Человек и атмосфера - конспект
план-конспект урока по географии (6 класс)

Фетисова Ольга Николаевна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_teme_chelovek_i_atmosfera.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема раздела: «Атмосфера»

Тема урока: «Человек и атмосфера».

Класс  6 А

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

- показать огромное значение атмосферы для человека;

- выявить, как погодные и климатические условия влияют на быт и здоровье людей;

- составить и обсудить правила поведения во время опасных атмосферных явлений.

- определить способы воздействия человека на атмосферу

Задачи урока:

Обучающие: сформировать понятия: «парниковый эффект», «град», «гроза», «наводнение», «засуха», «смерч», «торнадо», «смог»

Развивающие продолжить формировать навыки работы со схемами и рисунками.

Воспитывающие: способствовать формированию интереса у учащихся к изучению атмосферы.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение элементарными практическими умениями работы с учебником и дополнительными источниками информации.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об  опасных природных явлениях в атмосфере, роли воздушной оболочки Земли в жизни и хозяйственной деятельности человека добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. во время опасных явлений в атмосфер

Предметные: объяснять значение понятий по данной теме,  овладение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере. Называть виды загрязнения атмосферы, возникающие в результате хозяйственной деятельности человека.

Назвние и автор учебника: География. Планета Земля. 5-6 классы. Лобжанидзе А. А. Серия: Сферы

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудованиепроектор, компьютер, интерактивная доска, презентация.

Современные образовательные технологии:

Технология группового обучения;

Информационные технологии (сопровождение урока презентацией, видео).

Ход урока.

Этап. 1 Мотивационно-  оргнизационный этап

 ( Звучит музыка из кинофильма Мэри Поппинс «Леди Совершенство).

- Доброе утро,  ребята! Все узнали меня? Сегодня урок буду вести я, Мэри Поппинс. Я рада видеть вас.  Покажите с каким настроением вы пришли сегодня  на урок? Если с хорошим, то поднимите солнышко, а если с плохим, тогда тучку. Хочу пожелать вам удачи и хорошего настроения. Вы также пожелайте друг другу удачи улыбнитесь соседу по парте  и хлопните в ладоши друг другу.

-Кто сегодня дежурный в классе? ( класс к уроку готов, отсутствует- температура, осадки, направление ветра, влажность воздуха).

Этап 2. Актуализации и пробного действия Слайд 1-зонт

- Чтобы попасть к вам я облетела на воздушном шаре много географических объектов, помогите мне определить их географические координаты .( Работа с атласом, во время проверки дети выходят к доске переворачивают координаты и там правильный ответ)

32 ю.ш. и70 з.д – Аконкагуа      доска Сама переворачиваю или ребенок?

36 с.ш и 140 в.д- Токио

63 с.ш и 151 з.д – Мак- Кинли

66,5 с. ш и 70.в.д        - Обь

33 ю.ш 151в.д - Сидней

59 с.ш и 27 в.д   Финский залив

60.с.ш и 90 в.д- Енисей

3. ю.ш и 38 в.д-  Рудольфа

5 с. ш и62 з.д - Анхель

- Какое слово у нас получилось?

Атмосфера

- Что такое атмосфера?

-  Каково строение атмосферы?

- Какой слой атмосферы ближе всего к Земле? (тропосфера)

- Что такое климат?( Многолетний режим погоды, характерный для данной местности)

- Что такое погода?

- Перечислите элементы и явления  погоды( темп., ат. Дав.,.ветер, влажность. облачность и атмосферные осадки)

- Какие неблагоприятные явления встречаются в Тульской области и на земном шаре?

Этап 3. Выявление места и причины затруднения.( подводящий диалог)

- По дороге к вам я сделала несколько снимков и выложила их на своей страничке в контакте.

- На всех этих фотографиях люди, которые отдыхают или выполняют определенную работу,  но давайте внимательно рассмотрим эти слайды и свяжем их содержание с воздушной оболочкой Земли. Какое отношение могут иметь данные фотографии к нашему уроку?

