрос: Много ли городов в Австралии? Назовите самые крупные из них? Есть ли закономерность в их размещении? (работа у карты)
- Города в Австралии размещены на побережье, особенно в юго-восточной части. 85% проживает не далее 80 километров от моря. На их размещение повлияли исторические факторы, более благоприятные условия. Австралия –
одно из самых урбанизированных государств мира – почти 86% всего населения проживает в городах.
(Работа с учебником на стр. 243, фото города Сиднея – самого большого города Австралии)
Население
Действительно, Австралия является изолированным государством. Может ли этот факт служить доказательством того, что на материке проживает около 20 млн. человек – меньше, чем на другом любом материке?
Да, так как был открыт значительно позднее других материков. Изолированность континента пугала эмигрантов, засушливый материк, центральные районы не исследованы. Очень низкая плотность заселения – 2 человека на квадратный километр, в пустынях – 1 человек на 4 квадратных километра.
Слайд 7. Население Австралии в основном европейского происхождения. При этом более 97% её жителей составляют англо-австралийцы. Много выходцев из стран Европы, в том числе из России. Люди с белой кожей плохо приспособлены для жизни в тропических широтах. К концу XX в. Австралия вышла на первое место в мире по заболеваемости раком кожи. Это связывают с тем, что над материком периодически образуется «озоновая дыра», а белая кожа представителей европеоидной расы не так защищена от ультрафиолетовой радиации, как темная кожа коренного населения тропических стран.
Коренные жители Австралии – аборигены, в облике аборигенов сочетаются черты двух больших рас – экваториальной и европеоидной.
Слайд 8 .(Сообщение учащегося) Аборигены – тёмное пятно на репутации Австралии как страны всеобщего равноправия. Австралия на наших глазах превращается во вторую Америку. Аборигены составляют менее одного процента населения страны, но поскольку они распределяются крайне неравномерно, то их число кажется ещё меньшим. Они в основном живут в больших резервациях и поселениях, причём в таких уголках страны, где мало кто из австралийцев бывает.
Лишь в 1967 году голосами подавляющего большинства населения был принят закон, уравнивающий аборигенов во всех правах. До этого аборигенов даже не считали людьми в полном смысле этого слова – их даже не учитывали при переписи населения!
До прихода европейцев коренные жители материка находились на уровне каменного века, занимались охотой и собирательством, не знали ни скотоводства, ни земледелия. Часть аборигенов и сегодня продолжает вести полукочевой образ жизни.
Слайд 9.Трудовые ресурсы
По уровню ВВП на душу населения Австралия входит в десятку развитых стран мира. ВВП составляет – 21 200 долларов США, т.е выше, чем в Италии (19 900 $) и Канаде (20 400$), немного ниже, чем в Великобритании (21 700$), и гораздо ниже, чем во Франции (23 900$), Сингапуре (25 800$) и США (30 300$). Несмотря на высокий уровень ВВП на душу населения, Австралия имеет огромные долги, которые в настоящее время составляют – 200 млрд. австралийских долларов. Эти долги появились у страны в результате взятых кредитов на разведывание и добычу полезных ископаемых.
Численность занятого населения составляет около 9, 2 млн. человек, в том числе 56% мужчин и 44% женщин. Примерно 15% занято в розничной торговле, 13, 5% - в обрабатывающей промышленности и почти 10% в секторе недвижимости и услуг. Всего 5% в сельском, лесном и рыбном хозяйстве. Доля иностранных рабочих в стране составляет 25 %. В некоторых регионах Австралии есть нехватка рабочих кадров. В первую очередь, это связано с небольшим населением при большой площади этих районов и тем, что большинство квалифицированных рабочих проживает на восточном побережье Австралии. Очень много выходцев из Китая, Вьетнама, Кореи работают в Западной части страны. Их численность быстро растёт.
Уровень безработицы держится на относительно высоком уровне – 5%, для сравнения - в США – 4, 5%.
- Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного
Оценка Экономико-географического положения (ЭГП) страны.
