Обобщающий урок по теме: «Почвы» С использованием регионального содержания. «Почвы Подмосковья» (8 класс)
план-конспект урока по географии (8 класс)

обобщение по теме: "Почвы". Использование элементов регионального содержания "Почвы подмосковья" 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochvy_podmoskovya_2.docx33.01 КБ
Office presentation icon pochvy_podmoskovya.ppt2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Почвы»

С использованием регионального содержания. «Почвы Подмосковья»

(8 класс)

Цели урока:

-  изучение почв Московской области,

- формировать умения давать оценку экологического состояния почвы

- определить роль почвы в хозяйственной деятельности человека

Задачи:

- Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории Московской области, характерных чертах почв Подмосковья

       актуализировать знания учащихся по понятиям «почва», «состав почвы», характеристика почв;

       прививать интерес к учебному предмету, сформировать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объекта живой и неживой природы, воспитывать организованность,

       развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас, кругозор;

Ожидаемый результат: учащиеся должны знать типы почв Московской области, знать, что такое эрозия почвы и как можно улучшить состояние почвенного покрова. Уметь рассчитывать нужное количество удобрений.

Оборудование: карты «Почвы Подмосковья», «Московской области»,  «Физическая карта России».

 Тип и форма урока: урок изучения нового материала (урок-практикум), бинарный урок география и биология.

Ход урока.

I. Оргмомент.

  Вот звонок нам дал сигнал –

  Поработать час настал.

II. Эмоциональный настрой. Речевая разминка. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Учитель:

Без какой святыни природы жизнь человека не представляется возможной? (Без земли.)

- Не догадываетесь? Тогда пусть вам поможет загадка:

 

Меня бьют, колотят, ворочают, режут-

Я все терплю и всем добром плачу. (почва)

Ученик

-Да, могу, друзья мои, помочь вам,

Расскажу я, что такое почва.

 

Почвою не вся земля зовется,

Только верхний плодородный слой,

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

 

Но не скоро станет доброй пашней

Влажный перегной листвы опавшей,

Отцветают травы каждый год,

Только долго почвы слой растет.

 

Чтоб возник, друзья мои, в природе

Тоненький слой почвы, словно нить,

Много, очень много лет проходит,

Многим травам надо перегнить.

 

Чтобы спорилось то дело ладно,

Есть у почвы дружная команда.

Эй, подземный выходи народ!

Появились жук, червяк и крот.

 

Эти трое славно землю роют,

Не боясь кромешной темноты.

И быстрей весеннею порою

Вырастают травы да цветы.

 

Вот и все - закончил я, качая

Стебелек высокий иван-чая,

Не везде, увы, сады цветут,

Не похожи почвы там и тут. (Ольга Мирко)

Что я уже знаю?

  • Что называют почвой?
  • Типы почв
  • Зональность почв
  • Основоположник науки о почвах
  • Как называется наука о почвах

 Что я хочу узнать?

  • Типы почв Московской области
  • Состав почв Московской области
  • Влияние вредных веществ на организм человека
  • О мероприятиях по сохранению плодородия почв

Актуализация опорных знаний

Кроссворд выполняется в парах на отдельных листах

 по горизонтали

  1. Верхний слой почвы пронизанный корнями растений (дерновина)
  2. Процесс разрушения почвы (эрозия)
  3. Мероприятия по восстановлению почвы (рекультивация)
  4. Верхний перегнойный горизонт почвы (гумус)
  5. Самая плодородная почва (чернозем)
  6. Мероприятия по сохранению основного свойства почвы (мелиорация)
  7. Основное свойство почвы (плодородие)
  8. Что называл «зеркалом ландшафта» ученый почвовед (почва)

По вертикали: 9. Фамилия ученого почвоведа (Докучаев)

На выполнение кроссворда отводится 2 минуты

Учитель: Докучаев называл «почву – зеркалом ландшафта»

Слайд 5 * Говорят, что почва – кожа Земли». Хороша ли эта кожа?

  Почва – это особое природное образование, обладающее рядом специфических свойств. В. Докучаев отмечал, что почва – есть продукт совокупной деятельности грунта, климата, растительности, живых организмов в рельефе местности.

