урок географии в 6 классе "Подземные воды"
план-конспект урока по географии (6 класс)

урок географии в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon podzemnyevody.zip1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Воды суши. Подземные воды

Тема урока: Подземные воды – важная часть гидросферы?

Тип урока:комбинированный

Форма урока:  урок-диалог

Цель урока: Формирование представления о подземных водах как о части системы - гидросферы.

Задачи урока:

Образовательная:

  • узнать как образуются подземные воды;
  •  познакомиться с их видами и условиями залегания;
  •  узнать каково значение подземных вод в природе и  для  человека;
  •  учиться бережному отношению к природе.

Развивающая задача:

Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

Воспитательная:

Воспитание патриотизма, уважительного  отношения к истории своей малой Родины.

Показать необходимость охраны внутренних вод;

Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

Умение работать самостоятельно, в парах, группах.

Средства обучения, в том числе ЭОР

Коллекция горных пород , химические стаканы , мультимедийный проектор, компьютер, лист самоконтроля  и   творческими заданиями.

Планируемые результаты (всоответствии с ФГОС)

Личностные:  

Понимание важность  подземных вод, как одной из составляющих частей гидросферы  (часть  системы).

Понимание, что подземные воды  подвержены   влиянию    человека.

Воспитание патриотизма, чувства ответственности , чувства товарищества.

Метапредметные :

Развитие умения определять понятия.

Выявлять причинно-следственные связи.

Развитие умения работать индивидуально и в группе.

Развитие творческих способностей через выполнение самостоятельной  работы.

Предметные :

Умение объяснять условия залегания и свойства подземных вод.

Определять подземные воды как часть системы. Находить черты сходства, связи с другими частями гидросферы и оболочками Земли.

Умение объяснять характер взаимного влияния подземных вод  и человека друг на друга.

  ход урока

дети

1. Оргмомент.

Здравствуйте ребята

 Сегодня мы продолжим бороздить просторы географии. Давайте посмотрим, все ли готово к нашему путешествию.

У вас на столе лежит учебник, атлас, тетрадь, дневник и ручка с карандашом.

Приятного путешествия. Садитесь.

2. Проверка знаний

-Начнем мы с вами нашу работу с картографической пятиминутки.

 -Посмотрите, пожалуйста, у вас на партах лежат задания, называется «Суша или вода?». --Сколько заданий у вас на парте?

-Значит, как вы будете работать?

Подпишите листочки.

-Посмотрите внимательно на задание, подумайте, что вы должны сделать?.

- Что нам потребуется для выполнения этого задания?

-Работаем в паре, на выполнение этого задания у вас 3 мин. Кто будет готов, поднимите руки.

Проверим, так ли выполнили задание. Почему?

Вода

суша

Тихий

Аравийский

Гольфстрим

Австралия

Мексиканский

Гренландия

Дрейка

Скандинавский

Аравийское

Мадагаскар

Балтийское

Великобритания

-Поднимите руку, у кого все правильно выполнено?

Кто допустил одну или две ошибки? У кого больше двух ошибок?

-Кто допустил ошибки, в дневнике в конце урока допишите в домашнем задании повторить части суши и гидросферы.

Одно.

В паре

Подписать какими географическими объектами являются, и является это  водой или сушей.

 Атлас. Карта полушарий на стр. 19.

 Ученик подходит к доске и показывает первые два объекта.

Следующий задание

- Что за объекты обозначены цифрами (реки и озера).

- И заканчиваем нашу с вами картографическую пятиминутку. Найдите лишнее и объясните свой выбор:

Моря.         Карское,

Балтийской,

Карибское,

Красное,

Баренцево,

Черное,

Средиземное.

-Понятно, что это все моря. Вы должны выбрать лишнее. Можете ли вы сразу это сделать? Почему, чего не хватает? Мы не знаем, где точно находятся эти объекты. Тогда что мы должны сделать

-Пожалуйста, ваши варианты.

-Тогда, объясните, в чем будет особенность Карского и Баренцево морей, если я скажу что они лишние в этом списке? Чем они отличаются? На какие два вида можно разделить моря по расположению?

 Итак, мы выясняем, что Карское и Баренцево – окраинные, остальные внутренние моря.  

Ребята, у нас было три задания, а как вы думаете, для чего мы выполняли эти задания?

-Поднимите руку, для кого эти объекты были новыми? Действительно, главное было вспомнить.

Называют устно 

Воспользоваться картой

Для того чтобы вспомнить, где находятся данные географические объекты

3. Постановка целейи задач

- Продолжаем наш урок, давайте вспомним части гидросферы и выясним, чего не хватает на схеме? -Давайте проверим.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

- Ребята, попробуйте сформулировать определение, что же такое подземные воды.

Как составляется определение, в начале нужно выяснить - частью чего является и вторая часть – что отличает, в чем особенность.

 -Подземные воды – это воды суши, которые находятся под землей. А как называется верхний слой нашей планеты? которые находятся в земной коре.

- Какие вопросы мы можем задать исходя из темы урока?

Какие?

Где?

Как образуются?

Работа с диаграммой гидросферы.

Подземных вод.

4. Изучение

нового материала.

- Начнем с последнего вопроса. На него  вы уже можете ответить, т.к. с этим явлением вы уже встречались. Что иллюстрирует данный рисунок?

Ваш ответ на вопрос как образуется – подземные воды?

- И так, какие условия нужны, чтобы образовывались подземные воды? Мы уже проговорили, сделайте вывод.

- В определении мы с вами сказали подземные воды в земной коре.  Из какого вещества состоит земная кора?

-А как вы думаете, во всех местах будут одинаково подземные воды образовываться. От чего это будет зависеть?

