Рабочая программа факультатива по географии «Живая планета» для 6 классов
элективный курс по географии (6 класс) по теме
Программа факультатива «Живая планета» рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 час в неделю, для учащихся 6-го класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivaya_planeta_6kl.docx | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №1»
Рабочая программа факультатива по географии
«Живая планета»
для 6 классов
Составитель: Ильина Н.И.
г. Мегион
2017 год
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе учебно-методического комплекса факультативных занятий «Путешествия по географической карте», соответствует школьной программе начального курса географии для 6—7 классов, которая была опубликована в сборнике программ Начальный курс географии. 6—7 класс. «Путешествия по географической карте» О. В. Кадацкая [и др.].Издательство: «Аверсэв», Минск, 2012г.
Программа факультатива «Живая планета» рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 час в неделю, для учащихся 6-го класса.
Программа факультатива «Живая планета» направлена на формирование интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной сложности.
Поэтому основной целью предлагаемого факультативного курса «Живая планета» является овладение основами географических знаний как средством формирования лич- ности школьника. Именно география как мировоззренческий междисциплинарный предмет должна помочь учащимся осознать свое место в мире и понять их тесную взаимосвязь с окружающей природной и социальной средой. Изучение факультативного курса направлено на развитие личной ответственности школьника за все происходящее в окружающем нас мире. Курс должен помочь детям адекватно реагировать на происходящие вокруг изменения и осознанно заниматься практической деятельностью с позиций современной географической науки. В конечном итоге изучение факультативного курса призвано помочь решить задачу гармонизации современного мира. Главной воспитательной целью курса «География» следует считать воспитание гражданина, осознающего свое место в Отечестве и в мире.
Задачи: :
1.Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня сложности.
2.Формирование умения школьников работы с источниками географической информации;
3.Формирование навыка исследовательской деятельности при решении проблемных вопросов географии;
4.Воспитание географической культуры школьников.
Ожидаемые результаты:
Предметным результатом освоения программы «Занимательная география» является:
- умение работать с разными источниками географической информации;
-умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- картографическая грамотность;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- умение составлять географический прогноз.
Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- способностью к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей учебной деятельностью.
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Личностным результатом обучающихся по программе факультатива является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этнических принципов и норм поведения.
-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность.
Образовательные результаты предусматривают :-овладение системой географических знаний и умений практической направленности; навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Основные виды деятельности направленные на развитие ключевых компетентностей: самообразование, исследовательская и практическая деятельность.
Учебно-тематическое планирование
№ п.п. | Перечень тем и разделов | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Введение. Программа факультатива | 1 ч | 1 | 1 |
2. | Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества | 6 ч. | 4 | 2 |
3. | Загадки географических оболочек Земли. | 15 ч. | 8 | 7 |
4. | Страны мира | 5 ч. | 3 | 2 |
5. | Итоговое занятие | 2 ч. | 1 | |
Итого | 35 | 20 | 15 |
Доминирующая технология, которая будет использоваться - это технология сотрудничества, а также ИКТ и технология проблемного обучения.
Форма отчетности - индивидуальный или групповой проект.
Список литературы
1. В.А. Низовцев «География. Школьные олимпиады», Москва, Айрис – Пресс, 2006 год
2. В.Н. Иванова «География. Активизация познавательной деятельности учащихся». Волгоград., «Учитель»., 2009 год.
3. Энцеклопедический справочник «Страны и народы» ;-М.2014
4. Герасимова, Т. П. Физическая география : Начальный курс : учеб. для 6 кл. средней шк. / Т. П. Герасимова, Г. Ю. Грюнберг, Н. П. Неклюкова. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 1992. — 192 с.
5. Ресурсы Интернета. Занимательная география— Режим доступа : http://koapp.narod.ru/information/ teacher/book55. htm.
