Конспект урока географии в 7 классе "Внутренние воды Африки"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Калдарь Светлана Анатольевна

Тема «Внутренние воды Африки» изучается четвёртой по теме «Африка» курса географии материков и океанов. Учащиеся  уже с 6 класса (начальный курс географии) знакомы с понятиями: река, озеро, подземные воды, ледники, болота, умеют составлять характеристику географического положения водных объектов, знают главные особенности природы Земли (литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы),   но не знакомы с характерными для Африки физико-географическими особенностями внутренних вод. Также необходима работа по формированию организационных, интеллектуальных и коммуникативных общеучебных умений учащихся, уровень развития которых по результатам диагностики является невысоким. Поэтому  был проведён урок изучения нового материала по развивающей методике технологии учебного исследования. Также при построении урока использована мультимедийная технология, необходимая  для организации  и управления учебной деятельностью  учащихся на мотивационном этапе, этапе построения новых знаний и этапе рефлексии. В построении учебного исследования важное место занимает актуализация жизненного опыта, знаний учащихся (в данном случае определение возможности наводнений в нашей местности и Африке) и появление проблемной ситуации, состоящей из 3- компонентов: потребностей учеников, неизвестного и возможностей учащихся. На данном уроке появилась ситуация сомнения между различными предположениями учащихся «А так ли это?» по определению возможности наводнения в пределах тропического пояса Африки,  которая вызвала у ребят появление вопроса «Какое влияние оказали климат и рельеф Африки на особенности внутренних вод»? Для решения проблемы организована работа в группах. Для поиска информации учащиеся работали предварительно с текстами из дополнительных источников, подготовив на урок творческие отчёты о климате Африки, также работали с физической картой Африки и анализировали информацию слайдов мультимедийной презентации. Далее для систематизации материала вместе с учителем построили кластер «Влияние климата и рельефа на реки Африки». Затем учащиеся прочитали информацию в учебнике, сравнили с информацией в схеме, дополнив её по своему усмотрению.  Далее каждая группа сформулировала ответ на главный вопрос урока. Практическое применение знаний и умений реализовано через домашнее задание.  В конце урока  была проведена рефлексия: учащиеся  определили, что особенности рек находится в непосредственной зависимости от особенностей рельефа, количества и  режима выпадения осадков в каждом из климатических поясов. Далее  написали резюме «Оказывается, что…». Для большей части учащихся оказалось интересным то, что Африка -  « далеко не  Сахара», как им казалось ранее. Многие отметили, что в Африке много полноводных и красивых рек,  и даже в тропическом поясе Нил полноводен, а летом даже опасен из-за возможности наводнения после ливневых осадков в субэкваториальном поясе. Таким образом, проблема была решена. В течение урока был организован контроль экспертной группой за выполнением заданий  командами. Учащиеся, работая в группах, самостоятельно добывали знания, обрабатывали полученную информацию и представляли её в классе.  Работа на данном уроке была эффективной, т.к все учащиеся активно  включились в учебную деятельность, поставленные цели на уроке достигнуты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Предмет: география, урок изучения нового материала

Тема: Внутренние воды Африки.

Продолжительность: 40 минут

Класс: 7

Технологии: мультимедийная технология, учебное исследование.

Аннотация:

Тема «Внутренние воды Африки» изучается четвёртой по теме «Африка» курса географии материков и океанов. Учащиеся  уже с 6 класса (начальный курс географии) знакомы с понятиями: река, озеро, подземные воды, ледники, болота, умеют составлять характеристику географического положения водных объектов, знают главные особенности природы Земли (литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы),   но не знакомы с характерными для Африки физико-географическими особенностями внутренних вод. Также необходима работа по формированию организационных, интеллектуальных и коммуникативных общеучебных умений учащихся, уровень развития которых по результатам диагностики является невысоким.