Круговорот воды в природе.

Ответы детей

Осадки и почва, которая впитывает 

Из горных пород и минералов.

От состава земной коры, от горных пород и минералов.

Сейчас мы с вами проверим, одинаково ли пропускают все горные породы воду. Для этого проведем опыт.

Для того, чтобы его провести, давайте составим план. С чего мы начинаем, ваши предложения:

  1. Ознакомиться с инструкцией
  2. Из инструкции выяснить есть ли у нас оборудование и как с ним работать.
  3. Выяснить, как и зачем  выполнять работу, т.е. цель и порядок выполнения.
  4. Отчет о проделанной работе – устный или в тетради.

Работаем по плану. На работу у вас 5 мин., работаем в группах.

Работу закончили, сели на свои места. Давайте вернемся с вами к инструкции, поясните, что нужно было сделать.

  1. Определить какие горные породы у вас представлены.
  2. Добавили воды и наблюдали, что происходит с минералами и горными породами.

 

  1. Дополните предложение:
  2. Разделить горные породы на группы. Как вы их разделили?

-Давайте проверим по учебнику с. 210 (курсивом) прочитать вслух. Скажите, совпал ли ваш вывод с тем, что вы прочитали в учебнике, у всех?

- Ребята в тетради запишите тему – горные породы,  от нее поставим стрелочку, и какое слово пишем – водоупорные. Песок куда мы отнесем и крошка – это водопроницаем. А у нас еще осталась соль. С ней как? - Значит это, какие будут горные породы – растворимые или легкорастворимые.

Если земная кора сложена легкорастворимыми горными породами, то подземные воды вымывают в толще земли пустоты, пещеры. Найдите в учебнике на стр. 213 как называется такое  явление?

- Итак, что нужно для того чтобы возникли подземные воды.

А теперь подумайте, если все породы будут водопроницаемы, то вода будет уходить, дойдет до мантии, там закипит, раствориться. Будут ли тогда подземные воды?

Мы пришли к выводу, что нужны не просто горные породы, а чередование водопроницаемых и водоупорных горных пород.

-Пометьте себе в тетрадке, что необходимо чередование горных пород.

- А скажите, могут они залегать слоями, сначала водопроницаемые, потом водоупорные, затем снова водопроницаемые и т.д. конечно может. Горные породы в земной коре залегают слоями.

- Тогда вопрос, глубина подземных вод будет одинаковая или разная?  

-Откройте учебник на стр. 211 рис.169. как называются воды находящиеся над первым водоупорным слоем – грунтовые и находятся на глубине до 3 м. Они напрямую зависят от того сколько выпало осадков.

-  Какие воды располагаются  между двумя водоупорными слоями?

Грунтовые воды часто выходят на поверхность, образуя  источники (родники, ключи).

Межпластовые воды  добывают  с помощью специально пробуренных скважин. Такие воды называются артезианскими. Эти воды могут содержать минеральные вещества, тогда такая вода будет называться?

Выполняют опыт 

Соль, песок, глина и мраморная крошка. Глина плохо пропускает воду, песок быстрее, соль растворилась, крошка быстро пропустила воду.

Ответы  обучающихся

Карст.

Должны быть атмосферные осадки и водопроницаемые горные породы.

Нет

Могут

Они могут находиться на разной глубине.

Грунтовые

Межпластовые.

 Минеральной.

Ребята давайте вернемся к вопросам  урока, и посмотрим, на которые из них мы ответили.

Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что мы ответили на первый вопрос, на второй. На третий вопрос

5.  Закрепление

 - И так, давайте подведем итоги.

-Можем ли мы утверждать, что подземные воды являются важной частью гидросферы?

- С какими оболочками Земли связаны подземные воды?

-А раз уж подземные воды так важны, значит, мы должны к ним относиться  по -особенному?

2017г в России объявлен Годом экологии.

Атмосферой (круговорот), литосферой, биосферой (человек)

6. Подведение итогов

Ребята, как вы думаете, кому сегодня за урок можно поставить  5? Давайте назовем с каждого ряда. Поставьте себе, пожалуйста, на полях тетради оценку за урок.

Кружок -

квадратик  -

треугольник –

7 Домашнее задание

Скажите, пожалуйста, что вы дома будете делать?. параграф 50,

повторить географические объекты.

творческое задание:

 кроссворд на тему «подземные воды» или плакат «Охрана подземных вод»)

Ответы детей

Спасибо за урок, вы были хорошими исследователями сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме "Воды суши. Подземные воды"

Тема урока: "Воды суши. Подземные воды"   Цели:Сформировать у учащихся представление о подземных водах, их видах, происхождении, усло­виях залегания, использования и проблемах охраны....

Конспект урока географии по теме: Воды суши:" Реки и озера".

Сформировать представления о реке, ее частях, частях речной системы и долины, сформировать представление о многообразии озер и их происхождении, представление о типах озерных котловин, бессточны...

Урок географии по теме "Воды суши. Реки."

На данном уроке изучаем тему "Реки" . Знакомимся со строением реки, с понятием "Речная система", учимся давать характеристику рек России....

УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"

технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле"  с использованием технологии позиционного обучения...

Бинарный урок (география+биология) "Значение воды на Земле"

15.04.2014г. в рамках методической недели проводили бинарный урок....

План-конспект урока географии на тему: « Воды Мирового океана»

Аннотация работы Цель работы: Разработать серию уроков в 7 классе по географии с применением элементов сингапурской методики по разделу «Гидросфера». Серия уроков построена на основе бло...

Технологическая карта урока географии по теме "Вода на Земле"

Технологическая карта к уроку географии по теме "Вода на Земле" составлена для обучающихся 6 класса....