Бинарный урок (география+биология) "Значение воды на Земле"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
15.04.2014г. в рамках методической недели проводили бинарный урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_vody_na_zemle.docx | 32.58 КБ |
instruktivnaya_kartochka_voda_na_zemle.docx | 36.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ
Цель: сформировать представление о гидросфере, ее составе в Мировом круговороте воды и значении воды в жизни на Земле.
Задачи:
Образовательная: доказать единство всех частей гидросферы;
Развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение уч-ся;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, информационную культуру
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «Улыбайся, освещая всех улыбками! Ошибайся - веселее жить с ошибками. Не пугайся,- в жизни всякое случается. Не сдавайся! Всё не сразу получается». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Здравствуйте!» Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом мы даже не сомневаемся.
1 слайд
Что объединяет все эти объекты?
Попробуйте отгадать тему нашего урока.
Загадка:
«С горы сбегая без труда, она гремит как гром
В морозный день она тверда – руби хоть топором!
Нагрей её – и к небесам она взлетит
Теперь ты мне ответишь сам: зовут её – ВОДА»
Сегодня на уроке мы поговорим о воде на Земле, о её величестве ВОДЕ.
Слайд с темой урока
Откройте тетради и запишите число, тему урока
Подводящий диалог для формулирования учениками цели урока
Ребята, давайте поделимся своими знаниями: что вы уже знаете о воде ?
Что хотели бы узнать?
(Что такое вода? Что вы знаете уже о воде?
Что хотите узнать о воде?)
Слайд 3 Ода Воде
Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.
Давайте вспомним основные свойства воды, проведя небольшое исследование.
(На партах стакан с водой.)
Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)
Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в другой стакан – она течёт. А еще сохраняет ли она форму (нет) Она принимает форму того сосуда, или емкости в которую ее перелили.
На слайде основные свойства воды: прозрачная, бесцветная, не имеет вкуса и запаха, растворитель, обладает текучестью, не сохраняет форму.
Три состояния воды
Ребята, как вы думаете, почему существует выражение
«Вода – самая загадочная жидкость на Земле»
Выслушиваются мнения учащихся.
- Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут. И доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей)
Вода с неё испарилась, т.е. превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ – невидимку. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.
- А если вынести стакан воды зимой на мороз, что произойдет? – вода замерзнет, превратится в лёд. Лед и снег – это замерзшая вода.
Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
Видеоролик «3 состояния воды?»
Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.
Там за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду.
Не замочив своих я ног.
По скользкому иду я льду.
Вы скажете, что я схитрил?
Но лед – замерзшая вода.
Прошел и ног не замочил.
Сказал я павду, как всегда. (С. Олегова)
Вода обладает и другими уникальными свойствами:
- Вода – единственное вещество, существующее в природе в трёх агрегатных состояниях: лёд, вода и пар
- Вода – единственное вещество, плотность которого повышается с понижением температуры лишь до +4°С, а затем понижается (т.е. при t= +4°С вода самая «тяжелая»; опускаясь на дно рек, озер, она препятствует их промерзанию до дна и позволяет их обитателям дожить до весны).
- Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).
Вы согласны с выражением, что вода – самое загадочное вещество на Земле?
А много ли воды на Земле?
Поднимите руку, кто считает - МАЛО? – опустите.
А теперь. Те, кто – МНОГО? И вы - правы!
71% поверхности Земли – вода, на долю суши приходится 29%
Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса.
Вода образует оболочку, которую мы называем – ГИДРОСФЕРА.
Состав гидросферы
Гидросфера состоит из 3 частей, назовите их, используя учебник стр. 113 и атлас стр. 29. Заполните схему в тетради.
Все части гидросферы связаны между собой, известным вам процессом
стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океаном,
Чтобы тут же в путь пуститься
Длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где-то падать на пески и камни,
На поля и на сады.
О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется?
– Круговорот воды в природе.
Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.
А теперь - Постарайтесь озвучить представленную схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.
Слайд – анимация.
Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.
В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!
Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.
Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.
В тетрадь!
Какое значение имеет этот процесс на Земле? Слайд
Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?
Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.
Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.
Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.
Физкультминутка: Над водой летят стрижи (руки в стороны )
Под водой плывут ерши (ныряем, присели и разгребаем руками)
Плывет лодочка краса - расписные паруса (руки сцеплены в замок перед собой, плавные движения туловища)
Все, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Мы продолжим наш урок.
Ребята, а как вы думаете, нужна ли вода живым организмам?
Вода - не только самая распространенная, но и самая важная жидкость в природе. «Воде, - сказал великий Леонардо, - была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. Говорят: нет воды - нет жизни, есть вода - есть жизнь».
Вода - колыбель жизни, именно в воде зародилась первая жизнь. Возникновение и развитие жизни в воде началось с одноклеточных водорослей, затем появились животные и человек. Которые освоили не только водную среду, но и наземную, воздушную.
Расселившись по всей суше, ни растения, ни животные, тем не менее, не могут порвать свою связь с водой.
Ни один процесс в живых организмах не происходит без участия воды. Мы знаем, что все организмы состоят из клеток, которые в своем составе несут воду. Немаловажное значение имеет вода для одноклеточных организмов. Вода переносит питательные вещества по клетке, растворяет вещества.
Растениям она необходима для всасывания питательных веществ из почвы и передвижения их по всему растению в виде раствора. Нужна вода и в процессе фотосинтеза, который происходит в листьях растений, помогает в отложении органических веществ в запасающих тканях растения. При удалении из растений воды, через устьица- происходит охлаждение растений от перегревания.
