Разнообразие природы Африки. Конспект урока географии в 7 классе
план-конспект урока по географии (7 класс)
Подробный конспект урока географии в 7 классе по теме "Разнообразие природы Африки" составленный в соответсвии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_7_klassa_po_teme.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Разнообразие природы Африки
Цель: формирование представлений о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки.
Тип урока: комбинированный;урок актуализации знаний и умений, усвоения новых знаний.
Образовательные технологии:
Проблемная ситуация.
Игровая деятельность.
Исследовательская деятельность.
Проектная деятельность.
Информационная технология.
Рефлексия.
Задачи урока: закрепить понятие «природная зона», показать размещение природных зон Африки от климата; исследовать природные особенности экваториальных лесов, саванн, пустынь.
Формирование УУД:
Личностные: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности; воспитывать эстетические чувства на примерах красоты природы Африки.
Регулятивные: осуществление учащимися учебных действий: работать с картами атласа и контурными картами; осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности.
Познавательные:поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: осуществление планирования учебного сотрудничества: формирование умений работать самостоятельно и в парах.
Оборудование: интерактивные карты Африки:физическая, климатическая, природных зон; презентация; атласы, учебники, тетради, распечатки к уроку; раздаточный материал (таблица «Природные зоны Африки»), презентации-проекты, подготовленные учащимися.
Этапы урока
1.Организационный момент.
- Приветствие учителя.
- Определение вместе с учащимися цели и задач урока. Слайд 2.
2. Актуализация знаний.
Учитель:Прежде чем мы с вами начнем исследовать природные зоны Африки, давайте выясним, что мы уже узнали об этом материке.
Учитель:Предлагаю игру «Кто такой? Что такое?»Слайд 3.
1. 30 млн. кв. км.(площадь Африки).
2. м. Игольный (крайняя южная точка Африки).
3. 5 895 м. (высота влк. Килиманджаро).
4. Давид Ливингстон (исследователь глубинных районов Африки; открыл водопад Виктория на реке Замбези).
5. Сомали (полуостров).
6. Атлас (горы новой складчатости).
7. Пассаты (постоянные ветры).
8. + 58,1º С (максимальная температура недалеко от города Триполи).
9. Нил (самая длинная река в мире).
10. Вади (сухие русла рек).
11. Танганьика (второе по глубине озеро мира).
12. В. Юнкер (русский путешественник, исследовавший р. Нил).
Учитель: А теперь проверим, как вы знаете карту Африки: Слайд 4.
На физической карте цифрами обозначены объекты, которые необходимо назвать:
1. Вулкан? (влк. Килиманджаро)
2. Река? (р. Нил)
3. Озеро? (оз. Танганьика)
4. Пустыня? (пустыня Сахара)
5. Пролив? (Гибралтарский пролив)
6. Плоскогорье? ( Восточно-Африканское плоскогорье)
7. Горы? (Драконовы горы)
8. Пустыня? (пустыня Калахари)
9. Залив? (Гвинейский залив)
10. Горы? (горы Атлас)
3. Исследовательская деятельность.
Учитель: Цель нашего исследования – собрать материал о природных зонах Африки. Запишите тему урока в тетрадях. Проблемный вопрос: Что является причиной разнообразия природы Африки?
Ключевые слова: влажные экваториальные леса, саванна, тропические пустыни, оазис, пустыни Сахара, Калахари; красные ферраллитные почвы, растения-паразиты.
Учитель: Ребята, что такое природа?
Учащиеся:называют компоненты природы.
Учитель :Правильно! И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя – всё это природа, которая живёт рядом с человеком.
Природа – это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любить невозможно. Такую, своеобразную, неповторимую, разнообразную и красивую.
Учитель:Ребята обратите внимание на карту (Слайд 5), найдите её в атласах. Как называется эта карта? О чём она может нам рассказать?
Уч-ся.Это карта природных зон Африки. Мы можем узнать, какие природные зоны есть на материке, и где они находятся.
Учитель:Что же такое «природная зона»? давайте вспомним!
