Разработка заданий по естественно- научной грамотности
учебно-методический материал по физике (7, 8, 9 класс)

Карюкина Светлана Валериевна

Разработка заданий, направленных на развитие естественно- научной грамотности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karyukina_funkts_gramotnost.docx148.65 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка заданий по естественно- научной грамотности

           Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественно- научной грамотности обучающихся.

№ п/п

Планируемый результат

Пример задания

Система оценивания

1

Проводить учебное исследование

Тема «Тепловые явления», 8 класс

В некоторых странах, например, США и Канаде измерение температуры производится не по шкале Цельсия, а по шкале Фаренгейта. На рисунке показан такой термометр. Определите цену деления шкалы Цельсия и шкалы Фаренгейта и определите значения температуры.

https://ru-static.z-dn.net/files/d2d/aab263f4e84ced33947d685ae958e793.jpg

Решение: Определим цену деления по шкале Цельсия:

50-40=1оС

    10

Показание температуры по шкале Цельсия: 38 оС

Определим цену деления по шкале Фаренгейта:

120-100=2оF

    10

Показание температуры по шкале Фаренгейта: 102 оF

Критерии оценивания:

  1. баллов – нет правильного ответа.
  2. балл – определена цена деления одной из шкал и  показание температуры по этой шкале
  3. балла - определена цена деления двух шкал и  показания температуры по двум шкалам

2

Интерпретировать научную информацию (находить и извлекать информацию из текста)

Тема «Тепловые явления», 8 класс

При измерении очень высоких или очень низких        температур        невозможно пользоваться жидкостными термометрами. В этом случае применяют электрические термометры. Элемент для измерения температуры в них должен быть сделан из металла, обладающего очень высоким

сопротивлением. Какое из приведенных в таблице веществ наиболее пригодно для измерения температур в интервале от 1300 до 2000 ?

Ответ: вольфрам

Критерии оценивания:

  1. баллов – нет правильного ответа.
  2. балл – указано верное название металла.

3

Научно объяснять явления

Тема «Строение вещества», 7класс

Если при кипячении молока на кухне оно вытекло через край кастрюли («убежало») и

попало на горячую конфорку, то через некоторое время запах пригоревшего молока

распространяется по всей кухне, даже если окна и двери плотно закрыты, и воздух по кухне не циркулирует. Назовите физическое явление, благодаря которому это происходит. В чём оно состоит?

Решение.

Диффузия. Это процесс взаимного проникновения молекул (атомов) одного вещества между молекулами (атомами) другого вещества вследствие хаотического теплового движения.

Критерии оценивания:

  1. баллов – нет правильного ответа.
  2. балл – указано верное название явления
  3. балла –  указано верное название явления и дано объяснение  явления

4

Научно объяснять явления

Тема «Тепловые явления», 8 класс

У многих неперелётных птиц температура лапок и тела может различаться до 30 °С.

Как с точки зрения физики можно это объяснить? Назовите явление и объясните его.

Решение.

Теплопроводность. Это связано с тем, что им приходится ходить по холодной земле или по снегу, чтобы не замёрзнуть, низкая температура лап сильно понижает теплоотдачу.

Критерии оценивания

  1. баллов – нет правильного ответа.
  2. балл – указано верное название явления
  3. балла –  указано верное название явления и дано объяснение  явления


5

Учебное исследование

Тема «Световые явления», 8 класс

Вы нашли очки. Предложите способы, с помощью которых можно определить, близорукость или дальнозоркость у их владельца.

Возможное решение

Для близоруких используются рассеивающие линзы.      Для дальнозорких используют собирающие линзы.        

Направить на линзу свет, например, солнечный, если он сфокусируется, значит, линза собирающая, если нет – рассеивающая. Потрогать линзу пальцами: собирающая - тонкая по краям и утолщённая в середине; рассеивающая утолщённая по краям и тонкая в середине.  

Критерии оценивания

  1. баллов – нет правильного ответа.
  2. балл – указаны очки для коррекции близорукости и дальнозоркости
  3. балла - предложен  способ, с помощью которых можно определить, близорукость или дальнозоркость у владельца очков
  4. балла – предложены как минимум 2 способа, с помощью которых можно определить, близорукость или дальнозоркость у владельца очков.

6

Интерпретировать научную информацию (находить и извлекать информацию из текста)

Тема «Взаимодействие тел», 7 класс

Используя материал §25 и27 учебника Перышкина А.В. Физика 7 класс, найдите отличия понятий: сила тяжести и вес, заполните таблицу

Сила тяжести

Вес

Критерии оценивания

  1. баллов – не найдено ни одного отличия
  2. балл -  заполнены     1-2 колонки
  3.  балла – заполнены  3-4 колонки

3    балла - таблица заполнена полностью и верно

7

Учебное исследование

Тема «Плотность», 7 класс

Определите плотность куска мыла (имеющего форму прямоугольного параллелепипеда, на котором написана масса).

Критерии оценивания:

0        баллов – нет правильного ответа.

1        балл – верно выполнены измерения длины, ширины и высоты для расчёта объема тела.

2          балла – + рассчитан объём тела.

3          балла – +записано условие задачи.

4         балла - +указаны все формулы, вычислительная ошибка.

5        баллов – + верно выполнено решение.

8

Интерпретировать научную информацию (находить и извлекать информацию из текста)

 Тема «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды». 8 кл

 Сегодня один из самых тревожных слов – «экологическая катастрофа». С помощью интернет-источников дайте ответ на вопрос:

какое отрицательное влияние оказывают тепловые двигатели на окружающую среду? Приведите два варианта ответа. Каждый ответ аргументируйте.

Критерии оценивания

Дан полный ответ, и приведена верная аргументация - 2 балла

Дан верный ответ, аргументация приведена, но неверна или не относится к данному условию или  приведите один вариант  - 1 балл

Дан неверный ответ; дан верный ответ, но аргументация не приведена, или ответ отсутствует 0 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по естественно-научной грамотности при изучении биологии в 8-9 классах.

Данная разработка представляет собой авторские задания  по естественно-научной грамотности при изучении биологии в 8-9 классах....

Практическая работа: "Разработка заданий по естественно-научной грамотности"

Цель: разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся. по теме: "Цитология"....

«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»

Разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся...

Задания по естественно-научной грамотности

Данные задания можно использовать при тестировании 6-9 классов....

Разработка заданий по естественно-научной грамотности.

Практическая работа:«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»....

«Разработка заданий по естественно-научной грамотности» (авт: Сеногноева Ю.В.)

laquo;Разработка заданий по естественно-научной грамотности»  (авт: Сеногноева Ю.В.)...

«Разработка заданий по естественно-научной грамотности»

laquo;Разработка заданий по естественно-научной грамотности»...