Поэтому  был проведён урок изучения нового материала по развивающей методике технологии учебного исследования. Также при построении урока использована мультимедийная технология, необходимая  для организации  и управления учебной деятельностью  учащихся на мотивационном этапе, этапе построения новых знаний и этапе рефлексии.

В построении учебного исследования важное место занимает актуализация жизненного опыта, знаний учащихся (в данном случае определение возможности наводнений в нашей местности и Африке) и появление проблемной ситуации, состоящей из 3- компонентов: потребностей учеников, неизвестного и возможностей учащихся. На данном уроке появилась ситуация сомнения между различными предположениями учащихся «А так ли это?» по определению возможности наводнения в пределах тропического пояса Африки,  которая вызвала у ребят появление вопроса «Какое влияние оказали климат и рельеф Африки на особенности внутренних вод»? Для решения проблемы организована работа в группах. Для поиска информации учащиеся работали предварительно с текстами из дополнительных источников, подготовив на урок творческие отчёты о климате Африки, также работали с физической картой Африки и анализировали информацию слайдов мультимедийной презентации. Далее для систематизации материала вместе с учителем построили кластер «Влияние климата и рельефа на реки Африки». Затем учащиеся прочитали информацию в учебнике, сравнили с информацией в схеме, дополнив её по своему усмотрению.  Далее каждая группа сформулировала ответ на главный вопрос урока. Практическое применение знаний и умений реализовано через домашнее задание.  В конце урока  была проведена рефлексия: учащиеся  определили, что особенности рек находится в непосредственной зависимости от особенностей рельефа, количества и  режима выпадения осадков в каждом из климатических поясов. Далее  написали резюме «Оказывается, что…». Для большей части учащихся оказалось интересным то, что Африка -  « далеко не  Сахара», как им казалось ранее. Многие отметили, что в Африке много полноводных и красивых рек,  и даже в тропическом поясе Нил полноводен, а летом даже опасен из-за возможности наводнения после ливневых осадков в субэкваториальном поясе. Таким образом, проблема была решена. В течение урока был организован контроль экспертной группой за выполнением заданий  командами.

Учащиеся, работая в группах, самостоятельно добывали знания, обрабатывали полученную информацию и представляли её в классе.  Работа на данном уроке была эффективной, т.к все учащиеся активно  включились в учебную деятельность, поставленные цели на уроке достигнуты.

Практическая реализация: отзывы коллег и учащихся прилагаются.

Цели урока:

- формирование умений исследовательской деятельности учащихся на основе текстового, цифрового, картографического материала о внутренних водах Африки.

- формирование ОУУН учащихся: умений работать с текстами, картами,  обобщать и систематизировать информацию, делать выводы, планировать свою деятельность при выполнении задания и построении ответа, взаимодействовать в коллективе.

- осознание практической значимости знаний о физико-географических особенностях материков.

Оборудование: учебник «География материков и океанов. 7 класс» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенёв, физическая карта Африки, атлас, мультимедийная презентация «Внутренние воды Африки», листы учёта ответов.

До начала урока  учитель формирует группы учащихся с разным уровнем обученности и успешности.

Этапы исследования

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный этап.

1.Актуализация опыта

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы продолжаем исследовать Африку. Поприветствуем юных исследователей:

  • команду «Жемчужина Нила»;
  • команду «Лимпопо»;
  • команду «Нигеры»;
  • команду «Сахара».

Запишите тему урока.

Открывается слайд №1.

Ребята, а что относится к внутренним водам?

Давайте проверим.

Открывается слайд №2.

Беседа с классом.

-Ребята, в нашей местности возможны наводнения?

- А в Африке возможны наводнения?

Приветствуют учителя.

Приветствуют команды друг друга жестами.

Записывают дату и тему урока.

Обсуждают в командах. Затем представители команд выступают: к внутренним водам относятся реки, озёра, подземные воды.

Определяют, что не назвали – ледники и болота.

Обсуждают в командах, выступает представитель каждой команды.

