Конспект урока Тема "Человек и атмосфера", 6 класс
план-конспект урока по географии (6 класс)

Пархименко Лариса Валерьевна

Цель:

1. Обобщить знания, полученные при изучении главы «Атмосфера».

2. Сформировать представление об основных источниках загрязнения атмосферы.

3. Развивать внимание, память.

4. Воспитывать чувство ответственности за  предлагаемое выступление.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии                                  Учитель: Пархименко Л.В.

Класс: 6

Тема: Человек и атмосфера

Цель:

1. Обобщить знания, полученные при изучении главы «Атмосфера».

2. Сформировать представление об основных источниках загрязнения атмосферы.

3. Развивать внимание, память.

4. Воспитывать чувство ответственности за  предлагаемое выступление.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: ПК, проектор, презентация.

Формирование УУД (универсальные учебные действия) на данном уроке:

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные УУД

1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.

2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.

№ п\п

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2. Мотивация

3. Актуализация знаний

4. Урок-путешествие.

Физминутка (здоровье-сберегающий компонент)

5. Закрепление

6. Рефлексия

Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, организует формулировку темы и постановку цели урока.

-Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? 
                                           (Дети: Да!)

-Тогда вперед!

- Скажите, пожалуйста, сколько на Земле океанов? 

                         (4 – Тихий, Индийский, Атлантический,

                          Северный – Ледовитый).

- На Земле ещё есть 5 океан, но только он особенный – воздушный. Как  вы думаете,он называется? 

                                    (Атмосфера).

-Сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие в этот  воздушный океан. Чтобы наше (урок) путешествие вам запомнилось, было увлекательным, вы должны показать свои знания, умения и навыки по теме «Атмосфера», которую мы изучали на протяжении нескольких последних уроков.

Вам придётся побывать на  различных станциях.

На партах у каждого лежат маршрутные листы (подпишите их),  названия станций вы должны отгадать и вписать сами; на каждой станции вы должны выполнить задание.

1 станция: … (Воздух)

Для того чтобы узнать, как она называется вам необходимо отгадать загадку:

-Он похож на одеяло, им окутана Земля.

Это что за одеяло, чтоб всю Землю укрывало?

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускает дождь и свет,

Есть оно, а вроде нет?! (Воздух)

Вопросы классу:

- Что такое атмосфера?

(воздушная оболочка Земли)

А сейчас, прослушав стихотворение, вы должны ответить на вопрос:

- Какие слои образуют атмосферу? (нажать 2 раза)

- Какие явления происходят в слоях атмосферы?

(полярное сиянье, радуга, мираж, сумерки, зори, молнии и т.д.)

-Что такое воздух?    

(смесь различных газов)

- Почему человек не может обходиться без чистого воздуха?

(Сравнить нехватку воздуха нельзя ни с чем. Человек может некоторое время обходиться без пищи и питья, но он не может обойтись без воздуха и нескольких минут. Только присутствие свежего воздуха может стать залогом здорового образа жизни.

Его много не бывает. Он даже более необходим.

Каждодневное пребывание на свежем, чистом воздухе способствует закаливанию организма, обогащает кровь кислородом.

Без свежего воздуха не бывает хорошего сна, а здоровый сон является залогом уравновешенного психического состояния.).

- Что загрязняет атмосферный воздух?  Давайте определим источники загрязнения.

(Промышленные предприятия, транспорт, пожары, тепловые электростанции, использование удобрений, бытовых химических веществ).

Просмотр видео.

2. Станция: … (Ветер)

Кто не ведает границ?

Кто летит быстрее птиц?

Он – то грозен, то мятежен,

То как пух весенний нежен,

Кто свободней всех на свете?

Догадались?  Это …

Вопрос классу:

- Что такое ветер?

(горизонтальное движение воздуха в приземном слое, направленное из области высокого давления в область низкого давления)

- Основная причина образования ветра?

(по разному прогревается поверхность земли, суша быстрее, а вода медленнее; возникает разница в атмосферном давлении на разных участках земли)

З. Станция: «Пятый лишний».

Задание в маршрутных листах.

4. Станция:………..(Погода)

О ее названии говориться в этих строках:

То солнцем ярким улыбнется,

То вдруг нахмурится слегка,

Плаксива, ветрена, дождлива.

Не постоянная весьма... (Погода).

- Что это?

Вопрос классу:

- Что такое погода?

(состояние  тропосферы  в данном месте в данный момент)

- Назовите основные элементы погоды?

