Проектно-исследовательская деятельность на уроке географии
методическая разработка по географии

Солопёкина Олеся Павловна

методические рекомендации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии

Исполнитель:

Солопёкина Олеся Павловна,

учитель географии

МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа», Кемеровский район

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

Глава 1. Общая характеристика технологии…………………………..5

1.1.Технология обучения……………………………………………….5

1.2. Управление контролем знаний и умений…………………………8

Глава 2. Педагогические технологии на уроках географии………….15

2.1. Новые педагогические технологии и применение их на уроках географии………………………………………………………………..15

2.2. Технология проектной деятельности школьников………………17

2.3. Примеры создания проектов на уроках географии………………19

Заключение………………………………………………………………29

Список литературы……………………………………………………...31

                                                         Введение

Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью педагогического процесса. К одной из наиболее распространенных можно отнести технологию проектов, или методов проектов. Изменения в преподавании географии, особенно в старших классах, требуют переосмысления не только содержания материала, так как появилась необходимость привлечения большого объема современной информации, но и методики преподавания.

Эффективность преподавания во многом зависит от умения учителя разнообразить организацию учебного процесса. Одним из таких направлений является проектная деятельность, которая может способствовать более глубокому усвоению курса географии, практическому применению знаний.  Цель: заинтересовать школьников предметом «география» с помощью инструмента, который поможет им:

- конструктивно корректировать их стиль отношений с окружающими людьми в школе и дома;

- формировать творческий подход.

При этом учитель решает поставленные задачи:

- педагогические задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);

- практические (реализация компетентного подхода к результатам обучения);

- социальные (удовлетворение какой-либо социальной потребности).

«Проект- это такая открытая и динамичная форма организации и учебной деятельности учащегося, и педагогической деятельности учителя, которая предполагает их выбор и творческие решения».

Метод проектов - педагогическая технология, которая ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний для активного освоения новых способов человеческой деятельности.[11]

                                   Глава 1. Общая характеристика технологии

1.1.Технология обучения

Под технологией обучения понимают способы повышения эффективности обучения, такое проектирование учебного процесса, который имеет четко заданный результат.

Термин «технология» заимствован из зарубежной методики, где его используют при описании по-разному организованных процессов обучения. Различают два понятия:

 а) технология обучения, что означает разработку оптимальных методик обучения;

 б) технология в обучении.

 Под последним определением понимают использование технических средств обучения (компьютерных программ, в том числе новых мультимедийных учебников географии и др.). Однако и в том и в другом случае предполагается, что применение технологий направлено на совершенствование приемов воздействия на учащихся при решении дидактических задач.

С помощью технологий учителя стремятся превратить обучение, в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами».

 Педагогическую технологию определяют как оптимально организованное взаимодействие учителя и учащихся. Специфика технологии в том, что в ней проектируется и реализуется такой учебный процесс, который гарантирует достижение поставленных целей. При этом деятельность учителя и осуществляемая под его руководством деятельность учащихся организуется так, что все входящие в нее действия представлены в определенной последовательности (через алгоритмы деятельности), а их выполнение предполагает достижение ожидаемых результатов, которые можно заранее проектировать. Иначе говоря, технология стремится детально определить все то, что способствует реализации заданных целей.

Технологическая цепочка взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся выстраивается в соответствии с целями предмета (отдельного курса, темы, урока) и должна гарантировать всем учащимся достижение и усвоение обязательного минимума содержания общего образования по предмету. При этом обязательная часть любой технологии обучения — диагностические процедуры, применение различных измерителей результатов обучения.

Технологии трудно внедряются в учебный процесс, так как педагогическая деятельность — это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Процесс обучения — не производственный процесс изготовления по определенной технологии стали, кирпича, мороженого. В технологии обучения много запрограммированного и меньше творческой деятельности учащихся. В ней принята установка на четкое управление учебным процессом с точно заданными целями.

В целом, как нам представляется, технология беднее методики. Ведь любой вид деятельности, поставленный на поток, обезличивает процесс и результаты труда, как учителя, так и учащихся, способствует тиражированию приемов и способов получения знаний. Алгоритмы деятельности далеки от творчества. Поточный метод в учебном процессе может дать на выходе стандартную продукцию, лишенную оригинальности, художественности, неповторимости, что и отличает массовую продукцию от произведения искусства.