Учитель: Процесс почвообразования достаточно долговременный. Природе необходимо100- 200 лет для создания слоя почвы толщиной в 1 см. Рождаются и умирают миллиарды живых существ. Оставаясь в почве, они в результате разложения за тысячи лет образуют почвенный слой в 20-30см.  Различные факторы окружающей среды оказывают то или иное воздействие на состояние почвенного покрова и, соответственно, на развитие растительности.

 (учащиеся записывают схему в тетрадях)

                      Факторы окружающей среды

http://school2.lytkarino.net/kopilka_kovina.files/image001.gif

http://school2.lytkarino.net/kopilka_kovina.files/image002.gif

http://school2.lytkarino.net/kopilka_kovina.files/image003.gif

http://school2.lytkarino.net/kopilka_kovina.files/image004.gif

 

 

 


Световая      Н2О     Питательные        Тепловое        РН среда

 энергия                      вещества             состояние      кислотная или

                            С,О2,N,H2, Ca, Mg, Fe,F,S, Mn,              среды           щелочная

                                                                           t - +10-+45

 

        Токсические         Случайные факторы     Антропогенные

     загрязнения           стихийный явления – град ,ураганы,                       факторы

          Н2SO4,фенолы                         болезни  растений, засухи, заморозки.        добыча полезных ископаемых

            тяжелые металлы                                                                                        (особенно открытым способом),

      свинец, ртуть, фтористые                                                                        промышленные выбросы, избыточное

вещества-эти вещества нарушают                                                            применение удобрений и ядохимикатов,

физиологические реакции в растениях                                                    загрязнение поверхностного стока

                                                                         отходами животноводства, попадание

                                                                                                                      в почву неочищенных жидких и         

                                                                                                                      твердых отходов, изменение почвы

                                                                                                     под инфраструктурой городов      

Территория Московской области огромна (47 тыс. кв. км) и разнообразна - по ландшафту, рельефу, характеру растительности и даже климату. Умеренно-континентальный, он становится более теплым и менее влажным в направлении с северо-запада на юго-восток. Относительно теплое подмосковное лето сочетается с довольно холодной и снежной зимой. Среднегодовая температура составляет - в зависимости от района - от +2,5 до +5,5 °С. Осадков здесь хватает во все сезоны, что обуславливает преобладающий характер почв - кислые, подзолистого типа (минеральные вещества из верхних горизонтов почвы активно вымываются, особенно под хвойными лесами). Московская область находится в центре Русской равнины, на стыке нескольких крупных физико-географических районов. Север области занимает часть Верхневолжской низменности, юго-запад Москворецко-Окская равнина. С юга вклиниваются окраины Среднерусской возвышенности, на восток и юго-восток заходит Мещерская низменность, а с запада на северо-восток область пересекает Клинско-Дмитровская гряда.

12-15 тысяч лет назад вся северная часть Подмосковья была скрыта под мощным, толщиной в десятки и сотни метров, слоем льда. С потеплением климата ледник постепенно отходил на север, оставляя за собой отложения разного состава - от глин до песков. Они и стали материнскими породами для подмосковной почвы. От механического состава почвы наследуют физические свойства (водо - и воздухопроницаемость, способность удерживать воду, скорость передвижения веществ), от минералогического - химический состав и содержание питательных веществ.

Самыми распространенными материнскими породами в Московской области являются надморенные покровные пылеватые суглинки (толщиной от десятков сантиметров до нескольких метров) и менее мощные песчаные наносы низин.

Растения тоже принимают участие в образовании почвы: корни рыхлят землю, придают ей структуру, извлекают из нее минеральные элементы. Почву Подмосковья создали в основном леса. Причем разные. На севере и северо-западе растут леса еловые. В центре и на западе, в верхнем течении Москвы-реки, - смешанные. На юге и юго-востоке, до границы с Мещерой, - широколиственные. На востоке и юго-востоке, в районе Мещерской низменности, сосновые леса окружают болота. А на самом юге Подмосковья раскинулась лесостепь.

Слайд 4. Карта почв М.о. Посмотрев на карту почв, мы видим, что на севере М.о. подзолистые почвы, большую часть занимают дерново –подзолистые, по долинам рек - аллювиальные, на востоке и частично на севере М.о. – болотные, на юге – серые лесные и в Заочье – самые северные черноземы.        

