Конспект урока географии в 8 классе "Образование почв и их разнообразие
план-конспект урока по географии (8 класс)

Материал подготовлен для открытогот урока географии в 8 классе по теме "Образование почв и их разнообразие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_pochv_i_ih_raznoobrazie.docx34.79 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии

«Образование почв и их разнообразие»

                                                    Подготовила и провела: Алексеева Т.Н.,

                                                                  учитель географии МБОУ «Потьминская СОШ»

11.01.2021г.

                                    Образование почв и их разнообразие

Цели и задачи:

1. Образовательная: сформировать понятие «почва». Дать представление о почвообразовательных процессах, свойствах почвы, почвенный горизонт.

2.Воспитывающая: способствовать формированию у учащихся представлений об ответственном отношении человека к окружающей нас природе.

3.Развивающаяся: развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени.

Оборудование: физическая карта России, и карта Почвы России, атлас, учебник, проектор.

Тип урока: изучение нового материала

Используемые технологии: диалогово - коммуникативная, формирование приемов учебной деятельности.

Методы: исследовательский, познавательный, практический.                                           

.        Ход урока.

  1. Организационный момент.

Релаксация на фоне музыки «Пение птиц»

 «Сделайте глубокий вдох, поставьте руки на

уровне груди, ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что у вас на ладонях лежит

теплое солнышко. Задержите дыхание. Почувствуйте на своих ладонях тепло. Сделайте

глубокий вдох. Нарисуйте руками солнышко. Пусть оно будет символом вашего хороше-

го настроения. А теперь нарисуйте сердечко. Пусть оно будет символом доброжелатель-

ного отношения друг к другу»

  1. Актуализация темы урока.

«… Из одного состоянья земля переходит в другое. Прежних нет свойств у неё, но есть то, чего не было прежде.»

                                                                                            Тит Лукреций Кар. О природе вещей.

Кто догадался о чём мы сегодня будем говорить?  

Сегодня мы будем говорить о почвах.

Тема урока: «Формирование и свойства почвы».

  1. Работа над новым материалом.

Вводное слово учителя

Почти 600 лет назад в императорском саду в центре Пекина был воздвигнут замечательный памятник. Выбитая на камне надпись гласит: “Это сооружение построено в 1421 г. в эпоху династии Мин”.

Он представлял собой приподнятую на возвышении квадратную площадку с длиной 6 м, состоящую из насыпанных почв, различного цвета и происхождения.

В центре – желтый круг из лесса – породы, характерной для обширных территорий Китая. Именно ему обязана своим цветом Желтая река – Хуанхэ, размывающая толщи Лессового плато. В середине находится желтая почва, в восточной стороне голубая (заболоченные почвы рисовых полей), на западе белая ( светлые пустынные почвы северо-западного Китая), на юге красная (краснозем) и на севере черная почва (чернозем). Все эти земли различных цветов принадлежат императору”

Что должен означать этот памятник?

Несомненно, величие императорской власти, выраженное в обширности, природном богатстве.

А о чем может сказать нам современным людям?

  1. Символ плодородия.
  2. Как природное тело, в географическом распространении которого есть определенные закономерности.
  3. Как объект с весьма разнообразными свойствами, связанные с разнообразием природных условий районов их распространения.
  4. Кроме того, он просто красив.

Природа наградила человека множеством удивительных и бесценных подарков, одним из которых является почва. Мы пользуемся землёй безраздельно и не задумываемся над тем, сколько миллионов лет понадобилось для её формирования. Почва — источник всего живого на планете. Если бы поверхность Земли не была покрыта почвой, человек просто не смог бы здесь жить — не было бы растительности, животным было бы нечем питаться, люди не смогли бы добывать пищу для себя.

Почва – наиболее близкая каждому человеку часть природы, хотя бы потому что он по ней ходит. Но наименее известна - городскому жителю. Мать – земля!

1) Что такое почва? (Ответ детей). Запись в тетрадь.

2) Какое главное свойство почвы?

(Ответ учащихся, если нет - называет учитель) - Плодородие!