Однако как составная часть методики технология имеет полное право на существование. Ведь педагогическая технология — это совокупность методов, приемов, форм организации обучения и учебной деятельности, опирающихся на теорию обучения и обеспечивающих планируемые результаты. Основная цель педагогических технологий — такая организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся (т. е. методов обучения), которая направлена на обеспечение планируемых результатов.[3]

К главным признакам технологии обучения относят:

- четкую постановку перед учащимися учебных целей и задач, осознание значимости лично для каждого из них изучаемого материала, мотивацию учебной деятельности школьников;

- построение последовательной поэлементной процедуры достижения целей и задач с помощью определенных средств обучения, активных методов и форм организации учебной деятельности школьников;

- обучение по образцам (по учебным тетрадям, практикумам, учебникам);

- выполнение указаний учителя (в форме приемов учебной работы, алгоритмов);

- организацию самостоятельной работы учащихся, направленную
на решение  проблемных учебных задач;

- широкое применение различной формы тестовых заданий для проверки результатов обучения.[6]

1.2. Управление контролем знаний и умений учащихся по географии

Одним из эффективных путей преодоления неуспешности обучения и обеспечения качества образования является научно обоснованная система управления контролем знаний и умений учащихся.

При этом под управлением мы будем понимать целенаправленное взаимодействие учителя и учащихся по достижению запрограммированного результата (в данном случае присвоение учащимися предметных знаний и умений), а контроль – вид деятельности учителя по установлению соответствия параметров системы (в данном случае – знаний и умений учащихся) поставленным требованиям и целям.

Требования к знаниям и умениям определены образовательными программами, составленными на основании Государственного Образовательного стандарта общего образования по географии (раздел «Требования к уровню подготовки выпускников» определяет содержание образования, которое должно быть освоено каждым выпускником в обязательном порядке).

Цели образовательной деятельности определяются учителем на каждом уроке как конечный результат, т.е. по окончании урока каждый ученик должен приобрести конкретные знания и умения. Исходя их этого, каждый урок должен строиться не как экстенсивное общение по заданной теме, а как интенсивная отработка конкретных знаний и умений, заданных учебной программой (при этом тема урока является одним из средств достижения целей урока).

Главная цель контроля – выявить наличие и характер отклонений от поставленных целей деятельности (присвоение учащимися конкретных знаний и умений) на основе целенаправленного сбора данных и выявить причины, определившие их. Сокращение периода контроля (и, следовательно, объема контролируемых знаний и умений) позволяет облегчить выявление содержания отклонений и внесение корректив. Исходя из этого, оптимальной единицей контроля является логическая единица (понятие, причинно-следственная связь, действие). Такая организация контроля позволяет оптимально и результативно реализовать все функции контроля: осуществление обратной связи, диагностическую и стимулирующую.

Построение эффективной системы контроля возможно произвести только с учетом основных принципов контроля:

1. Нормативность. Данный принцип требует от учителя составления перечня знаний и умений (согласно требованиям образовательной программы), подлежащих контролю, обязательных для овладения каждым учеником, и доведения его до сведения всех учеников до начала отработки (т.е. ученик, приступая к изучению логической части курса, должен иметь информацию о том, что он должен знать и уметь к моменту окончания изучения данного раздела курса);

2. Плановость. Согласно данному принципу, учителю необходимо определить четкие сроки, содержание и формы контроля. Данная информация должна быть доведена до сведения учащихся до начала этапа освоения знаний и умений, подлежащих контролю;

3. Главное звено. Данный принцип требует выносить на контроль только основные вопросы содержания программы, которые должны быть освоены каждым учеником в обязательном порядке;

4. Объективность. Учителю необходимо разработать критерии уровня освоения знаний и умений учениками, которые в обязательном порядке должны быть известны школьникам;

5. Индивидуализация. Данный принцип предполагает учитывать индивидуальные особенности учащихся при выборе форм и периодичности контроля;

6. Системность. Система контроля знаний и умений учащихся должна включать следующие этапы контроля:

-  Текущий контроль проводится после каждого логического этапа урока (отработки понятия, термина, причинно-следственной связи, действия, учебного приема и т.п.). Цель текущего контроля не «поставить оценку за работу на уроке», а выявить уровень освоения знаний и умений; причины, препятствующие достижению цели данного этапа урока, и внести оперативные корректировки в образовательный процесс для достижения запрограммированного образовательного результата. Безоценочный контроль на данном этапе способствует и формированию положительного психологического климата, т.к. нацелен на выявление проблем, возникающих в процессе обучения, и их решение. На данном этапе эффективны само- и взаимоконтроль. Формы контроля – беседа, выполнение упражнений, учебной задачи, работа на контурной карте и т.п.