Слайд 10. Вопрос классу? Выгодно ли экономико-географическое положение страны?
С одной стороны, Австралия изолирована от других государств и частей света. Крупные развитые государства удалены от неё на многие тысячи километров. От Лондона до Австралии более 20 тысяч километров. Но современная авиация значительно приближает Австралию к другим материкам. Самолёт покрывает расстояние от Англии за 30 лётных часов, в то время как в 19 веке кораблю нужно было плыть 8 месяцев.
С другой стороны, Австралийский Союз имеет только морские границы.
Омывающие материк моря служат транспортными путями для внешних связей страны.
Слайд 11. Природные богатства Австралии.
В последнее время Австралия выдвинулась в число крупнейших поставщиков горнорудного сырья – это страна-рудник.
За последние 50 лет добыча полезных ископаемых в Австралии расширилась, и теперь эта страна является крупным поставщиком минерального сырья на мировой рынок. Австралия опережает другие страны по производству бокситов, алмазов, свинца и циркона и по экспорту каменного угля, железной руды, бокситов свинца, алмазов и цинка. Второе место в мире по экспорту бокситов и урана и третье место по экспорту золота и алюминия. Крупнейшей отраслью добывающей промышленности является угольная, на долю каменного угля приходится 10% австралийского экспорта. Помимо каменного угля, из Австралии экспортировались железная руда, нефть, медь, цинковые руды и уран.
В прошлом самым важным минеральным ресурсом было золото. В 1851 – 1865 годах месторождения в штатах Виктория и Новый Южный Уэльс, где впервые было найдено золото, ежегодно в среднем давали 70, 8 тонн этого благородного металла. В настоящее время золото добывают во многих районах страны, но преимущественно в Западной Австралии – 78% добычи всей страны, что составляет примерно 200 тонн в год.
Основные месторождения железной руды находятся в Западной Австралии.
Этот штат может обеспечить потребности металлургической промышленности мира на 200 лет вперёд.
Слайд 12. Задание: Куда вывозится железная руда Австралии? (стр. 58 справочное пособие «Социально-экономическая география мира»)
Богатым оказался и океан. Около северо-западного побережья, на шельфе
обнаружены глобального значения запасы природного газа. Ведётся его разработка. Часть вывозится в Японию.
(Сообщение учащегося): Старейший континент не устаёт удивлять геологов. Он богат многочисленными полезными ископаемыми. На материке был найден самородок золота весом в 286 кг – самый большой из когда-либо обнаруженных в мире.
Более 95% всех драгоценных опалов мира добывают на пятом континенте. Поэтому опал считается камнем Австралии. Здесь был найден самый знаменитый опал с громким названием «Королева Земли».
В недрах Австралийских Альп текут, по созданным человеком тоннелям, бурные потоки воды, целые реки, вращающиеся турбины подземных ГЭС. Вся эта сложнейшая система даёт более 5 млрд. кВт/час электроэнергии в год.
Слайд 13. Вопрос: Если страна располагает перечисленными ресурсами, то какие отрасли обрабатывающей промышленности получили здесь наибольшее развитие? Где размещены? (работа с картами атласа, стр. 40 , нанесите на контурную карту центры обрабатывающих отраслей, а также отрасли специализации).
Сделайте вывод о наличии минеральной и топливно-энергетической базы страны.
Вывод: Австралия располагает значительными запасами полезных ископаемых для развития здесь различных отраслей специализации, но большая часть добываемых ресурсов вывозится за рубеж, в основном в Японию. По запасам некоторых минеральных ресурсов страна занимает ведущие позиции в мире.
Слайд 14. Сельское хозяйство.
Животноводство. С 1795 года и до окончания Второй мировой войны сельское хозяйство, и особенно овцеводство, составляло фундамент экономики Австралии. Эта отрасль всё ещё лежит в основе благосостояния страны. Выражение «Австралия скачет верхом на овце» оправдывало себя на протяжении 100 лет – с 1820 примерно до 1920 года.