1гр. Подзолистые почвы опытный глаз определит сразу: в верхней части толщи они белесые. Эта земля неплодородная, кислая, очень бедная гумусом и элементами питания. Она требует существенного улучшения структуры, внесения органических и минеральных удобрений и извести.

   -Дерново-подзолистые почвы менее кислые, чем просто подзолистые, более богаты гумусом и прочими питательными веществами, а значит, плодородны, имеют лучшую комковато-порошистую структуру. Окультуривание дерново-подзолистых почв приносит хорошие результаты.

2гр. -Серые лесные почвы представляют собой переходный тип от дерново-подзолистых к черноземам. Они тяжелы, слабокислы, с прочной ореховатой структурой. Это достаточно плодородные почвы, содержание гумуса в них составляет от 2 до 4%.

 -Чернозем – самая богатая почва. Недаром его называют царем почв. Конечно, подмосковный чернозем отличается, скажем, от воронежского. Подмосковный чернозем принадлежит к северному подтипу, он либо выщелочен, либо оподзолен. Содержание гумуса доходит в нем до 8%, он имеет ореховато-зернистую структуру и почти черен. Под гумусовым горизонтом залегают карбонатные мореные суглинки, обеспечивающие почти нейтральную реакцию почвы.

3гр. -Аллювиальные почвы распространены в долинах рек и на пойменных террасах. Они тоже разнообразны: дерновые, дерново-глеевые, болотные. Типы аллювиальных почв отличаются по степени избыточного увлажнения, содержанию питательных веществ, структуре и составу.

 -Самые плодородные из них – луговые пойменные. Их можно отличить по темному цвету. Они богаты гумусом, обладают прочной зернистой структурой, высоким плодородием. Как и болотные, аллювиальные почвы хорошо отзываются на проведение осушительной мелиорации.

 -Болотные и заболоченные почвы занимают всевозможные низины. Они бывают торфяно-болотными, лугово-болотными, дерново-подзолисто-глеевыми, торфянисто-подзолисто-глеевыми и т.д. Общее для всех болотных почв – повышенная кислотность и низкое плодородие при высоком богатстве элементами питания. Лишенные доступа воздуха, органические вещества в них минерализуются, почвенная масса теряет структуру. Одними удобрениями такому горю не поможешь, необходима осушительная мелиорация. После этого болотные почвы могут стать вполне плодородными.

Результатом хозяйственной деятельности человека являются:

  -Антропогенные нарушения и загрязнение почв. Слайд

Сельскохозяйственные нарушения- перекрытие почвенного слоя другими горными породами, вытаптывание верхнего слоя при выпасе скота, загрязнение минеральными удобрениями, ядохимикатами, отходами животноводства.

Лесохояйственные – эрозия почв (ветровая и водная).

Строительные – механическое нарушение (уплотнение, переувлажнение, иссушение), замусыривание, пожарища и другое.

Транспортные – перекрытие и уплотнение почвенного слоя дорожно-строительными материалами.

Рекреационное – уплотнение, замусоривание, пирогенные нарушения.

Промышленные – загрязнение почв (засоление, закисление, загрязнение нефтепродуктами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другое).

что и где

Почвы Московской области так же разнообразны, как и ее природа. Почвоведы выделяют

- среднерусская провинция в Подмосковье три основные почвенные зоны:

- южно-таежная подзона дерново-подзолистых почв;

серых лесных почв;

- среднерусская лесостепная провинция оподзоленных, выщелоченных и типичных среднегумусных и тучных мощных черноземов и серых лесных почв.

Подзолистые ПОЧВЫ опытный глаз определит сразу: в верхней части толщи они белесые. Эта земля неплодородная, кислая, очень бедная гумусом и элементами питания. Она требует существенного улучшения структуры, внесения органических и минеральных удобрений и извести. К счастью, в Подмосковье почвы этого типа встречаются нечасто, в основном на севере и востоке - в Талдомском и Лотошинском районах, на севере Волоколамского, Шаховского, Клинского, Дмитровского и Сергиево-Посадского районов.

Дерново-подзолистые почвы менее кислые, чем просто подзолистые, более богаты гумусом и прочими питательными веществами, а значит, плодородны, имеют лучшую комковато-порошистую структуру. Окультуривание дерново-подзолистых почв приносит хорошие результаты. Это самые типичные для Подмосковья почвы. Они распространены в Подольском, Домодедовском, Чеховском, Ленинском, Ступинском районах, на западе Коломенского, севере Серпуховского и Озерского районов; на территории Верхневолжской и на юго-востоке Мещерской низменности. Нет их только на самом юге области.