-   Промежуточный контроль проводится с аналогичной целью после отработки подсистемы (блока) контролируемых элементов – урока. Учитель отслеживает достижение образовательного результата всеми учащимися. Отрицательные оценки не выставляются. Формы контроля – выполнение заданий по карте, объяснение, беседа, тестирование, творческие работы и др.

-  Предварительный контроль проводится после отработки системы контролируемых элементов (темы, раздела) согласно главной цели контроля. Результат контроля оценивается у каждого ученика. Учащиеся должны быть заранее ознакомлены с вопросами предварительного контроля, типом контрольных заданий. Формы контроля – практическая работа, пилотный проект, тестирование, творческое задание, составление характеристики объекта, аналитический ответ и т.п.

-  Итоговый контроль проводится после отработки знаний и умений учебного курса. Формами итогового контроля могут быть тестирование, экзамен по билетам, экзамен в форме защиты творческих работ.

Проведение итогового контроля в форме выполнения и защиты творческих аттестационных работ позволяет расширить и углубить знания учеников в выбранной ими предметной области, способствует формированию научного мышления, развитию индивидуальных способностей, приобретению опыта исследовательской работы, является эффективным средством реализации идей личностно-ориентированной педагогики. Кроме того, в результате работы создается произведение, позволяющее его использовать в образовательном процессе. Недостатком такой формы контроля является отсутствие возможности проверить овладение конкретным учеником всего перечня контролируемых знаний и умений курса.[7]

Творческая работа должна соответствовать требованиям:

-  самостоятельная творческая или исследовательская работа (не реферат, который легко «скачать» в сети Интернет), выполненная учеником на протяжении продолжительного времени (не менее ½ учебного года) под руководством учителя;

- создан продукт, который может быть использован в образовательном процессе школы (разработка экскурсии, мультимедиа произведение, видеофильм, слайд фильм, макет, картографическое произведение, справочник, дидактический материал, компьютерная программа, сборник тестов и др.);

- или работа, являющаяся результатом исследовательской деятельности (исследования природы, хозяйства, населения, взаимодействий в системе «человек – природа – производство» и др.).[2]

Работа учителя по подготовке итоговой аттестации строится следующим образом:

1.         Учитель составляет примерный перечень тем аттестационных работ. Количество предлагаемых тем должно превышать количество учащихся в классе:

- Анализ настенных карт и атласов своего региона и объяснительная записка к ним (природа, хозяйство, социально-бытовая инфраструктура, рекреация, экология и др.);

-  Слайд-фильм, видеофильм по любой теме курса географии;

- Разработка маршрутов географических экскурсий по Кемерово, Кемеровской области  по любой теме курса;

- «Образ» г.Кемерово в произведениях живописи и графики;

- Антропогенные ландшафты областного центра;

- Влияние природных особенностей на жизнь (быт, одежду, питание, жилище, праздники, архитектуру) жителей региона в разные исторические эпохи;

- Кемерово современное (по материалам периодической печати);

- Сборник тестов, кроссвордов по географии;

- Разработка учебно-дидактических материалов, мультимедийных произведений по курсу;

- Социальные проблемы Кемеровской области;

- Экологические проблемы Кемеровской области и пути их решения.

- Кемерово среди городов России.

- Опыт социально-экономического развития Кемеровской области. Что может перенять Россия?

- Глобальные проблемы человечества. Роль РФ в их решении.

- Россия в системе мирового географического разделения труда. Проблемы и перспективы.

2.   Учитель знакомит учеников с требованиями к содержанию и оформлению работ, процедурой проведения аттестации, критериями оценки работы.

3.   Ученики самостоятельно выбирают индивидуальную тему работы или формулируют свою тему, согласуя ее с учителем. Допускается выполнение работы группами учеников (2 человека, 3 - как исключение), если работа является трудоемкой или многопрофильной (видеофильм; создание атласов карт; стенд с фотографиями, картографическим и текстовым материалом и т.п.). Выполнение одинаковой работы разными учениками одного класса не допускается.