Примерные ответы: нет, т.к. нет крупных рек, таких как Лена, Енисей, Обь, Амур.

Обсуждают в командах, выступает представитель каждой команды.

Примерные ответы: да, т.к.  на физической карте мы видим крупные реки и в экваториальном и субэкваториальном поясе выпадает большое количество осадков.

2. Организация встречи с проблемой.

3.Выдвижение предположений.

4. Формулирование главного вопроса урока.

- Но известно, что даже в тропическом поясе люди могут погибнуть от наводнения. Может ли быть такое?

- Ребята, давайте проверим обе версии. Какие знания необходимы для этого?

- Сформулируйте главный вопрос урока.

- Итак, сегодня ответим на такой вопрос: «Какое влияние оказали климат и рельеф Африки на особенности внутренних вод»?

Обсуждают в командах. Затем представители команд выступают. Некоторые соглашаются, но объяснить не могут. Другие говорят, что такое невозможно.

Предполагают, что необходимы знания о климате и рельефе материка.

Обсуждают в командах. Затем представители команд выступают.

Примерная формулировка: Как повлиял климат и рельеф на реки Африки?

Этап построения новых знаний.

5. Сбор фактов.

Учитель предлагает собрать факты, чтобы проверить выдвинутые предположения и ответить на главный вопрос урока.

1. Прослушайте творческие отчёты команд и выполните задания, подготовленные одноклассниками заранее о климате Африки.

  • Команда «Жемчужина Нила» - кроссворд;
  • команда «Лимпопо» - новости СМИ;
  • команда «Нигеры» - викторина;
  • команда «Сахара» - диалог с жителем Африки.

2. По физической карте Африки определите:

-К бассейнам каких океанов относятся реки Африки?   Назовите эти реки.

Давайте, проверим. Слайд №3.

3. Используя свои знания о рельефе, физическую карту Африки, запишите о его влиянии на реки.

Давайте, проверим. Слайд №4,5

4. Используя свои знания о климате, климатическую карту Африки, запишите о его влиянии на реки.

Давайте, проверим. Слайд №6

5. Слайд № 7. Определите по графику годового стока о реке какого климатического пояса идее речь?

6. Используя план характеристики реки (Слайд №8), физическую карту Африки, текст параграфа 27 в учебнике, опишите реки Африки:

  • Команда «Жемчужина Нила» - река Конго;
  • команда «Лимпопо» - река Замбези;
  • команда «Нигеры» - река Нил;
  • команда «Сахара» - река Нигер.

7. Изучите текстовую информацию, фотографии последующих слайдов №10-16. Запишите в тетрадь необходимую информацию для построения ответа.

Презентуют свои творческие отчёты, выполняют задания, предложенные командами. Группа экспертов (два ученика) сообщают оценку, аргументируя её, и выставляют в лист учёта ответов (Приложение №1)

Обсуждают в командах. Затем представители команд выступают.

Примерные ответы: Атлантический, Индийский океаны. Называют реки.

Узнают, что есть ещё обширная область внутреннего стока.

Обсуждают в командах. Затем представители команд выступают.

Примерные ответы: рельеф влияет на уклон реки, куда течёт река.

Ребята определяют, что большая часть рек порожиста и имеют много водопадов.

Обсуждают в командах. Затем представители команд выступают.

Примерные ответы: климат влияет на полноводность рек, уровень воды в реках.

Ребята акцентируют внимание на том, что режим рек находится в непосредственной зависимости от режима выпадения осадков в каждом из климатических поясов.

Обсуждают в командах. Затем представители команд выступают.

 Затем проверяют себя по надписям к графикам, которые появляются уже после их ответов.

В командах составляют характеристику реки и  затем представитель команды презентует её.

Команды проверяют друг друга, используя таблицу – слайд №9

Ребята  смотрят презентацию, делают записи.

5. Построение объяснения.