Серые лесные почвы представляют собой переходный тип от дерново-подзолистых к черноземам. Они тяжелы, слабокислы, с прочной ореховатой структурой. Это достаточно плодородные почвы, содержание гумуса в них составляет от 2 до 4%. Серые лесные почвы распространены на юге и юго-западе Московской области. Счастливые владельцы этих плодородных земель живут в Каширском и Зарайском районах, на юге Озерского, Луховицкого и на севере Серебрянопрудского районов, а также в центре и на востоке Приокской равнины.

Чернозем - самая богатая почва. Недаром его называют царем почв. Конечно, подмосковный чернозем отличается, скажем, от воронежского. Наш чернозем принадлежит к северному подтипу, он либо выщелочен, либо оподзолен. Содержание гумуса доходит в нем до 8%, он имеет ореховато-зернистую структуру и почти черен. Под гумусовым горизонтом залегают карбонатные мореные суглинки, обеспечивающие почти нейтральную реакцию почвы. Черноземный край Подмосковья - это юг Серебрянопрудского района (самая южная его оконечность).

Аллювиальные почвы распространены в долинах рек и на пойменных террасах. Самые плодородные из них - луговые пойменные. Их можно отличить по темному цвету. Они богаты гумусом, обладают прочной зернистой структурой, высоким плодородием.  Болотные и заболоченные почвы занимают всевозможные низины. Они бывают торфяно-болотными, лугово-болотными. Общее для всех болотных почв - повышенная кислотность и низкое плодородие. Одними удобрениями такому горю не поможешь, необходима осушительная мелиорация. После этого болотные почвы могут стать вполне плодородными.

Больше всего болотных почв на севере и востоке Подмосковья (Щелковский, Ногинский, Раменский, Балашихинский, Люберецкий, Павлово-Посадский и другие районы)

Учитель: Результатом хозяйственной деятельности человека являются:

  -Антропогенные нарушения и загрязнение почв. Слайд

Сельскохозяйственные нарушения- перекрытие почвенного слоя другими горными породами, вытаптывание верхнего слоя при выпасе скота, загрязнение минеральными удобрениями, ядохимикатами, отходами животноводства.

Лесохояйственные – эрозия почв (ветровая и водная).

Строительные – механическое нарушение (уплотнение, переувлажнение, иссушение), замусыривание, пожарища и другое.

Транспортные – перекрытие и уплотнение почвенного слоя дорожно-строительными материалами.

Рекреационное – уплотнение, замусоривание, пирогенные нарушения.

Промышленные – загрязнение почв (засоление, закисление, загрязнение нефтепродуктами, тяжелыми металлами, радионуклидами и другое).

 Сообщения учащихся

Загрязнение почв оловом, молибденом, вольфрамом, серебром, медью, ртутью, свинцом, стронцием, цинком, барием и др. Самые опасные металлы — ртуть, кадмий, свинец, цинк и медь.

Тяжелые металлы поступают в почву из атмосферы, со стоком вод и со свалок, в том числе — с закопанных, с привозными зараженными грунтами для газонов и скверов, из удобрений, на дачах — из привозных удобрений и земли, стройматериалов, например, краски. Главные первичные источники в нашем регионе: автомобили (выхлопы), машиностроение, металлообработка, нефтеперерабатывающая и химическая промышленность, полиграфическое производство, а также приборостроение, радио- и электротехническое производство.  Например, на дачных и приусадебных участках Московской области загрязнение почв свинцом, цинком и марганцем в 50 % случаев превышало предельно допустимую концентрацию в 1-3 раза, причина — отходы, удобрения, мелиоранты. Тяжелые металлы проникают в организм человека с водой и с.-х. продукцией, постепенно накапливаются и приводят к серьезным заболеваниям. В местах с сильным загрязнением наблюдается увеличение числа часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями и нарушениями сердечно-сосудистой системы, а также нарушение репродуктивных функций женщин. Человек издавно использовал почву. А почва очень ранимый организм, чем умнее человек, тем тяжелее живой природе.