4.   Учащиеся работают над темой творческой работы не менее шести месяцев под руководством учителя. Рекомендуется пробное использование материалов аттестационных работ на уроках, во внеурочной работе, если для этого есть возможности.

5.   Работа выполняется и оформляется согласно требованиям, предъявляемым к ученическим краеведческим исследованиям.

6.   Объем работы определяется степенью полноты раскрытия содержания темы. Требования к оформлению работ формулирует учитель. Основной критерий – возможность использования работы в практике школы.

7.   Для проведения итоговой аттестации класс разбивается на группы, не превышающие 5 человек, но присутствуют на защите в полном составе. Итоговая аттестация проводится в форме устной защиты (представления) учащимися своих творческих работ. Время на защиту одной работы не менее 5-10 минут. При необходимости больших затрат времени (просмотр DVD и   CD) работа полностью представляется учеником на уроке до проведения итоговой аттестации; в таком случае на аттестации представляются фрагменты работы и устная рецензия на нее другим учеником. После выступления, аттестуемый отвечает на вопросы учеников и членов аттестационной комиссии. Выступление учащегося на итоговой аттестации строится по схеме: тема работы, обоснование ее выбора, методика выполнения работы, главные выводы и результаты, возможность использования работы в практике школы.

Соблюдение указанных принципов позволит учителю организовать образовательный мониторинг, позволяющий успешно преодолеть неуспешность обучения и эффективно способствовать обеспечению качества образования.[8]

Глава 2. Педагогические технологии на уроках географии

2.1. Новые педагогические технологии и применение их элементов на уроках географии

 В современное время традиционная школа направлена на совершенствование информационно-рецептурной системы обучения, которая не дает возможности в полной мере развивать интеллектуальный потенциал личности, в ней продолжает господствовать не мыслительное, а традиционное знание и подход, адресованный к памяти ученика и не собирающий личностные образования в природосообразительную целостную систему.

 Главное сейчас — вооружая знаниями, воспитывать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путем включения в активную учебно-познавательную деятельность.[10]

 Один из факторов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся — разнообразие форм  организации обучения. Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяют учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

  С помощью современных технологий обучения учителя стремятся превратить обучение в «производственно-технологический процесс с гарантированными результатами».[4]

            В своей учебной деятельности следует использовать некоторые элементы новых педагогических технологий, которые я считаю, активизируют деятельность учащихся, подталкивают их на творческий подход к изучению и исследованию предмета. Предмет географии изучается в школьном курсе с 6 по 10 классы. Объем материала огромный, но с каждым годом происходит уплотнение материала, изменение сетки часов. Многое из того, что учащимся необходимо знать, остается за рамками программы или же изучается вскользь. Именно поэтому игровые метода и методы проектов очень полезны.

          Эффективны операционные игры, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться, например: игра «Счастливый случай», «Географический КВН», «Что? Где? Когда?», «Самые, самые…» и т.д.

 Также можно использовать на уроках метод проектов. Любой учитель, постоянно находится в поиске новых технологий обучения. Ведь они позволяют сделать урок необычным, увлекательным, а значит и запоминающимся для ученика. Только творчески работающий учитель может добиться хороших знаний у учащихся по своему предмету и естественно любви к нему.[5]

  1. Технология проектной деятельности школьников.

Проект в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «бросающийся в глаза». Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнуться на что-то иррациональное, нетривиальное, удивительное. Учебный предмет география в этом отношении уникален. Он позволяет интегрироваться с другими учебными дисциплинами, соединять научные сведения из самых разных областей знаний для более полного их осмысления и объяснения, построения логических цепочек и нахождение причинно-следственных связей. Смысл этой технологии состоит в организации исследовательской деятельности  чаще всего на основе краеведческой работы. Цель такой  работы – формирование у учащихся адекватных представлений о сути природных, социальных, экономических явлений с одновременным воспитанием экологической и экономической культуры. Элементы проектной деятельности  могут использоваться на всех ступенях изучения географии.

При работе над проектами по географии можно выделить несколько видов проектов:

- исследовательский (научное исследование, которое предусматривает эксперимент), реферат, доклад, научная статья.

- реферативно-описательный ориентирован в основном на обработку информации, выявление проблем, не предусматривает экспериментальной проверки.

-  творческий (описание творческой деятельности).  

Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 8-10 классов. В этом возрасте  личность учащегося активно формируется, это возраст самоопределения. Ребята пытаются найти свое место в жизни, убедится в собственной значимости. Проектной деятельностью можно заниматься на внеклассных и факультативных занятиях.

 Например, учащиеся составляют проекты развития малых городов, проекты развития зеленых зон микрорайона города, создают заповедники, национальные парки и т.д.[12]

Для организации работы по проектированию учитель выявляет в классе группу ребят, которые хотят:

  1. Углубленно изучать географию.
  2. Самостоятельно ставить проблемы и решать
  3. Научится общаться, сотрудничать с ребятами для наиболее оптимального достижения своих целей.

Начиная  работу над проектом, всегда задаешь один вопрос: как сделать, чтобы работа была действительно проектной. Важный момент – это пробуждение у учащихся интереса к идее и теме проекта. Чтобы идея, положенная в основу была интересна и актуальна, она должна находиться в зоне ближайшего развития.[1]

  1. Примеры  создания проектов на уроках географии

Социально-экологическое проектирование «Проблемы  развития  городов » (на примере г.Кемерово) появилась эта тема не случайно. Эта на первый взгляд близкая и понятная тема в процессе работы может превратиться в сложную и актуальную проблему, требующая внимания, рассмотрения и поиска путей решения.

Для выполнения работы определяются задачи:

  1. Изучить историю развития города, рассмотреть функции и проблемы.
  2. Сделать выводы о роли города, рассмотреть периоды исторического развития.
  3. Провести социологические исследования в школе, а так же экологические исследования природных объектов с целью определения основных проблем развития города.
  4. Выявить последствия и влияние экологической обстановки на развитие города.
  5. Сформулировать выводы о путях решения и предупреждения экологических, экономических, социальных последствий.[9]

На начальном этапе,  совместно с учащимися проводится сбор разнообразных сведений об объекте исследования. Подробно рассматривается история и эволюция развития города. Используются материалы газетных публикаций, исторического музея.

Историко-экологические материалы о развитии города должны быть систематизированы и разбиты на следующие этапы:

1 этап – начало ХХ века формирование первых предприятий углехимии.

2 этап – середина ХХ века,  дальнейшее развитие ТПК (территориально-производственного комплекса).

3 этап - начало ХХI века. Современный период развития города. Кризис 2008 года – закрытие предприятии г.Кемерово.

Дальнейшая работа над проектом требует от учащихся овладения методами и технологиями, которые можно использовать в самостоятельной работе. В частности умение составлять опросники по заданной тематике, проведение опроса, обработка его результатов. В школе должны быть проведены исследования: «Изменение количественного состава семьи за последние 100 лет», «Трудоустройство выпускников школы за последнее десятилетие». В результате опроса  может быть установленно, что численный состав семьи  за последние 100 лет сократился втрое, если в начале ХХ века, у наших прабабушек и прадедушек была в среднем 5-6 детей в семье, то к концу ХХ века – каждая семья имеет 1-2 детей. Тенденция снижения рождаемости характерна и для России в целом. Или наоборот, количество детей в семьях не уменьшилось с начало XX века и по наши дни, что говорит о хороших демографических условиях в данном городе (на моем примере город Кемерово).

При рассмотрении экономических и социальных последствий развития города мы должны исходить из необходимости поиска ответа на следующий вопрос. Каковы же проблемы городов?

И могут получиться следующие результаты (пример на г.Кемерово):

  1. Сокращение численности работающих предприятий и учреждение города привели к экономической миграции, из города уезжает экономически активное население, высококвалифицированные специалисты.
  2. Снижение рождаемости на протяжении ряда лет, естественная убыль населения в соотношении (1 – 1,8) , приведет к увеличению демографической нагрузки населения.
  3. Ухудшение экологической ситуации города негативно сказывается на здоровье людей, что в свою очередь приводит к сокращению продолжительности жизни в среднем 70,5 лет ( этот показатель ниже, чем в целом по России), увеличению онкологичеких заболеваний (показатель в 1,5 раза выше чем в целом по России), и как следствие к экологической миграции.

В проектной работе могут быть рассмотрены и оптимистичные экономические, социальные и экологические аспекты: создание предприятий малого и среднего бизнеса, сокращение промышленных выбросов атмосферу, внедрение социальных программ в поддержку малообеспеченных слоев населения.  

