Конспект урока географии в 9 классе "Электроэнергетика"
план-конспект урока по географии (9 класс)
Знакомство учащихся с электроэнергетикой, ее ролью и значением, с особенностями размещения на территории страны электростанций разных типов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektroenergetika_9_kl.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока по географии в 9 классе: «Электроэнергетика».
Цель: сформировать представления об электроэнергетике России.
Задачи.
Образовательная: познакомить учащихся с электроэнергетикой, её ролью и значением, местом среди других отраслей экономики России. Рассмотреть особенности размещения по территории страны электростанций разных типов.
Развивающая: продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, обобщать картографические и статистические данные.
Воспитательная: развивать навыки работы учащихся в группе. Воспитывать организованность и самостоятельность. В целях экологического воспитания показать влияние энергетики на окружающую среду. Воспитывать интерес к географии родной страны, её экономике и экологии.
Оборудование: физическая карта России, карта энергетика России, атласы, мультимедиа.
Ход урока:
- Организационный этап.
Добрый день, ребята! Я думаю вполне целесообразно девизом сегодняшнего занятия выбрать следующие слова (девиз урока на доске):
Думать - интенсивно!
Работать – оперативно!
Если спорить – доказательно!
Преодолевать трудности – обязательно!
Итак, начнём?
2. Актуализация знаний.
Географический диктант
1. Первое место в России по добыче каменного угля занимает бассейн… ( Кузнецкий)
2. Европейский южныйкаменноугольный бассейн… (Донецкий)
3. Самый дешевый способ добычи угля …(открытый)
4. Основная часть нефти России добывается … (в Западной Сибири)
5. НПЗ расположены в районах… (потребления продуктов ее переработки)
6. Самый большой буроугольный бассейн … (Канско -Ачинский)
7.По добыче газа Россия занимает… (1 место)
8. Экологически чистый вид топлива это…(природный газ)
9. Большая часть запасов и добычи природного газа в России находится…(на севере Западной Сибири)
10. Транспортировка газа осуществляется… (газопровод)
3. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Про бедную Золушку сказку читаю
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справится девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится Золушке дом убирать.
Но где пылесос, чтоб ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо ещё приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка – всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую фею.
Вопрос: Какой МОК помог бы бедной Золушке в решении её многих проблем? (ТЭК)
Какое направление ТЭК обеспечило бы работу всех перечисленных домашних электроприборов? (Электроэнергетика)
Тема урока: Электроэнергетика
К дальним сёлам, городам,
Что идёт по проводам?
Светлое величество! Это ... (электричество)
Электроэнергетика – отрасль, которая производит электроэнергию на электростанциях и передает ее на расстояния по линиям электропередач (ЛЭП).
На доске вывешивается проблемный вопрос.
4. Проблемная ситуация
Как устроена электроэнергетика России ?
- Что бы на него ответить давайте попробуем составить план изучения хозяйственной отрасли.( в ходе обсуждения на доске появляются пункты плана, каждый на отдельной полосе)
5. Построение плана выхода из проблемной ситуации
План изучения отрасли:
1. Хозяйственное значение отрасли.
2. Состав и структура отрасли.
3. Факторы размещения электростанций различных типов.
4. Основные проблемы.
5. Перспективы.
Без электроэнергии жизнь современного общества невозможна. Электроэнергетика относится к числу отраслей, от которых зависит развитие научно-технической революции, поэтому по темпам развития она должна опережать все хозяйство.
Производство электроэнергии в России пока не достигло уровня 1990г. Сейчас оно составляет чуть более 900 млрд кВт.ч (4 место в мире). Это связано с падением потребления электроэнергии, вызванным социально-экономическим кризисом.
Электроэнергия производится на электростанциях различных типов. Каждый из них имеет свои технико-экономические особенности и факторы размещения. Ведущими являются ТЭС, ГЭС, АЭС.
6. Первичное усвоение новых знаний. Работа в группах(класс по рядам составляет характеристику ТЭС (1), ГЭС (2), АЭС (3), используя план на рабочем листе.)
Виды электростанций.
