Конспект урока по географии в 7 классе по теме "Климатические пояса Земли".
план-конспект урока по географии (7 класс)

Познакомить обучающихся с понятием "климатический пояс", картой климатических поясов Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geogr.7kl.klimaticheskie_poyasa_zemli.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Климатические пояса Земли»

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с климатическими поясами Земли: их типами, особенностями распространения.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с понятием «климатический пояс» и картой климатических поясов Земли;
  2. Выявить особенности распределения на Земле климатических поясов и причины их формирования;
  3. Создать условия для совершенствования навыков работы с картой климатических поясов, систематизирующей таблицей;
  4. Способствовать развитию представления о взаимосвязи компонентов природы.

Учебные универсальные действия:

Личностные УУД:

- Понимание роли атмосферного давления и направления воздушных масс в формировании климатических поясов; уметь называть и показывать их на климатической карте Земли.

Регулятивные УУД:

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- оценивать работу одноклассников;

- осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Познавательные УУД:

- развивать умение устанавливать причинно- следственные связи на примере атмосферного давления и направления воздушных масс при формировании климата.

Коммуникативные УУД:

- формировать и аргументировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии: ИКТ

Средства обучения: проектор, учебник «География материков и океанов», атлас 7 класс, раздаточный материал для работы в группах, карта «Климат Земли».

Список литературы, Интернет-ресурсов:

  1. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс.-2-е изд., перераб. – М.: ВАКА, 2014.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и начнем!

  1. Проверка домашнего задания: Начнем  наш урок с проверки домашнего задания (Слайд 1)

           Вопросы к классу:

- Вспомните, какую тему мы изучили на прошлом уроке?

- Что такое климатообразующие факторы?

- Назовите основные климатообразующие факторы.

- Что такое воздушные массы?

- Какие типы воздушных масс вы знаете?

Работа в группах.

 - Каждая группа получает карточки с заданием, на выполнение которого отводится 3 минуты.

     Карточка№1. (Слайд 2) В каком из перечисленных городов: Москва, Каир, Сингапур наблюдаются самые высокие и самые низкие среднегодовые температуры января и июля. Подчеркните одной чертой город с самой низкой среднегодовой  температурой января, двумя чертами города с самой высокой среднегодовой  температурой июля.

Карточка №2. (Слайд 3) В каком из перечисленных городов: Каир, Москва, Сингапур выпадает максимальное и минимальное среднегодовое количество осадков. Подчеркните одной чертой город, где выпадает максимальное среднегодовое количество осадков, двумя чертами город, где выпадает минимальное количество осадков.

Карточка №3. (Слайд 4) Разделите объекты на две группы в соответствии с величиной атмосферного давления.

  Москва (Евразия), Квебек (Северная Америка), Мехико (Северная Америка), Брисбен (Австралия), Рио-де-Жанейро (Южная Америка), Аккра (Африка), Кито (Южная Америка), Северный полюс, Южный полюс.

     Карточка№4. (Слайд 5) Определите, какой воздушной массе подходят следующие характеристики: а) жаркая и влажная; б) жаркая и сухая; в) холодная и сухая; г) свойства меняются по сезонам года.      

(проверка, оценка за работу в группах). 

Проверка домашнего задания уже позади, а что же ждет нас сегодня на уроке?

3. Определение темы урока, целеполагание.   

Мы узнали с вами о закономерностях распределения температуры, осадков, поясов атмосферного давления,  перемещения воздушных масс.  

- Попрошу вас самостоятельно дополнить схему 1 в рабочих листах, задание1, во время работы используйте текст учебника стр. 40, параграф 7.  (Слайд 6) 

- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о климатических поясах Земли.   

- В ваших рабочих листах запишите сегодняшнюю дату и тему нашего урока- «Климатические пояса Земли». (Слайд 7)

- Какова же цель нашего урока? (Слайд 8)

 (записи учащиеся делают в рабочих листах)

4. Работа над новым материалом.

    1) Однажды мне в руки попалось шуточное стихотворение одного неизвестного автора.        Я предлагаю его вашему вниманию. (Слайд 9)

                                                        Ах, как же прекрасна наша планета!

