Бинарный урок (география+биология) "Значение воды на Земле"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Лихачева Наталья Степановна

15.04.2014г. в рамках методической недели проводили бинарный урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_vody_na_zemle.docx32.58 КБ
Файл instruktivnaya_kartochka_voda_na_zemle.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ НА ЗЕМЛЕ

 Цель: сформировать представление о гидросфере, ее составе в Мировом круговороте воды и значении воды в жизни на Земле.

        

Задачи:

Образовательная: доказать единство всех частей гидросферы;

Развивающая: развивать умение анализировать, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение уч-ся;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, информационную культуру

- Добрый день, ребята.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «Улыбайся, освещая всех улыбками! Ошибайся - веселее жить с ошибками. Не пугайся,- в жизни всякое случается. Не сдавайся! Всё не сразу получается». А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем «Здравствуйте!» Присаживайтесь на свои места. Я надеюсь, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом мы даже не сомневаемся.

1 слайд

Что объединяет все эти объекты?

Попробуйте отгадать тему нашего урока.

Загадка:

«С горы сбегая без труда, она гремит как гром

В морозный день она тверда – руби хоть топором!

Нагрей её – и к небесам она взлетит

Теперь ты мне ответишь сам: зовут её – ВОДА»

Сегодня на уроке мы поговорим о воде на Земле, о её величестве ВОДЕ.

Слайд с темой урока

Откройте тетради и запишите число, тему урока

Подводящий диалог для формулирования учениками цели урока

Ребята, давайте поделимся своими знаниями: что вы уже знаете о воде ?

Что хотели бы  узнать?

 (Что такое вода? Что вы знаете уже о воде?

Что хотите узнать о воде?)

Слайд 3   Ода Воде

Мы – исследователи и мы постараемся открыть тайны Воды.

Давайте вспомним основные свойства воды, проведя небольшое исследование.

(На партах  стакан с водой.)

Посмотрите внимательно на воду. Какая она? (Прозрачная, жидкая.)

Имеет ли чистая вода запаха? (Нет.) Имеет ли вода цвет? (Нет). Бросим кусочек сахара в стакан, что происходит? (Сахар растворяется). Если переливать воду в другой стакан – она течёт.  А еще сохраняет ли она форму (нет) Она принимает форму того сосуда, или емкости в которую ее перелили.  

На слайде основные свойства воды: прозрачная, бесцветная, не имеет вкуса и запаха, растворитель, обладает текучестью, не сохраняет форму.

Три состояния воды

Ребята, как вы думаете, почему существует выражение

«Вода – самая загадочная жидкость на Земле»

Выслушиваются мнения учащихся.

  1. Мы протираем мокрой тряпкой классную доску. Прошло несколько минут. И доска высохла. Куда исчезла вода? (Ответы детей)

Вода с неё испарилась, т.е. превратилась в пар – прозрачный, бесцветный газ – невидимку. Водяной пар – это вода в газообразном состоянии.

  1. А если вынести стакан воды зимой на мороз, что произойдет? – вода замерзнет, превратится в лёд. Лед и снег – это замерзшая вода.

Итак, вода находится в природе в трёх состояниях: жидком, твёрдом  и газообразном.

 Видеоролик «3 состояния воды?»

Я по воде могу ходить!

Хотите, я вам покажу?

И даже ног не замочить.

Сейчас легко вам докажу.

Там за углом залит каток

Я по нему сейчас пройду.

Не замочив своих я ног.

По скользкому иду я льду.

Вы скажете, что я схитрил?

Но лед – замерзшая вода.

Прошел и ног не замочил.

Сказал я павду, как всегда.  (С. Олегова)

Вода обладает и другими уникальными свойствами:

  • Вода – единственное вещество, существующее в природе в трёх агрегатных состояниях: лёд, вода и пар
  • Вода – единственное вещество, плотность которого повышается с понижением температуры лишь до +4°С, а затем понижается (т.е. при t= +4°С вода самая «тяжелая»; опускаясь на дно рек, озер, она препятствует их промерзанию до дна и позволяет их обитателям дожить до весны).
  • Вода – самое теплоёмкое вещество (для нагревания 1 л воды на 1°С требуется в десятки раз больше энергии, чем для других веществ).

Вы согласны с выражением, что вода – самое загадочное вещество на Земле?

А много ли воды на Земле?

Поднимите руку, кто считает -  МАЛО? – опустите.

А теперь. Те, кто – МНОГО? И вы -  правы!