Тепловые электростанции – работают на угле, газе, мазуте, торфе, поэтому их можно строить в разных районах страны. ТЭС строят быстро, и обходится строительство дешевле, чем строительство АЭС и ГЭС. Их мощность может быть очень большой. Это позволяет получать дешевую электроэнергию. Крупнейшая по мощности ТЭС страны – Сургутская (4, 8 млн. кВт).
Размещение ТЭС зависит от качества топлива, на котором они работают. Топливо низкого качества (торф, сланцы, бурый уголь) перевозить на большие расстояния не выгодно. В этих случаях ТЭС создают непосредственно в районах его добычи (Кузбасс, Канско - Ачинский бассейн). Высококачественное топливо (природный газ, мазут) можно транспортировать достаточно далеко. Поэтому его используют на ТЭС, построенных в районах с большим потреблением электроэнергии, но бедных собственными ресурсами (Европейский Центр и др.).
Разновидностью тепловых станций являются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые кроме электроэнергии вырабатывают тепло. ТЭЦ строят в городах, так как горячий пар и вода передаются на расстояние не более 20-30 км (горячая вода остывает).
Работа с картой:найдите на карте атласа не менее 5 крупных ТЭС России.
Недостатки ТЭС:
• Работают на невозобновимых ресурсах.
• Дают много отходов (самые чистые ТЭС на газе).
• Режим работы меняется медленно (для разогрева котла необходимо 2-3 суток)
• Энергия дорогая, т.к. для эксплуатации станции, добычи и транспортировки топлива требуется много людей (затраты на зарплату).
Гидроэлектроэнергетика. По величине гидроэнергетического потенциала, который может быть использован в энергетике, Россия занимает 2-е место после Китая – 850 млрд. кВт. ч в год. Но он сейчас используется только на 18% Подавляющая его часть сосредоточена в Восточной Сибири (41%) и на Дальнем Востоке (35%). В других странах уровень использования гидроэнергетического потенциала гораздо выше: во Франции – 90%, Германии, Швеции – 65%, Китае, Индии – 20 - 45%.
ГЭС выгоднее строить на реках с большим падением и расходом воды. Главное достоинство ГЭС – использование возобновимоговида энергоресурсов, поэтому они производят самую дешевую электроэнергию. Работа ГЭС позволяет экономить 60 млн. т топлива в год. Она снижает выбросы в атмосферу. Мощность ГЭС больше, чем у ТЭС (Саянская – 6,4 млн. кВт, Красноярская – 6 млн. кВт).
Недостатки ГЭС
• Длительное и дорогое строительство (крупные ГЭС строят 15-20 лет)
• Строительство ГЭС сопровождается затоплением огромных площадей и плодородных земель. В зоне затопления оказываются сотни деревень и даже городов.
• Водохранилища изменяют режим рек (регулируют сток), влияют на климат.
• Плотины преграждают путь естественным миграциям рыб. Вода, прошедшая через турбину гидроэлектростанции, становится «мертвой», так как в ней погибают все микроорганизмы.
• Вода в водохранилище быстро загрязняется, так как идет накопление отходов.
Работа с картой:
- Найдите на карте и назовите ГЭС на Волге.
- Найдите на карте ГЭС на реке Енисей и Ангаре.
Атомная энергетика. Мощность атомных электростанций (АЭС) и производство электроэнергии на них постоянно растут. АЭС строят там, где нет традиционных видов топлива, гидроэнергоресурсов. Нет дорог, а энергия нужна (европейская часть России, Чукотка). АЭС работают на ядерном топливе (уран, плутоний). Из 1 кг ядерного топлива выделяется столько же энергии, сколько образуется при сжигании 3000 т каменного угля. Для работы ядерного реактора в течение нескольких лет достаточно загрузить в него 20-30 т ядерного топлива.
Работа с картой:
- Найдите на карте АЭС России.
Недостатки АЭС:
• Риск экологических катастроф от аварий на АЭС очень велик. Примером может служить авария на Чернобыльской АЭС в 1986г.
• Проблемы переработки и хранения радиоактивных отходов.
