«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»
картотека по географии

Макарова Елена Витальевна

«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по географии»

«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»

I.  Задания - Научное объяснение явлений:

1. Прочитайте текст и ответьте на поставленные вопросы.

Площадь этого моря, расположенного в северной части Атлантического океана, примерно 6-7 млн. кв. км. Границы его условны и зависят от сезонных изменений границ течений. Это между Гольфстримом, Канарским, Северо-Атлантическим и Северным Пассатным. Температура воды на поверхности от +18 до +23°С зимой, до +26 - +28°С летом. Здесь обитают многочисленные и разнообразные животные: летучие рыбы, морские черепахи, крабы. Название этого моря без берегов произошло от вида бурых водорослей, покрывающих всю его акваторию. Когда первые португальские корабли вошли в воды моря и подняли на борт удивительные плавающие плети растений, моряки заметили на листьях множество утолщений, похожих на виноградины. Моряки назвали эту часть Атлантического океана Виноградным. На самом деле это был, конечно, не виноград, а воздушные поплавки, которые поддерживают водоросли на поверхности океана.

Вопросы:

  1. О каком море идет речь? Как называется бурая водоросль, которая дала название морю?
  2. Почему температура воды в море круглый год выше 0°С?
  3. Объясните причины формирования океанических течений в этой части Атлантического океана.

2. Прочитайте текст и выполните задание.

(1) Литосфера — твёрдая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.(2) Литосфера состоит из литосферных плит, разделённых разломами.(3) Литосферные плиты перемещаются по пластичному слою мантии, меняя расположение материков и океанов на поверхности Земли.(4) Внутренние силы Земли приводят в движение литосферные плиты.(5) При расхождении литосферных плит формируются хребты, такие хребты на дне океанов называют срединно-океаническими. (6) В местах столкновения литосферных плит в океане образуются глубоководные желоба, а на суше — молодые складчатые горы.  По каким предложениям можно сделать вывод о результатах движения литосферных плит?

Запишите номера предложений. Обоснуйте свой ответ.

3.  Прочитайте текст «Использование дронов на Филиппинах» и обоснованно ответьте на вопросы.

 Тропические штормы и связанные с ними наводнения – одни из природных стихийных бедствий, которым подвержены Филиппины. В труднодоступных районах Филиппинских островов необходимо проводить исследования для оценки рисков и возможного ущерба  от тропических штормов. С этой целью стали использовать дроны – беспилотные летательные аппараты. Видеозаписи, полученные при помощи дронов, обеспечивают быстрое получение необходимой информации.  

Вопрос:  Какое море омывает Филиппинские острова с запада?  

Ответ:            

Вопрос: Каким ещё стихийным бедствиям, кроме упомянутых в тексте, подвержена территория Филиппинских островов?

Ответ:

Вопрос: Объясните, какие природные условия Филиппинских островов затрудняют наземное наблюдение за их территорией и делают возможным лишь получение информации  с помощью дронов.

Ответ:

II. Задания -  интерпретация научной информации

1.Тема «Горные породы, минералы и полезные ископаемые» 5 класс.

А). Составление схемы по теме «Происхождение горных пород»

Б). Используя дополнительный материал по теме составить таблицу  «Как человек использует горные породы и минералы»

Горная порода, минерал

Использование людьми

 

2. «Выявление закономерностей территориального распределения климатических показателей по климатической карте». Практическая работа. (География 8 класс).

1.С помощью карт распределения летних и зимних температур (рис.35, 36, стр. 65-66), рассчитайте годовые амплитуды изменения температуры воздуха для Москвы, Красноярска, Мурманска и Якутска.  Объясните выявленные причины сходства и различия

2. С помощью карты (рис.37, 38, стр.67-68) определите коэффициенты увлажнения для  Москвы, Красноярска, Мурманска и Якутска.  Объясните выявленные причины сходства и различия

3. Используя карты атласа, определите типы климатов в Москве,  Мурманске, Екатеринбурге, Якутске,  Владивостоке.

4. Используя климатограммы в картах атласа, определите:

1). Город  с наибольшей годовой амплитудой температур;

2). Город  с наименьшей годовой амплитудой температур;

3). Город с наибольшим среднегодовым количеством осадков;

4). Город с наименьшим среднегодовым количеством осадков.

4. Рассмотрите фрагмент синоптической карты России и ответьте на вопросы: В каком из перечисленных выше  городов в ближайшие дни наиболее вероятно существенное похолодание (             ), потепление (           ). Какой из перечисленных городов (            ) может находиться  в зоне действия антициклона  (             ), циклона (                ).