         Эффективность и результативность проекта должна проверяться защитой работы. Презентация проекта важна как для учащихся, так и для учителя. Кроме того, в ней заложен большой воспитательный эффект: ученики учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, тренируют умение проводить публичные выступления, отвечать на вопросы. Подготовка к презентации – это важнейшая часть создания проекта. Полученный результат необходимо публично продемонстрировать, представить на всеобщее обозрение.

Для подростка получить признание результативности его самостоятельной творческой работы трудно переоценить. В процессе презентации происходит самоутверждение и повышение самооценки личности, формируются и развиваются навыки публичного выступления. Ученик  получает от сверстников и взрослых подтверждение своей значимости, успешности. Эти умения формируются  при непосредственном участии и помощи учителя. Толерантность закладывается лишь тогда, когда учитель дает возможность научиться понимать и выражать себя, не бояться себя «предъявлять», высказывать свое мнение, соглашаться или возражать, вступать в дискуссию.         В традиционном обучении географии учитель не найдет столь благоприятную ситуацию для того, чтобы научить этому, воспитать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели. Это те навыки, которые нужны для последующей успешной работы, самореализации личности.[13]

 Большинство книг в жанре художественной, публицистической или научно-популярной  литературы (повести, романы, рассказы, поэмы, репортажи, путевые зарисовки  и т.п., выполненные в разных стилях - от комиксов до  историко-философских очерков) представляют собой описание перемещения одного или нескольких героев в том или ином пространстве. Какие бы цели  ни ставил перед собой автор произведения, он, так или иначе, отражает свой опыт и свои личные открытия на пути приобретения этого опыта, а это всегда очень интересно.

А теперь представьте себе, что учитель географии предлагает  ученикам изучать  довольно сухой, изобилующий условностями, предмет географии  как  путешествие любимого или интересного, то есть близкого им, героя.

 На этом принципе и построена предложенная методика освоения географии в 6 классе средней школы.

 Такая форма приобщения учеников к изучению географии позволяет им преодолеть своё отчуждение в нескольких плоскостях их взаимодействия со школой и семьей:

  1. на своём опыте увидеть, каким образом учебный предмет может быть применим к их жизни;
  2. понять себя через знания, которые он почерпнет из мира     культуры (книги, кино и т.д.).

Более того, для многих учеников откроется понимание того, что география  - это универсальная научная  методика для описания размещения  любого специфического (от  вируса до всего Человечества) объекта на Земном шаре.

 Путь постижения географии по данной методике начинается с описания больших или малых путешествий героев художественной литературы.

 Как известно, человек склонен в художественном произведении, которое ему нравится,  находить героя, с которым он себя частично или полностью отождествляет (идентифицирует).

Таким образом, через сопереживание герою он как бы сам  проделывает  путешествие, описанное автором произведения.

 Учитель предлагает ученику описать, изобразить путешествие любимого им героя, но только с помощью терминов и условных обозначений, используемых в географии. Необходимо использовать учебник географии,  справочную литературу, различные технические возможности.        Опыт показал, что в данном случае язык географии – термины и понятия - усваивается учащимися легко и быстро.

Описание  путешествия  героя должно быть осуществлено на  едином для всего Человечества языке (языке географии, как описательной планетологии) для того, чтобы  его рассказ был понятен всем на Земле.

Описываемый  проект – путь для совершения открытий. Поэтому,  учитель должен обратить внимание ученика на то, что одним из этапов данного  проекта является   описание тех открытий, которые тот сделал во время чтения  книги, выбранной им самим в качестве основания для его осуществления.

 Эти открытия мы бы разделили на три группы.

  • Первая группа  – это те открытия, которые сделал герой (или кто-нибудь из персонажей) произведения.
  • Вторая группа – это те открытия, которые сделал ученик сам для себя на «маршруте»  прочтения данного произведения
  • Третья группа  - это те открытия, которые сделал ученик при прочтении данного произведения и которые, как  он считает, не сделал никто до него (то есть - первооткрытия).

          Обращаем внимание, что в данном контексте под «открытиями» мы понимаем обнаружение «новизны»  любого уровня  эвристичности - от  познания факта из  любой области знания, до уразумения «истины» для себя.    Такая широта ожиданий даёт ученику установку для беспредельного творчества в узких рамках  учебного задания и создаёт доверительную и творческую атмосферу в классе между учениками и учителем и стимулирует интерес учеников друг к другу.