71% поверхности Земли – вода, на долю суши приходится 29%

Посмотрите, как выглядит наша Земля из космоса.

Вода образует оболочку, которую мы называем – ГИДРОСФЕРА.

Состав гидросферы

Гидросфера состоит из 3 частей, назовите их, используя учебник стр. 113 и атлас стр. 29. Заполните схему в тетради.

Все части гидросферы связаны между собой, известным вам процессом

стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ.

Мириады водяных пылинок

Поднимаются над океаном,

Чтобы тут же в путь пуститься

Длинный

По широтам и меридианам,

Стать сгустившимися облаками,

Тучами, чтоб тяжестью воды

Где-то падать на пески и камни,

На поля и на сады.

О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется?

 – Круговорот воды в природе.

Используя рисунок 136 в учебнике стр.113, составьте краткий рассказ о Мировом круговороте воды в природе.

А теперь - Постарайтесь озвучить представленную  схему на данном слайде, при этом успевая за появляющимися стрелками.

Слайд – анимация.

Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.

В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!

Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.

Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.

В тетрадь!

Какое значение имеет этот процесс на Земле? Слайд

Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?

Теперь вы точно сможете ответить на вопрос: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой?

Солнце сделало наши водоемы неиссякаемыми. Благодаря Солнцу существует круговорот воды в природе; реки и подземные воды постоянно пополняются водой из Мирового океана.  

Океан не переполняется водой, потому что этому препятствует процесс испарения.

Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.

Физкультминутка:  Над водой летят стрижи (руки в стороны )

                               Под водой плывут ерши (ныряем, присели и разгребаем руками)

                             Плывет лодочка краса - расписные паруса (руки сцеплены в замок перед собой,  плавные   движения туловища)

                      Все, закончили разминку.

                    Сели прямо, держим спинку.

                    Чтобы уложиться в срок,

                    Мы продолжим наш урок.

Ребята, а как вы думаете, нужна ли вода живым организмам?

Вода - не только самая распространенная, но и самая важная жидкость в природе. «Воде, - сказал великий Леонардо, - была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле. Говорят: нет воды - нет жизни, есть вода - есть жизнь».

Вода - колыбель жизни, именно в  воде зародилась первая жизнь.  Возникновение и развитие жизни в воде началось с  одноклеточных водорослей, затем появились животные и человек. Которые освоили не только водную среду, но и наземную, воздушную.

Расселившись по всей суше, ни растения, ни животные, тем не менее, не могут порвать свою  связь с водой.

Ни один процесс в живых организмах не происходит без участия воды. Мы знаем, что все организмы состоят из клеток, которые в своем составе несут воду. Немаловажное значение имеет вода для одноклеточных организмов. Вода переносит питательные вещества по клетке, растворяет вещества.

Растениям она необходима для всасывания питательных веществ  из почвы и передвижения их по всему растению в виде раствора. Нужна вода и в процессе фотосинтеза, который происходит в листьях растений, помогает в отложении органических веществ в запасающих тканях растения. При удалении из растений  воды, через устьица- происходит охлаждение растений от перегревания.

У животных вода входит в состав крови и лимфы. С участием  воды происходит  транспорт  по телу животных питательных  веществ, а  также выделение наружу  продуктов  жизнедеятельности (мочи, пота).

У наземных теплокровных животных, вода  испаряясь участвует в охлаждении организма.

Мы с вами знаем, что человек относится к царству Животных. Значит, вода будет выполнять все те же функции, что и у животных.

Взрослый человек на 80% состоит из воды. Давайте посмотрим, как вода  распределяется в организме человека? Прежде всего, вода входит во все органы и ткани. В сердце, легких и почках  -  80 %, в костях - 30 %, в зубной эмали - 0,3%, в моче 99%, в крови-83%, в мозге-71%.

А как вы думаете, а сколько воды в вашем организме? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами выполним  практическую работу, подсчитав количество воды в вашем организме. Для этого нам необходимо знать массу вашего тела (это было ваше домашнее задание), которая умножается  на коэффициент 0, 65. В результате мы получим массу воды в  вашем организме. Считаем. Результат заносим в инструктивную карточку.

Практическая работа
«Подсчет содержания воды в организме человека»

M   Н2О= m тела  х 0,65       М Н2О = 68 кг *0, 65= 44, 2 (44 кг 200г) Раз так много ее в организме человека , значит, вода является одним из важных веществ в  живых организмах. Без нее растения, животных и человек погибают. Мы с вами еще из курса ОБЖ знаем, что человек без воды может прожить от 3до 5 суток. Далее наступает обезвоживание организма и человек умирает.