У животных вода входит в состав крови и лимфы. С участием воды происходит транспорт по телу животных питательных веществ, а также выделение наружу продуктов жизнедеятельности (мочи, пота).
У наземных теплокровных животных, вода испаряясь участвует в охлаждении организма.
Мы с вами знаем, что человек относится к царству Животных. Значит, вода будет выполнять все те же функции, что и у животных.
Взрослый человек на 80% состоит из воды. Давайте посмотрим, как вода распределяется в организме человека? Прежде всего, вода входит во все органы и ткани. В сердце, легких и почках - 80 %, в костях - 30 %, в зубной эмали - 0,3%, в моче 99%, в крови-83%, в мозге-71%.
А как вы думаете, а сколько воды в вашем организме? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами выполним практическую работу, подсчитав количество воды в вашем организме. Для этого нам необходимо знать массу вашего тела (это было ваше домашнее задание), которая умножается на коэффициент 0, 65. В результате мы получим массу воды в вашем организме. Считаем. Результат заносим в инструктивную карточку.
Практическая работа
«Подсчет содержания воды в организме человека»
M Н2О= m тела х 0,65 М Н2О = 68 кг *0, 65= 44, 2 (44 кг 200г) Раз так много ее в организме человека , значит, вода является одним из важных веществ в живых организмах. Без нее растения, животных и человек погибают. Мы с вами еще из курса ОБЖ знаем, что человек без воды может прожить от 3до 5 суток. Далее наступает обезвоживание организма и человек умирает.
Вывод: Какие функции выполняет вода в живых организмах (растениях, животных, человеке)? Записать в инструктивную карточку.
Функции воды в живых организмах
Тест
1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:
А) жидком состоянии;
Б) твердом состоянии;
В) газообразном состоянии;
Г) во всех перечисленных состояниях.
2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:
А) испарение;
Б) выпадение осадков;
В) таяние снега и льда;
Г) шторм на море.
3.Основной объем воды на Земле заключен:
А) в соленых водах Мирового океана;
Б) в ледниках;
В) в пресных водах.
4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:
А) Мировым океаном;
Б) Мировым круговоротом воды;
В) водным сообществом.
5.В состав гидросферы НЕ входят:
А) реки и озера;
Б) моря и океаны;
В) подземные воды и ледники;
Г) нет правильного ответа.
Итак, обратитесь к началу урока, где вы записали, что хотелось бы узнать о воде.
РЕФЛЕКСИЯ.
У вас на столах есть смайлики. Если вы всё поняли на уроке и готовы отправиться в плаванье – прикрепите желтый смайлик в лодку.
Если вы считаете, что еще не готовы к плаванью- оставайтесь на берегу.
Домашнее задание:
§ 23
Составить кроссворд
На рабочем листе: закрасьте объекты Г с соленой водой- зеленым цветом, с пресной-голубым, а объекты, в которых вода может быть и пресной, и соленой- закрасьте двумя цветами.
Предварительный просмотр:
Ф.И.________________________________________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________________________
1.Вспомните, в каких трёх состояниях встречается вода в природе.
Дополните схему.
2.Сформулируйте и запишите понятие.
ГИДРОСФЕРА – это_______________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
- Какова роль круговорота воды в природе?
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. Практическая работа «Подсчет содержания воды в организме человека»
М Н2О= m тела х 0,65 М Н2О = 68 кг *0, 65= 44, 2 (44 кг 200г.
М- масса воды, m- масса тела, 0,65- коэффициент. Подставьте свою массу тела и подсчитайте количество воды в вашем организме.
________Х0,65= _______кг_____гр.
Функции воды в живых организмах
Тест
1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:
А) жидком состоянии;
Б) твердом состоянии;
В) газообразном состоянии;
Г) во всех перечисленных состояниях.
2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:
А) испарение;
Б) выпадение осадков;
В) таяние снега и льда;
Г) шторм на море.
3.Основной объем воды на Земле заключен:
А) в соленых водах Мирового океана;
Б) в ледниках;
В) в пресных водах.
4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:
А) Мировым океаном;
Б) Мировым круговоротом воды;
В) водным сообществом.
5.В состав гидросферы НЕ входят:
А) реки и озера;
Б) моря и океаны;
В) подземные воды и ледники;
Г) нет правильного ответа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"
Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1) обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...
УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"
технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле" с использованием технологии позиционного обучения...
Бинарный урок "Значение воды на Земле"
урок географии и биологии в 5 классе в теме Гидросфера. Урок проводили 15.04.14 в рамках методической недели...
Инструктивная карточка к бинарному уроку "Значение воды на Земле" 5 класс
инструктивная карточка для учащихся к бинарному уроку географии и биологии "Значение воды на Земле" в 5 классе.Урок проводили 15.04.14 в рамках методической недели...
Технологическая карта урока географии по теме "Вода на Земле"
Технологическая карта к уроку географии по теме "Вода на Земле" составлена для обучающихся 6 класса....
Урок в 6 классе "Вода на Земле. Мировой океан".
Урок на основе технологии схемных и знаковых модулей по В.Ф.Шаталову...
Технологическая карта урока для 5 класса "Вода на Земле"
Предметные результаты: объяснять значений понятий: гидросфера, мировой океан, ледник; уметь показывать океаны. Мета предметные результаты: формирование умения выделять ключевое слово и существе...