Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.

Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_atmosfernoe_davlenie.doc547 КБ
Microsoft Office document icon urok_orientirovanie_na_mestnosti.doc293 КБ
Файл rabochiy_list_k_uroku.docx989.52 КБ
Microsoft Office document icon relef.doc1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Ориентирование на местности.

Интегрированный урок по географии, ОБЖ в 6 классе

Цели урока:
1. Образовательная: создать условия для овладения обучающимися знаниями о способах ориентирования на местности; сформировать первичные навыки выживания в природной среде.
2. Развивающая: развивать географическое  мышление  и   способность  применять  имеющиеся  знания  в  решении  новых  учебных задач, способствовать развитию самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях. Развивать познавательный  интерес к  предметам, положительную учебную мотивацию,  внимательность,  наблюдательность.
3
. Воспитательная: подготовить учащихся к автономному существованию в природных условиях, воспитывать волю, выносливость, товарищество. 

Оборудование урока:
учебник: Начальный курс географии Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова,
учебник ОБЖ  для 6 класса Смирнов А.Т., Литвинов Е.Н., карточки-задания по ориентированию; компасы, презентация.

Ход урока.

Ι.    Организация  учащихся на урок.

ІІ. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Задачи этапа:

  1. Обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

     2. Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы          деятельности, ценностные отношения).

Содержание этапа учебного занятия:

  1. Сообщение темы учебного занятия.
  2. Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися.
  3. Показ социальной и практической значимости изучаемого материала.
  4. Постановка перед учащимися учебной проблемы.

1. Учитель ОБЖ: урок начнем с сообщения:

28 апреля 2011 г. в семь вечера 14-летняя Яна и 12-летний Саша Крыловы из села Минеево Заларинского района отправились в лес. В ближайшие дни они должны были участвовать в спортивных состязаниях и каждый вечер проводили тренировки – пробежки по лесу. Маршрут этих пробежек знали очень хорошо, поэтому родители не беспокоились за безопасность детей.

Однако в этот раз планы юных спортсменов нарушила погода. Внезапно подул сильный ветер, пошёл снег. За считанные минуты стало очень холодно. Температура упала ниже нуля, а на детях были только кроссовки и лёгкие ветровки, которые они надели для тренировки. Видимость из-за метели сократилась до метра. Очень скоро потемнело. Родители забили тревогу. О пропаже детей на телефон 112 сообщила их мама. По тревоге на поиски отправились экипажи пожарной охраны, сотрудники милиции и лесного хозяйства.  

Поняв, что заблудились, дети решили двигаться, чтобы не замёрзнуть. У Яны при себе был мобильный телефон. Примерно каждые полчаса она звонила в службу спасения и сообщала своё примерное местоположение.

Детям помог счастливый случай. Во время очередного сеанса связи девочка сообщила, что они вышли на нефтепровод. После этого найти детей уже было нетрудно.

Примерно в пять утра детей, плутавших по завьюженной тайге почти десять часов, нашёл пожарный экипаж. Спасённых Сашу и Яну доставили в Центральную районную больницу в посёлок Залари. Медики обнаружили у них сильное переохлаждение.

Можно еще привести примеры подобных случаев, когда дети  заблудились в лесу. Хотелось бы вам оказаться в подобной ситуации?

2. Учитель географии: Сегодня на уроке вы овладеете знаниями, умениями, навыками, которые не позволят вам заблудиться и погибнуть в лесу. Сформулируйте тему урока. Поможет вам в этом разгадывание головоломки. Определите цели, чему вы должны научиться.

3. Уч. географии: Представьте себе, что сейчас лето и мы вас отправляем в лес по грибы, девочкам лукошко и мальчикам корзинка, посмотрим, кто из вас больше соберет грибов и вернется домой, не заблудится в лесу. Но сначала мы должны проверить, что вы знаете про ориентирование:

  Что такое ориентирование? (Ориентирование — это умение находить стороны горизонта, определять  свое местоположение относительно сторон горизонта). 

Что такое горизонт?
( Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.)

Основные стороны горизонта? (Север, юг, запад, восток).
Между ними – промежуточные стороны, какие?

