Конспект урока по географии в 9 классе с применением технологии УДЕ "Народы России"
план-конспект урока по географии (9 класс)

конспект урока по географии с применением приемов граф-схем и матричной таблицы по технологии УДЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narody_rossii_urok.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по географии в 9 классе

Тема: "Какая она, Россия?" или национальный состав России.

Цель: Формировать целостное представление о России, об особенностях природы и населения в современном мире.

Задачи:

Образовательные:

Пробудить интерес к познанию разнообразия и неповторимости природы и народов нашей страны;

Ознакомить с этнокультурой народов России.

Развивающие:

Продолжать формировать у учащихся интеллектуальные умения и навыки самостоятельной работы с различными источниками географической информации, ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

Формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, коммуникативной культуры, толерантности, формировать у учащихся чувства патриотизма к своей стране, уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию, эмоционально-ценностного отношения к малой Родине.

Методы: проблемное изложение, частично - поисковый.

Форма организации урока: фронтальная и групповая.

Данная тема относится к общей части курса "География. Население и хозяйство России" 9 класс.

Общая тема "Население", тема урока: "Национальный состав населения".

Урок сопровождается презентацией (приложение №3).

Урок построен в режиме технологии проблемного обучения в сочетании с мультимедийными технологиями.

Оборудование:

учебник географии В. П.Дронов, В. Я. Ром "География России. Население и хозяйство" 9 класс,

атлас,

политико –административная карта России,

опорные конспекты,

краткие тезисы по культуре народов,

справочный материал,

мультимедиа.

Учитель:

  1. Добрый день, ребята! У меня в руках авиабилеты. Посмотрите на них и скажите, пожалуйста, какова география этих авиаперелетов? Давайте флажками на карте отметим их маршруты. (Петропавловск-Камчатский – Москва; Магадан – Новосибирск; Санкт-Петербург – Казань; Элиста – Ростов-на Дону). Как вы считаете, какой перелет самый длительный? Да, действительно перелет с Камчатки до Москвы составляет 9 часов.

Так по каким странам или стране совершались перелеты?

Неужели Россия такая огромная?

Какова площадь нашей страны?

Какие факторы влияют на природу любой страны?

Какой вывод мы можем сделать о природе России?

Наша страна обладает огромным разнообразием природных условий и ресурсов.

Давайте заполним эту граф-схему, в которой отражены крупные природные объекты России и покажем их на карте:

 

  1. Все, что мы назвали и показали на карте - это наше богатство и наша гордость.

Но в России есть еще одна ценность, чтобы узнать какая, предлагаю вам послушать стихотворение Владимира Степанова:

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

О какой ценности идет речь, ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока? О каких различиях народов России говорит в своем стихотворении Степанов?---

Таким образом, какова тема нашего урока?---

Что мы должны узнать, чему научиться?-----

Хорошо, правильно! (запись в тетрадь темы и даты)

Последняя перепись в нашей стране была совсем недавно, в 2020г, обработка переписи еще не закончилась, но уже известно, что в нашей стране проживают более 190 народов.

Как вы думаете, чем отличается каждый из народов? Предполагаемый ответ: по языку, укладу жизни, обычаям, историческим традициям, культуре, трудовым навыкам).

Работа с атласом: Каждый народ имеет свой язык, по родству языка народы объединяются в языковые семьи. Анализируя информацию из атласа стр. 8-9 "Народы России" и учебника, определите, к каким основным языковым семьям принадлежат народы России? (Предполагаемый ответ: индоевропейская, алтайская, уральская, кавказская семьи.

Работа с учебником: По таблице 9 на стр.38 учебника определите на какие группы делятся эти семьи?

Какой вывод мы можем сделать о национальном составе России? Многонациональное государство

-Давайте познакомимся с языковыми семьями поближе, для этого мы разделились на группы, чтобы дать им более подробную характеристику.

 1 группа дает характеристику народов индоевропейской семьи, славянской группы,

2 группа - народы алтайской семьи.

3 группа - народы Уральско-юкагирской семьи

4 группа дает характеристику народам северо-кавказской семьи.

В работе вы можете использовать атласы, учебник, справочный материал.