Учащиеся:Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнений, почв, растительного и животного мира.
Учитель: А, что называется природным комплексом?
Уч-ся. Природный комплекс – это участок земной поверхности, где все компоненты природы, (рельеф, климат, воды, почвы, растения, животные) взаимодействуют друг с другом.
Учитель: Какая закономерность выделяется в размещении природных зон?
Учащиеся:Широтная зональность, т.е. смена природных зон от экватора к полюсам, по соотношению тепла и влаги.
Учитель: Если происходит смена природной зоны, то меняются климатические условия, почвы, растительный и животный мир. В этом мы попробуем убедиться, дав характеристику каждой природной зоне.
Учитель:Перечислите природные зоны Африки?
Уч-ся: экваториальныелеса, саванны, пустыни, субтропическиежестколистныевечнозелёныелесаикустарники.
Учитель: Перечислите природные зоны Африки в Северном полушарии от экватора на север.
Учитель: Перечислите природные зоны Африки в Южном полушарии от экватора на юг.
Какой вывод можно сделать?
Уч-ся: Что природные зоны Африки в Северном и Южном полушариях зеркально повторяют друг друга.
Учитель: откройте карту «климатические пояса». Внимательно посмотрите на карту «климатические пояса», сопоставьте карту природных зон и климатических поясов, что можно сказать?
Уч-ся: что границы природных зон и климатических поясов почти совпадают?
Учитель: Зная это, мы легко охарактеризуем климат природных зон Африки.
На прошлом уроке было дано опережающее задание. Вы готовили дома информацию о растительном и животном мире Африки, пользуясь различными источниками информации, и сегодня это поможет вам заполнить таблицу «Особенности природных зон Африки».
Слайд 6. Учитель: На столе у вас лежат распечатки с таблицей «Особенности природных зон Африки», которые вы будетезаполнять в ходе исследования природных зон.
Природная зона | Географическое положение | Климатический пояс | Почва | Растительность | Животный мир |
Влажные экваториальные леса (гилея) | |||||
Саванны | |||||
Тропические пустыни | |||||
Вечно - зелёные жестколистные леса |
Учитель: Итак, мы начинаем исследование.
На контурной карте обозначьте природную зону Влажных экваториальных лесов Африки.Учитель: По карте природные зоны Африки определите географическое положение влажных экваториальных лесов.
Ученик: «Влажные экваториальные леса расположены в бассейне реки Конго и на побережье Гвинейского залива». (Видеоролик)
Слайд 7. Влажные экваториальные леса. Многоярусный лес. (Схема многоярусного леса).
Учитель: Какая главная отличительная особенность растительности Влажных экваториальных лесов?
Ученик: Многоярусный, вечнозеленый, труднопроходимый, обвит лианами.
Учитель: « Лес необычен, многоярусен. Деревья верхнего яруса высотой от 30 до 50 м, часто имеют дисковидные корни – подпорки, высотой в 4 м. Это гигантские фикусы, сейба, винные пальмы. Все они светолюбивые и растут не слишком густо. В среднем ярусе преобладают быстрорастущие деревья высотой 20 – 40 м, кроны их соприкасаются между собой, образуя плотный навес: масленичная пальма, пальма – рафия с 10 – 12 метровыми листьями. Нижний ярус представлен медленно растущими теневыносливыми деревьями высотой 10 -15 метров. В нем много ценных пород – каучуконосы, красное, сандаловое дерево. Под пологом деревьев растут различные кустарники, папоротники, бананы. Деревья покрыты эпифитами и обвиты лианами.
Учитель: Жизнь в тропическом лесу…. Протекает на фоне столкновений стихий. Пророкотал первый гром. Он рявкнул на приумолкший перед грозой лес, да настолько оглушительно и сердито, что от страха затряслись поджилки. С тишиной вмиг было покончено. Разразилась такая канонада, хлынул такой ливень, что в голове мелькнула опасливая смутная мысль о конце света. Я только удивился, как стойко держится хлипкая пигмейская хижина под неудержимым водопадом, и мысленно восхищался расчетливыми строителями, из листьев, травы и веток сконструировавшими надежное жилище. Слайд 8. (жилище пигмеев)
Учитель: По карте природные зоны Африки определите географическое положение влажных экваториальных лесов.
