план урока по теме "Образование почв и их разнообразие"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Фахрисламова Лариса Ильинична

план урока по теме "Образование почв и их разнообразие"8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_pochv_i_ih_raznoobrazie.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема: Образование почв и их разнообразие.

Задачи урока:

  •  обеспечить положительную  мотивацию изучения темы;
  • показать значение почвы в природе и жизни каждого человека, развивать нравственное отношение к Земле;
  • сформировать знание о почвообразующих факторах, свойствах почвы как особом природном теле (компоненте), об её уникальной роли в круговороте веществ;
  • показать научный подвиг В.В Докучаева  и знаний его трудов в науке и практике;
  • познакомить с новыми терминам;
  • продолжить учить работать с картами (почвенной), таблицами, схемами.

Оборудование:  карты – физическая, почвенная, атлас, учебник, компьютер, проектор, электронный учебник, интернет.  

 Методы  и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; рассказ-лекция в сочетании с работой школьников по иллюстрациям к параграфу 26 учебника (авторы учебника В.П.Дронов  Н.Н. Баринова, В.Я. Ром, А.А Лобжанидзе 8 класс книга 1.)

Основное содержание: В.В Докучаев – основатель науки « Почвоведение». Факторы почвообразования: материнская порода, рельеф, климат, растения и животные, время, деятельность человека.

Состав почвы. Почвенный профиль. Плодородие – основное свойство почвы.

Новые термины и понятия. Почвообразующие факторы, почвенный профиль.

                                                  Ход урока

1) Организационный момент. 

 

На данном уроке организация познавательной деятельности учащихся              является главной для учителя, поэтому учащийся сразу же вовлекается в активную беседу, отвечая на вопросы учителя.

2)  Актуализация знаний по теме в форме фронтального опроса.(Слайд 1)

     

  • Что такое почва?
  • Чем отличается почва от горной породы?
  • Отчего зависит плодородие почвы?
  • Какие почвы Евразии вам известны?
  • К каким компонентам -  живой или не живой природы относится почва?

 

     

Так учащиеся подводятся ключевому вопросу, который для многих стал проблемой, заинтересовал и стимулировал поиск ответа.

Изучение нового материала. (Слайд 2-3) «Образование почв и их разнообразие»

 

- Сегодня мы узнаем,

 как образуется почва;

 какова роль русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы;         почему почвы разнообразны; что такое механический состав  и структура почвы;

- Что такое почвенные горизонты.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о почвах, какое значение имеют почвы в жизни человека, в истории развития человеческого общества.

- Прежде чем повести рассказ о земле, или о почве, давайте припомним историю.

Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие – очень древнее занятие населения. В v׀׀׀-v׀ тысячелетиях до нашей эры человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества.

  Предполагают, что первыми почвами, в которых человек бросил зерно, были илистые почвы рек ( река Нил – Египет, реки Инд, Ганг – Индия). Затем основались речные террасы, склоны, холмы, предгорья. Плодородные поля считались большой ценностью  и из-за них в мире происходили конфликты, различные столкновения и войны. (Слайды 4-7)

  Сказочно богаты недра на Родины. В подземных  кладовых хранятся великое множество сокровищ,  необходимые для  народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля! ( Слайд 8)

  Земля! Какое это емкое слово! Земля – кормилица, Земля – поилица, Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную Землю.

   Слово «земля» в русском языке имеет много значений.

Землей называют нашу планету, (Слайд 9) сельскохозяйственные угодья – землями, свою малую и большую родину человек тоже связывает с землей.

  Писатель М. Алексеев  в одной своей статье написал: «Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое – нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким и многозначащим, как « это – ЗЕМЛЯ!» Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди миров, составляющих Вселенную.   Слайд 10)

  Как бы сужаясь, слово то заключает  в себе и большие поля, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого в конечном счете рождаются все вкусы, все запахи, все цвета, и все виды жизни в их немыслимом сочетании и разнообразии.