3. Используя карты атласа «Мировой океан», «Физическая карта мира» найдите перечисленные океанические течения и заполните таблицу: Гольфстрим, Куросио, Бенгельское, Бразильское, Канарское, Калифорнийское, Западных ветров, Северное пассатное, Северо-Тихоокеанское, Перуанское, Северо-Атлантическое.

Тёплое течение

Холодное течение

- Объясните причину образования океанических течений.

- Что изменится, если температура в течении Гольфстрим понизится до температуры окружающей воды?

III. Задания – проведение  учебного исследования

1. Экспедиция Диксона Денема и Хью Клаппертона в Африке. В 1882 г. С побережья Средиземного моря, из Триполи, начали своё путешествие на юг британские офицеры Д.Денем и Х.Клаппертон. Их путь проходил приблизительно вдоль меридиана Триполи к долине реки Нигер. В начале февраля 1823 г., пройдя более 2000 км, англичане вышли к озеру Чад и двинулись вдоль западного берега озера. Далее они повернули на запад и направились вдоль западного берега озера. Далее они повернули на запад и направились вверх по реке Командугу-Йобе, впадающей в озеро Чад. Перейдя малозаметный водораздел, они попали в долину другой реки - Сокото, которая текла на северо-запад, к реке Нигер. До устья этой реки они не дошли, т.к. посчитали, что достаточно знают, чтобы сделать правильный вывод: река Нигер в среднем течении не связана с озером Чад.

      1.   На побережье какой современной страны начала свой путь экспедиция?

      2. Какой вывод можно сделать из текста: а) Ленем и Клаппертон пересекли пустыню Сахара с севера на юг; б) Экспедиция дошла до места впадения реки  Сокото в реку Нигер; в) Клаппертон установил, что река Нигер впадает в озеро Чад; г) Командугу-Йобе вытекает из озера Чад.

      3. В каком направлении текла река Командугу-Йобе, вдоль русла, которой пошел Клаппертон от озера Чад?

      4. Площадь и уровень воды в озере Чад изменяется в зависимости от сезона года. Учитывая, в какой природной зоне находится озеро, предположите: в то время, когда англичане вышли к озеру, высокий или низкий был уровень воды в озере? Свой ответ обоснуйте.

2. Школьники – члены клуба юных географов участвовали в проекте «Географическая экспедиция по родному краю». Цель экспедиции, основные вопросы, поставленные перед экспедицией, и результаты исследований они оформили в виде приведённой ниже таблицы. Выполните задания и заполните таблицу.  

1.  Запишите в таблицу название своего региона (субъекта РФ) и его административного центра.  Выделите штриховкой на карте атласа России, приведённой на странице 2-3, свой регион.  

Цель экспедиции: изучение природы своего региона.

Название региона (субъекта РФ):

Административный центр:

Вопросы

Специальность

Результаты исследований

1.  Каковы особенности рельефа территории региона, какие формы рельефа представлены?

2.  Какие водные объекты (моря, реки, озёра, водохранилища) есть на территории региона?

   3. Какие представители флоры и фауны распространены/обитают на территории региона?    

 

2.  В ходе проекта школьники разбились на группы, каждая из которых представляла одну из географических специальностей и проводила исследования в рамках одного из вопросов. Выберите из предложенного списка названия географических специальностей и запишите их в соответствующие ячейки таблицы.  

Почвоведение, гидрология, биогеография, океанология, экология, этнография, климатология, экономическая география, геоморфология, картография.  

3.  Сформулируйте краткие ответы на вопросы, поставленные перед экспедицией, и запишите их в графу таблицы «Результаты исследования».

3. Экономическая география мира -10 класс. Тема: « Растениеводство мира».

Выращивание риса

http://oge.fipi.ru/os/docs/0CD62708049A9FB940BFBB6E0A09ECC8/docs/48E8062BC25088B44192EA888A44B210/xs3docsrc48E8062BC25088B44192EA888A44B210_2_1611908764.jpg

Рис является гидрофитом  полуназемным-полуводным растением. Адаптацией к такому образу жизни является способность дышать в основном листьями, а не корнем.