         При работе ученика над первым в его жизни географическим проектом мы  не ограничиваем его числом  и составом  компаньонов своего учебно-виртуального путешествия.  Участниками проекта могут быть одноклассники, друзья и  родственники ученика.[13]

Какую задачу мы при этом решаем?

  1. разрушаем стереотип своеобразной школьной робинзонады – переживания определённого психологического одиночества при постижении  учащимся школьных предметов;
  2. предлагаем метод кооперативного обучения;
  3. пробуем противопоставить социально-функциональной разрозненности членов семьи ученика радость сотрудничества и чувство преемственности поколений в процессе познания мира.

Через предложенный инструмент обучения мы получаем также дополнительные стимулы учеников к учёбе:

  1. укрепление чувства товарищества и взаимопомощи в классе;
  2. усиление эмоциональной близости  между  подростком - учеником  и его родственниками в семье.

Наконец, и первое, и второе ведет к повышению чувства ответственности учеников за результаты своей познавательной деятельности.

Краткое описание проектов в их последовательности

Представим последовательность осуществления учебного процесса по предложенной программе.

  • Первый проектный уровень (первый проект) – описание  путешествия по маршруту  художественного произведения.
  • Второй проектный уровень (второй проект)  – описание путешествия по маршруту публицистического или научно-популярного произведения.
  • Третий проектный  уровень (третий проект)  – описание маршрута собственного путешествия.

На всех проектных уровнях ученики представляли во время  защиты проекта и топографический план, и географическую карту путешествия героя.

Существуют и четвертной и пятый  проектные уровни. Но они, вероятно, будут осуществляться  нашими учениками уже по собственной инициативе и вне нашей с вами компетенции, - возможно, в научно-познавательных факультативах и кружках:

  1. описание научно-специализированного путешествия;
  2. географическое (региональное или глобальное) описание  размещения, перемещения или изменения объектов тех или иных сфер Земного шара (гидросферы, литосферы, атмосферы, стратосферы).

       Первый проект формально предусматривает:

  1. представление учителем (на выбор) задания с использованием рекомендованной и другой литературы из школьной библиотеки с указанием срока его выполнения;
  2. составление списка  учеников с указанием произведений, взятых ими для подготовки проекта;
  3. консультирование (в оставшееся от урока время) учеников по вопросам, касающимся подготовки проекта;

Это последнее стимулирует учеников к тому, чтобы они сами способствовали динамичному и точному выполнению учителем своей работы на уроке (в частности, соблюдая дисциплину)

  1. слушание проектов, подготовленных учениками к концу зачётного периода;

       Ученики, которые не приняли путь проектной деятельности, в качестве основной учебной формы на уроках географии,  должны  отчитаться  в своих знаниях перед учителем на текущих уроках или в конце четверти в форме традиционного зачёта. (Вариант. Ученик, который  подготовил свой проект, может рассчитывать на оценку,  способную повысить общую оценку за четверть на 1, 2 балла (при пятибальной шкале).

Очень важно в самом начале работы над проектом разработать с детьми план действий. Учитель предложил следующий проект такого плана:

  1. Срок исполнения Проекта – предпоследняя неделя 2-ой четверти, т.е., конец I-го полугодия.
  2. Учащиеся сами должны решить, будут ли они публично защищать Проект или сдадут его учителю для проверки, или вообще откажутся от проектной деятельности как формы работы и будут учиться в обычном режиме – такое решение допускалось учителем.
  3. На выбор книги выделяется  времени не больше 10-дней. После этого избранный самими учениками «координатор» Проекта должен составить список выбранных каждым учеником книг и сдать  его учителю.
  4. Через месяц нужно будет отчитаться координатору Проекта о прочтении книги и подтвердить окончательно ее выбор.

Практически, вся 1-ая четверть «уйдет» на выбор книги и ее прочтение. К этому времени ученики познакомятся с важнейшими понятиями и терминами предмета «география», научатся составлять планы и работать с компасом. Ко второй четверти  нужно будет приступать к осуществлению Проекта.

