Рабочая программа факультатива по географии «Живая планета» для 5-7 классов
рабочая программа по географии (5, 6, 7 класс)

Данная программа составлена на основе  учебно-методического  комплекса факультативных занятий «Путешествия по географической карте», соответствует школьной программе начального курса географии для 5—7 классов, которая была опубликована в сборнике программ Начальный курс географии. 5—7 класс. «Путешествия по географической карте» О. В. Кадацкая [и др.].Издательство: «Аверсэв», Минск, 2012г.

Программа факультатива «Живая планета» рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 час в неделю, для учащихся 5-7-го классов.

Программа факультатива «Живая планета» направлена на формирование  интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности.

Поэтому основной целью предлагаемого факультативного курса «Живая планета»  является овладение основами географических знаний как средством формирования лич- ности школьника. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать свое место в мире и понять их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Изучение факультативного курса направлено на развитие личной ответственности школьника за все происходящее в окружающем нас мире. Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге изучение факультативного курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_2.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

 к основной образовательной программе

основного общего образования

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Средняя общеобразовательная школа №1»

Рабочая программа факультатива по географии

«Живая планета»

для  5-7 классов

                                                         

                                                                       Составитель: Маннапова М. В.

                                                                                                               

Г.Нижневартовск

2022 год

Пояснительная  записка

Данная программа составлена на основе  учебно-методического  комплекса факультативных занятий «Путешествия по географической карте», соответствует школьной программе начального курса географии для 5—7 классов, которая была опубликована в сборнике программ Начальный курс географии. 5—7 класс. «Путешествия по географической карте» О. В. Кадацкая [и др.].Издательство: «Аверсэв», Минск, 2012г.

Программа факультатива «Живая планета» рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 час в неделю, для учащихся 5-7-го классов.

Программа факультатива «Живая планета» направлена на формирование  интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности.

Поэтому основной целью предлагаемого факультативного курса «Живая планета»  является овладение основами географических знаний как средством формирования лич- ности школьника. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать свое место в мире и понять их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Изучение факультативного курса направлено на развитие личной ответственности школьника за все происходящее в окружающем нас мире. Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге изучение факультативного курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире.

Задачи: :

1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;

3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;

4.Воспитание географической культуры школьников.

Ожидаемые результаты:

 Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:

- умение работать с разными источниками географической информации;

-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- картографическая грамотность;

 - умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг  за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.

- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;

 - умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- умение составлять географический прогноз.

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей  учебной  деятельностью.

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;

- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Личностным результатом обучающихся по программе факультатива является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных  ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.

Образовательные результаты предусматривают :-овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Основные виды деятельности направленные на развитие ключевых компетентностей: самообразование,  исследовательская   и практическая деятельность.

Учебно-тематическое планирование

п.п.

Перечень тем и разделов

Количество часов

Теория

Практика

1.

Введение. Программа факультатива

1 ч

1

1

2.

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества

6 ч.

4

2

3.

Загадки географических оболочек Земли.

15 ч.

8

7

4.

Страны мира

5 ч.

3

2

5.

Итоговое занятие

2 ч.

1

Итого

35

20

15

Доминирующая  технология,  которая  будет  использоваться - это технология   сотрудничества, а также ИКТ и технология проблемного обучения.

Форма  отчетности -  индивидуальный  или групповой  проект.

Список  литературы

1. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год

2. В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной деятельности учащихся». Волгоград., «Учитель»., 2009 год.

3. Энцеклопедический справочник «Страны и народы» ;-М.2014

4. Герасимова, Т. П. Физическая география : Начальный курс : учеб. для 6 кл. средней шк. / Т. П. Герасимова, Г. Ю. Грюнберг, Н. П. Неклюкова. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 1992. — 192 с.

5. Ресурсы Интернета. Занимательная география— Режим доступа : http://koapp.narod.ru/information/ teacher/book55. htm.

Календарно-тематическое  планирование

Раздел, тема, цели

Средства реализации образовательного процесса

Тема занятия

Дата проведе-ния

по плану

Дата проведе-ния

по факту

Введение. Программа факультатива 1ч.

1

Цель:Пробудить познавательный  интерес к миру природы.

Этот загадочный мир природы.

Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. 6ч.

2

 Найти необходимую информацию с помощью географических источников.

Раскрыть историю создания карт, их значение для людей различных профессий.

Познакомить с интересными фактами  возникновения названий на карте

ИКТ, технология сотрудничества, проблемного обучения, технология проектов

Основные источники географической информации.

3

Карта- величайшее творение человечества.

4

Типы  географических карт. Географическая карта в профессиях.

История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте

5

По следам великих географических открытий. Географические закрытия

6

Загадки земного шара. . «Затерянные миры» Амазонской сельвы. О чем молчат гиганты острова Рапануи.? Феномен племени Догонов. Незнакомка с пылающей горы. Загадочные природные холодильники

7

Особенности

Рельефа Земли.

Изучить памятники природы Выявить роль рельефа, климата, и мирового океана  в жизни  и хозяйственной деятельности человека.

Формировать потребность в бережном отношении к окружающей природе. Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым

географическим объектам.

ИКТ, технология сотрудничества, проблемного обучения, технология проектов

Неразгаданные тайны глубин Земли.

8

Земля. Геологическое прошлое планеты.

9

Уникальные памятники ,

созданные природой.

10

11

Люди и вулканы.

12

Удивительные кратеры гиганты.

13

Выветривание, или Сказка о граните и его «потомках»

14

.

Работа над проектами.

15

Загадки атмосферы.

16

ИКТ, технология сотрудничества, проблемного обучения, технология проектов

Живые барометры.

17

Виртуальное путешествие по величайшим рекам Земли

18

Какие бывают озера?

19

Аномальные зоны  океанов

20

Атлантида : легенды или действительность?

21

Море без берегов.

22

Работа над проектами.

23

Биосфера.

24

Эти удивительные растения. «Зеленая аптека».

25

Растения - парадоксы.

26

Пернатые «архитекторы»

27

Ядовитые обитатели океанов

28

Природные парки и заповедники.

29

Работа над проектами.

30

Работа над проектами.

31

Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам.

Знакомство с обычаями и традициями народов мира.

ИКТ, технология сотрудничества, проблемного обучения, технология проектов

Путешествие по странам мира.

32

Различие стран по площади, положению на карте.

33

Люди такие разные. Народы мира.

34

Работа над проектами. Защита проектов. Презентации.

35

Экскурсия в природу.

Форма отчетности  с планируемыми результатами

и критериями оценивания

Форма отчетности

Планируемые результаты

Технология проведения

Критерии (нормы) оценивания

Презентация или защита проектов

Отследить  уровень  достигнутых  результатов

 Презентация своего интеллектуального продукта

Уровень  достигнутого  результата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10 класса

Факультатив "Фразеологизмы в нашей речи"....

Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...

Рабочая программа факультатива "Занимательная география" 6 класс.

Программа разработана с учетом требований федеральных образовательных стандартов....

Адаптированная рабочая программа факультатива по географии "Наш дом - Земля"

Адаптированная рабочая программа факультатива по географии "Наш дом - Земля"...

Рабочая программа факультатива по географии Мир географии 9 класс

Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена....

Рабочая программа факультатива по географии «Живая планета» для 6 классов

Программа факультатива «Живая планета» рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 час в неделю, для учащихся 6-го класса....

Рабочая программа факультатива по географии 9 класс" Практическая география"

Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками,а так же знание географической номенклатуры по всем ре...