                                                         Вот – белая лента,

                                                         Вот – синего цвета,

                                                         А вот голубеет над ней полоса…

                                                         Земля в разноцветные ленты одета,

                                                         Точней – в Климатические пояса.

                                                         Взгляните, вверху, там, где Южный полюс,  

                                                          Вы сразу Полярный увидите пояс.

                                                          Там климат суровый и жутко коварный:

                                                          Теплые ветры летят как ножи,

                                                          И мерзнут пингвины, и даже моржи.

                                                          Чуть ниже – пояс Тропический

                                                           И климат в нем тоже нужный:

                                                            Не то, чтобы очень северный,

        Но и не так, чтобы южный.

        Еще ниже - пояс Умеренный,

                                                            Там даже зимою тепло,

        И снег видят люди практически,

                                                              Не чаще, чем НЛО.

          А в поясе Экваториальном,

          Самом холодном из поясов,

          Все ходят в костюме купальном,

           Летом и зимой.

- Найдите ошибки в стихотворении и исправьте их в рабочих листах, задание 2 (в парах).

  Во время работы используйте материал ученика стр. 40-41.

- Попробуем исправить стихотворение вместе (фронтально). (Слайд 10)

          Ах, как же прекрасна наша планета!

                                                         Вот – белая лента,

                                                         Вот – синего цвета,

                                                         А вот голубеет над ней полоса…

                                                         Земля в разноцветные ленты одета,

                                                         Точней – в Климатические пояса.

                                                         Взгляните, вверху, там, где Северный полюс,  

                                                          Вы сразу Полярный увидите пояс.

                                                          Там климат суровый и жутко коварный:

                                                          Холодные ветры летят как ножи,

                                                          И мерзнут медведи, и даже моржи.

                                                          Чуть ниже – пояс Умеренный

                                                           И климат в нем тоже нужный:

                                                            Не то чтобы очень северный,

        Но и не так, чтобы южный.

        Еще ниже - пояс Тропический,

                                                            Там даже зимою тепло,

        И снег видят люди практически,

                                                              Не чаще, чем НЛО.

          А в поясе Экваториальном,

          Самом жарком из поясов,

          Все ходят в костюме купальном,

           Летом и зимой.

     (проверка, оценка за работу в парах)

  1. При помощи этого  шуточного стишка мы познакомились с названиями некоторых климатических поясов.

- Откройте карту климатические пояса Земли и назовите их. (Слайд 11)

- Посчитайте общее количество климатических поясов.

-Найдите в учебнике  определении, что такое «климатический пояс. Запишите определение в рабочий лист, задание 3. (Слайд 12)

Основным признаком пояса являются воздушные массы, которые преобладают в нем. По этому признаку климатические пояса делят на основные и переходные.  (Слайд 13)

- Какие климатические пояса называют основными, найдите определение в учебниках. Название воздушных масс совпадает с названием климатического пояса.

- Выпишите в рабочий лист задание 3  основные климатические пояса.

Климатические пояса  

                                       Экваториальные

        Тропические

        Умеренные

        Арктические

        Антарктические

 Проверка основных климатических поясов  (фронтально).

- Перечислите названия климатических поясов, которые вы не назвали.

- Что общего в их написании?

Такие пояса называют переходными. Переходные пояса – это пояса, в которых воздушные массы меняются по сезонам года. Летом в каждом переходном поясе господствуют воздушные массы того пояса, который расположен южнее, а зимой того, который расположен севернее.  

- Выпишите в рабочий лист,  задание 3, переходные климатические пояса.

Климатические  пояса

                                  Экваториальные                   Субэкваториальные

        Тропические                       Субтропические

        Умеренные                          Субарктические                    

        Арктические                        Субантарктические

        Антарктические

(проверка, оценка за работу)

Работа в группах.
       Для того, чтобы  более подробно познакомимся с каждым из климатических поясов, вам необходимо заполнить таблицу в рабочих листах, задание 4.  Работа выполняется в группах. Каждая группа должна дать характеристику двум климатическим поясам, основному и переходному. При этом она  получает название двух городов, по расположению которых   вам и предстоит определить какие климатические пояса необходимо охарактеризовать.

