Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Удивительная планета»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx | 37.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Удивительная планета»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Удивительная планета» не противоречит Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по предметной области «География» и может быть использована для изучения в 5 классах. Рабочая программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании» (в действующей редакции); Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993; письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что обучающиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, организацию систематических наблюдений за погодой, работу с интернет-ресурсами и картой своего района, проектирование путешествий по своей местности, к историческим и природным памятникам своей малой Родины, проведение природоохранных мероприятий и просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Удивительная планета» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности, что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения.
Учитывая особенности среднего школьного возраста, интерес обучающихся к изучению нового учебного предмета, любопытство и познавательную активность к явлениям жизни и природы, программа внеурочной деятельности «Удивительная планета» является актуальной в системе школьного географического образования.
Данная программа является практико-ориентированной, направлена на реализацию общеинтеллектуального направления и способствует формированию требуемых универсальных учебных действий для 5-классников и соответствует требованиям ФГОС.
Общая характеристика учебного курса
Цель - формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры, интереса к географии родного края. Вовлечение обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
образовательные:
- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых географических знаний и знаний о природе, формирование представлений о методах изучения географии;
- приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете исторического и культурного развития общества;
воспитательные:
- формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;
- формирование умения ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты, в том числе электронные;
- воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся;
развивающие:
- формирование гражданского самосознания;
- развитие кругозора и коммуникативных качеств у учащихся
- развитие способности к исследовательской и проектной деятельности.
- формирование способности к использованию географических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.
Место учебного курса в учебном плане
Программа внеурочной деятельности объемом 35 часов в год, по 1 ч. в неделю. 24 часа отведено на теоретическую часть, 11 часов на практическую и экскурсионную часть. Проведение экскурсий, путешествий по своей местности. На каждом занятии осуществляется практическая направленность.
Формы организации учебного процесса
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
- учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
- обеспечение преемственности начального общего, основного и разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования;
- особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Удивительная планета», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Важными формами деятельности учащихся являются: развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
Формы деятельности.
- Индивидуальная (результат работы одного ученика).
- Работа в малых группах или командах (результат работы двух - четырех учеников).
- Коллективная деятельность.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии:
- игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.
- Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения.
- Технология критического мышления, специфика которой состоит в организации процесса обучения в трехфазовой структуре: вызов, осмысление и рефлексия.
- Исследовательская деятельность, направленная не только на самостоятельное добывание знаний. Содержание программы внеурочной деятельности предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.
Результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- овладение на уровне общего образования систем географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметными результатами изучения курса «Удивительная планета» является формирование УУД.
Личностные УУД:
- готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Регулятивные УУД:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Предметные результаты:
- усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, знаний, умений, навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
Механизмы реализации программы
Исследовательская и проектная деятельность - участие в конференциях с исследовательскими работами, создание тематических презентаций к занятиям с использованием ИКТ.
Внеклассные мероприятия: викторины, экскурсии, вечера, конкурсы, игровые программы.
Совместная деятельность с ЦРБ – экскурсии, проведение совместных конкурсно-игровых мероприятий, тематические беседы на классных часах, внеклассные мероприятия.
Совместная деятельность с ДОУ - проведение совместных мероприятий: «Школа юного эколога», «Зеленый кедр», «Спасти и сохранить», «Покормите птиц зимой».
Публичные выступления - на школьных мероприятиях, классных часах.
Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная олимпиада).
Ожидаемые результаты
- Развитие коммуникационных способностей обучающихся;
- рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и выполнения домашней работы;
- повышение осведомленности по этнографии, краеведению, географии;
- создание научно-исследовательских работ по теме курса;
- повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся.