(температура, атмосферное давление  и ветер, влажность)

Учащиеся проводят физминутку:

Осторожно ветер за калитку вышел,

(руки вверх и махи руками вправо-влево)

Постучал в окошко,

(постучать пальчиками по парте)

Пробежал по крыше,

(перебирать пальчиками по парте)

Покачал тихонько ветками черемух,

(руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)

Пожурил за что-то воробьев знакомых.

(погрозить пальчиком)

И, расправив гордо молодые крылья, 

                                                                     (расправили плечи)
Полетел куда-то вперемешку с пылью.

(махи руками)

С. Есенин

5. Станция: …..(Исследовательская)

Определение загрязненности воздуха в помещениях Шиткинской школы

Цель: определить степень запыленности воздуха в школьных помещениях и ее влияние на здоровье учащихся.

Пыль – это взвесь в воздухе твердых частиц размером 0,1-100 мкм. Можно выделить четыре основные причины возникновения пыли: разрушение материалов, улица, микроорганизмы, животные и сам человек.

Источники пыли :

-безопасные для человека - стёртые частички мебели, ковров и паласов, частички омертвевшей кожи, ногтей и волос человека и домашних питомцев, перхоть, пыльца и споры комнатных растений, волокна тканей;

-опасные для здоровья человека - грибки и другие микроорганизмы, частицы стёртых резиновых покрышек колёс автомобилей, продукты сгорания минерального топлива (дерева, угля, нефти) и выхлопные газы автомобилей, всевозможные химические средства (порошки и жидкие средства для чистки и стирки, шампуни, аэрозоли и т.д.), сигаретный дым, мельчайшие остатки строительных материалов и облупившейся краски.

Процесс пылеобразования идет постоянно. Пыль является транспортным средством для распространения бактерий и вирусов и способствует возникновению и распространению эпидемий.

Человек за сутки вдыхает до 12 тыс. литров воздуха, в одном литре которого содержится до 500 тыс. пылинок .

Больше чем наполовину пыль состоит из частичек омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450 г омертвевшей кожной ткани в год. Если подсчитать, сколько пыли производит один класс, то это будет 11кг 250 г. Эта мёртвая ткань собирается на полу и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.

Эксперимент проводился с 16.04.18 по 23.04.18  в следующих кабинетах (таблица) -  Вывод!

-Как сохранить воздух чистым? Предложите мероприятия по сохранению чистоты воздуха. Запишите, что нужно делать, по вашему мнению, для того, чтобы воздух был чище? (работникам школы, учащимся) 

Учитель. Ребята, давайте сделаем общий вывод  сегодняшнего урока.

 «Состояние атмосферы зависит от человека, а здоровье человека зависит от состояния атмосферы».

Подводит итог урока, комментирует и выставляет оценки.

Слайд№1

Формулируют и обсуждают тему и цели урока.                            

Учащиеся называют и показывают океаны по карте.

Cлайд №2

Учащиеся в течение урока отгадывают  и записывают название  станции, отвечают на поставленные вопросы, работают с заданиями в маршрутных листах

Ученица

Cлайд №3

Ученица  (приложение 1)

Cлайд №4

Cлайд №5

Отвечают на вопросы и выполняют задание №1 в маршрутных листах      Cлайд №6

Слайд №7

Слайд №8

ученица

Слайд №9

выполняют задание №2 в маршрутных листах      Cлайд №10

выполняют задание №3 в маршрутных листах      Cлайд №11, 12

ученик

Cлайд №13

выполняют задание №4 в маршрутных листах      Cлайд №14

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания

Слайд №15

Слайд №16

Слайд №17

Слайд №18

Слайд №19

Слайд №20, 21, 22, 23, 24, 25, 26

Слайд №27

выполняют задание №5 в маршрутных листах      

Слайд №28

Слайд №29

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Стихотворение  «Атмосфера»  

Чем мы дышим, кто нам скажет

Воздух виден или нет?

Что вокруг планеты нашей?

Мы на всё дадим ответ.                   

Атмосферу составляют

Очень разные слои,

С высотой, кто не знает,

Изменяются они.

Слой снегов, дождей и ветров

Тропос – значит он живой

18 км

Тропосферы – первый слой.

Есть здесь все, но в большей мере –

Кислород, азот, озон,

В малых долях – йод и гелий,

Водород, неон, радон.

Выше в небе – стратосфера

Очень даже важный слой

А за ним верхние слои атмосферы

Этот слой совсем иной:

Слой ионного влияния,

Метеоров и комет

Слой полярного сиянья,

Спутников, еще – ракет.