 

Таблица «Климатические пояса Земли »

                                       

Город

Климатический

пояс

Воздушные массы

Средняя температура

Режим и количество атмосферных осадков, мм/год

Территория

января

июля

Сингапур

Экваториальный

Экваториальные

+24

+24

Круглый год, 2000 мм/год

Между  5°—8° с. ш. и  4°—11° ю. ш

 

Бразилиа

Субэкваториальный

Зимой тропические, летом экваториальные

+16

+32

Летом от 1000-2000 мм/год; зимой мало

Между 20 с.ш. и 20 ю.ш.

Нуакшот

Тропический

Тропические

+15

+34

100-150 мм/год

Между 20 и 30 с.ш. и ю.ш.

Мадрид

Субтропический

Летом тропические, зимой умеренные

0

+30

500 мм/год, зимой

Между 30 и 40 с.ш и ю.ш.

Москва

Умеренный

Умеренные

-16

+16

500-800 мм/год, в течение года

Между 40 60 с.ш и ю.ш.

Верхоянс

Субарктический

Летом умеренные, зимой арктические

+8

-32

250-500 мм/год, летом

Между 60 и 70 с.ш.

Диксон

Арктический

Арктические

0

 -32

100-250 мм/год

Выше 70 с.ш.

Станция «Восток»

Антарктический

Антарктические

-32

-64

100-250 мм/год

Ниже 65 ю.ш.

Оценка за работу в группах

Оцените работу каждого члена вашей группы.

  1. Проверка усвоения нового материала

Работа в группах

- Ребята, кто из вас читал приключенческий роман Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» или смотрел фильм, снятый по его мотивам?

В этом произведении описывается путешествие героев (Филеаса Фогг и Паспарту) по разным странам и континентам.

-Представим себе, что главные герои рассматривали бы несколько маршрутов путешествия вокруг света, и что бы из этого вышло…

- Помогите Паспарту определиться, в какие города ему необходимо взять теплую одежду и зонты,  исходя из маршрута, предложенного Филеасам Фоггом (отправная точка – Лондон, Великобритания, июль месяц):

   

   1 Группа «Маршрут 1» (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и зонты от дождя):

- Лондон – Оттава (теплые вещи и зонты) - Лос-Анджелес (теплые вещи, зонты) – Дарвин (теплые вещи, зонты)   – Кейптаун (теплые вещи, зонты) – Лондон

(выступает один человек от группы)

    2 Группа «Маршрут 2» (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и  зонты от дождя):

       - Лондон - Мадрид (теплые вещи, зонты) – Бразилиа   (теплые вещи, зонты)  – Перт (теплые вещи, зонты)  – Аддис-Абеба (теплые вещи, зонты) - Лондон

(выступает один человек от группы)

     3 Группа «Маршрут 3» (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и зонты от дождя):

       -   Лондон – Рейкьявик (теплые вещи, зонты) – Мехико (теплые вещи, зонты) – Сидней (теплые вещи, зонты) – Каир (теплые вещи, зонты) - Лондон

 (выступает один человек от группы)

    4 Группа Маршрут 4 (подчеркните, нужны ли будут в городе теплые вещи и зонты от дождя):

- Лондон – Каракас  (теплые вещи, зонты) – Лима (теплые вещи, зонты) – Пекин (теплые вещи, зонты) – Дели (теплые вещи, зонты)  - Лондон

  1. Рефлексия.

Давайте подведем итог нашего урока.

-Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- Чему вы научились на уроке?

- Какое применение могут иметь полученные  на уроке знания?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  1. Домашнее задание

Параграф 7, на контурной карте отметить климатические пояса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе на тему: «Праведник Земли Русской. Русский национальный характер. ( По повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»)»

На уроке рассматривается один из «вечных» проблемных культурологических вопросов – вопрос о месте России в мировом окружении, о русском национальном характере, «русской» душе. Эти понятия, а также «бо...

Конспект урока по географии 7 класс "Реки и озера Земли"

Урок по географии в 7классе по теме "Реки и озера Земли" предусматривает использование Электронно образовательных ресурсов ( ЭОР) . Цель  урока: выявить обеспеченность водными ресурсами материко...

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...

Конспект урока по географии 5 класс по теме: "Вулканы Земли"

Урок разработан для учащихся 5 класса по географии, по учебнику Летягина А.А. География. Начальный курс: 5 класс. -М.: Вентана -Граф, 2013...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...