На карточках подписывают стороны горизонта. Один на доске.

Определите стороны горизонта на слайде, если мальчик смотрит на юг.

ΙΙΙ. Этап изучения нового материала.

Задачи этапа:

  • Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала.
  • Создать условия для формирования представлений о способах ориентирования на местности: по местным признакам и по азимуту;
  • Создать условия для формирования умения определять стороны горизонта и направления на плане и карте.

 Учащиеся самостоятельно знакомятся с разными способами ориентирования.

.Обучающиеся работают по учебникам и доп.  материалам. (7 мин)

                                 Способы ориентирования по местным признакам, звездам, солнцу.

  • кора большинства деревьев грубее на северной стороне, тоньше, эластичнее (у березы - светлее) - на южной;
  • с северной стороны деревья, камни обильнее покрываются лишайниками, грибками;
  • на деревьях хвойных пород смола обильнее накапливается с южной стороны;
  • муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов; кроме того, южный скат муравейников пологий, а северный - крутой;
  • весной травяной покров более развит на северных окраинах полян, прогреваемых солнечными лучами; в жаркий период лета - на южных, затененных;
  • ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости (краснеют, желтеют) с южной стороны;
  • снег быстрее подтаивает на южных склонах; около отдельно стоящих деревьев снег с северной стороны рыхлый, а с южной покрывается корочкой, потому что на него светит солнышко;
  •  на дереве самые густые ветви, как правило, растут с южной стороны, поскольку туда попадает больше солнечных лучей.
  1. Полярная звезда всегда находится на севере. Чтобы найти Полярную звезду, надо сначала найти созвездие Большой Медведицы, напоминающее ковш, составленный из семи довольно ярких звезд, затем через две крайние правые звезды Большой Медведицы мысленно провести линию, на которой отложить пять раз расстояние между этими крайними звездами, и тогда в конце этой линии найдем Полярную звезду. Став лицом к Полярной звезде, мы получим направление на север.

                                               

  1. В полдень (в 12 часов), когда Солнце в Северном полушарии находится на южной стороне небосвода, тень от предметов падает  строго на север. Если встать лицом на север, то позади будет юг, направо- восток, налево- запад.

                                               

  1. Если время меньше или больше 12 часов, то юг можно определить с помощью часов.
    Положи часы со стрелками и поверни их так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол, образовавшийся между часовой стрелкой и числом 12, раздели пополам.
    Направление линии укажет примерное направление линии юг-север. Юг будет находиться в той стороне, где Солнце.

                                                               

Чтобы правильно ориентироваться, не пользуйтесь одним-двумя способами. Соберите все доступные способы. Проверяйте себя постоянно. Направление, подтвержденное шестью-семью способами и опровергнутое не более двух раз, можно считать в принципе достаточно точным.

                                               Ориентирование по компасу.

       Ориентирование можно проводить с помощью специального прибора - компаса.

                                                    Правила работы с компасом

а). Положите компас на горизонтальную поверхность.
б). Стрелка компаса должна быть неподвижной. После этого поверните коробку компаса так, чтобы буква «С» на шкале компаса совпадала с концом магнитной стрелки.
в). Вы сориентировали компас и подготовили его к работе.
Если встать лицом к северу, то сзади будет юг, справа  восток, слева запад.

Чтобы точно определить направление на предмет (ориентир) определяют азимут.

Азимут от аpабского as-sumut, мн.ч. от sumt путь - угол...

Азимут – это угол между направлением на север и на объект. Чтобы определить азимут с помощью компаса, на сориентированный компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. Азимут отсчитываем от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

ΙV. Этап закрепления и применения знаний и способов деятельности.

Задачи:

  1. Обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы.
  2. Создать условия для выявления школьниками индивидуальных способов закрепления изученного материала.
  3. Отработать алгоритм применения приёма движения по азимуту.
  4. Организация деятельности учащихся по отработке изученных действий посредством их применения в изменённых ситуациях.

Соревнование групп.

  1. По слайдам учащимся предлагается назвать способы ориентирования по местным признакам, звездам, солнцу, часам.

