Практическая работа: "Разработка заданий по естественно-научной грамотности"
учебно-методический материал по биологии (10 класс)

Колесникова Лилия Викторовна

Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся. по теме: "Цитология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Практическая работа 444.16 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа: «Разработка заданий по естественно-научной грамотности».

Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся.

Автор-разработчик заданий: Колесникова Л.В – учитель биологии.МБОУ «Родионово-Несветайская СОШ №7»

Тема: «Цитология»

Уровень/класс: 9-10

Задание используется на этапе урока –закрепление

Задания использовались из открытых источников: ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ https://fg.resh.edu.ru/ ;Сайт РЕШУЕГЭ https://bio-ege.sdamgia.ru/ ; РЕШУОГЭ https://bio-oge.sdamgia.ru/ 

1 блок - научно объяснять явления (3 задания)

Выберите два верных утверждения

1. Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза у растений от концентрации углекислого газа в атмосфере (по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %), а по оси у — относительная скорость фотосинтеза (в усл. д.)).

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20667

1) Понижение относительной скорости фотосинтеза начинается после достижения концентрация углекислого газа 0,20%.

2) Скорость фотосинтеза зависит от количества солнечного света.

3) После достижения концентрации углекислого газа в 0,12%, относительная скорость фотосинтеза выходит на плато.

4) При концентрации углекислого газа равной 0,04% относительная скорость фотосинтеза составляет 30 у.ед.

5) Увеличение относительной скорости фотосинтеза происходит в диапазоне концентраций углекислого газа от 0 до 0,16%.

Выберите три верных утверждения.

2. Какие функции выполняют липиды в организме животных?

 

1) ферментативную

2) запасающую

3) энергетическую

4) структурную

5) сократительную

6) рецепторную

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания ситуации

3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) фотолиз воды

2) синтез АТФ

3) цикл Кребса

4) восстановление углерода

5) окисление НАД∙Н

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённого на рисунке органоида клетки.

4.Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=31995

1) состоит из мембранных мешочков, цистерн и пузырьков

2) осуществляет транспорт веществ во все части клетки

3) участвует в образовании пероксисом

4) участвует во встраивании белков в плазматическую мембрану

5) синтезирует липиды и белки

2 блок - интерпретировать научную информацию (3 задания)

1.Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

 

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью.

2.Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, объясните их.

(1) Углеводы – органические соединения, в состав которых входят углерод, азот, кислород и водород. (2) Углеводы делятся на моно-, ди- и поли-сахариды. (3) Моносахариды хорошо растворимы в воде. (4) Они выполняют в организме энергетическую, структурную и ферментативную функции. (5) Один из полимерных углеводов – гликоген входит в состав растительных тканей. (6) Некоторые моносахариды входят в состав нуклеиновых кислот и АТФ. (7) Крахмал и гликоген выполняют и запасающую функцию.

 3 .Установите соответствие между признаком и видом органического вещества, для которого он характерен

              ПРИЗНАК         

ВИД ОРГАНИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА

A) состоят из остатков молекул аминокислот

1) белки

Б) выполняют роль биологических катализаторов    

2) углеводы

В) являются обязательными веществами плазматической мембраны

Г) являются главными источниками энергии

Д) входят в состав клеточной стенки растений и грибов

3 блок - проводить учебное исследование (3 задания). 

Задание 1.Комплексное задание «Открытие вирусов» (5 заданий).

Прочитайте текст и выполните задания 1-5.

 Открытие вирусов Вирусы существуют на Земле примерно 3 миллиарда лет. Они являются самой многочисленной биологической формой и присутствуют в каждой экосистеме. Между тем, по историческим меркам, люди узнали о существовании вирусов совсем недавно.

В конце 19 века молодой российский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский изучал так называемую мозаичную болезнь растений табака. Он растирал в фарфоровой ступке листья, поражённые болезнью, и пропускал образовавшийся сок через бактериальный фильтр. В фильтре имелись мельчайшие поры, через которые не проходили бактерии. Полученный фильтрат наносили на листья здоровых растений табака.

Через некоторое время на этих листьях появлялись обесцвеченные участки (см. рисунок).

https://sad6sotok.ams3.cdn.digitaloceanspaces.com/2018/12/tabachnaia-mozaika-ogurtcy.jpg Растение с поражёнными листьями

 Листья исследовались под световым микроскопом, бактерий там не было, но мозаичная болезнь поражала растения.

В результате Д. И. Ивановский предположил, что возбудителями болезни являются неизвестные до сих пор частицы, которые он назвал небактериальными патогенами или «фильтрующимися» бактериями. Впоследствии эти частицы были названы вирусами, и Д. И. Ивановский стал их первооткрывателем.

  1. Какие методы исследования дали возможность Д. И. Ивановскому сделать предположения о существовании вирусов?

 Отметьте все верные ответы.

 1. Наблюдение ____

2. Моделирование___

3. Эксперимент ___

 4. Фильтрация ___

5. Мониторинг  ____

     Продолжая исследования, Д. И. Ивановский провёл следующий эксперимент. В чашках Петри на средах с питательными веществами он помещал выделения из растений с известным бактериальным заболеванием (случай 1 на рисунке) и выделения из растений с «фильтрующимися» бактериями (случай 2 на рисунке). Оказалось, что только в случае 1 на питательных средах вырастали колонии бактерий. В случае 2 колоний не было.