Учитель: Используя климатическую карту Африки, определите основные особенности климата экваториальных влажных лесов.
Учащиеся: «Экваториальный тип климата, высокие t 25-26, равномерное увлажнение в течение года 1000-3000 мм ливневые осадки, которые выпадают ежедневно примерно в «одно и тоже» время.
Учитель: По почвенной карте мира определите тип почв в данной природной зоне.
Учащиеся:Почвы красно-желтые ферраллитные, они не плодородны, т.к. идет сильный промыв и быстрый процесс гниения»
Слайд 9. Растительность влажных экваториальных лесов.
Демонстрация слайдов. Рассказ учащихся о некоторых видах растений.
- Растения паразиты.
- Масличная пальма.
- Кофейное дерево.
- Лианы.
- Сейба.
- ЭБЕНОВОЕ ДЕРЕВО, название ряда видов тропических деревьев, дающих темно-зеленую, иногда черную древесину. Эбеновое дерево с черной древесиной часто называется черным деревом. Благодаря высокой плотности и красивой текстуре эбеновое дерево ценится в производстве мебели, музыкальных инструментов.
Предполагается, что миллионы видов животных и растений до сих пор не описаны. Эти леса иногда называют «драгоценностями Земли» и «самой большой аптекой мира», поскольку большое количество природных медицинских средств было найдено здесь. Их ещё также называют «лёгкими Земли», однако это утверждение спорно, поскольку не имеет научного обоснования, так как эти леса либо совсем не вырабатывают кислород, либо вырабатывают его крайне мало. Но следует иметь в виду, что влажный климат способствует эффективной фильтрации воздуха, благодаря конденсации влаги на микрочастицах загрязнений, что оказывает в целом благоприятное воздействие на атмосферу.
Слайд 10. Животный мир влажных экваториальных лесов.
Демонстрация слайдов. Рассказ учащихся о животных природной зоны.
- Лесные свиньи.
- Карликовый бегемот.
- Окапи.
- Шимпанзе.
- Гориллы.
- Попугаи.
- Термиты.
- Змеи.
Учитель: Какой вывод можно сделать о полученной информации?
Учащиеся:Для экваториальных лесов характерна многоярусность, основу, которой составляют гигантские, высотой несколько десятков метров, деревья. Очень много древесных животных: мелких обезьян, змей, птиц. На земле можно встретить, карликовых бегемотов, родственника жирафа окапи, а также крупных человекообразных обезьян-горилл, шимпанзе.
Справочно-информационный материал
Масличная пальма– в период дождей дает до 15 литров сладкого сока, используемого для приготовления вина и других напитков.
Лягушка-голиаф – самая крупная лягушка в мире. Длина ее достигает 35 см., а вес 3,5 кг.
Жук-голиаф – самый тяжелый жук в мире. Его вес достигает 100 г., а длина 13 см.
Ахатина – самая крупная улитка, длина ее достигает 38 см., а вес 900 г.
Горилла – самая крупная человекообразная обезьяна, достигающая роста 175 см. и весящая 200 кг.
Учитель:Давайте выйдем из зловещего сумрачного леса с его удушливыми испарениями, выпрямимся во весь рост и начнем вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн.
Видеоролик «Саванна»
Учитель: «Первые полчаса после восхода солнца – блаженное время суток в саванне среди выгоревших от зноя трав, деревьев с красновато-бурыми, в тон пыльной, потрескавшейся земле, листьями. Солнце мягко дотрагивается до чуть остывшей за ночь земли косыми ласковыми лучами, не жжет, и человек наслаждается его теплом, стряхивая ночной озноб и оцепенение. Но уже через полчаса начинается пекло, по телу струйками стекает пот, люди благоразумно прячутся под навесы или хижины. В полдень пустеют поля. Облегчение наступает на закате, когда повеет свежий ветерок.