Календарно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема, цели | Средства реализации образовательного процесса | Тема занятия | Дата проведе-ния по плану | Дата проведе-ния по факту |
Введение. Программа факультатива 1ч. | |||||
1 | Цель:Пробудить познавательный интерес к миру природы. | Этот загадочный мир природы. | |||
Источники географической информации. Карта – величайшее творение человечества. 6ч. | |||||
2 | Найти необходимую информацию с помощью географических источников. Раскрыть историю создания карт, их значение для людей различных профессий. Познакомить с интересными фактами возникновения названий на карте | ИКТ, технология сотрудничества, проблемного обучения, технология проектов | Основные источники географической информации. | ||
3 | Карта- величайшее творение человечества. | ||||
4 | Типы географических карт. Географическая карта в профессиях. | ||||
История географической карты и глобуса. Их имена на географической карте | |||||
5 | По следам великих географических открытий. Географические закрытия | ||||
6 | Загадки земного шара. . «Затерянные миры» Амазонской сельвы. О чем молчат гиганты острова Рапануи.? Феномен племени Догонов. Незнакомка с пылающей горы. Загадочные природные холодильники | ||||
7 | Особенности Рельефа Земли. Изучить памятники природы Выявить роль рельефа, климата, и мирового океана в жизни и хозяйственной деятельности человека. Формировать потребность в бережном отношении к окружающей природе. Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам. | ИКТ, технология сотрудничества, проблемного обучения, технология проектов | Неразгаданные тайны глубин Земли. | ||
8 | Земля. Геологическое прошлое планеты. | ||||
9 | Уникальные памятники , созданные природой. | ||||
10 | |||||
11 | Люди и вулканы. | ||||
12 | Удивительные кратеры гиганты. | ||||
13 | Выветривание, или Сказка о граните и его «потомках» | ||||
14 | . Работа над проектами. | ||||
15 | Загадки атмосферы. | ||||
16 | ИКТ, технология сотрудничества, проблемного обучения, технология проектов | Живые барометры. | |||
17 | Виртуальное путешествие по величайшим рекам Земли | ||||
18 | Какие бывают озера? | ||||
19 | Аномальные зоны океанов | ||||
20 | Атлантида : легенды или действительность? | ||||
21 | Море без берегов. | ||||
22 | Работа над проектами. | ||||
23 | Биосфера. | ||||
24 | Эти удивительные растения. «Зеленая аптека». | ||||
25 | Растения - парадоксы. | ||||
26 | Пернатые «архитекторы» | ||||
27 | Ядовитые обитатели океанов | ||||
28 | Природные парки и заповедники. | ||||
29 | Работа над проектами. | ||||
30 | Работа над проектами. | ||||
31 | Разработать маршрут путешествия по наиболее интересным и значимым географическим объектам. Знакомство с обычаями и традициями народов мира. | ИКТ, технология сотрудничества, проблемного обучения, технология проектов | Путешествие по странам мира. | ||
32 | Различие стран по площади, положению на карте. | ||||
33 | Люди такие разные. Народы мира. | ||||
34 | Работа над проектами. Защита проектов. Презентации. | ||||
35 | Экскурсия в природу. |
Форма отчетности с планируемыми результатами
и критериями оценивания
Форма отчетности | Планируемые результаты | Технология проведения | Критерии (нормы) оценивания |
Презентация или защита проектов | Отследить уровень достигнутых результатов | Презентация своего интеллектуального продукта | Уровень достигнутого результата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по русскому языку для 10 класса
Факультатив "Фразеологизмы в нашей речи"....
Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...
Рабочая программа факультатива "Занимательная география" 6 класс.
Программа разработана с учетом требований федеральных образовательных стандартов....
Адаптированная рабочая программа факультатива по географии "Наш дом - Земля"
Адаптированная рабочая программа факультатива по географии "Наш дом - Земля"...
Рабочая программа факультатива по географии Мир географии 9 класс
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию, для сдачи экзамена....
Рабочая программа факультатива по географии 9 класс" Практическая география"
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками,а так же знание географической номенклатуры по всем ре...
Рабочая программа факультатива по географии «Живая планета» для 5-7 классов
Данная программа составлена на основе учебно-методического комплекса факультативных занятий «Путешествия по географической карте», соответствует школьной программе начального к...