Физкультминутка («Передай другому…(Сургутская, Саяно-_Шушенская, Билибинская)
7. Первичное закрепление изученного материала( выступление уч-ся с характеристикой ЭС)
Особенности ЭС | ТЭС | ГЭС | АЭС |
Доля в выработке электроэнергии | 67% | 19% | 14% |
Топливо | Уголь, газ, мазут, торф | Энергия воды | Урановые руды, ТВЭЛы |
Время работы | Постоянный базовый режим | “часы пик” быстро включается | Работает постоянно |
Размещение | У топлива (уголь). У потребителя (газ, мазут) | Крупные реки. (Восточная Сибирь, Волга) | У потребителя, в топливно- дефицитных районах |
Время и сроки строительства. | Быстрее и дешевле ТЭС | Долго и дорого | Сложные объекты |
Влияние на окружающую среду | Загрязнение атмосферы. Твердые отходы. Сброс теплой воды в водоемы | Затопление территории. Мало выбросов. Влияет на органический мир рек. | Риск радиоактивного загрязнения |
Эксплуатация | Требуется много трудовых ресурсов | Проста. Низкие затраты труда | Высокие требования, высокие затраты |
Примеры электростанций | Сургутская, Рефтинская, Костромская | Саяно-Шушенская, Красноярская. Братская, Усть-Илимская | Курская, Ленинградская, Балаковская, Смоленская, Кольская, Тверская, Нововоронежская, Белоярская, Ростовская, Билибинская, |
Недостатки ЭС | 1.Работают на невозобновимых ресурсах. 2. Дают много отходов. 3.Режим работы меняется медленно 4. Энергия дорогая | 1. Длительное и дорогое строительство 2.Затоплением огромных площадей земель. 3. Водохранилища изменяют режим рек, влияют на климат. 4. Вода загрязняется и становится «мертвой» | 1. Риск экологических катастроф 2. Проблема переработки и хранения радиоактивных отходов. |
Энергосистема – группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередачи (ЛЭП) и управляемых из одного центра. В России существует несколько крупных энергосистем: Центральная, Уральская, Сибирская и др. Большая их часть входит в состав Единой энергосистемы России (ЕЭС).
Цель:
• Надежное обеспечение энергией.
• Покрытие пиковых нагрузок.
• Использовать разницу во времени на территории России ( на одной территории ночь и минимум потребления электроэнергии, а на другой вечер и пик потребления).
Пока что изолирована от нее энергосистема Дальнего Востока. ЕЭС России контактирует с энергосистемами Украины, Прибалтики, Белоруссии, Азербайджана и Монголии, Казахстана и Финляндии, поставляет электроэнергию в Норвегию и Китай.
В перспективе предусматривается все более широкое использование нетрадиционных источников энергии: солнечной, геотермальной, приливной, ветровой.
Сообщение учащихся:
• Энергия ветра.
• Солнечная энергия.
• Геотермальные электростанции
• Приливные электростанции.
8. Применение знаний и умений в новой ситуации
(работа с интерактивной доской, по контурной карте с нанесением крупных ЭС), тест.
9. Обобщение изученного материала
Вопрос к классу:
- Каковы перспективы энергетики?
1. Необходимо шире использовать неисчерпаемые источники энергии.
2. Строить мини ГЭС на притоках крупных рек.
3. Применять энергосберегающие технологии в экономике.
10. Д/з: параграф , сообщение по вариантам об альтернативных ЭС
11. Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии 9 класс на тему: «Топливно-энергетический комплекс России».Презентация к уроку.
ТЭК- один из важнейших МК народного хозяйства. Экономику России-страны с суровыми климатическими условиями, развитой промышленностью невозможно представить без топлива и энергии. Урок и пр...
Конспект урока географии, 8 класс - Урок-викторина "К неведомым землям"
Материалы викторины "К неведомым землям" могут быть использованы как для проведения урока в рамках изучения темы "Географическое положение России" в курсе географии 8 класса "География Рос...
Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".
Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена по учебнику А.И.Алексеева "География. Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...
Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"
Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....
Конспект урока географии 8 класс Тема: "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014" Презентация урока
Интегрированный урок географии и физической культуры по теме "Субтропики – «райский уголок» России. Олимпиада. Сочи – 2014". Проводимый в 8 классе. Разработали и провели учитель географии - С. М. Заха...
Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна
Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...
Конспект урока географии в 8 классе "Как география изучает хозяйство"
На конкретных примерах учащиеся знакомятся с понятиями "условия" и "факторы размещения" предприятий. Работая в группах, применяют полученные знания при решении проблемн...