Конспект урока по географии в 9 классе с применением технологии УДЕ "Народы России"
план-конспект урока по географии (9 класс)
конспект урока по географии с применением приемов граф-схем и матричной таблицы по технологии УДЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narody_rossii_urok.docx | 21.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии в 9 классе
Тема: "Какая она, Россия?" или национальный состав России.
Цель: Формировать целостное представление о России, об особенностях природы и населения в современном мире.
Задачи:
Образовательные:
Пробудить интерес к познанию разнообразия и неповторимости природы и народов нашей страны;
Ознакомить с этнокультурой народов России.
Развивающие:
Продолжать формировать у учащихся интеллектуальные умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками географической информации, ориентироваться в пространстве.
Воспитательные:
Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, коммуникативной культуры, толерантности, формировать у учащихся чувства патриотизма к своей стране, уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию, эмоционально-ценностного отношения к малой Родине.
Методы: проблемное изложение, частично - поисковый.
Форма организации урока: фронтальная и групповая.
Данная тема относится к общей части курса "География. Население и хозяйство России" 9 класс.
Общая тема "Население", тема урока: "Национальный состав населения".
Урок сопровождается презентацией (приложение №3).
Урок построен в режиме технологии проблемного обучения в сочетании с мультимедийными технологиями.
Оборудование:
учебник географии В. П.Дронов, В. Я. Ром "География России. Население и хозяйство" 9 класс,
атлас,
политико –административная карта России,
опорные конспекты,
краткие тезисы по культуре народов,
справочный материал,
мультимедиа.
Учитель:
- Добрый день, ребята! У меня в руках авиабилеты. Посмотрите на них и скажите, пожалуйста, какова география этих авиаперелетов? Давайте флажками на карте отметим их маршруты. (Петропавловск-Камчатский – Москва; Магадан – Новосибирск; Санкт-Петербург – Казань; Элиста – Ростов-на Дону). Как вы считаете, какой перелет самый длительный? Да, действительно перелет с Камчатки до Москвы составляет 9 часов.
Так по каким странам или стране совершались перелеты?
Неужели Россия такая огромная?
Какова площадь нашей страны?
Какие факторы влияют на природу любой страны?
Какой вывод мы можем сделать о природе России?
Наша страна обладает огромным разнообразием природных условий и ресурсов.
Давайте заполним эту граф-схему, в которой отражены крупные природные объекты России и покажем их на карте:
- Все, что мы назвали и показали на карте - это наше богатство и наша гордость.
Но в России есть еще одна ценность, чтобы узнать какая, предлагаю вам послушать стихотворение Владимира Степанова:
Живут в России разные
Народы с давних пор:
Одним тайга по нраву,
Другим степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд,
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна
А Родина – Россия
У нас у всех одна!
О какой ценности идет речь, ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? О каких различиях народов России говорит в своем стихотворении Степанов?---
Таким образом, какова тема нашего урока?---
Что мы должны узнать, чему научиться?-----
Хорошо, правильно! (запись в тетрадь темы и даты)
Последняя перепись в нашей стране была совсем недавно, в 2020г, обработка переписи еще не закончилась, но уже известно, что в нашей стране проживают более 190 народов.
Как вы думаете, чем отличается каждый из народов? Предполагаемый ответ: по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, трудовым навыкам).
Работа с атласом: Каждый народ имеет свой язык, по родству языка народы объединяются в языковые семьи. Анализируя информацию из атласа стр. 8-9 "Народы России" и учебника, определите, к каким основным языковым семьям принадлежат народы России? (Предполагаемый ответ: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская семьи.
Работа с учебником: По таблице 9 на стр.38 учебника определите на какие группы делятся эти семьи?
Какой вывод мы можем сделать о национальном составе России? Многонациональное государство
-Давайте познакомимся с языковыми семьями поближе, для этого мы разделились на группы, чтобы дать им более подробную характеристику.
1 группа дает характеристику народов индоевропейской семьи, славянской группы,
2 группа - народы алтайской семьи.
3 группа - народы Уральско-юкагирской семьи
4 группа дает характеристику народам северо-кавказской семьи.
В работе вы можете использовать атласы, учебник, справочный материал.