( люди проживают в районах с разными погодными условиями, которые влияют на его организм и  хозяйственную деятельность. Опасные природные явления. Человек загрязняет природу. Человек приспосабливается к самым разнообразным условиям)

( на образ жизни людей, на занятия людей, как человек загрязняет воздух, опасные явления)

- Какие именно условия, связанные с атмосферой воздействуют на организм человека ? ( ат. Давление, температура, уровень освещенности, влажность воздуха, ветер .))

Этап 4.  Построение проекта выхода затруднений

- Как вы думаете, о чем пойдет речь   на уроке?( Человек и атмосфера)

- С чем нам предстоит познакомиться сегодня  на уроке?

( с опасными явлениями в атмосфере)

- Если природные явления опасны, что должен знать человек?

( правила поведения во время опасных атмосферных явлений.)

 -Человек оказывает воздействие на природу?

Итак, тема нашего урока… Человек и атмосфера. слайд

Цели урока на экране

Выявить опасные явления в атмосфере.

Познакомиться с правилами поведения во время опасных явлений в атмосфере.

Определить способы воздействия человека на атмосферу.

  1. Запишите тему урока в тетради.

Далее, мы с вами решим несколько проблемных вопросов по теме урока. Ответы на эти вопросы вы найдете  в видеоролике.

  ( 2 мин. 15 с)

1.Какие явления вы заметите?

2.Как эти явления влияют на жизнь людей?

3.Возможны ли какие явления в нашей местности?

3 После просмотра

- О чем видеоролик?

- Какие явления заметили? ( гроза, молния,пыльные бури, засуха, смерч  )

- Это благоприятные или неблагоприятные природные явления

Какие явления  встречаются в нашей местности?

Этап 5 Реализация построенного проекта

1.Работа с учебником  стр. 120-121 составить кластер

«Опасные атмосферные  явления»

 Связанные с осадками              Связанные с ветром ( ученик составляет у доски)  

- Чем опасны атмосферные осадки для человека ?( наводнение и засуха наносят ущерб хозяйству).

2.На прошлом уроке вам было задано подготовить проект  по описанию опасного природного явления. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

( задание из ВПР- Деление на группы( опережающее задание -презентация, рисунок)

Этап 6 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Вывод: Атмосфера – климат—погода – неблагоприятные опасные явления – вред человеку и его хозяйственной деятельности

3. А далее мы подходим к очень важному вопросу. Не только атмосфера влияет на  человека, но и человек в современном мире оказывает большое влияние на состояние атмосферы.

Каким образом человек воздействует на атмосферу

1-2 слайда о загрязнении атмосферы на земном шаре

1-2 слайда о зарязнении атмосферы в Тульской области Тульский Косогорский комбинат, Щекиноазот, Новомосковск «Азот»

Каковы причины загрязнений (Ученики называют факты, свидетельствующие о загрязнениях атмосферы.

Перечисляют известные им причины загрязнения атмосферы, последствия, среди которых могут быть   «Смог», кислотные дожди, «парниковый эффект» и др.)

Хозяйственная деятельность человека все негативнее влияет на атмосферу, а вследствие этого и на всю остальную окружающую среду. Современные антропогенные факторы привели к чрезмерному усилению парикового эффекта, глобальному потеплению, истощению озонового слоя, кислотным дождям и другим экологическим проблемам)

Вывод: в виде схемы                                             слайд или рисунок

Человек

Атмосфера

Итог урока: На какие вопросы мы сегодня получили ответы?

1.Выявили опасные явления в атмосфере.

2. Познакомились с правилами поведения во время опасных явлений в атмосфере.

3. Определили способы воздействия человека на атмосферу.

Этап  8        Включение в систему знаний и повторений

 

Домашнее задание

Обязательное задание.  Параграф 47 стр. 120- 121

Дополнительное задание (по выбору) Придумайте короткий лозунг или призыв для своих ровесников о защите окружающей среды. Например,

«Берегите атмосферу, или она погубит нас!», «Мы за чистую планету!». Пожалуйста, ваши варианты!