Чтоб к друг другу во Вселенной

Мы могли потом летать,

Я скажу вам, несомненно,

Атмосферу надо знать.

Радуга: Разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся  вследствие преломления солнечных  лучей в дождевых каплях.

Полярное сияние: Внезапное появление цветных огней в ночном небе, обычно зеленых, вызванное взаимодействием  заряженных частиц, поступающих из космоса (вызванных СОЛНЕЧНЫМИ ВСПЫШКАМИ) и вступающих во взаимодействие с атомами и  молекулами воздуха в верхних слоях земной атмосферы.

Молнии: Гигантский электрический разряд  в атмосфере, обычно может  происходить во время грозы,  проявляющийся яркой вспышкой света  и сопровождающим её громом.

Призрак Броккена: Когда при восходе или заходе солнца тень находящегося на возвышенности или высоте объекта падает сзади на близко расположенные облака, она приобретает огромные размеры, и возникает окрашенная в цвета радуги стена. Это и есть

«призрак Броккена», названный так по имени вершины в горах Гарц в Германии.

Миражи: Оптическое явление, состоящее в появлении у горизонта ложных изображений участков неба или земных предметов.



Предварительный просмотр:

Определение загрязненности воздуха в помещениях Шиткинской школы

Цель: определить степень запыленности воздуха в школьных помещениях и ее влияние на здоровье учащихся.

Гипотеза исследования: пыль влияет на организм человека; если не уделять должного внимания охране чистоты воздуха в жилых помещениях, то это может привести к последствиям связанных с ухудшением здоровья. Предположительно самым загрязненным участком школы будет спортзал.

Методы исследования: анализ, обобщение,  эксперимент,  наблюдение.

Пыль – это взвесь в воздухе твердых частиц размером 0,1-100 мкм. Можно выделить четыре основные причины возникновения пыли: разрушение материалов, улица, микроорганизмы, животные и сам человек.

Всю пыль можно разделить на две группы: естественная и искусственная. Естественная делится на минеральную и органическую. Искусственная на производственную и коммунально-бытовую.

Источники пыли :

  • безопасные для человека - стёртые частички мебели, ковров и паласов, частички омертвевшей кожи, ногтей и волос человека и домашних питомцев, перхоть, пыльца и споры комнатных растений, волокна тканей;
  • опасные для здоровья человека - грибки и другие микроорганизмы, частицы стёртых резиновых покрышек колёс автомобилей, продукты сгорания минерального топлива (дерева, угля, нефти) и выхлопные газы автомобилей, всевозможные химические средства (порошки и жидкие средства для чистки и стирки, шампуни, аэрозоли и т.д.), сигаретный дым, мельчайшие остатки строительных материалов и облупившейся краски.

Процесс пылеобразования идет постоянно. Пыль является транспортным средством для распространения бактерий и вирусов и способствует возникновению и распространению эпидемий.

Человек за сутки вдыхает до 12 тыс. литров воздуха, в одном литре которого содержится до 500 тыс. пылинок .

Больше чем наполовину пыль состоит из частичек омертвевшей человеческой кожи. Омертвевшая кожа – это шелушение человеческой кожи. Каждый из нас сбрасывает до 450 г омертвевшей кожной ткани в год. Если подсчитать, сколько пыли производит один класс, то это будет 11кг 250 г. Эта мёртвая ткань собирается на полу и является основной пищей для пылевых клещей и плесневых грибков.

Если «дышать пылью» изо дня в день, то неизбежны заболевания дыхательной системы: хронические заболевания полости носа, глотки, бронхов, легких, аллергические реакции, воспалительные процессы, головные боли, раздражение слизистых оболочек глаз.

Вместе с обувью мы ежедневно приносим в свой дом грязь с улицы, которая, как правило, является смесью песка и природных жиров. Твердые покрытия могут быть разрушены под воздействием грязи песковой природы, т. к. песок, по сути— это смесь мелких частичек камней с острыми как у стекла кромками. Поэтому песок увеличивает содержание пыли в помещении во много раз. Жиры не только являются естественными загрязнителями, но также за счет своей вязкости связывают другой мусор, препятствуя его уборке.