Время работы в группах 5-7 минут.
Время для подготовки вышло, приступаем к отчету групп. По ходу отчетов заполняем матрицу:
Народы России
Критерии сравнения | Индоевропейская семья 87% населения | Алтайская семья 8% населения | Уральско-юкагирская семья - 2% | Северо-кавказская семья – 2% |
Группы Крупные народы ( | Славянская гр.: русские, украинцы, белорусы Др. гр.: Осетины, немцы, евреи, армяне | Тюркская: татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, тувинцы Монгольская: буряты, калмыки | Финно-угорская: мордва, марийцы, удмурты, карелы, ханты и манси | Нахско-дагестанская: народы Дагестана, чеченцы, ингуши. Абхазо – адыгская гр.: кабардинцы, адыгейцы, черкесы |
Где проживают | Повсеместно | Урало – Поволжье, юг Сибири, Восточная Сибирь | Европейский Север, Урало- Поволжье | Северный Кавказ |
Субъекты РФ | Республика Северная Осетия, Еврейская авт. область | Республики: Татарстан, Чувашия, Башкирия, Якутия, Тува, Бурятия, Калмыкия | Республики: Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Карелия, ХМАО | Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Адыгея др. |
Религия | Православие | Ислам/буддизм | Православие | Ислам |
Народные промыслы | Роспись: Хохлома, гжель, городецкая игрушка, жостовские подносы | Ювелирное изделия, ткачество, изделия из кожи, плетение из конского волоса | Резьба по камню, гравюра из металла, касминское литье | Золотое шитье, войлочные ковры, изделия из металла |
Традиционные занятия | Земледелие, охота, пасечное пчеловодство, ткачество, вышивка | Земледелие, бортничество/ Пастбищное животноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство | Пашенное земледелие, вышивка. Резьба по дереву, изготовление металлических украшений | Отгонное скотоводство, виноградарство, обработка шерсти и кожи. |
Национальные праздники | Рождество Пасха Благовещение | Сабантуй /Цаган сар Рамазан /ЗУЛ Курбан Байрам | РОЖДЕСТВО Ивана Купала | Рамазан Курбан Байрам |
А что же объединяет все народы России? Если Россия многонациональная – как они между собой общаются и понимают друг друга (Предполагаемый ответ: русский язык).
"Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша могуч:"
Подведем окончательный итог в виде пятистишья "синквейна"
1 строчка - существительное, отражающее тему урока
2 строчка - 2 прилагательных, характеризующих Россию
3 строчка - 3 глагола, ваши чувства к России
4 строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
5 строчка - синоним из одного слова, которое передает суть темы
И у нас получилось:
- Россия
- Разнообразная, многоликая
-Верю, надеюсь, люблю
- Я люблю тебя Россия
- Родина (Отечество, Отчизна).
Домашнее задание: хочу предложить вам творческое задание - создать образ своего родного края "Мой край в судьбе России", где можно описать природные условия и культуру калмыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.
8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....
Конспект урока по географии 9 класс по теме:"Проблемы современного хозяйства России"
конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями к уроку....
Конспект урока по географии 5 класс "Географические координаты" с применением ИКТ и ЭОР
С 2013-2014 учебного года работаю по УМК А.А. Лобжанидзе География 5-6 класс, в состав которого входит диск. На диске в тексте каждого параграфа представлены ссылки Рисунок, Фото, Словарь, Анима...
конспект урока по географии 8 класс "Природно-ресурсный потенциал России"
конспект урока по географии в 8 классе с использованием сингапурской методики обучения УМК И.И. Баринова. География России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа, на уроке рассмарива...
План конспект урока по математике 5 класс, с применением технологий АМО (ФГОС)
План конспект урока 5 класс, с применением технологий АМО....
Конспект урока по географии 9 класса на тему: "Центральная Россия"
Задачи: 1. Обобщить и закрепить знания по теме «Центральная Россия»; 2. Проверить уровень усвоения знаний.Оборудование: политико-административная карта России, атласы.Тип урока: закрепление знан...
Конспект урока по географии 7 класс. Тема:«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые» Класс: 7 Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний
Конспект урока по геогрфии 7 класс :«Австралия: географическое положение, история открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые»...