Однако мудрым аборигенам ведомо его коварство: ветер подает сигнал к пробуждению комарам и москитам» (В.Корочанцев).
Слайды 29,30. Влажный и сухой сезон в саванне.
Учитель: Определите географическое положение саванн. Охарактеризуйте климат саванн.
Учащиеся:Саванны – это высокотравная степь, занимающая 40% площади материка, протягиваются по обе стороны от экваториальных лесов до 15°с.ш. в северном полушарии 20°ю.ш. в южном.»Субэкваториальный климатический пояс. Сезонность климата, из- за смены господствующих воздушных масс. Лето – сезон дождей, влажные экваториальныевоздушные массы, зимой – сухой сезон, тропические воздушные массы.
Учитель: Главная особенность климата?
Ученик: Ярко выраженная сезонность.
Учитель: определите по почвенной карте митра почвы саванн.
Учащиеся:Почвы красно- бурые, отличаются более высоким плодородием, по – сравнению с почвами влажных экваториальных лесов.
Слайды 32-46. Растительный и животный мир саванн.
Учитель: Что вы знаете об этих растениях и животных?
Учащиеся: Рассказывают о разнообразии животного и растительного мира саванн.
Учитель: Какой вывод можно сделать о природной зоне?
Учащиеся делают вывод:
Самую большую площадь в Африке занимают саванны или саванные редколесья. Саванны - царство травы, в которой на значительном расстоянии друг от друга можно увидеть группы деревьев: баобабов и зонтичных акаций. В саванне огромное количество травоядных животных: слонов, носорогов, бегемотов, жирафов, зебр и разнообразных антилоп. Много хищников, среди которых крупнейшим является африканский лев.
В сухой сезон в саванне почти не остается травы, и огромные стада животных совершают длительные миграции в поисках корма.
Справочно-информационный материал
Баобаб - дерево, имеющее самый большой диаметр ствола – до 55 м! Его мягкая и легкая древесина не боится огня и запасает до 120 л. воды. Живет баобаб до 4 – 5 тысяч лет.
Акация зонтичная – выделяет смолу, содержащую камедь, или гуммиарабик – вещество, которое очень ценится при отделке тканей и кружев.
Роридула – кустарник с приятным запахом и листочками, покрытыми клейким веществом. Местные жители называют его «ловушкой для мух».
Слон африканский – самое крупное наземное млекопитающее, высотой до 4 м и весом до 12 тонн.
Жирафа – самое высокое животное, высотой до 6 м.
Страус – самая крупная птица, его рост достигает 2,6 м, а вес более 100 кг.
Термиты – крохотные насекомые, способные возводить огромные постройки, термитники – до 12 м высотой и 3 м шириной.
Физминутка. ( Под музыку «Не ходите дети в Африку гулять)
Видеоролик (Тропическая пустыня).
Учитель:"Сахара" или "Сахра" – арабское слово, оно означает однообразную коричневую пустынную равнину. Произнесите это слово вслух: не слышится ли в нем хрип человека, задыхающегося от жажды и испепеляющего зноя? Мы, европейцы, произносим слово "Сахара" мягче, чем африканцы, но и нам оно передает грозное очарование пустыни.
Вам известно, что Сахара – самая большая пустыня мира, что песчаная ее поверхность занимает лишь малую площадь, что в основном это необозримые равнины, покрытые камнем и щебнем, что есть и могучие горные хребты. Знаете ли вы, что это самая жаркая область на Земле (у города Триполи зафиксирована температура воздуха +580С), что в Сахаре годами не бывает дождя, а если и случается, то часто капли высыхают в воздухе, не достигая земли.
А вот каковы ощущения человека, очутившегося в Сахаре. Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар, поднимающегося над пустыней солнца. Поднимается солнце – и раскаляет все вокруг: воздух такой, что кажется вырвавшимся из раскаленной печи, к тому же он настолько сух, что обжигает губы, и они начинают трескаться; песок становится так горяч, что лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают его жар, до камней едва можно дотронуться; и даже небо, еще недавно бездонное, голубое, блекнет от жары. Но и это еще не все, если не упомянуть о ветре – этом великом и властном хозяине пустыни. Арабская пословица гласит: «В Сахаре ветер встает и ложится вместе с солнцем». Ветер может принести пыльные бури, а может подхватить страшную «песню песков», и тогда над пустыней пронесется страшный вихрь – самум. Горе каравану, застигнутому самумом в пустыне; караванщики говорят, что вместе с ним в пустыню прилетает смерть.