По своему свойству, почвы делят на:

Плодородные почвы

Неплодородные

например:

 например:

чернозем (7-10 % гумуса)- мощн.50-80 см

 подзолистые ( 2,5 – 4%)

лесостепные – серая лесная

сероземы ( пустынь) менее 1% гумуса

каштановые - сухих степей(мощн.40-50 см)

тундрово-глеевые

Плодородие зависит от сочетания факторов почвообразования в конкретном пункте земной поверхности. Поэтому для каждой территории характерны свои сочетания почв с определенными свойствами.

Примерно 10 тыс. лет назад, человек вынужден был заняться земледелием и скотоводством. И тут он впервые встретился с почвой как с объектом своего прямого жизненного интереса.

В течение столетий стихийно складывались и передавались из поколения в поколение приемы обработки земли. Они стали отправной точкой для более сложных научных исследований в области земледелия. Таков путь становления агрономии – отрасли науки, имеющий дело с наиболее жизненно-важным свойством почвы – плодородием.

Сегодня мы начали урок с высказывания о почвах. А знаете ли вы, кто из учёных в России был основоположником изучения почв, почвоведом?

Основоположником науки о почвах стал В.В. Докучаев.

В 1873 и 1875 гг. черноземная полоса России подвергалась сильной засухе. Неурожаи, голод среди крестьян и резкое сокращение экспорта российской пшеницы, способствовали широкому развертыванию работ по изучению черноземов.

Руководителем этих исследований был назначен В.В. Докучаев.

Более 100 лет назад В.В.Докучаев, пройдя 10 тыс. км, собрав более тысячи проб, установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности. Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик - режима увлажнения и температурного режима.

А может ли почва возникнуть сама по себе или нужны какие-то факторы, которые бы влияли на её образование?

Перед нами возникла проблема: Выяснить какие существуют почвообразующие факторы. Это поможет сделать анализ стихотворения:

Взаимодействуют все страны и народы,

Трудом преображая шар земной!

Вот так же в глубине земли породы

Куют веками благодатный слой!

Животный мир, растений мир богатый.

В формированье почвы вносят вклад!

Рельеф и климат: словно две награды

Процессы плодородия вершат!

У почв, как у людей, - свои задачи:

Рождать, растить, беречь и умножать,

Нести следы культур, цивилизаций,

Трудом, как люди, - землю украшать.

Первыми на поверхности породы поселяются водоросли. Из-за их отмирания образуется первый гумусовый слой в 1 мм. Это уже юная почва.

Почвы образуются в результате длительного взаимодействия горных пород с растительным и животным миром при достаточном количестве тепла и увлажнения.

Растительность, опадая и попадая в почву, при оптимальных климатических условиях преобразуются в перегной и окрашивает верхний горизонт почвы в темный цвет.

Плодородию способствуют: солнечное тепло, поглощенное поверхностью, годовое количество осадков, режим и виды осадков увлажнение местности, продолжительность летнего периода.

Животные разрыхляют, удобряют почву, размельчают органические остатки и перемешивают их с минеральной частью. Это способствует проникновению воздуха, влаги, лучшему нагреванию. Червь перерабатывают в течение года 0,5 га почвы, количество их на площади 1 га составляет 75 тыс. Осуществляется биологический круговорот, кислородный.

Роль микроорганизмов огромна. Именно они перерабатывают поступающие в почву органические остатки растений и животных. Благодаря длительной переработке микроорганизмами органических остатков постепенно образуется слой гумуса – перегноя черного цвета. Гумус – основа почвенного плодородия. В нём содержатся всё для роста растений.

Механический состав почвы.

В зависимости от условий почвообразования почвы могут быть:

Песчаные         

Супесчаные

Глинистые        

Суглинистые

Если  в почве больше частиц глины – почвы суглинистые и глинистые – это тяжёлые почвы. В такие почвы необходимо вносить песок, чтобы облегчить механический состав.

Лёгкие почвы – песчаные и супесчаные – легко промываются, плохо удерживают влагу. В сухое лето такие почвы требуют обильного полива.

Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде.

Из увлажнённой почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо.  Если кольцо развалилось, то почва лёгкая, песчаная. Если в кольце глубокие трещины – почва супесчаная. Если в кольце  неглубокие трещины по внешнему краю почва суглинистая. А если трещин нет – то почва глинистая.

Практическая работа

 (ученики из подготовленной почвы узнают механический состав образца почвы).