-Ребята, давайте вместе,  на основе собранных фактов, систематизируем информацию и построим кластер.

Учащиеся   называют информацию, которую необходимо поместить в кластер и оформляют его в тетради.

6. Сопоставление с культурным аналогом.

-Ребята, давайте сравним результаты проведённого исследования с информацией о внутренних водах Африки, которая предлагается в учебнике В.А. Коринской «География материков и океанов». Прочитайте  текст параграфа 27 на странице 121-122. При необходимости внесите исправления или дополнения в кластер.

Учащиеся читают текст.

Затем обсуждают. Выступает представитель каждой команды.

Рефлексия

7. Формулирование выводов

-Ребята, возможно ли наводнение в долине реки тропического пояса? Почему?

Обсуждают в командах. Затем представители команд выступают.

Примерные ответы: наводнение возможно в тропическом поясе, в долине реки Нил, т.к. Нил берёт начало и протекает по субэкваториальному поясу, который отличается сезонностью климата и обилием осадков летом. Летние обильные дожди бывают причиной внезапных наводнений в долине этой реки.

8. Осознание личностной значимости нового знания

Ребята,  составьте резюме:

Оказывается, что……..

Ответы:

-Оказывается, что в Африке много полноводных и красивых рек;

- Оказывается, что в пустыне может быть наводнение в долине реки Нил.

10 Применение (домашнее задание)

1. Задание командам: изучить влияние климата и рельефа на озёра Африки, подготовить творческий отчёт об озёрах Африки (формы отчётов – приложение №2)

2. Задание экспертам: подготовить вопросы для проверки знаний об Африке в форме презентации.

Слайд №19.

Записывают домашнее задание в дневник, выставляют оценки за урок из листа учёта ответов экспертов.

Приложение №1 «Листы учёта ответов»

Африка.

Название группы:______________________________________

Форма отчёта: _________________________________________

ФИ ученика

Оценка  деятельности в группе.

ФГП

История исследования

Рельеф

Климат

Внутренние воды

Природные зоны

Население

Страны и хозяйственная деятельность

Итоговая оценка

Лист экспертов. ФИ экспертов_____________________________________________________________________________________________

Африка.

Названия групп

Оценка  деятельности групп

ФГП

История исследования

Рельеф

Климат

Внутренние воды

Природные зоны

Население

Страны и хозяйственная деятельность

Итоговая оценка

Жемчужина Нила

Нигеры

Лимпопо

Сахара

Критерии оценки:

  1. Полнота ответа (соответствие типовому плану)                         5 баллов – «5»
  2. Отсутствие географических ошибок.                                           3-4 балла – «4»
  3. Использование карты, других наглядных пособий.                    1-2 балла – «3»
  4. Творческий подход.
  5. Работа в команде.

Приложение №2 «Формы творческих отчётов учащихся»

Сказка

Песня

Стихи (синквейн)

Доклад учёного

Статья в СМИ

Познавательная задача

Мультимедийная презентация

Вопросы для форума в Интернете

Рекламный проспект для туристов

Новости в СМИ

Выбор  отчёта на своё усмотрение

Кроссворд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»

Аннотация работы Цель работы: Разработать серию уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера». Серия уроков построена на основе бло...

Конспект урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС «Внутренние воды Африки»

Конспект  урока географии в 7 классе с учетом требований ФГОС (с использованием проблемного обучения, критического мышления информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий)...

План-конспект урока географии «Источники загрязнения воды» 6 класс

Цель: Опираясь на личностный опыт раскрыть свойства и значение воды в природе и для  жизни человека.Образовательная задача: расширить знания о гидросфере, её составных частях, раскрыть сущность к...

Конспект урока географии 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"

Конспект урока география 7 класс "Восточная Африка. Эфиопия"...

Конспект урока география 8 класс "Воды суши. Закономерности их питания и режима"

Конспект урока география 8 класс "Воды суши. Закономерности их питания и режима"...