Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Удивительная планета»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Удивительная планета»

Пояснительная записка

Рабочая программа  курса «Удивительная планета» не противоречит Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования по предметной области «География» и может быть использована для изучения в 5 классах. Рабочая программа разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании» (в действующей редакции); Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;   Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;  Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993; письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования».  

Особенности содержания данной программы внеурочной деятельности заключаются в том, что обучающиеся получают возможность развития и формирования творческой личности, через активное вовлечение в учебно-познавательную, исследовательскую, проектную и социальную деятельность. Программа включает создание моделей географических инструментов и природных объектов, организацию систематических наблюдений за погодой, работу с интернет-ресурсами и картой своего района, проектирование путешествий по своей местности, к историческим и природным памятникам своей малой Родины, проведение природоохранных мероприятий и просветительских акций. Реализация программы внеурочной деятельности «Удивительная планета» позволяет деятельностно познакомить с методами географической науки, изучить географию своей местности,  что способствует патриотическому, гражданскому и экологическому воспитанию школьников, привитию навыков природоохранного поведения.

Учитывая особенности среднего школьного возраста, интерес обучающихся к изучению нового учебного предмета, любопытство и познавательную активность к явлениям жизни и природы, программа внеурочной деятельности «Удивительная планета» является актуальной  в системе школьного географического образования.

Данная программа является практико-ориентированной, направлена на реализацию общеинтеллектуального направления и способствует формированию требуемых универсальных учебных действий для 5-классников и соответствует требованиям ФГОС.

Общая характеристика учебного курса

Цель - формирование творчески развитой личности школьника путем совершенствования его знаний, умений и навыков, развития его общей географической культуры,  интереса к географии родного края. Вовлечение обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность.

 Данная цель реализуется через решение следующих задач:

образовательные:

  • углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых географических знаний и знаний о природе,  формирование представлений о методах изучения географии;
  • приобретение знаний о природе родного района и его компонентах, как о предмете исторического и культурного развития общества; 

воспитательные:

  • формирование уважительного, бережного отношения к природному наследию своей местности как результату взаимодействия природы и человека;
  • формирование умения ориентироваться на местности, использовать источники географической информации, прежде всего географические карты, в том числе электронные;
  • воспитание патриотических чувств к своей малой родине, формирование патриотического сознания учащихся;

развивающие:

  • формирование гражданского самосознания;
  • развитие кругозора и коммуникативных качеств у учащихся
  • развитие способности к исследовательской и проектной деятельности.
  • формирование способности к использованию географических знаний и умений в решении местных природоохранных проблем, а также видения своего места в решении вопросов, которые будут стоять перед нами в будущем.

Место учебного курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности объемом 35 часов в год, по 1 ч. в неделю. 24 часа отведено на теоретическую часть, 11 часов на практическую и экскурсионную часть. Проведение экскурсий, путешествий по своей местности. На каждом занятии осуществляется практическая направленность.

Формы организации учебного процесса

В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:  воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;  ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;  

  • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;  
  • обеспечение преемственности начального общего, основного и  разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных среднего (полного) общего образования;
  • особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Удивительная планета», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:  развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

Формы деятельности. 

  • Индивидуальная (результат работы одного ученика).
  • Работа в малых группах или командах (результат работы двух - четырех учеников).
  • Коллективная деятельность.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии:

  • игровая технология, которая предполагает использование игры как формы организации учебной деятельности – индивидуальной или коллективной. Проведение творческих конкурсов, игр, викторин, презентаций, демонстрирующих отношение учащихся к сохранению уникальной природы родного края.
  • Технология проектной деятельности учащихся, сущность которой заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения.
  • Технология критического мышления, специфика которой состоит в организации процесса обучения в трехфазовой структуре: вызов, осмысление и рефлексия.
  • Исследовательская деятельность, направленная не только на самостоятельное добывание знаний. Содержание программы внеурочной деятельности предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.

Результаты освоения учебного курса

 Личностные результаты:  

  • овладение на уровне общего образования систем географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;  
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;  
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметными результатами изучения курса «Удивительная планета» является формирование УУД.

Личностные УУД:  

  • готовность следовать этническим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);  
  • умение оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей;  
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;  
  • патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.

 Регулятивные УУД:

  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;  
  • умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

 Познавательные УУД:

  • формирование и развитие по средствам географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;  
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информации;

Коммуникативные УУД:  

  • самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты: 

  • усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, знаний, умений, навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.

Механизмы реализации программы

Исследовательская и проектная деятельность - участие в конференциях с исследовательскими работами, создание тематических презентаций к занятиям с использованием ИКТ.

Внеклассные мероприятия: викторины, экскурсии, вечера, конкурсы,  игровые программы.

Совместная деятельность с ЦРБ – экскурсии,  проведение совместных конкурсно-игровых мероприятий, тематические беседы на классных часах, внеклассные мероприятия.

Совместная деятельность с ДОУ - проведение совместных мероприятий: «Школа юного эколога», «Зеленый кедр», «Спасти и сохранить», «Покормите птиц зимой».

Публичные выступления - на школьных мероприятиях, классных часах.

Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная олимпиада).

Ожидаемые результаты

  • Развитие коммуникационных способностей обучающихся;
  • рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и выполнения домашней работы;
  • повышение осведомленности по этнографии, краеведению, географии;
  • создание научно-исследовательских работ по теме курса;
  • повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся.