Слайд 5. Почва- это кожа Земли. Эрозия её разрушает, химия травит, свалки душат. Без почвы нет и не будет процветания. Н.Ф. Реймерс.

 

Слайд 6, 7,8 …Чтобы уменьшить антропогенные нарушения человек, должен проводить

Противоэрозионные мероприятия

 Сообщение ученика: Противоэрозионные мероприятия позволяют предотвратить смывание и выдувание почвенного слоя, поэтому их проведение сохраняет площадь и продуктивность сельхозугодий. В данном ресурсе приведены изображения территории, где для борьбы с водной эрозией производится дернование оврагов, лесополос, препятствующих выдуванию плодородного слоя и террасирования склонов, которое препятствует смыву почв.

И мероприятия по сохранению и улучшению плодородия почв

Сохранению и улучшению плодородия почв способствуют мелиоративные и противоэрозионные мероприятия, которые помогают повысить продуктивность сельхозугодий, поэтому необходимо беречь почву, проводить рекультивацию земель, а именно почвы и мелиорацию в целях повышения плодородия почв.

Выводы: мы узнали, какие типы почв в М.о.?

- узнали, как можно повысить плодородие почвы

 

Домашнее задание:  

  Материалы к уроку


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по географии «Почвы Подмосковья. Влияние нитратов на организм человека» Авторы: Еникеева А.А., учитель географии МОУ гимназия №7, Парамонова Л.А. учитель биологии МОУ гимназия №7 Го Подольск

Слайд 2

Цели: Познакомиться с почвами Московской области. Дать оценку состояния почв Подмосковья. Определять роль почвы в хозяйственной деятельности человека и влияние нитратов на организм человека. Задачи: Сформировать представление о закономерностях распределения почв на территории Московской области, характерных чертах почв Подмосковья Цели и задачи урока

Слайд 3

Кроссворд выполняется в парах на отдельных листах по горизонтали: Верхний слой почвы пронизанный корнями растений Процесс разрушения почвы Мероприятия по восстановлению почвы Верхний перегнойный горизонт почвы Самая плодородная почва Мероприятия по сохранению основного свойства почвы Основное свойство почвы Что называл «зеркалом ландшафта» ученый почвовед По вертикали: 1 . Фамилия ученого почвоведа

Слайд 4

Актуализация опорных знаний Что я уже знаю? Что называют почвой? Типы почв Зональность почв Основоположник науки о почвах Как называется наука о почвах Что предстоит узнать? Типы почв Московской области Состав почв Московской области Влияние вредных веществ на организм человека О мероприятиях по сохранению плодородия почв

Слайд 5

Почвы - зеркало ландшафта В.В.Докучаев Образование почв зависит от сочетания таких факторов, как состав и свойства растительного покрова, животного мира, климатических условий , рельефа, деятельности человека и длительности периода почвообразования.

Слайд 6

Факторы окружающей среды, влияющие на формирование почвы (положительные) 1. Световая энергия 2. Вода 3. Питательные вещества С,О2, N , H 2, Ca , Mg , Fe , F , S , Mn , 4. Тепловое состояние среды 5. PH среда, кислотная или щелочная (отрицательные) 1. Токсичные загрязнения Н2SO4,фенолы, тяжелые металлы (свинец, ртуть) 2. Случайные факторы град, ураган, суховеи, заморозки. 3. Антропогенные факторы (добыча полезных ископаемых, промышленные выбросы, избыточное применение удобрений и ядохимикатов и другое)

Слайд 7

Почвы Условия почвообразования: 1. Рельеф нашей области и почвенный слой является наследием ледниковой эпохи , зависит от ледниковых отложений, среди которых наиболее распространены глинистые и суглинистые породы. 2. Климат Московской области относится к умеренно - континентальному типу. Температура воздуха однородна. За счет зимних осадков в почве в среднем скапливается до 80-100 мм воды. Снег начинает сходить в начале апреля. Оттаивание почв начинается через 1-2 дня после схода снега. 3. На открытых пространствах, где снег сдувается, промерзание почв достигает больших глубин (на суглинках 50-75 см), а на защищенных участках - меньших (30-50см

Слайд 11

Подзолистые почвы Московской области составляют основу всего земельного фонда. Почти все пригородные хозяйства, леса и парки расположены на подзолистых почвах.

