РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экологический отряд»
рабочая программа по географии (6 класс)
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Данный курс внеурочной деятельности составлена на основе ФГОС, реализуется в рамках образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности. Настоящий курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_ekologicheskiy_otryad.docx | 34.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Экологический отряд»
Возрастная группа - 12-13 лет
Оглавление
1. Нормативно-правовая база
2. Пояснительная записка.
2.1 Общая характеристика курса внеурочной деятельности
2.2 Описание места курса внеурочной деятельности.
2.3 Формы проведения и методы контроля деятельности
3. Содержание курса внеурочной деятельности
4. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности.
5. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Нормативно- правовая база внеурочной деятельности
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897";
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";
- Методическими материалами по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 № 03-296);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.08.2017 года № 09-1672 « О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе проектной деятельностью»;
- Инструктивно-методическое письмо № 14.05.2015 № 03-20-2057\15-00 КО Санкт-Петербурга «Об организации внеурочной деятельности в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга»;
- ООП ООО ГБОУ средней школы № 368.
2. Пояснительная записка.
Главной целью программы является формирование экологической культуры
Основные задачи программы:
1. Образовательные:
- Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
- Усвоение норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, трансформация значительной их части в привычки ребёнка;
- Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
2.Развивающие
- Развитие навыков общения и коммуникации.
- Развитие творческих способностей ребенка.
- Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
- Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
- Формирование потребности в здоровом образе жизни.
3. Воспитательные
- Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему, готовность к созидательной деятельности;
- Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
2.1 Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Актуальность
Мир природы — среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чистоты, гармонии в природе и предотвращении нарушений биологического взаимодействия и равновесия. Вместе с тем своей активной преобразующей деятельностью человек вмешивается в естественные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих интересах. Если эта деятельность протекает бесконтрольно, без учета экологических закономерностей и возобновления восстановимых ресурсов, биологическому балансу в природе может быть нанесен непоправимый ущерб, порождающий процессы, угрожающие жизни человека.
Природа является для людей объектом познания и эстетического отношения. Этим и обусловлена необходимость экологического воспитания, закладывающего основы экологической культуры человека.
Экологическое воспитание - это неотъемлемая часть единой системы воспитания, и поэтому к обсуждению сути можно применять единые подходы теории воспитания. Главные направления экологического воспитания возможны лишь на базе учета современности в целом, раскрытии главных целей, сути и противоречий в нем, а еще и выводов педагогической науки о современном состоянии, подходов и направлений к воспитанию в наши дни. Это необходимый компонент формирования и развития личности, который способен решить задачи следующих этапов развития цивилизации. Стремительно развивающееся движение по охране природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, волнует каждого жителя планеты.
Именно поэтому экологическому воспитанию придается столь важное общественное значение.
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с школьниками, одной из приоритетной цели которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в природе.
Программа построена в соответствии с возрастными особенностями детей: наглядно-образное мышление; потребность в активности, проявляемой в разнообразной практической деятельности, любознательность детей.
.
2.2 Описание места курса внеурочной деятельности.
Данный курс внеурочной деятельности реализуется в рамках образовательной программы ООО через план внеурочной деятельности. Настоящий курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю). Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности.
Сроки реализации программы: данная образовательная программа рассчитана на один год и будет реализована в 2020/2021 учебном году.
2.3 Формы проведения и методы контроля деятельности
- групповые;
- индивидуальные.
Беседы, лекции, игры, ролевые игры, ситуационные задачи, презентации, оформление стенгазет.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Тема 1. Введение в курс.
Организационное занятие. Обсуждение и утверждение плана работы. Формирование символики отряда. Создание информационного стенда. Проведение инструктажа по технике безопасности.
Тема 2. Экологическая грамотность.
Ценность бережного отношения к природным ресурсам. «Неделя экологической грамотности». Как подарить вещам вторую жизнь. Сбор макулатуры. Создание социально-экологической рекламы «Сохрани мир вокруг себя»
Тема 3. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья человека
Неделя экологической грамотности «Будь здоров!». Час экологической интеллектуальной игры.
Тема 4. Природа и духовные потребности человека.
Акция «Хранители зеленых насаждений». Акция «Хранители птиц». Конкурс «Эко комиксы». ООПТ. «Я познаю Россию». Заповедный урок. Фотовыставка «Растения нашего города». Парки Санкт-Петербурга и Фрунзенского района.
Тема 5. Бережное отношение к природным ресурсам.
Экологический урок «Моря России». «Хранители воды». 22 марта – Всемирный День Воды. Международный день Земли. «Атлас новых профессий». Перспективные профессии. Акция «Хранители зеленых насаждений». Всемирный день охраны окружающей среды.