Эксперимент проводился с 16.04.18 по 23.04.18  в следующих кабинетах:

№ кабинета

Название кабинета

Сколько частиц пыли и какие

Откуда и почему

№ 4

Кабинет биологии

Частиц пыли не много (ворсинки, пылинки)

Частицы кожи, одежды, учебников, тетрадей

№ 6

Кабинет ИВТ (лаборантская)

Частиц пыли не много (ворсинки, пылинки)

Частицы кожи, пыль со стен, потолка

Спортивный зал

Частиц пыли много (ворсинки, пылинки, частицы черного цвета)

Частицы кожи, одежды, спортивной обуви, спортивного инвентаря, пыль со стен, потолка

Библиотека

Частиц пыли чуть больше (ворсинки, пылинки, ниточки)

Частицы кожи, одежды, книг.

Столовая

Частиц пыли не много (ворсинки, пылинки)

 Частицы кожи, одежды, еды

Вывод: 

  • самыми загрязненными местами   нашей школы являются спортивный зал (в нем занимаются учащиеся всей школы- бегают, прыгают, выполняют различные физические упражнения)
  • более менее чистыми кабинетами являются столовая, кабинет № 4, 6.
  • в целом   степень загрязненность воздуха пылью и грязью  нашей школы удовлетворительная.

 Спасибо, техническому персоналу нашей школы.



Предварительный просмотр:

                                    Маршрутный лист:_________________________________(Ф.И.)

  1. Станция:  ……………………………………

Задание:

а) на круговой диаграмме подпишите цифрами  газовый состав воздуха                                

                                                                         

                                                                            б)  подчеркните явления, происходящие в слоях

                                         1-азот                          атмосферы: полярное сиянье, засуха, радуга,

                                         2-другие газы             наводнение, мираж, сумерки, оползни, зори,

                                         3-кислород                  молнии

                                         

                                         

                                         

  1. Станция: …………………………

Задание: а) определить  направление ветра

б)стрелкой указать из каких областей атмосферного давления дует ветер.

758мм.рт.ст.          759мм. рт.ст.

760мм. рт.ст.         763мм.рт.ст.

760мм.рт.ст.          754мм.рт.ст.

  1. Станция:  «Пятый  лишний»

      Задание: в каждой группе слов найдите лишнее.

      1.Азот, кислород, стратосфера, углекислый газ, аргон.

      2.Барометр, осадкомер, климат, гигрометр, флюгер.

      3.Ветер, дождь, пассаты, муссон, бриз.

      4. Роса, иней, дождь, молния, град.

  1.  Станция : …………………………….

1.Унылая пора! Очей очарованья!                                   2. Пахнет сеном над лугами….

   Приятна мне твоя прощальная краса                                В песне душу веселя,

   Люблю я пышное природы увяданье.                               Баба с граблями рядами

   В багрец и золото одетые леса.                                         Ходят сено шевеля.

                  (__________) А.С. Пушкин                                                    (____________) А. Майков

3. Не ветер бушует над бором,                                        4. Гонимы, вешними лучами.

    Не с гор побежали ручьи.                                                С окрестных гор уже снега

    Мороз воевода дозором                                                  Сбежали мутными ручьями.

    Обходит владенья свои.                                                   На потопленные луга.

               (___________)Н.Н. Некрасов                                            (___________) А.С. Пушкин

  1. Станция: ………………………………..

Задание:  Запишите, что нужно делать, по вашему мнению, для того, чтобы воздух был чище? (работникам школы, учащимся) 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 8 класс "Атмосфера. Циклоны и антициклоны"

Представление об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах  и их влияние на погоду и климат. ...

конспект урока на тему: Атмосфера, строение, значение

разработка конспекта урока для 6 класса...

Конспект урока по теме "Атмосфера-воздушная оболочка Земли."

Конспект  урока «Атмосфера- воздушная оболочка Земли» можно использовать на уроках природоведения в 5 классе....

Конспект урока по физике 7 класс "Атмосфера. Атмосферное давление"

Уровни образования:  основное общее образованиеКласс(ы):  7 классПредмет(ы):  ФизикаЦелевая аудитория:  Учитель (преподаватель)Тип ресурса:  конспект ...

Конспект урок по географии 6 классе "Обобщение знаний по теме Атмосфера"

Конспект урок по географии 6 классе "Обобщение знаний по теме Атмосфера"...

План-конспект урока по физике (10 класс) на тему: Тема «Человек, атмосфера и её охрана»

План-конспект урока по физике (10 класс) на тему: Тема «Человек, атмосфера и её охрана»...

Конспект урока географии в 6 классе. Тема "Атмосфера :строение, значение, изучение".

Используемые технологии: здоровьесбережение, поэтапное формирование умственных действий, информационно-коммуникационные, продуктивного чтения, проблемного обучения, деятельностного подхода в обучении....