Структура почвы

Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания  корней и через комочки свободно проходит влага. Это есть структура почвы. Только структурная почва (рыхлая) может быть плодородной.

 Какова роль гумуса в образовании структуры почвы?

Гумус и глинистые частицы склеивают почву в комочки, а кальций придаёт прочность комочкам. Чем больше гумуса тем, лучше структура почвы. Лучшая структура – зернистая с комочками размером от 1мм до 10мм в диаметре. Такую структуру имеет чернозёмы – почвы степей.  Если в почве мало гумуса и глинистых частиц, то нет и структуры, такие почвы называют бесструктурными. Бесструктурные (песчаные) почвы малоплодородны.

                                                              Почвы

Структурные

Бесструктурные

  • Хорошо разрыхлены корнями растений и животными - землероями
  • имеют комковатую структуру
  • в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны

  • Недостаточно разрыхлены
  • состоят из мелких пылевых частиц
  • впитывают воду, образуя вязкую массу, которая препятствует проникновению влаги и воздуха
  • поэтому они не плодородны

Основные свойства почвы:

  • плодородие - способность, почвы обеспечивать растения питательными веществами.
  • структура.

 

Проект: «Растения-индикаторы». 

Строение почвы.

Почвоведы изучают почвенные разрезы, на которых видны слои – горизонты. Горизонты  почвы образуют почвенный профиль – его можно увидеть на вертикальном разрезе почвы.

Самостоятельная работа.

Откройте учебник на с.131-132: прочитайте пункт «строение почвы» и ответьте на вопрос: «Какие горизонты выделяются в строении почвы?»

А1 горизонт накопления гумуса, наиболее темноокрашенный в почвенном профиле, в котором происходит накопление органического вещества в форме гумуса, тесно связанного с минеральной частью почвы. Цвет этого горизонта варьируется от черного, бурого, коричневого до светло-серого, что обусловлено составом и количеством гумуса. Мощность гумусового горизонта колеблется от нескольких сантиметров до 1,5 м и более.

А2 горизонт вымывания – это осветленный  горизонт, из которого вынесена часть органических и минеральных соединений, а иногда и все, что может раствориться. По цвету напоминает золу.

В горизонт вмывания в него попадает, то что теряет верхняя часть почвы. Здесь накапливается много мельчайших частиц (ила, глины). В разных климатических условиях на разных горных породах этом горизонте могут накапливаться разные минералы, например, оксиды железа и алюминия, что придает почве красно-бурый цвет. Мощность от 1 см. до 1, 5 м.

С горизонт материнская (почвообразующая) горная порода, из которой сформировалась данная почва, не затронутая специфическими процессами почвообразования, в этом горизонте нет гумуса.

  1. Закрепление.
  1. Фронтальный опрос.
  2. Выполнение теста .

  1. Домашнее задание.

  1. Рефлексия «Ладошка».

Каждый палец это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение, запишите его.

  1. Вот и кончился урок,

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело!

 

                                                                                                                                              Приложение        

Глинистые почвы

Если после сильного дождя на поверхности почвы остаются лужи в течение нескольких часов, а в жаркую сухую погоду земля «берётся» твёрдой коркой, то можно смело утверждать, что почва на участке глинистая. Она ощущается в руках как плотное вещество, из которого во влажном состоянии можно без проблем слепить различные фигурки.

Основной характеристикой этого типа является его малосруктурность или полное отсутствие структуры. Такую землю крайне сложно рыхлить, а в дождливый период вообще невозможно, так как она расплывается под ногами. Сроки работ весной здесь ограничены по причине того, что глинистая почва медленно прогревается и просыхает. Учитывая бесструктурность, растения постоянно испытывают либо недостаток влаги, либо её переизбыток, что негативно влияет на их рост и развитие.

Улучшить глинистую почву можно путем внесения в неё золы и крупного песка, что поспособствует разрыхлению.

Суглинистые и супесчаные почвы

Эти типы почв считаются наиболее плодородными и подходящими для выращивания, как различных овощных культур, так и закладки садов и виноградников. Если после дождя вода впитывается в землю достаточно быстро, и, при этом, влажность держится на протяжении длительного времени, то можно говорить о том, что почва на вашем огороде суглинистая или супесчаная. Суглинки состоят из глины и песка в процентном соотношении 70 к 30 соответственно. Наиболее качественной считается почва, где присутствуют крупинки песка большого размера и частички ила.