Тема 6. Подведение итогов.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Разделы программы, тема программы (курса) | Количество часов | Теория | Практика | Формы проведения занятий | Краткое описание содержания занятия |
1. | Введение в курс. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, групповая работа | Организационное занятие. Обсуждение и утверждение плана работы. Формирование символики отряда. |
2. | Создание информационного стенда | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, групповая работа | Выпуск эко-газеты, оформление стенда отряда. |
3. | Ценность бережного отношения к природным ресурсам | 1 | 1 | - | Лекция, беседа | Виды природных богатств. Природопользование в России и в мире. Необходимость рационального использования ресурсов. Использование вторичного сырья. |
4-5. | «Неделя экологической грамотности». Всемирный день защиты животных – 4 октября | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Групповая работа | Подготовка программы, выбор тем для просветительской кампании в школьном пресс-центре. |
6-7. | «Починить нельзя выбросить» | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Групповая работа | Подготовка презентаций для проведения классных часов в начальной школе. Как и что можно сделать своими руками из бытовых отходов (коробок, пакетов) |
8. | Выставка поделок «Подари вещам вторую жизнь» | 1 | - | 1 | Групповая работа | Собрать поделки, организовать выставку. |
9. | Акция «Хранители зеленых насаждений» | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа | Организация и сбор макулатуры в школе. Отметить самый активный класс. Или (ДО) подготовка презентации и игры по теме для проведения классного часа в начальной школе |
10-11. | Конкурс социально-экологической рекламы «Сохрани мир вокруг себя» | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Групповая работа | Продумать рисунок, слоган к рисунку на тему «Сохрани мир вокруг себя». Оформление стенда. |
12-13. | Неделя экологической грамотности «Будь здоров!» | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Групповая работа | Подведение итога конкурса «Сохрани мир вокруг себя». Награждение. Подготовка материала к просветительской кампании в пресс-центре школы. Признание ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. |
14-15. | Час экологической игры | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Групповая работа | Подготовка заданий для экологической игры(5 класс для 6 класса, 6 класс-для 5-классников) |
16. | Акция «Хранители зеленых насаждений» | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа | Организация и сбор макулатуры в школе. Отметить самый активный класс. Или Конкурс рисунков среди участников экоотряда |
17-18. | Акция «Хранители птиц» | 2 | 0,5 | 1.5 | Беседа. Групповая работа | Изготовление кормушек. Повесить кормушки, насыпать корм для птиц. |
19. | Конкурс «Эко комиксы» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Групповая работа | Создание комиксов, рассказать про тему своего рисунка. |
20. | ООПТ. «Я познаю Россию» | 1 | 1 | - | Беседа, просмотр презентации | Виды и компоненты особо охраняемых природных территорий в России. |
21. | Заповедный урок. | 1 | 1 | - | Беседа, просмотр презентации | Особо охраняемые природные территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Рассказ ребят. |
22. | Фотовыставка «Растения нашего города» | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная и групповая работа | Принести фотографии, рассказать о растении, изображенном на фото. Подготовить стенд. |
23-24. | Парки Санкт-Петербурга и Фрунзенского района | 2 | 1 | 1 | Беседа, просмотр презентации. Групповая работа | Парки города и района. Ценность, компоненты. Экологическая обстановка в парке. |
25. | Экоурок «Моря России» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа, просмотр презентации. Групповая работа | Моря России. Продуктивность морей, их использование человеком. Экологическая опасность, угрожающая морям. |
26-27. | «Хранители воды». 22 марта – Всемирный День Воды. | 2 | 1 | 1 | Беседа, просмотр презентации. Групповая работа | Подготовка презентаций для проведения классных часов в начальной школе. |
28. | Международный день Земли. | 1 | - | 1 | Индивидуальная и групповая работа | Подготовить и организовать выставку рисунков на тему «Здоровье планеты? В моих руках!» |
29-30. | «Атлас новых профессий». Перспективные профессии. | 2 | 1 | 1 | Индивидуальная и групповая работа | Подготовка краткого сообщения (слайда) про профессию |
31. | Акция «Хранители зеленых насаждений» | 1 | - | 1 | Индивидуальная работа | Организация и сбор макулатуры в школе. Отметить самый активный класс. |
32-33. | Всемирный день охраны окружающей среды. | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа. Групповая работа | Подготовка программы для просветительской кампании в школьном пресс-центре |
34. | Подведение итогов. | 1 | 1 | - | Беседа. | Подвести итоги работы отряда в 2020-2021 учебном году. |
Всего часов | 34 | 13 | 21 |
5. Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности
УУД | Результаты |