Отношение русского человека к земле отразилось в поговорке:  «Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей», «Без хозяина земля круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь». ( Слайды 11-13)

О родной земле человек сложил самые сокровенные песни.(прослушивание песни).

     Труд пахаря, земледельца был самым уважаемым. ( Слайд) Земля -  мать человеку, его кормилица, и отношение к ней было свято.

- Что же такое почва, каков её состав. Обратимся к справочникам, словарям и поищем ответ в Интернете. ( Слайд 14)

Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.

Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.

  До конца х׀х века почву считали просто верхним геологическим слоем Земли и не видели разницу между нею и, например, черными глинами, залегающими иногда а нескольких десятков метров от поверхности. ( Слайд 15)

                                                  

Состав почвы

*Твердая часть – минеральные и гумусовые вещества ( песок, ил, глина, щебень).

*Жидкая часть -  вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями.

*Газообразная часть – почвенный воздух.

*Живые организмы

   Тысячи лет человек пахал землю, засеивал её, собирал урожай. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего находил из собственного опыта. В России изучение почв началось в хv веке с описанием всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились  в «Писцовых книгах».

  Первым исследователем почв в России был М.В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат « О слоях Земных» где он ставит вопрос: « Что есть почва?» и отвечал: « Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных  и растений образованное».

   К середине х׀х века в России были уже описаны многие земли и начали составлять почвенные карты. В 1875 году В.В.Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Основателем науки « Почвоведение» стал русский ученый В.В Докучаев. ( Слайд – портрет 17) Наука о  почве родилась в 1883 году, когда вышла книга Докучаева « Русский чернозем». ( Слайд 18)

                                           

В.В Докучаев (1846-1903 г.г.) – основоположник научного (слайд 17) почвоведения.

  • Доказал зональность распределения почв на Земле.
  • Установил роль почвообразующих факторов.
  • Утверждая, что почва обладает свойствами живой и неживой природы.

Выступление ученика о В.В. Докучаеве (2 мин.)

Рассмотрим условия образования почв

Ведь когда-то на Земле вообще не было почв? Образование почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см – в тундре, до 2 см – в степях.

Вот что говорится об этом в одном из сказаний североамериканских индейцев: «Вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали её: это образовало землю. Постепенно стали произрастать растения на земле, их листья опадали и образовывали ещё большие земли. Тогда стали расти сосны, и их иглы и шишки опадали каждый год и с другими листьями и корой образовывали большие земли,… Так рос мир  - и так он растет теперь» (Слайд-рисунок 19),(показ фильма «Образование почвы(органно-минеральной матрицы)

В этом сказании хотя и наивно, но совершенно правильно рассказывается об образовании почвы. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы – микробы и растения. Тогда-то и началась история почвы. Растения и другие живые организмы отмирали, разлагались, образовывали основную и самую главную часть почвы – перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. (Слайд 20 - факторы почвообразования).

Анализ рисунка – выявляются факторы, влияющие на процесс образования почвы: (слайд 21).

  • Материнские породы, которые определяют механический состав почвы;
  • Растения, животные, микроорганизмы, обогащающие почву органическим веществом, гумусом;
  • Климат, влияющий на тип почвы – промывные, засоленные;
  • Рельеф, который влияет на количество влаги и тепла, на механический состав почвы;
  • Время, точнее историческое время, т.к. процесс почвообразования весьма продолжителен;
  • Деятельность человека, которая либо приводит к истощению почв, либо поддерживает их естественное плодородие и даже улучшает их свойства.

Каково же строение почв?

До Докучаева почвой называли лишь верхний горизонт – гумусовый слой. Название почве давали по цвету этого слоя (чернозём, бурозём, серозём). В процессе  образования почв образуются несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образуют почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Всем вам, наверняка, приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном слое склоне оврага, при вскапывании огорода.