Супесчаная земля состоит из глины приблизительно на 20%, а из песка на 80–90%. Это является также неплохой комбинацией, однако, следует учитывать, что если количество песка превышает указанные показатели, то качество почвы значительно снижается.

Суглинки и супеси отличаются высокоструктурированным составом, хорошей воздухо- и водопроницаемостью. Эти типы почв богаты необходимыми для растений минеральными веществами, что способствует получению высоких качественных урожаев. Работать на такой земле — одно удовольствие, она замечательно рыхлится, имеет тёмный цвет и богата гумусом. На ощупь влажные суглинки и супеси зернисты и немного мажут руки.

Суглинистая и супесчаная земля не нуждается в каком-либо дополнительном улучшении, на ней без труда можно вырастить богатый урожай любой культуры

Песчаные почвы

Если земля быстро впитывает влагу, но также быстро её и испаряет, то следует говорить о песчаном типе почвы. Такие почвы имеют как достоинства, так и недостатки.

К основным достоинствам можно отнести небольшую трудоёмкость при обработке — они практически не нуждаются в рыхлении. Хорошая воздухопроницаемость обеспечивает доступ кислорода к корням, что положительно сказывается на развитии корневой системы. Песчаные почвы очень тёплые, они прогреваются гораздо раньше, чем все остальные, поэтому идеально подходят для выращивания ранних овощей и фруктов.

     Недостатки песчаников следующие: песок плохо удерживает влагу, которая не задерживается в районе корней, а просачивается либо глубже, либо испаряется. Недостаток дождей или поливов очень быстро приводит к засухе. Отличная воздухопроницаемость способствует разложению питательных веществ в минеральные составляющие в недоступной для растений форме, а дожди и поливы легко вымывают органические вещества, и гумус не накапливается. Из песчаных почв также легко вымываются соли металлов и щелочей, что приводит к их сильному закислению. Повысить плодородие песчаников поможет внесение биологических удобрений в достаточно больших количествах. Песчаную почву можно превратить в супесчаную путём внесения в неё глины из расчёта 3 ведра на 2 кв. м каждый год на протяжении 5–6 лет. 

Можно определить уровень кислотности следующим образом: выкопать ямку шириной и глубиной на штык, по всему периметру которой срезать тонкий слой земли, хорошо её перемешать и увлажнить дождевой или дистиллированной водой. Затем землю нужно сжать вместе с лакмусовой бумагой в руке. Если бумага станет красная — почва сильнокислая, если розовая — среднекислая, а жёлтый цвет будет показателем слабокислой почвы. Если лакмусовая бумага станет зелёно-голубой, можно смело утверждать, что уровень pH приближается к нейтральному, синий цвет означает нейтральную кислотность, а зелёный говорит о том, что земля на огороде щелочная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Образование почв и их разнообразие"

Урок изучения нового материала о почвах в 8 классе...

Урок географии на тему "Почва" 5-6 класс + презентация к уроку

Почва — особое природное тело. Ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.  Технологическая карта урока + доп. материалы....

Урок по теме "Образование почв и их разнообразие" 8 класс

Вводный урок по теме "Почвы и почвенные ресурсы России" в 8 классе. Одним из этапов урока является практическая работа "Определение механического состава и структуры почв"....

Презентация к уроку географии 8 класс "Почвы России".

В данной презентации к уроку географии 8 класс по теме "Почвы России" дан иллюстрированный материал по теме и в конце проверочный срез из 5 вопросов....

план урока по теме "Образование почв и их разнообразие"

план урока по теме "Образование почв и их разнообразие"8 класс....

Разработка урока географии в 7 классе на тему: "Разнообразие природы Южной Америки"

Южную Америку сегодня посетим,Дебри Амазонии, конечно, навестим,По проливам разным проплывем,Материк неспешно обогнем,Анды покорим без лишних слов,Повидаем цепи острововИ контраст природы ощутим,Если ...

Разнообразие природы Африки. Конспект урока географии в 7 классе

Подробный конспект урока географии в 7 классе по теме "Разнообразие природы Африки" составленный в соответсвии с требованиями ФГОС....