Личностные | - оценивать значимость для личности эколого – культурного опыта коренных народов своего региона для осознанного выбора экологически безопасного образа жизни; - позиционировать себя в роли учителя, популяризатора экологически безопасного образа жизни, ресурсосберегающего поведения; - выражать отношение к случаям экологического вандализма, расточительному потребительскому ресурсопользованию, вредным привычкам; - демонстрировать личную готовность к непрагматическому отношению к природе; к самоограничению в потреблении материальных благ в целях сохранения экологического качества окружающей среды, здоровья человека, безопасности жизни. |
Метапредметные | - объяснять смысл экологического мышления как общенаучного метода изучения взаимосвязей живого с окружающей средой; - представлять экосистемную познавательную модель в виде последовательности аналитических действий; - рефлексировать личные затруднения при работе с информацией; формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений; - находит необходимую информацию в библиотеке, Интернете, музее, у представителей старшего поколения, специалистов; - представлять информацию в кратком виде, без искажения её смысла; - перессказывать полученную информацию своими словами, публично представлять её; - различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них; - называть признаки ложной информации, способы проверки информации на достоверность; - выполнять проект; - называть правила работы в группе сотрудничества, участвовать в планировании её действий; - позиционировать себя в роли учителя, эксперта, консультанта. |
Предметные | - о научной области экологии, предмете её изучения; - о принципе предосторожности; - о способах экологически безопасного образа жизни в местных условиях; - об историческом опыте экологически грамотного поведения коренных народов своей местности; - о моделях поведения в условиях экологической опасности: избегание опасности, приспособление к ней, устранение её; - о способах ресурсосбережения; - о роли природы в сохранении и укреплении здоровья человека, удовлетворении материальных запросов и духовных потребностей человека; |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература:
- Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр. «Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. — М.: ТОО «Ва-лент», 1995, 1997. - Ч. 1-3.
- Асланиди К. Б. Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б. Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н. Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995.
- Арустамов Э. А. Экологические основы природопользования: учеб. пособие/ Э. А. Арустамов. — М.: Дашков и К, 2001. — 236 с.
- В судьбе природы – наша судьба [Текст]: писатели об экологических проблемах. – Москва: Художественная литература, 1990. – 462 с.
- Васинский А. Пейзаж будущего: человек в мире природы [Текст] / А. Васинский. – Москва: Политиздат, 1985. – 206 с.
- Владимиров В. А. Катастрофы и экология / В. А. Владимиров, В. И. Измалков. — М.: Контакт-культура, 2000. — 380 с.
- Вронский В. А. Экология: словарь-справочник / В. А. Вронский. — Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 576 с.
- Горелов А. А. Экология: [Текст]: учеб. пособие для вузов] / А. А. Горелов. — М.: Юрайт-М, 2002. — 312 с. — (в пер.). — ISBN 5-94227-066-Х.
- Энциклопедия для детей «Биология» - М.: 2002
Электронные ресурсы
- Внешкольная экология. Программа «Школьная экологическая инициатива»
http://www.eco.nw.ru
- Зеленый шлюз: путеводитель по экологическим ресурсам
http://zelenyshluz.narod.ru
- Популярная энциклопедия «Флора и фауна»
http://www.biodat.ru/db/fen/anim.htm
- Растения: электронные версии книг
http://plant.geoman.ru
- Редкие и исчезающие животные России и зарубежья
http://www.nature.ok.ru
- Сохраняем и изучаем водоемы: экологический проект
http://edu.greensail.ru
- Центр охраны дикой природы: публикации по экологии
http://www.biodiversity.ru
- Экологическое образование детей и изучение природы России.
Экологический центр «Экосистема»
Материально-технического обеспечение
- Персональный компьютер
- Принтер
- Экран
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический портрет Санкт-Петербурга» для учащихся 5-6 классов
Содержание курса «Экологический портрет Санкт-Петербурга» включает самые основные вопросы взаимодействия человека и созданной им городской среды. Краеведческий подход с использов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экологическая культура"
Рабочая программа курса «Экологическая культура и здоровье человека» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экологический отряд»
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз¬дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Экологический отряд»
Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экологический образ жизни»
Рабочая программа «Экологический образ жизни» по внеурочной деятельности поможет ребёнку: - в фор...
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности экологический кружок «Зеленая планета» уровень среднего общего образования срок освоения: 1 год направление: экологическое
АННОТАЦИЯРабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Зеленая планета» (далее – рабочая программа) для воспитанников основного и среднего общего образования является сос...