         

             

2. В каком направлении нужно идти домой, если в лес вы шли на юг, юго-запад, северо- восток?

3.   Вы прошли по маршруту на юг 1 км, а затем на  запад такое же расстояние. В каком направлении искать начало маршрута?

4.

5. Подготовьте компас к работе. Определите,  в какую сторону горизонта обращено 1 окно класса.
В каком направлении находится дверь? Шкаф? Доска?

6. Как называется угол между направлением на север и на объект по часовой стрелке?

          Определите азимут по рисунку: 1 команда на дом, 2-на сухое дерево

                                      

7. Чему равен азимут на стороны горизонта? (подписать на карточках)

8. Вы шли по направлению с азимутом 90, по какому азимуту вы будете возвращаться? 30 градусов?

 9. Сколько градусов в одном делении компаса? Определите азимут на угол класса, 3 окно.

 10. Итак, грибы собрали, пора идти домой. Прохождение группами заданного маршрута (на карточке). Найти конверт с лото.

Угол между направлением на север и на объект

Прибор для ориентирования на местности

Азимут на запад

Умение находить стороны горизонта

Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности

Азимут на юг

Звезда, указывающая направление на север

Сторона горизонта, где деревья, камни обильнее покрываются лишайниками, грибками

Сторона горизонта, где ягоды и фрукты раньше приобретают окраску зрелости

270

компас

азимут

180

горизонт

ориентирование

юг

север

полярная

11. Помогите туристу: правильно ли он определил направление пути? (дополнительно)

 

 V. Этап обобщения знаний и способов деятельности, информации о домашнем задании, подведения итогов урока.

Д\З: с. 47-55 уч. ОБЖ

Изобразите маршрут: 2 клетки на восток, 3 клетки на юг, 3 клетки на запад, 2 клетки на юго-восток, 1 клетка на юг, 2 клетки на запад, 1 клетка на северо-запад, 1 клетка на юго-запад, 2 клетки на запад, 1 клетка на север, 2 клетки на северо-восток, 3 клетки на запад, 3 клетки на север, 2 клетки на восток, 2 клетки на юго-восток, 2 клетки на северо-восток.

     

                                                                       

                   



Предварительный просмотр:

 _____________________________________________________________________

                                                                                                                                                                         _____________________________________________________________________

                                       Сравните рисунки

____________________- прибор для измерения высоты

_______________________- превышение одной точки земной

 поверхности над другой

_______________________- превышение точки земной

поверхности над уровнем моря

Найдите по рисунку:

Горизонтали (           )- условные______________,

                         соединяющие точки __________________________

                с одинаковой _______________________________.

Подпишите у каждой горизонтали соответствующую высоту:

Чем _______расположены горизонтали, тем ____________склон

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по теме: "Давление. Единицы давления".

эта разработка к учебнику физика-7 под редакцией Шахмаева и др., но также можно использовать к учебнику ПёрышкинаА.В....

Презентация к уроку по теме "Давление. Сила давления"

Мультимедийная презентация к уроку физики в 7 классе по теме "Давление. Сила давления". Данная презентация позволяет сделать обяснение нового материала нагляднным, а закрепление изученной темы провест...

Разработка урока по теме "Давление.Единицы давления."

Конспект урока по теме "Давление. Единицы давления." + презентация к уроку....

План-конспект современного урока по физике. "Давление. Единицы давления."

Урок по физике по ФГОС.Цель  урока: сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.Задачи:- обучающие: создание условий для усвоения учащимися ...

Урок в 6 классе "Атмосферное давление" ; Урок в 6 классе "Ориентирование на местности"

Урок "Атмосферное давление" составлен с применением технологии модульного обучения. Обучающиеся работали по технологическим картам.Урок "Ориентирование на местности" является интегрированным с ОБЖ....

Тема УРОКА В 6 КЛАССЕ: «Зависимость атмосферного давления от высоты и широты местности».

Цель: закрепить знания об атмосферном давлении, формирование знаний о причинах изменения атмосферного давления, формирование знаний о поясах с преобладанием низкого и высокого давления....