Слайд 12

Дерново- подзолистые почвы имеет большая часть Московской области. Травянистые растения смешанных лесов растут достаточно густо и своими корнями образуют прочную дернину. Отмирающие и перегнивающие части её обогащают верхний слой почвы темным перегноем, содержащим питательные вещества. Поэтому почвы здесь имеют сверху дерновый перегной буровато- серого цвета, а под ним подзолистый горизонт вымывания.

Слайд 13

Серые лесные почвы - значительно меньше распространены , в основном на юго- востоке . Основные признаки серых почв сформировались так же под влиянием лесной растительности. Главные признаки серых лесных почв: гумусовый горизонт их серого цвета. Серые лесные почвы распространены в междуречье рек Пахры и Оки. Основная часть территории, покрытая этими почвами, занята пашнями.

Слайд 14

Черноземные почвы встречаются на крайнем юге Московской области (Серебряно- Прудский район). Эти почвы сильно оподзолены, но все же являются самыми плодородными почвами в Подмосковье, сильно распаханы.

Слайд 15

По долинам рек развиваются. аллювиальные почвы Они отличаются богатым содержанием минеральных веществ. Образование их связано с речными (аллювиальными отложениями), богатыми кальцием, фосфором, микроорганизмами, органическими веществами. Все это создает благоприятные условия для развития культурных растений, поэтому эти почвы с давних пор используются под выращивание культурных растений.

Слайд 16

Болотные почвы приурочены к определенным природным районам Московской области: на крайнем севере и востоке области. В них ярко выражены торфяной горизонт. Это объясняется тем, что болота образовались здесь путем заболачивания озерных котловин. Под болотами в области занято 5% территории. Они расположены на севере, северо- западе, юго- востоке (Мещера)

Слайд 17

Эрозия Эрозия почв — это разрушение почвы водой и ветром, что приводит к исчезновению плодородного слоя — гумуса, уменьшению запаса влаги, перегноя, азота и других элементов питания. Недобор урожая при этом может составлять от 10 до 80 %. При этом растет число оврагов, размываются берега рек. Эрозия проявляется прежде всего на сельскохозяйственных (нелесных) территориях, особенно — на пахотных землях. Основной причиной эрозии является чрезмерная распаханность, осушение и распашка пойм, сильные паводки из-за осушения болот и вырубки лесов, неправильный севооборот, распашка водоохранных зон, перевыпас скота. Сейчас в области преобладает водная эрозия на распаханных площадях и размыв берегов рек и водохранилищ; в среднем эродировано 15 % сельскохозяйственных земель, в приокских районах — 15-50 %. В Москве эрозия происходит по некоторым берегам рек и оврагов.

Слайд 19

: Антропогенные нарушения и загрязнение почв . Сельскохозяйственные нарушения Лесохояйственные Строительные Транспортные Рекреационное Промышленные

Слайд 20

Влияние нитратов на организм человека

Слайд 21

Домашнее задание Повторить записи в тетради Нанести на контурную карту районы распространения почв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

повторительно - обобщающий урок по теме "Страны Азии в 19 веке", новая история 8 класс.

помещаемый материал содержит презентацию и план урока по теме, включая весь необходимый раздаточный материал для урока....

повторительно - обобщающий урок по теме "Страны Азии в 19 веке", новая история 8 класс.

помещаемый материал содержит презентацию и план урока по теме, включая весь необходимый раздаточный материал для урока....

Обобщающий урок по теме "Сложение, вычитание, умножение и деление натуральных чисел". 5 класс

Урок закрепления и развития знаний, умений, навыков. В урок включены различные интересные задания, требующие творческого подхода и логического мышления....

Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)

Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

Обобщающий урок по теме "О чем нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс

Обобщающий урок по теме "О чем нам рассказывают гербы и эмблемы" 5 класс представлен в виде игры....

Обобщающий урок по теме "Кролики" с использованием ИКТ.

Урок-обобщение по теме «Кролики» в 5 классе.Цель: обобщить знания по теме «Кролики».Задачи:Коррекционно-обучающие: закреплять знания пройденного материала по теме «Кролики», повышать учебную активност...

«Использование регионального содержания и сохранения традиционных семейных ценностей на уроках технологии и внеучебной деятельности»

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования ориентирует современное образование на дальнейшую модернизацию и усиление развивающего потенциала, способствующего воспита...