Содержание учебного курса
№№ п/п | Наименование тематического раздела | Кол-во часов по разделу |
1. | География – наука комплексная. | 1 |
2. | Географическое познание нашей планеты. | 8 |
3. | Земля и её изображение. | 9 |
4. | Наблюдения – метод географической науки. | 9 |
5. | Край, в котором я родился и живу | 10 |
6. | Резерв | 1 |
Итого: | 35 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Разделы и темы | Содержание занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Основные формы деятельности |
Тема 1. География – наука комплексная. | 1 | ||||
1 | География как наука. Источники географической информации. | Особенности и задачи курса «География». Представление о роли и месте современной географической информации в обществе. Ознакомление с географическими картами различной тематики. | 1 | Беседа, работа с картой атласа | |
Тема 2. Географическое познание нашей планеты. | 8 | ||||
2-3 | Как люди изучали и открывали Землю. | Основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний | 2 | Беседа, практическая работа «Справочник путешественники Средних веков» | |
4 | Форма, размеры и движение Земли. Глобус. | Форма и размеры Земли. Методы географического моделирования | 1 | Беседа, работа с астрономическими инструментами | |
5 | Определение формы глобуса и сравнение ее с формой Земли. | Построение модели рельефного глобуса | 1 | Беседа, практическая работа | |
6 | Современные экспедиции и исследования. | Изучение полюсов Земли, дна океанов и самых высоких вершин. | 1 | Беседа, работа с географической литературой, энциклопедиями | |
7-8 | Защита проектов «Современные экспедиции и исследования». | Представление и обсуждение проектов. | 2 | Презентации проектов. | |
9 | Путешествие по родному поселку | Наблюдение за географическими объектами своей местности. | 1 | Экскурсия, создание буклетов | |
Тема 3. Земля и её изображение. | 9 | ||||
10 | План местности. Значение планов местности. | Знакомство с планом местности. Виды изображений земной поверхности | 1 | Беседа, работа с картой атласа | |
11 | Карта – особый язык географии. Условные знаки. | Оценивание наглядности и информативности карт. Масштаб и виды масштаба, номенклатура карт, условные знаки. | 1 | Беседа, работа с картой атласа | |
12 | Игра «Условные знаки». | Повторения условных знаков, изучаемых в географии. | 1 | Беседа, игра | |
13 | Стороны горизонта. Ориентирование по местным признакам. | Наблюдение местных признаков. | 1 | Беседа, экскурсия | |
14 | Топографическая карта. Масштаб. Направления. | Определение площади пришкольной территории. | 1 | Беседа, практическая работа | |
15 | Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы. | Составление маршрута пути из дома в школу. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний. | 1 | Беседа, практическая работа | |
16 | Игра «Знатоки картографии». | Закрепление умений определение объекта по географическим координатам. | Беседа, игра | ||
17 | Изображение неровностей земной поверхности. | Чтения рельефа по плану местности, топографической карте | 1 | Практическая работа | |
18 | Игра «Путешествие по карте Югры». | Работа с картографической информацией, умение понимать карту. | 1 | Игра | |
Тема 4. Наблюдения – метод географической науки. | 7 | ||||
19 | Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения. | Наблюдение и сравнение наступления фенологического и астрономического сезонов. | 1 | Беседа, работа с географической литературой, интернет-ресурсами | |
20 | Метеорологическая станция. Видеоэкскурсия на метеорологическую станцию. | Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Гисметео. | 1 | Беседа, работа с интернет- ресурсами. | |
21 | Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики. | Работа синоптическим картам, ознакомление с условными обозначениями и составление прогноза погоды, построение графика температуры за месяц. | 1 | Беседа, фенологические наблюдения | |
22 | Построение простейшего самодельного флюгера, осадкомера, термометра, барометра. | Создание моделей географических инструментов. | 2 | Беседа, практическая работа. | |
23-24 | Составление прогноза погоды по народным приметам. | Формирование представление о погоде, роль народных примет в предсказаниях прогноза погоды. | 1 | Исследовательская работа | |
25 | Защита проектов «Составление прогноза погоды на весну по народным приметам ханты и манси». | Представление и обсуждение проектов. | 1 | Презентации проектов. | |
Тема 5. Край, в котором я родился и живу | 10 | ||||
26 | Географическое положение родного края, границы, площадь, протяженность, крайние точки. | Знакомство, анализ карты ХМАО. | 1 | Беседа, работа с картой атласа | |
27 | Природа ХМАО. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира | Составление коллажа «Памятники природы нашей местности». | 1 | Беседа, практическая работа. | |
28 | Народы, населявшие территорию района в разное время, их обычаи, виды хозяйственной деятельности. | Знакомство с важнейшей страницей истории малой Родины – основанием родного края, его развитием, историей и культурой коренных народов. | 1 | Беседа, работа с географической литературой, энциклопедиями | |
29 | История основания, описание герба поселка. | Изучение происхождения становления символики поселка. | 1 | Беседа, практическая работа | |
30-31 | Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности. | Исследование происхождений названий местных объектов. | 2 | Беседа, работа с географической литературой, энциклопедиями, интернет-ресурсами | |
32-33 | Защита проектов «Описанию интересного объекта своей местности». | Представление и обсуждение проектов. | 2 | Презентации проектов. | |
34 | Метапредметная олимпиада | Диагностическая работа | 1 | ||
Резервное время | 1 | ||||
Всего | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Актуальность курса. В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...