технологическая карта география 5 класс ориентирование на местности
план-конспект урока по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока изучения нового материала
Общая часть | |
Автор | Семенова Оксана Анатольевна |
УМК | «Полярная звезда» (авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.). |
Предмет | География, 5класс |
Тема урока | «Ориентирование на местности» |
Примечание: (Л) - личностные УУД; (Р) - регулятивные УУД; (П) - познавательные УУД; (К)- коммуникативные УУД
Цели урока: | ||
Задачи | ||
Образовательные | Развивающие | Воспитательные |
|
|
|
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Формирование умений определять: 1) направления по компасу; 2) азимуты на предметы; 3) объекты на плане местности. | Формирование умений анализировать схемы и рисунки для получения информации и решения учебных задач. | Понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья. |
Основные понятия урока | ориентирование, стороны горизонта; азимут. |
Тип урока | Урок изучения нового материала | |
Форма проведения | Коллективная, групповая, работа в парах | |
Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный метод, частично- поисковый метод, метод изучающего чтения. | |
Формы организации учебной деятельности | Фронтальная, групповая форма работы. | |
Материально-техническое обеспечение | Компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями. | |
Учебно-наглядный комплекс | Учебник: «География». Учебная линия «Полярная звезда», 5-6 кл, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: Просвещение, 2020 г География. «Полярная звезда». 5-6 кл. Методическое пособие к учебнику «Полярная звезда», 5-6 кл, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: Просвещение, 2019 г, | |
Образовательные Интернет- ресурсы | Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru | http://900igr.net/up/datas/77844/003.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0791/00022a703bada258/hello_html_45f57ff1.jpg http://images.myshared.ru/32/1317199/slide_17.jpg http://myastronomy.ru/IMAGE/Orient.jpg http://900igr.net/up/datas/79093/008.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a4e/0005fdbd-da534d05/img8.jpg https://cloud.mail.ru/think-free/edit/home/Kompaskonechnaya.pptx |
Методическая литература | https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja- pomosch/materialy/predmet-geography_type-metodicheskoe- posobie/ | |
Организационная структура урока | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку | Приветствие учителя, готовность к уроку. |
1. Актуализация опорных знаний по теме «Ориентирование на местности» | Актуализация субъектного опыта обучающихся. Отгадайте загадку:
Что такое горизонт? Какие стороны горизонта вам известны? По каким признакам в природе можно определить стороны горизонта? Создание проблемной ситуации Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденное дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдург заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал "Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, западу отсюда". И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это. Где заходит солнце? С какой стороны дул ветер? В какую сторону шел турист? Придет ли турист в лагерь? Почему? | Читают предложенный текст. Вспоминают изученный ранее материал (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р) |
2. Формирование темы урока | Создает условия к восприятию нового материала. Подводит к формулировке темы урока. Что означает умение определять стороны горизонта на местности? При затруднении с ответом обращает внимание на текст учебника стр 34 Предлагает сформулировать тему урока, корректирует. | Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
3. Целеполагания | Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности. | Цель появляется на экране и обсуждается (Р). Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К). |
4. «Открытие» нового знания. | Предлагает задания на «новое» знание. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Какие способы ориентирования вы знаете? Показывает слайды. Читает загадку. По стране в поход идем – друга мы с собой берем. Он не даст нам заблудиться, От маршрута уклониться. Нам покажет верный друг Путь на север и на юг. Сообщает, что самый надежный способ ориентирования – применение компаса. На слайде показывает, как правильно сориентировать компас. Раздает компасы. Задание 1. Определить направление на объекты в классе: 1) дверь, 2) доска. Чтобы определить точное направление на объект, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. Нужно определить азимут на этот объект. Формулирует определение понятию «азимут». Объясняет, как образуется азимут угла, как правильно определять азимут с помощью транспортира, показывает чертежи углов на доске. Организует работу с учебником, рис 20 стр 34. Смысловое чтение. С помощью наводящих вопросов выясняет осмысление данного отрывка из текста.
во второй?
| Работают в парах.(К) Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р,). Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К). Называют известные способы ориентирования. Знакомятся с новыми.(Л) Ориентируют компас на столе. Выполняют работу по ориентированию в классе. (П) Читают текст. Записывают новое понятие в тетрадь: азимут (П) Выполняют чертежи углов в тетради. Работают в парах. Подписывают на рисунке в тетради азимут основных сторон горизонта (П,Р,К) |
5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | Предлагает выполнить самостоятельную работу по применению нового знания. Задание 3, 6, стр 36 Работа с карточками (индивидуальная). | Практикум: работа в тетради, определяют азимут и направление ответы записывают в тетрадь, (П, Р, К), Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других (Р, К, П). Объясняют, анализируют, формулируют (П, Р, К). Дают развернутый ответ, обобщают информацию (К, Р) |
6. Рефлексия (итог урока). | Предлагает вопросы для обсуждения. Важно ли уметь ориентироваться в пространстве? Представители каких профессий, могут использовать в своей деятельности умение находить азимут, определять направление сторон горизонта, ориентироваться в пространстве? Выставляет оценки за работу на уроке. | Обсуждают в группах и индивидуально, (Р, К, П). Объясняют, формулируют (П, Р, К). Дают развернутый ответ, обобщают информацию, оценивают работу одноклассников на уроке. (К, Р) |
7. Домашнее задание | Комментирует д/з: прочитать §,9, записать новые термины в словарь | Записывают д/з. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Ориентирование на местности. Азимут."
Мастер-класс "Ориентирование на местности.Азимут." С презентацией к разработке....
Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"
Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....
Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"
Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....
Технологическая карта 6 класс: "Ориентирование на местности и по плану поверхности".
Технологическая карта создана по новым стандартам....
Урок географии в 5 классе. Ориентирование на местности
Урок географии в 5 классе "Ориентирование на местности" разработан в соответствии с тематической структурой учебника для 5-6 классов линии "Полярна звезда". Содержание урока включает в себя понятия: о...
5 класс Ориентирование на местности
Конспект урока...
Урок ОБЖ в 8 классе «Ориентирование на местности»
Урок ОБЖ в 8 классе...