Если австралийская шерсть имела рынок сбыта с начала 19 века, то для мяса в течение многих лет такого рынка не было. Изобретение технологии заморозки мяса позволило наладить экспорт австралийской баранины в Англию. Сейчас из 600 тысяч тонн произведённой баранины в год на экспорт идёт 220 тысяч тонн. За последнее десятилетие был налажен экспорт живых овец, которых забивали после доставки в страну назначения. В основном этот товар приобретали мусульманские страны Ближнего Востока.
Многие животноводческие фермы – «шипзтейшинз» здесь превышают по площади такую страну как Люксембург. Крупнейшие из них сопоставимы с Голландией и Бельгией. По поголовью овец страна занимает 1 место в мире: каждая пятая овца пасётся на материке Австралия.
Поскольку в Австралии нет крупных хищников, кроме собаки динго, разведение крупного рогатого скота в колониальный период достигало значительных масштабов, особенно в более сухих и отдалённых районах, где оно опережало овцеводство. «Золотая лихорадка» в Виктории в 1850-х годах привлекла тысячи людей. Там возник значительный рынок сбыта говядины, что положило начало развитию товарного мясного животноводства. Производство говядины и телятины в год составляет 2 млн. тонн, из них 42% направляется на экспорт. Большое значение для расширения экспорта австралийской говядины имело открытие японского рынка.
Прочие отрасли животноводства, такие, как свиноводство, птицеводство и пчеловодство, ориентированы в основном на внутренний рынок, и лишь некоторые продукты идут на экспорт.
(Сообщение учащегося): В Австралии проводятся состязания стригалей, и искусство, сила, выносливость, занявших 1 место, потрясают. Они фантастичны: 300 голов за 8-часовой рабочий день. Часто овец стригут для всеобщего удовольствия в самых неожиданных местах, например, в ресторанах.
В стране развита кенгуровая индустрия. В ней заняты десятки тысяч людей – от охотников, ведущих отстрел животных, до дизайнеров, чьей задачей является разрабатывать новые виды изделий. Кенгуровые шкуры сотнями тысяч вывозятся в США, Западную Европу, Японию.
Остров Тасмания – самый большой яблоневый сад и даёт больше яблок, чем любая европейская страна.
По производству винограда Австралия сопоставима с Францией, Испанией, Италией, Калифорнией. Что же касается изюма, то она прямой конкурент Турции и Греции.
Растениеводство. Австралия – ведущий экспортёр зерна, сахара, фруктов. Вместе с Канадой она делит второе-третье места в мировом рейтинге поставщиков зерна (15, 2 млн. тонн). Основные рынки сбыта – страны Ближнего и Среднего Востока, а также Восточной и Юго-Восточной Азии.
Вывод: Какую роль играет сельское хозяйство в экономике страны?
Австралия не только полностью удовлетворяет свои потребности в продовольствии и сельскохозяйственном сырье, но и является одним из крупнейших поставщиков на мировой рынок шерсти, мяса, сахара, пшеницы.
Слайд 15. Экологические проблемы Австралии
В настоящее время правительство Австралийского Союза и многие общественные организации прилагают большие усилия для повышения эффективности мер по охране природы. В стране создано большое количество национальных парков, причем самые крупные по площади парки расположены в пустынных районах.
Сейчас освоено свыше 65 % территории страны. В результате хозяйственной деятельности природа Австралии оказалась под угрозой изменения человеком в не меньшей степени, чем во многих густонаселенных странах других континентов. Катастрофически быстро исчезают лесные массивы, столь ценные для этой бедной лесами страны, под угрозой исчезновения оказываются многие виды животных (например, 17 % только видов млекопитающих внесены в Международную Красную книгу МСОП), все шире распространяются эрозия почв и деградация кормовых угодий. В основных сельскохозяйственных районах «пшенично-овцеводческого пояса» на юго-востоке и юго-западе материка использование больших массивов земель затруднено в связи с процессами вторичного засоления и ускоренной эрозии. Опустынивание становится для Австралии не менее важной проблемой, чем для некоторых районов Африки или Азии
Деградацию природной среды особенно остро ощущают аборигены, традиционный образ жизни которых в очень большой степени зависит от таких природных факторов, как поголовье диких животных, количество съедобных растений и состояние водоемов.