Время работы в группах 5-7 минут.

Время для подготовки вышло, приступаем к отчету групп. По ходу отчетов заполняем матрицу:

Народы России

Критерии

сравнения

Индоевропейская семья

87% населения

Алтайская семья

8% населения

Уральско-юкагирская семья - 2%

Северо-кавказская семья – 2%

Группы Крупные народы

(

Славянская гр.: русские, украинцы, белорусы

Др. гр.: Осетины, немцы, евреи, армяне

Тюркская: татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, тувинцы

Монгольская: буряты, калмыки

Финно-угорская: мордва, марийцы, удмурты, карелы, ханты и манси

Нахско-дагестанская: народы Дагестана, чеченцы, ингуши.

Абхазо – адыгская гр.: кабардинцы, адыгейцы, черкесы

Где проживают

Повсеместно

Урало – Поволжье, юг Сибири, Восточная Сибирь

Европейский Север, Урало- Поволжье

Северный Кавказ

Субъекты РФ

Республика Северная Осетия, Еврейская авт. область

Республики: Татарстан, Чувашия, Башкирия, Якутия, Тува, Бурятия, Калмыкия

Республики: Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Карелия, ХМАО

Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Адыгея др.

Религия

Православие

Ислам/буддизм

Православие

Ислам

Народные промыслы

Роспись: Хохлома, гжель, городецкая игрушка, жостовские подносы

Ювелирное изделия, ткачество, изделия из кожи, плетение из конского волоса

Резьба по камню, гравюра из металла, касминское литье

Золотое шитье, войлочные ковры, изделия из металла

Традиционные занятия

Земледелие, охота, пасечное пчеловодство, ткачество, вышивка

Земледелие, бортничество/ Пастбищное животноводство, овцеводство, коневодство, верблюдоводство

Пашенное земледелие, вышивка. Резьба по дереву, изготовление металлических украшений

Отгонное скотоводство, виноградарство, обработка шерсти и кожи.

Национальные праздники

Рождество

Пасха

Благовещение

Сабантуй /Цаган сар

Рамазан /ЗУЛ

Курбан Байрам

РОЖДЕСТВО

Ивана Купала

Рамазан Курбан Байрам

А что же объединяет все народы России? Если Россия многонациональная – как они между собой общаются и понимают друг друга (Предполагаемый ответ: русский язык).

"Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша могуч:"

Подведем окончательный итог в виде пятистишья "синквейна"

1 строчка - существительное, отражающее тему урока

2 строчка - 2 прилагательных, характеризующих Россию

3 строчка - 3 глагола, ваши чувства к России

4 строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме

5 строчка - синоним из одного слова, которое передает суть темы

И у нас получилось:

- Россия

- Разнообразная,  многоликая

-Верю, надеюсь, люблю

- Я люблю тебя Россия

- Родина (Отечество, Отчизна).

Домашнее задание: хочу предложить вам творческое задание - создать образ своего родного края "Мой край в судьбе России", где можно описать природные условия и культуру калмыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.

8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....

Конспект урока по географии 9 класс по теме:"Проблемы современного хозяйства России"

конспект урока составлен в соответствии с современными требованиями к уроку....

Конспект урока по географии 5 класс "Географические координаты" с применением ИКТ и ЭОР

С 2013-2014 учебного года  работаю по УМК А.А. Лобжанидзе География 5-6 класс, в состав которого входит диск. На диске в тексте каждого параграфа представлены ссылки Рисунок, Фото, Словарь, Анима...

конспект урока по географии 8 класс "Природно-ресурсный потенциал России"

конспект урока по географии  в 8 классе с использованием сингапурской методики обучения УМК  И.И. Баринова. География  России. Природа. 8 кл. – М.: Дрофа,  на уроке рассмарива...

План конспект урока по математике 5 класс, с применением технологий АМО (ФГОС)

План конспект урока 5 класс, с применением технологий АМО....

Конспект урока по географии 9 класса на тему: "Центральная Россия"

Задачи: 1. Обобщить и закрепить знания по теме «Центральная Россия»; 2. Проверить уровень усвоения знаний.Оборудование: политико-административная карта России, атласы.Тип урока: закрепление знан...