Содержание учебного курса

№№

п/п

Наименование тематического раздела

Кол-во часов по разделу

1.

 География – наука комплексная.

1

2.

Географическое познание нашей планеты.

8

3.

Земля и её изображение.    

9

4.

Наблюдения – метод географической науки.

9

5.

Край, в котором я родился и живу

10

6.

Резерв

1

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Разделы и темы

Содержание занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Основные формы деятельности

Тема 1. География – наука комплексная.

1

1

География как наука.  Источники географической информации.

Особенности и задачи курса «География».  Представление о роли и месте современной географической информации в обществе.  Ознакомление с географическими картами различной тематики.

1

Беседа, работа с картой атласа

Тема 2. Географическое познание нашей планеты.

8

2-3

Как люди изучали и открывали Землю.

Основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний

2

Беседа, практическая работа «Справочник

 путешественники Средних веков»

4

Форма, размеры и движение Земли. Глобус.

Форма и размеры Земли. Методы географического моделирования

1

Беседа, работа с астрономическими инструментами

5

Определение формы глобуса и сравнение ее с формой Земли.

Построение модели рельефного глобуса

1

Беседа, практическая работа

6

Современные экспедиции и исследования.

Изучение полюсов Земли,   дна океанов и самых высоких вершин. 

1

Беседа, работа с географической литературой, энциклопедиями

7-8

Защита проектов «Современные экспедиции и исследования».

Представление и обсуждение проектов.

2

Презентации проектов.

9

Путешествие по родному поселку

Наблюдение за географическими объектами своей местности.

1

Экскурсия, создание буклетов

Тема 3. Земля и её изображение.    

9

10

План местности. Значение планов местности.

Знакомство с планом местности. Виды изображений земной поверхности

1

Беседа, работа с картой атласа

11

Карта – особый язык географии. Условные знаки.

Оценивание наглядности и информативности карт. Масштаб и виды масштаба, номенклатура карт,  условные знаки.

1

Беседа, работа с картой атласа

12

Игра «Условные знаки».

Повторения условных знаков, изучаемых в географии.

1

Беседа, игра

13

Стороны горизонта.  Ориентирование по местным признакам.

Наблюдение местных признаков.

1

Беседа, экскурсия

14

Топографическая карта. Масштаб. Направления.

Определение  площади пришкольной территории.

1

Беседа, практическая работа

15

Определение по карте своего населенного пункта места проживания и места расположения школы.

Составление маршрута пути из дома в школу. Описание маршрута с указанием направлений и расстояний.

1

Беседа, практическая работа

16

Игра «Знатоки картографии».

Закрепление умений определение объекта по географическим координатам.

Беседа, игра

17

Изображение неровностей земной поверхности.

Чтения рельефа по плану местности, топографической карте

1

Практическая работа

18

Игра «Путешествие по карте Югры».

Работа с картографической информацией, умение понимать карту.

1

Игра

Тема 4. Наблюдения – метод географической науки.

7

19

Фенологические наблюдения. Погода и метеорологические наблюдения.

Наблюдение и сравнение наступления фенологического и астрономического сезонов.

1

Беседа, работа с географической литературой, интернет-ресурсами

20

Метеорологическая станция. Видеоэкскурсия на метеорологическую станцию.

Работа с данными сайтов Гидрометцентр России и Гисметео.

1

Беседа, работа с интернет- ресурсами.

21

Как предсказать погоду? Прогноз погоды. Синоптики.

Работа синоптическим картам, ознакомление с условными  обозначениями и составление прогноза погоды, построение графика температуры за месяц.

1

Беседа, фенологические наблюдения

22

Построение простейшего самодельного флюгера, осадкомера, термометра, барометра.

Создание моделей географических инструментов.

2

Беседа, практическая работа.

23-24

Составление прогноза погоды по народным приметам.

Формирование представление о погоде, роль народных примет в предсказаниях прогноза погоды.

1

Исследовательская работа

25

Защита проектов «Составление прогноза погоды на весну по народным приметам ханты и манси».

Представление и обсуждение проектов.

1

Презентации проектов.

Тема 5. Край, в котором я родился и живу

10

26

Географическое положение родного края, границы, площадь, протяженность, крайние точки.

Знакомство, анализ карты ХМАО.

1

Беседа, работа с картой атласа

27

Природа ХМАО. Особенности рельефа, климата, вод, растительного и животного мира

Составление коллажа «Памятники природы нашей местности».

1

Беседа, практическая работа.

28

Народы, населявшие территорию района в разное время, их обычаи, виды хозяйственной деятельности.

Знакомство с важнейшей страницей истории малой Родины – основанием родного края, его развитием, историей и культурой коренных народов.

1

Беседа, работа с географической литературой, энциклопедиями

29

История основания, описание герба поселка.

Изучение происхождения  становления символики поселка.

1

Беседа, практическая работа

30-31

Топонимика. Изучение происхождения географических названий своей местности.

Исследование происхождений названий местных объектов.

2

Беседа, работа с географической литературой, энциклопедиями, интернет-ресурсами

32-33

Защита проектов «Описанию интересного объекта своей местности».

Представление и обсуждение проектов.

2

Презентации проектов.

34

Метапредметная олимпиада

Диагностическая работа

1

Резервное время

1

Всего

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями &mda...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс

Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...