  1. В начале 2-й четверти ученики должны составить План местности, по которой перемещался герой, с указанием направления движения, с использованием условных обозначений и применением масштаба;
  2. С середины ноября начнется Заключительный этап работы над Проектом «География как Путешествие». Вот основные требования к Проекту:
  1. Определить пространство, в котором происходят события, выполнить отдельно его мелкомасштабное изображение (континент=материк).
  2. Выбрать тот участок, который вам интересен наиболее всего и сделать его крупномасштабное изображение (часть континента, город, поселок, реку, море и т.д.).
  3. На физической карте «маршрута героя» должны быть показаны:
  1. масштаб;
  2. азимут;
  3. градусная сетка;
  4. рельеф местности, ландшафт;
  5. культурно-исторические объекты;

                6.  условные обозначения;

  1. Физическая карта «маршрута героя» должна сопровождаться коротким письменным «сообщением» о том, какое открытие совершил герой на своем пути и почему оно так важно для автора Проекта.

Нужно отметить, что защита Проектов может проходить в «открытом» режиме: то есть могут быть приглашены родители, учителя, учащиеся других классов.

Второй проект нацелен на то, чтобы дать возможность ученикам познакомиться с реальными  путешествиями географов - первооткрывателей, миссионеров, учёных-исследователей той или иной специализации и т.д.

Третий проектный уровень - скорее всего, этот проект, может быть осуществлен во время каникул (зимних, весенних или летних). Можно отправиться в путешествие уже настоящее - вместе с одноклассниками, учителями, родителями или с группой друзей.[12]

Заключение

1. При использовании проектов на уроках географии, ученики становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения. У них происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приёмов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

2.  Особое значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, умение учителя соотнести познавательные возможности ученика с уровнем сложности проектной технологии, что позволяет компетентно оценивать результаты обучения.

3. Также проекты созданные учениками учат их применять географические знания и умения в повседневной жизни, использовать в практической деятельности и повседневной жизни разнообразные географические методы, знания и умения, а также свободно владеть географической информацией.

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем - технологическом уровне. Разработка технологии как составной части методики предмета предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся.[6]

Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.


Список литературы

  1. Баринова, И.И., Современный урок географии: Методические разработки уроков [Текст] /  И.И. Баринова.- М.: Просвещение, 2000.- 128 с.
  2. Баринова, И.И.,Современный урок географии. Часть 4: Методические разработки уроков географии в 9 классе: Деловые игры [Текст] /  И.И. Баринова. - М.: Школа-пресс, 2002. - 96с.
  3. Кларин, М.В. Технологии обучения: идеал и реальность[Текст] / М.В.Кларин.- Рига.: Изд-во «Универсал» , 1999.- С.56-69.
  4. Кравец,О.Н., Новые педагогические технологии и применение их элементов на уроках географии [Текст] / О.Н.Кравец // Современные технологии в традиционной школе: сборник научных статей.- Казахстан: Изд-во КГГУ, 2007.С.239-241.
  5. Крылова,Н.Б., Проектные методы против классно-урочной организации образования [Текст] : учеб.пособие / Н.Б.Крылова.-М.:Просвещение,2008.-С.67-69.
  6. Ксензова, Г.Ю., Перспективные школьные технологии [Текст]: учеб.пособие  /  Г.Ю.Ксензова.- М.: Просвещение, 2004.-236 с.
  7. Лизинский, В.М., Практическое воспитание в школе [Текст] / В.М.Лизинский.- М.:Центр «Педагогический поиск», 2002.-С.78-83.
  8. Петрова, Н.Н., Новенко, Д.В., География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения (6-9 кл.) [Текст] / Н.Н.Петрова., Д.В.Новенко. - М.: Школа-Пресс. 1999. - 128с.
  9. Чернявская,А.П., Технология развития критического мышления: перспективы для образования 21 века [Текст] /  А.П.Чернявская.- Н.Новгород.: Изд-во «Пресса», 2001.- С.23-25.
  10. Якиманская, И.С., Личностно ориентированное обучение в современной школе [Текст] / И.С.Якиманская. -  Новосибирск.:Изд-во НГТУ,

1996.-387 с.

  1. Яковлева,Н.В., Проектная деятельность учащихся в 9-11 классах [Текст] / Н.В.Яковлева.-Волгоград.: Изд-во «Учитель», 2008.-142 с.
  2. Педагогические технологии и их характеристика [http://wiki.iot.ru/index.php]
  3.  Современная география [http://geograrfik.com]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии.

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познани...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".

Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии.

Презентация знакомит  с организацией  проектной деятельности на уроке географии....

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время при работе одарёнными детьми ».

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно о...