Таков сахарский день, но и долгожданная ночь не приносит облегчения. Удивительно, но на этой, казалось, всегда раскаленной земле человек страдает не столько от жары, сколько от холода. Да-да, нестерпимый зной сменяется пронизывающей ночной прохладой: суточные колебания температуры достигают 300С и более.
Слайды 49-53. Пустыня Сахара - самая большая в мире сухая и горячая пустыня, и вторая по величине пустыня после Антарктиды. Сахара считается каменистой пустыней. Условия жизни в ней очень суровы: днем воздух нагревается свыше 50-ти градусов по Цельсию, а ночью температура опускается почти до нуля.
Намиб – песчаная пустыня с солончаковыми впадинами считается самой старой пустыней в мире, претерпевая засушливые или полузасушливые условия в течение, по крайней мере, 80 миллионов лет. Пустыня получает менее 10 мм осадков ежегодно и почти полностью бесплодна.
Учитель: Назовите особенности географического положения, климата и почв пустынь Африки.
Учащиеся: Зона тропических пустынь (Сахара, Калахари, Намиб) занимают огромную площадь около 40 % и протягиваются от 15°с.ш. до 35°с.ш. в северном полушарии, и от 20°ю.ш. до 35°ю.ш. в южном.
Тропический пояс, крайняя сухость воздуха, высокая амплитуда температур (до 30° С), раскаленный зной сменяется пронизывающей ночной прохладой, практически нет осадков, в пустыне Намиб осадки выпадают в виде росы, а дождей не бывает по несколько лет. Сильные песчаные и пыльные бури.
Почвы песчаные, каменистые, неплодородные. Встречаются сероземы, солонцы и солончаки.
Учитель: Какой вывод можно сделать об этой природной зоне?
Учащиеся: Тропические пустыни отличаются крайне неблагоприятными условиями для обитания, тем не менее, здесь есть и растения и животные, которые к этим условиям приспособились. Типичными пустыни растениями являются финиковая пальма (на севере материка), алоэ и вельвичия (на юге). Среди животных много пресмыкающихся, насекомых и др. самыми крупными обитателями пустыни являются верблюды и некоторые виды антилоп.
Справочно-информационный материал
Сахара - самая большая и самая жаркая пустыня на зеле. Ее площадь 7 820 000 кв. км. – около 25% площади Африки. Протяженность с севера на юг от 1300 до 2250 км, а с запада на восток – более 5000км.
Оазисы занимают менее 3% площади Сахары – 200 000 кв. км.
Финиковая пальма - «королева» оазисов и главное дерево в них. Достигает 20-30 м в высоту, начинает плодоносить к 5 годам и затем дает до 100-150 кг плодов с дерева в течение 100 лет.
Вельвичия – уникальное растение пустыни Намиб. Дерево-карлик со стволом, едва выступающим над землей. Его высота всего 30см, а толщина до 1,2 м. Корень уходит в глубь на 15-20 м, а 2 отходящих вбок листа имеют ширину более 1 м и длину до 6 м.
3.Учащиеся: выступление с проектами «Необычные растения Африки», «Необычные животные Африки»
.6. Подведение итога урока: выставление оценок.
7. Домашнее задание.
Природная зона | Географическое положение | Климатический пояс | Почва | Растительность | Животный мир |
Влажные экваториальные леса (гилея) | |||||
Саванны | |||||
Тропические пустыни |
Природная зона | Географическое положение | Климатический пояс | Почва | Растительность | Животный мир |
Влажные экваториальные леса (гилея) | |||||
Саванны | |||||
Тропические пустыни |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"
Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Конспект урока географии 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"
Конспект урока география 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"...