Вывод: Какие функции выполняет вода в живых организмах (растениях, животных, человеке)?  Записать в инструктивную карточку.

Функции воды  в живых организмах

                

 

Тест

1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:

А) жидком состоянии;
Б) твердом состоянии;
В) газообразном состоянии;
Г) во всех перечисленных состояниях.

2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:

А) испарение;
Б) выпадение осадков;
В) таяние снега и льда;
Г) шторм на море.

3.Основной объем воды на Земле заключен:

А) в соленых водах Мирового океана;
Б) в ледниках;
В) в пресных водах.

4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:

А) Мировым океаном;
Б) Мировым круговоротом воды;
В) водным сообществом.

5.В состав гидросферы НЕ входят:

А) реки и озера;
Б) моря и океаны;
В) подземные воды и ледники;
Г) нет правильного ответа.

Итак, обратитесь к началу урока, где вы записали, что хотелось бы узнать о воде.

РЕФЛЕКСИЯ.

У вас на столах есть смайлики. Если вы всё поняли на уроке и готовы отправиться в плаванье – прикрепите желтый смайлик в лодку.

Если вы считаете, что еще не готовы к плаванью- оставайтесь на берегу.

Домашнее задание:

§ 23

Составить кроссворд

 На рабочем листе: закрасьте объекты Г с  соленой водой- зеленым цветом, с пресной-голубым, а объекты, в которых вода может быть и пресной, и соленой-  закрасьте двумя цветами.  



Предварительный просмотр:

Ф.И.________________________________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________________

1.Вспомните, в каких трёх состояниях встречается вода в природе.

 Дополните схему.

2.Сформулируйте и запишите понятие.

ГИДРОСФЕРА – это_______________________________________________

_______________________________________________________________________

           _______________________________________________________________________

  1. Какова роль круговорота воды в природе?

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

             ________________________________________________________________________________________
            ________________________________________________________________________________________


4. Практическая работа «Подсчет содержания воды в организме человека»

М  Н2О= m тела  х 0,65       М Н2О = 68 кг *0, 65= 44, 2 (44 кг 200г.

М- масса воды,  m- масса тела,       0,65- коэффициент. Подставьте свою массу тела и подсчитайте количество воды в вашем организме.

________Х0,65= _______кг_____гр.

Функции воды  в живых организмах

                

 


Тест

1. Входящая в состав гидросферы вода находится в:

А) жидком состоянии;

Б) твердом состоянии;

В) газообразном состоянии;

Г) во всех перечисленных состояниях.

2. Какой процесс НЕ является частью круговорота воды:

А) испарение;

Б) выпадение осадков;

В) таяние снега и льда;

Г) шторм на море.

3.Основной объем воды на Земле заключен:

А) в соленых водах Мирового океана;

Б) в ледниках;

В) в пресных водах.

4. Непрерывный процесс перемещения воды из Мирового океана на сушу и обратно называется:

А) Мировым океаном;

Б) Мировым круговоротом воды;

В) водным сообществом.

5.В состав гидросферы НЕ входят:

А) реки и озера;

Б) моря и океаны;

В) подземные воды и ледники;

Г) нет правильного ответа.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе "Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Мировой океан и его части"

Цель: сформировать понятие «гидросфера», её основные части.1)      обобщить знания учащихся о значении воды в природе и жизни человека; природных явлениях, происходящих в гидр...

УРОК ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС "Вода на Земле"

технологическая карта урока географии в 5 классе "Вода на Земеле"  с использованием технологии позиционного обучения...

Бинарный урок "Значение воды на Земле"

урок географии и биологии в 5 классе в теме Гидросфера. Урок проводили 15.04.14 в рамках методической недели...

Инструктивная карточка к бинарному уроку "Значение воды на Земле" 5 класс

инструктивная карточка для учащихся к бинарному уроку географии и биологии "Значение воды на Земле" в 5 классе.Урок проводили 15.04.14 в рамках методической недели...

Технологическая карта урока географии по теме "Вода на Земле"

Технологическая карта к уроку географии по теме "Вода на Земле" составлена для обучающихся 6 класса....

Урок в 6 классе "Вода на Земле. Мировой океан".

Урок на основе технологии схемных и знаковых модулей по В.Ф.Шаталову...

Технологическая карта урока для 5 класса "Вода на Земле"

Предметные результаты: объяснять значений понятий: гидросфера, мировой океан, ледник; уметь показывать океаны. Мета предметные результаты: формирование умения выделять ключевое слово и существе...