 

Существует три основных типа рисоводства:

  • Проливное: рис выращивают при постоянном затоплении водой. Таким способом выращивают до 90% риса в мире.
  • Суходольное: рис выращивают без искусственного орошения в областях с большим количеством осадков. Урожайность таких полей ниже, чем проливных.
  • Лиманное: рис выращивают в заливах рек или во время паводков. Такой способ возделывания риса является древнейшим, но малоэффективным.

1. Какой из типов рисоводства будет способствовать наименьшему развитию сорных растений на рисовых полях? Ответ поясните.

 Ответ (критерии оценивания)

 

2. Рис теплолюбив, но не любит слишком высокую температуру, так как это мешает развиваться росткам. Оптимальная температура для роста растений – 25–30°С, максимальная – 40 °С. Выращивание риса в значительной степени зависит от количества атмосферных осадков: для хорошего урожая требуется не менее 1000–1200 мм в сезон. Слой воды на почве сглаживает суточные колебания температуры воздуха и питает небольшую корневую систему растения. Пасмурная погода отрицательно сказывается на продолжительности вегетации и продуктивности риса.

Какие условия необходимо соблюдать при выращивании риса на дачном участке, расположенном в Московской области? Отметьте «да» или «нет» для каждого из условий.

Условия

Да

Нет

Сажать рис нужно поздней весной, когда температура уже стабильно высокая

 

 

Выращивать рис необходимо в круглосуточно затенённом месте

 

 

Зёрна нужно закладывать в борозды, заполненные водой

 

 

Необходимо минимизировать полив и защитить посев от осадков

 

 

 

 Ответ (критерии оценивания)

 

3. Культивировать рис впервые начали в глубокой древности. Пять тысяч лет назад рис уже использовали как хлебную культуру по всей Юго-Восточной Азии. В традиционных рисовых странах зерна сначала проращивают на грядках, затем, через месяц-полтора, когда стебельки достигают высоты примерно 20 сантиметров, молодые нежные растения втыкают в почву на затопленных полях.

undefined

 

Предположите, какое действие, необходимое для выращивания риса, совершают китайские крестьяне, изображённые на старинной гравюре.

  

 1) 

Следят за тем, чтобы на поле не прилетали птицы, разоряющие урожай.

  

 2) 

Накачивают на поле навоз в качестве удобрения.

  

 3) 

Сливают воду, затопившую рисовое поле в результате половодья.

  

 4) 

Поднимают воду из запруды на рисовые поля.

 Ответ (критерии оценивания)

 

4. В некоторых горных районах Азии рис выращивают на рисовых террасах, представляющих собой ступенчатые грядки.

 

undefined

 

Почему рис выращивают не на склоне холма, а строят такие террасы? Выберите все верные ответы.

  

 1) 

Стены террас создают бассейны для удержания воды.

  

 2) 

На террасах удобнее пасти скот в периоды между засеванием риса.

  

 3) 

Горизонтальное расположение грядок препятствует смыву удобрений.

  

 4) 

Возведение стен позволяет разделять участки склона между крестьянами.

  

 5) 

На террасах удобнее отлавливать птиц и грызунов, ворующих зёрна.

  

 6) 

Стены террас защищают грядки от разрушения при землетрясении.

 Ответ (критерии оценивания)

 

При проливном рисоводстве рис выращивают при постоянном затоплении водой. За счёт размножения в воде метаногенных бактерий оно даёт около 60% антропогенного выделения метана, который является важным парниковым газом. Увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере приводит к повышению среднегодовой температуры на планете.

 

Мировое производство риса: данные прошлых лет и прогноз

undefined

 

5. Как будет сказываться прогнозируемая тенденция в производстве риса на изменении уровня Мирового океана, если будет преобладать проливная стратегия рисоводства? Ответ поясните.

 Ответ (критерии оценивания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по естественно-научной грамотности при изучении биологии в 8-9 классах.

Данная разработка представляет собой авторские задания  по естественно-научной грамотности при изучении биологии в 8-9 классах....

Практическая работа: "Разработка заданий по естественно-научной грамотности"

Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся. по теме: "Цитология"....

Разработка заданий по естественно- научной грамотности

Разработка заданий, направленных на развитие естественно- научной грамотности обучающихся....

«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»

Разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся...

Задания по естественно-научной грамотности

Данные задания можно использовать при тестировании 6-9 классов....

Разработка заданий по естественно-научной грамотности.

Практическая работа:«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»....

«Разработка заданий по естественно-научной грамотности» (авт: Сеногноева Ю.В.)

laquo;Разработка заданий по естественно-научной грамотности»  (авт: Сеногноева Ю.В.)...