Творческое задание. Составить кроссворд «Явления в атмосфере»

Этап 9 Рефлексия учебной деятельности

  Зонтик

- Теперь давайте посмотрим, какое настроение у нас с вами в конце урока, изменилось ли оно или осталось прежним ( хорошее солнышко, плохое- тучка)

Звенит звонок.

-Ой, наш урок закончился и мне пора к другим хорошим детям, им тоже надо рассказать об опасных явлениях.

Самостоятельная работа учащихся. Дифференцированное задание.

1 уровень

Ответьте на вопросы:

1.Какие опасные явления могут происходить в атмосфере

2 уровень

К каким последствиям приводит загрязнение атмосферы, вызванное деятельностью человека?

3 уровень

Опишите опасное явления в атмосфере, очевидцами которых вы были.

Синквейн 

-  Ребята! Вы хорошо работали в течение всего урока. Осталось выполнить еще одно задание. С опорой на те знания, которые вы приобрели, на эмоции, которые у вас возникли в процессе изучения материала, составьте синквейн к новым понятиям

Гроза

Опасная, страшная

Гремит, сопровождается, издает звук

Опасное явление в атмосфере

Стихия

Град
крупный мелкий
образуется выпадает уничтожает
частички льда шарообразной или неправильной формы
осадки

Этап  8        Включение в систему знаний и повторений

 

Этап  8а

Домашнее задание

Обязательное задание.  Параграф 38 стр.98-100

Дополнительное задание (по выбору) Подготовить сообщение или презентацию на тему: «Охрана воздуха»

Творческое задание. Составить кроссворд «Явления в атмосфере»

Этап 9 Рефлексия учебной деятельности

Цветотехника

Придумайте короткий лозунг или призыв для своих ровесников о защите окружающей среды. Например, « Берегите атмосферу, или она погубит нас!», «Мы за чистую планету!». Пожалуйста, ваши варианты!

Прием «Что лишнее?»

Вычеркните лишнее слово

 Барометр, эхолот, термометр, гигрометр

(эхолот к гидросфере)

Дождь, град, иней, бриз, снег (бриз- ветер)

Радуга, мираж,  полярное сияние, торнадо

  • Самооценка знаний и умений .Технология оценивания учебных успехов.
  • Прием «Закончи фразу»
  • На уроке я работал……»

-Какой вид работы вы хотели бы повторить на последующих уроках

Задание:

1. Творческая мастерская №1 готовит на выставку работу, которая покажет, как деятельность человека может повлиять на атмосферу

2. Творческая мастерская №2 готовит картину, на которой будут отражены опасные явления в атмосфере.

3. Творческая мастерская №3 готовит картину, которая расскажет о редких явлениях в атмосфере.

(Организация выставки. Задание группам: защитить свою работу

Защита рисунков

Каждая группа рассказывает о своей картине

 работа с учебником Антропогенные воздействия 

Заполнить таблицу

Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Влияние человека на атмосферу….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек и атмосфера

Презентация к уроку география в 6 классе...

Проектирование урока географии в соответствии с требованиями ФГОС. 5-й класс. Тема "Человек и атмосфера"

Урок в рамках ФГОС и ФГТЕрюшкина Л.Е., учитель географии МАОУ Гимназия №2, г. Балаково, Саратовская областьГеография 5 классТема «Атмосфера»Урок №3 «Человек и атмосфера»Учебник: А.А. Летягин География...

Человек на войне (конспект урока по истории России в 9 классе)

Эта тема открывает широкие возможности для обсуждения: это проблема жизни на оккупированных территориях, проблема героев и символов Великой Отечественной войны, взаимодействия солдат и полководцев, пр...

Урок географии по теме «Человек и атмосфера»

Урок географии по теме «Человек и атмосфера».Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как атмосфера влияет на человека и его условия жизни, о влиянии человека...

Влияние человека на атмосферу земли.

Классный час для учащихся...

Урок. Человек и атмосфера

Данный учебгный материал урока соответствует принципу научности и доступности для учеников 7-8 классов...

Человек и атмосфера

Технологическая карта урока по географии 6 класс...