технологическая карта география 5 класс ориентирование на местности
план-конспект урока по географии (5 класс)

урок разработан с учтеом требовани ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk.docx33.81 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изучения нового материала

Общая часть

Автор

Семенова Оксана Анатольевна

УМК

«Полярная звезда» (авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.).

Предмет

География, 5класс

Тема урока

«Ориентирование на местности»

Примечание: (Л) - личностные УУД; (Р) - регулятивные УУД; (П) - познавательные УУД; (К)- коммуникативные УУД

Цели урока:
— показать значение умения ориентироваться на местности;
— формировать умение определять азимут;
— раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.
 

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

  • Добиться осознания и усвоения понятий «ориентирование», «основные и промежуточные стороны горизонта», «компас», «азимут»;
  • Познакомить с новыми способами ориентирования в пространстве;
  • Показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

  • Развивать мышление, воображение, способность к самостоятельному решению задач;
  • Развить умение находить нужную информацию в учебнике, и на основе этого делать соответствующие выводы;
  • Развивать умение использовать полученные знания и навыки.
  • Развить навыки применения измерительных приборов для определения сторон горизонта
  • Способствовать формированию географической культуры;
  • Способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
  • Формировать самостоятельность, умение сотрудничать с другими;
  • Формирование любознательности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование умений определять:

1) направления по компасу;

2) азимуты на предметы;

3) объекты на плане местности.

Формирование умений анализировать схемы и рисунки для получения информации и решения учебных задач.

Понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Основные понятия урока

 ориентирование, стороны горизонта; азимут.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма проведения

Коллективная, групповая, работа в парах

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод, частично- поисковый метод, метод изучающего чтения.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая форма работы.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.

Учебно-наглядный комплекс

Учебник: «География». Учебная линия «Полярная звезда», 5-6 кл, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: Просвещение, 2020 г География. «Полярная звезда». 5-6 кл.

Методическое пособие к учебнику «Полярная звезда», 5-6 кл, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: Просвещение, 2019 г,

Образовательные Интернет- ресурсы

Единая коллекция образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

https://infourok.ru/

http://900igr.net/up/datas/77844/003.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0791/00022a703bada258/hello_html_45f57ff1.jpg

http://images.myshared.ru/32/1317199/slide_17.jpg

http://myastronomy.ru/IMAGE/Orient.jpg

http://900igr.net/up/datas/79093/008.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a4e/0005fdbd-da534d05/img8.jpg

http://i.biblioteka-pilna.ru/u/b3/015f9a590311e484ffa1f3c45aa83f//%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%B011.jpg

https://cloud.mail.ru/think-free/edit/home/Kompaskonechnaya.pptx

Методическая литература

https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja- pomosch/materialy/predmet-geography_type-metodicheskoe- posobie/

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, готовность к уроку.

1. Актуализация опорных знаний по теме «Ориентирование на местности»

Актуализация субъектного опыта обучающихся.

Отгадайте загадку:


Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.

Что такое горизонт? Какие стороны горизонта вам известны? По каким признакам в природе можно определить стороны горизонта?

Создание проблемной ситуации

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденное дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдург заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал "Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, западу отсюда". И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это.

Где заходит солнце?

С какой стороны дул ветер?

В какую сторону шел турист?

Придет ли турист в лагерь? Почему?

Читают предложенный текст.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

2. Формирование темы урока

Создает условия к восприятию нового материала. Подводит к формулировке темы урока. Что означает умение определять стороны горизонта на местности? При затруднении с ответом обращает внимание на текст учебника стр 34

Предлагает сформулировать тему урока, корректирует.

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради )

3. Целеполагания

Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

Цель появляется на экране и обсуждается (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К).

4. «Открытие» нового знания.

Предлагает задания на «новое» знание. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Какие способы ориентирования вы знаете?

Показывает слайды.

Читает загадку.

По стране в поход идем –

друга мы с собой берем.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный друг

Путь на север и на юг.

Сообщает, что самый надежный способ ориентирования – применение компаса.

На слайде показывает, как правильно сориентировать компас.

Раздает компасы.

Задание 1. Определить направление на объекты в классе: 1) дверь, 2) доска.

Чтобы определить точное направление на

объект, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. Нужно определить азимут на этот объект. Формулирует определение понятию «азимут». Объясняет, как образуется азимут угла, как правильно определять  азимут с помощью транспортира, показывает чертежи углов  на доске.

Организует работу с учебником, рис 20 стр 34.  Смысловое чтение. С помощью наводящих вопросов выясняет осмысление данного отрывка из текста.

  1. О чем говорится в данном тексте?
  2. На сколько частей по смыслу вы бы поделили текст?
  3. О чем речь в первой части текста?

 во второй?

  1. На что похож развернутый угол?
  2. С помощью какого прибора можно измерять углы на местности? На плане?

Работают в парах.(К)

Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р,).

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К).

Называют известные способы ориентирования. Знакомятся с новыми.(Л)

Ориентируют компас на столе.

Выполняют работу по ориентированию в классе. (П)

Читают текст. Записывают новое понятие в тетрадь: азимут (П)

Выполняют чертежи углов в тетради.  Работают в парах. Подписывают на рисунке в тетради  азимут основных сторон горизонта

 (П,Р,К)

5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Предлагает выполнить самостоятельную работу по применению нового знания.

Задание 3, 6, стр 36

Работа с карточками (индивидуальная).

Практикум: работа в тетради, определяют азимут и направление ответы записывают в тетрадь, (П, Р, К),

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других (Р, К, П).

Объясняют, анализируют, формулируют (П, Р, К).

Дают развернутый ответ, обобщают информацию (К, Р)

6.  Рефлексия (итог урока).

Предлагает вопросы для обсуждения.

Важно ли уметь ориентироваться в пространстве?

Представители каких профессий, могут использовать в своей деятельности умение находить азимут, определять направление сторон горизонта, ориентироваться в пространстве?

Выставляет оценки за работу на уроке.

Обсуждают в группах и индивидуально, (Р, К, П).

Объясняют, формулируют (П, Р, К).

Дают развернутый ответ, обобщают информацию, оценивают работу одноклассников на уроке. (К, Р)

7. Домашнее задание

Комментирует д/з: прочитать §,9, записать новые термины в словарь

Записывают д/з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."

Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....

Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....

Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....

Урок географии в 5 классе. Ориентирование на местности

Урок географии в 5 классе "Ориентирование на местности" разработан в соответствии с тематической структурой учебника для 5-6 классов линии "Полярна звезда". Содержание урока включает в себя понятия: о...