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/11ad/000f7afc-05946237/hello_html_24d0879b.jpg

        1                                                     2

  1. Какие выводы сделал Д. И. Ивановский после своих экспериментов по изучению мозаичности листьев табака?

 Отметьте все верные ответы.

1. Листья табака заражены бактериями. ___

2. Внутри вирусной частицы имеется генетический материал. ___

3. Мельчайшие частицы проходят через бактериальные фильтры.___

 4. В любых клетках (растений, животных, человека) развиваются вирусы. ___

5. Вирусы, вызывающие рак, поражают только клетки животных и бактерий. ___

6. «Фильтрующиеся» бактерии не культивируются на искусственных питательных средах.___

 3. Можно ли считать, что эксперименты, выполненные Д. И. Ивановским, дали окончательное подтверждение его гипотезе о существовании вирусов?

 Отметьте «Да» или «Нет», а затем запишите объяснение своего ответа.

1.ДА         ____________

2. НЕТ     _____________

 Объясните свой ответ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Гораздо позднее с помощью электронного микроскопа были обнаружены и изучены вирусные частицы вируса табачной мозаики (ВТМ) (см. рисунок 1) и других вирусов. Выяснилось, что вирусная частица – это молекула ДНК или РНК, заключённая в белковую оболочку. Например, вирус ВТМ (рисунок 2) содержит молекулу РНК, а его белковая оболочка состоит из 2130 идентичных полипептидных субъединиц.

http://900igr.net/up/datas/184618/023.jpghttps://cf.ppt-online.org/files/slide/o/OCjE69Gv7XMnmTpD4WKhHVSJ3iNAxZYUdfs8l0/slide-2.jpg

Рис.1                                                             рис.2

 В настоящее время считается, что вирусы представляют собой неклеточную форму жизни. Проникнув в клетку другого организма, вирусы перестраивают обмен веществ клетки-хозяина, и она начинает производить за счёт своих резервов (строительного материала, энергии) новые вирусные частицы, идентичные первому вирусу.

4.Какова роль генетического материала, то есть молекулы ДНК или РНК, содержащейся внутри вирусной частицы?

 Запишите свой ответ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вирусы живут исключительно в живых организмах: людей, животных, растений, грибов и бактерий. Без вирусов была бы невозможна эволюция жизни на Земле, но вместе с тем вирусы способны вызывать болезни у любых живых организмов. Человечество знает массовые вирусные заболевания (эпидемии и пандемии), уносящие сотни тысяч, а порой и миллионы жизней. Опасность эпидемий резко уменьшилась после изобретения вакцинации. Например, такая смертельно опасная вирусная болезнь, как оспа, практически полностью исчезла на Земле благодаря массовому вакцинированию. Однако состав вакцин против некоторых вирусных заболеваний приходится часто менять. Например, вакцины для профилактики обычного сезонного гриппа меняются каждый год.

5. Каким свойством вирусов объясняется необходимость каждый год делать прививку против гриппа?

 Отметьте один верный вариант ответа.

 А. Очень маленькие размеры  ___

Б. Способность адаптироваться к условиям среды ___

 В. Способность проникать в клетки живого организма ___

 Г. Способность размножаться внутри живого организма__

Задание 2. Прочитайте текст.

Фотосинтез протекает в хлоропластах, внутренняя структура которого имеет особые мембраны – граны, именно на гранах находится хлорофилл . При этом углекислый газ поглощается внутрь листа через устьичную щель, а кислород выделяется из листа. Органические вещества накапливаются и масса растения увеличивается. При фотосинтезе растение расходует энергию, необходимую для его жизнедеятельности.

Вопросы к тексту.

1. Фотосинтез протекает на внутренних мембранах хлоропласта. Предположите, чтобы произошло, если фотосинтез «перенести» на внутренние мембраны митохондрий?

Ответ поясните .

2. Кислород накапливается в межклетниках и выделяется через устьице в окружающую среду. Почему растение не использует собственный кислород для процессов жизнедеятельности, а выделяет его в окружающую среду, а углекислый газ поглощается?

Ответ поясните .

3.Органические вещества фотосинтеза накапливаются в различных органах растения и способствуют его росту .

Дайте объяснение этому факту .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

практическое занятие по отработке навыков естественно- научной грамотности

Материал помогает отработат навык работы с картами и текстом географического содержания....

Задания по естественно-научной грамотности при изучении биологии в 8-9 классах.

Данная разработка представляет собой авторские задания  по естественно-научной грамотности при изучении биологии в 8-9 классах....

Разработка заданий по естественно- научной грамотности

Разработка заданий, направленных на развитие естественно- научной грамотности обучающихся....

«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»

Разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся...

Задания по естественно-научной грамотности

Данные задания можно использовать при тестировании 6-9 классов....

Практическая работа «Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы»

В Практической работе представлены учебные задания для формироования различных видов универсальных учебных действий. Задания возможно использовать на уроках немецкого языка для закрепления полученных ...