1. Организационный этап | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. настрой на работу На прошлом уроке мы какую тему изучили ?
| Включаются в деловой ритм урока.
|
2. Проверка домашнего задания |
| Слайд . №1. «Определи субъект РФ» 3мин Какими числами обозначены: - Тверская область
- Ненецкий АО
- Вологодская область
- Республика Коми
- Смоленская область
Вопрос учителя: - Составьте группы субъектов, объединив их по общим признакам (устно)
Ответы: • Тверская и Смоленская области – субъекты ЦЭР • Ненецкий АО, Коми и Вологодская область – Европейского Севера • Смоленская и Вологодская обл. – соседи Тверской № 2. «Экспресс-ОГЭ» Решаем 5 вопросов за 3 минуты. Кто готов – выносит ответы на доску. 1 вариант - Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.
1) Тверская область 2) Хабаровский край 3) Калининградская область - С какой из перечисленных стран Россия не имеет сухопутной границы?
1) Белоруссия 2) Польша 3) Финляндия 4) Узбекистан - В каком из перечисленных регионов России производится больше всего нефти?
1) Ставропольский край 2) Ульяновская область 3) Ханты-Мансийский АО–Югра 4) Республика Карелия - В каком из перечисленных регионов России почвы обладают наибольшим естественным плодородием?
1) Тюменская область 2) Республика Карелия 3) Белгородская область 4) Вологодская область - В каком из перечисленных регионов России лесная и деревообрабатывающая промышленность является одной из ведущих отраслей хозяйства?
1) Архангельская область 2) Республика Дагестан 3) Воронежская область 4) Оренбургская область 2 вариант - Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.
1) республика Марий Эл 2) республика Бурятия 3) республика Карелия - Какое из перечисленных морей омывает территорию России?
1) Жёлтое 2) Северное 3) Средиземное 4) Берингово - В каком из перечисленных городов России функционирует крупный металлургический комбинат полного цикла?
1) Ставрополь 2) Тула 3) Краснодар 4) Магнитогорск - На территории какого из перечисленных субъектов Российской Федерации наблюдаются полярные день и ночь?
1) Мурманская область 2) Пермский край 3) Ханты-Мансийский АО –Югра 4) Сахалинская область - Какой из перечисленных регионов лидирует в России по добыче нефти, природного газа и каменного угля?
1) Поволжье 2) Европейский Север 3) Западная Сибирь 4) Дальний Восток Проверка и анализ ошибок. Обратная связь – опрос «Кто получил «5», «4», «3», «2»? 2) Определи регион России по описанию. Эта область, расположенная на севере Восточно-Европейской равнины, является одной из самых больших по площади в стране. Её территория имеет выход к морям Северного Ледовитого океана. На территории области разведаны крупные месторождения различных полезных ископаемых, в том числе месторождения бокситов и алмазов. На территории области работают несколько крупных лесопромышленных комплексов.
|
Участвуют в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы |
2. Актуализация знаний | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. | Слайд определите по слайду о каком экономическом районе пойдет речь сегодня? Тема – О каком районе Европейской части России пойдет речь на сегодняшнем и последующих уроках? Определим по карте. По слайду конкретизируйте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Цель – создать «образ» Поволжья Задачи на сегодня? -Какова цель урока? -
| Высказывают предположения
|
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности | Тема – О каком районе Европейской части России пойдет речь на сегодняшнем и последующих уроках? Определим по карте. По слайду конкретизируйте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? Цель – создать «образ» Поволжья
- Поделитесь своими мыслями вслух. План урока: какой? Слайд 6. Уточним ребята план урока СЛАЙД - Состав
- ЭГП
- Природа
- Природные ресурсы
|
Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. Высказывают свои предположения. |
4. Первичное усвоение новых знаний | Обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения. | Слайд - Состав (РАБОТА С КОНТУРНОЙ КАРТОЙ)
- Определение состава Поволжья – слайд с контурной картой – задание – найти названия областей и их центров и подпишите на контурной карте.
Состав: Татарстан (Казань), Ульяновская, Самарская, Саратовская, Волгоградская, Калмыкия (Элиста), Астраханская область Задание 2. Определить площадь района (используя приложение в учебнике с.274 определяют площадь 500 тыс.кв.км)
Площадь – 3% территории России, население – 11%. - Эгп.
1. По территории района протекает река Волга в направлении с-ю ________________, поэтому район имеет ____________районоформирующее ________конфигурацию. 2. Район Поволжья имеет выгодное ____________географич_______________ положение, так как расположен на ______________разветленной сети__________ железных дорог из Азии в Европу и водных путей. 3. Выход в 5 морей возможен через ______Волго- Камский водный путь.___________________________________
С какими районами граничит этот район? Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству. Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия обрабатывающей промышленности в обратном направлении. ⮛ Транспортное положение: Судоходная река. Транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы. По Волге и системе волжских каналов выход к морям: Каспийскому, Черному, Азовскому. - Природа
Природные условия | Характеристика природных условий | 1.Рельеф | равнинный
| 2. Климат |
Умеренно-континентальный, лето тёплое, на юге жаркое, увлажнение на севере достаточное, на юге возможны засухи - Минимальное количество осадков наблюдается в Астраханской области и Республике Калмыкия (г. Элиста), максимальное — регистрируется в районе г. Сочи.
| 3. Природные зоны |
С севера на юг сменяют смешанные леса - татарстан, Лесостепи- Ульновская обл, самарская, Степи – саратовская и Волгоградская, полупустыни - Астраханская
|
Вывод: природные ресурсы района благоприятны для хозяйственной деятельности человека.
|
Работают в группах (Рядах), с помощью учебника и атласа ищут ответы на вопросы. Делают выводы.
|
Первичное закрепление |
| Слайд 12 -13. Задания ОГЭ на выбор Определите город по его краткому описанию. Этот город был основан на пересечении древнейших торговых путей между Европой и Азией. Расположен в дельте крупнейшей реки Европейской части России. В городе действуют предприятия топливно-энергетического комплекса, судостроения и пищевой промышленности. Город является крупным транспортным узлом. Развиты все виды транспорта: морской, речной, железнодорожный, автомобильный и авиационный. Пояснение. При ответе на вопросы такого типа надо найти в описаниях так называемые «ключи», которые четко указывают на город. В дельте крупнейшей реки Европейской части (Волги) расположен г. Астрахань. Ответ: Астрахань.
Расположите перечисленные регионы России по
степени уменьшения коэффициента увлажнения на
их территории, начиная с региона с наибольшим
коэффициентом увлажнения.
Запишите в таблицу получившуюся
последовательность цифр.
1) Хабаровский край
2) Республика Татарстан
3) Республика Калмыкия ответ 123 Расположите регионы России по степени уменьшения естественного плодородия почв на их территории. 1)Архангельская область 2)Тамбовская область 3)Ростовская область Ответ: 321
| выполняют поставленную задачу |
7. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Слайд 14 Базовый уровень 1. осмысленно прочитать п.20 2. выучить факторы, отрасли специализации 3. вопрос 1-2, устно Дополнительно: вопро с №4 | Записывают домашнее задание в дневник |
8. Рефлексия (подведение итогов занятия) | Анализ и оценка успешности достижения цели урока | Слайд 15 Подводит итоги урока. - Какова была тема урока? - Какую цель вы ставили перед собой? -Что научились делать? - Что мы узнали сегодня на уроке Комментирует и выставляет оценки за урок.
| Осуществляют процедуру само- и взаимооценки собственной учебной деятельности и своих товарищей на уроке по алгоритму
|