За время колонизации в Австралии сведено около 40 % всех лесов, 75 % дождевых тропических лесов, утрачено более 60 % водно-болотных угодий прибрежной зоны на юге и востоке континента. За последние 200 лет вымерли 10 из 144 видов сумчатых животных и 8 из 53 местных видов грызунов. Кроме того, в Австралию были завезены животные с других материков, что нанесло сильный урон местным экосистемам. Это кролики (примерно 200 млн особей), лисы (5 млн), кошки (12 млн). После начала колонизации в Австралию попало большое количество чужеродных для материка видов растений, таких, как бизонова трава, криптостегия, гигантская мимоза стыдливая, опунция и другие, причем некоторые из них стали злостными сорняками.
Слайд 16.
- Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания
Австралия является одной из развитых государств мира, так как:
- располагает значительными запасами природных ресурсов, в том числе полезными ископаемыми, при небольшом количестве населения;
- полностью удовлетворяет потребности в сельском хозяйстве и продовольствии;
- широк приток иностранного капитала (англичане принесли сюда капиталистические отношения, навыки, традиции, квалифицированные рабочие руки);
- несмотря на огромные долги, Австралия продолжает процветать и с каждым годом добивается всё новых и новых результатов в экономике.
Слайд 17.
Домашнее задание: Изучить параграф 51 на стр. 243 – 246, в контурной карте выполнить задания №3 и №4 (стр. 16)
Вопрос | Ответ |
| 1) Великобритании |
2. Перечислите штаты Австралии. | Шесть штатов: Новый Южный Уэльс, Виктория, Квинсленд, Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания |
3. Какие животные изображены на государственном гербе страны? | Страус эму и кенгуру |
4. Назовите форму правления государства. | Федеративная парламентская демократия |
5. Какими природными ресурсами Австралия выгодно отличается от других материков? (дайте один ответ)
| Артезианские воды |
6. В каком году и кем был принят закон, уравнивающий аборигенов во всех правах? | В 1967 году голосами подавляющего большинства населения страны |
7. Какие страны являются основными торговыми партнёрами Австралии? | Япония, США, Страны ЕС, АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Новая Зеландия, Тайвань, Южная Корея |
Выставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок английского языка по теме «Австралия» в 10 классе
Открытый урок английского языкапо теме «Австралия» в 10 классепо УМК «Счастливый английский.ру»авторы К.И. Кауфман и М.Ю. Кауфманиздательства «Титул» 2011 годв рамках методического дня в ш...
Конспект урока по географии по теме: «Страны Европы: Северная Европа, Средняя Европа, Франция и страны Бенилюкса». 7 класс. Урок – обобщение.
УМК: География. Страноведение. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И. Сиротин; под ред. О.А.Климановой. -2-е изд., стереотип.- - М.:Дрофа,20...
Методическая разработка урока английского языка по теме "Австралия" в 10А классе
Методическая разработка урока английского языка по теме "Австралия" в 10А классе...
Конспект урока по географии на тему "Условные знаки" 6 класс
Конспект урока географии на тему "Условные знаки " 6 класс...
Конспект урока по географии по теме "Путешествие по Австралии" (из журнала)
Разработка урока в рамках реализации ФГОС...
Конспект урока по географии в 7 кл " Мировой океан и его части "
Конспект урока на тему " Мировой океан и его части "...
Открытый урок английского языка по теме «Австралия» в 9 классе
Тип урока: Урок формирования знаний, умений и навыков.Технология урока: ТрадиционнаяЦель урока: Формирование культурно-страноведческой компетенции Совершенствование умений и навыков практи...