(слайд 22 -  почвенный профиль   )

Работа с почвенным профилем:

  • А(0) - лесная подстилка.
  • А(1) - Гумусовый горизонт( чем он мощнее, тем плодороднее почва)
  • А(2) - горизонт вымывания, он обычно формируется при избыточно увлажнении в подзолистых почвах ( тайге). Не содержит ни гумуса, ни солей. По цвету он похож на золу - подзолистые.  
  • В  - горизонт вмывания,  в нем много глины, поэтому он плотный. Он играет роль фильтра.
  • С - материнская порода, из которой образовалась почва. Нет гумуса.

Механический состав почвы (Слайд 23)

- Ребята, подумайте, какое влияние на образование почвы оказывают горные породы? Одна почва образуется на песках, другая – на глинах, третья – известняках. Минеральная часть почвы будет различна.

В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование почвы делятся по механическому составу на:

Механический состав почвы

Песчаные              Супесчаные               Суглинистые               Глинистые

           

       Лёгкие почвы                                                    

-бедны гумусом и элементами питания

-маловлагоемкие, водопроницаемые

-требуют обильного полива летом

         Тяжёлые почвы

-плохо промываются(влагоемкие)

-легко заболачиваются

-засоляются

-необходимо вносить песок (особенно в глинистые)

-наиболее благоприятные для земледелия


Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде? Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо:

— Если кольцо развалилось – легкая песчаная почва.

– Если есть в кольце трещины – супесчаная.

— Если трещины неглубокие по внешнему краю – суглинистая.

— Если нет трещин – глинистая.

Структура почвы (слайд 24)

Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это и есть структура почвы.

Типы почв

Структурные

- с d до 10 мм

 ( до размера горошка)

-хорошо разрыхлены корнями

 растений и животными-землероями

-имеют комковатую, зернистую

 структуру (чернозем)

-плодородны

-глинистые и суглинистые

-нейтральные

Бесструктурные

-d от 0,001 мм до 0,5 мм

-недостаточно разрыхлены

-состоят из мелких пылеватых частиц

-впитывая влагу, образуют вязкую

массу – медленно проникает воздух

-малоплодородны

-песчаные и суглинистые

-кислые,            щелочные

известкование               гипсование


                                                                   

Закрепление (Слайд 25)

Почва - сложнейший природный компонент с уникальными свойствами, её нужно беречь, охранять и разумно использовать.  (слайд 25)

Ответим на вопросы. (Слайд-26)

  1. Что называется почвой?
  2. Назовите факторы почвообразования.
  3. Как различаются почвы по механическому составу?
  4. Назовите основное свойство почвы.
  5. Почему почва должна быть рыхлой?
  6. Если в почве нет дождевых червей, о чем это говорит?
  7. Какая структура считается лучшей?
  8. Назовите почвенные горизонты.

Д/З.: § 26. Пословицы, поговорки о земле.

Творческое задание:

  • Что вы делаете дома на участке для улучшения плодородия почвы?
  • Можно ли создать искусственную почву? Какой материал для этого нужно взять, какие условия создать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: "Образование почв и их разнообразие"

Урок изучения нового материала о почвах в 8 классе...

Урок в 8 классе по теме: "Образование почв и их разнообразие"

Урок изучения нового материала о почвах....

Разработка плана урока на тему: "Образование славянских государств"

Разработка плана урока на тему: "Образование славянских государств"...

Урок по теме "Образование почв и их разнообразие" 8 класс

Вводный урок по теме "Почвы и почвенные ресурсы России" в 8 классе. Одним из этапов урока является практическая работа "Определение механического состава и структуры почв"....

конспект урока по географии "Образование почв и их разнообразие",8 класс

Конспект урока по географии "Образование почв и их разнообразие",8 класс. Классическая линия....

Презентация по теме "Образование почв и их разнообразие".

Разработка урока в виде презентации по географии для 8 класса на тему "Образование почв и их разнообразие"....