Разработка урока План и карта. Обобщение по теме
план-конспект занятия по географии (5 класс)
Обобщающий урок имеет 9 этапов Урока -рефлекии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 724.5 КБ |
презентация к уроку | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: география
Класс: 5 «а»
Дата проведения: 10.03.2022 г.
Автор УМК по географии под редакцией А.И. Алексеева «Полярная звезда»
Автор: Серых О.Н. учитель географии 1 квалификационной категории – МОУ Хазанская СОШ
Тема урока: Обобщающий урок по теме: «План и карта»
Тип урока: Урок рефлексии
Цели урока:
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д. (другими словами – повторение и закрепление учебного материала)
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, парная
Необходимое оборудование: мультимедийная установка,
Структура и ход урока
1 этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности (1-2 мин);
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Здравствуйте дорогие друзья, я рада всех вас видеть на сегодняшнем уроке. Сидящие за одной партой, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, поверните голову назад, поприветствуйте гостей нашего урока, пожелаем всем успешной работы на уроке.
(звучит фонограмма песни)
Я не знаю, где встретится
Нам придется с тобой.
Глобус крутится-вертится,
Словно шар голубой …
И мелькают города и страны,
Параллели и меридианы,
Но таких еще пунктиров нету,
По которым нам бродить по свету.
Знаю: есть неизвестная
Широта из широт,
Здесь нас дружба чудесная
Неприменно сведет …
И узнаем мы тогда, что смело
Каждый брался за большое дело,
А места, где мы с тобой бывали,
Люди в картах мира отмечали.
Как вы думаете: «Почему прозвучала эта песня?»
(Ответы детей)
- Определите тему урока (ответы детей)
- Подумайте, какую цель каждый поставит для себя
«хочу» на уроке узнать….. | «надо» поработать над вопросами…… | «могу» по изученному материалу…… |
(высказывания детей)
Результативность работы сможете оценить в бланках:
_________________________________________________________________________________
Фамилия имя_________________
Этапы урока | Оценки за выполнения заданий, участие в работе |
1 .“Жокей и лошадь | |
2 . Блицопрос | |
3. Определение географических объектов | |
4. Утверждения | |
5. Выход из затруднения | |
6. «Третий-лишний» | |
7. Соотнесение понятий | |
8. Из шести тестовых заданий выполнено правильно | |
9. Игра “Хлопай в ладоши!” | |
10. Задачи | |
11.Творческая работа | |
итог |
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
_______________________________________________________________________
2 этап актуализации и пробного учебного действия (8 мин);
Цель: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
-Сейчас предлагаю игру “Жокей и лошадь”.
Первый ряд –«жокеи» получают карточки с вопросами, второй ряд - «лошадь» – получают карточки с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».
«жокей» | «лошадь». |
Ориентирование | Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов |
Азимут | Угол между направлением на север и направлением на любой предмет по ходу часовой стрелки. |
План местности | Чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде, с помощью условных знаков |
Масштаб | Величина, показывающая, во сколько раз расстояния на плане или карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности |
Относительная высота | Превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой |
Горизонтали | Лини на карте (плане), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой |
Меридианы | Воображаемые линии на земном шаре, соединяющие Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию |
Географическая широта | Расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку |
Оцените свою работу
Блицопрос
Какой вид масштаба записан: 1:500 (численный) |
На нём мы увидим породы деревьев (на плане местности) |
Прибор для измерения высот (нивелир) |
Они показывают направление на запад и восток ( параллели) |
Что это? 300 с.ш., 800 з.д. (географические координаты) |
Название нулевого меридиана? (Гринвичский) |
Какова длина параллели в градусах? (3600 ) |
Оцените свою работу
-Работаем в парах:
Определите географические объекты по их координатам:
Географическая широта | Географическая долгота |
10 ю. ш. | 780з.д. |
410 с. ш. | 150 в.д. |
40 с. ш. | 100 в.д. |
7 0 ю. ш. | 1050в.д. |
190 с.ш. | 990 з.д. |
Проверьте правильность выполнения задания, оцените свою работу
Географическая широта | Географическая долгота | Название объекта |
10 ю. ш. | 780з.д. | Вулк. Котопахи |
410 с. ш. | 150 в.д. | Вулк. Везувий |
40 с. ш. | 100 в.д. | Вулк. Камерун |
7 0 ю. ш. | 1050в.д. | Вулк. Кракатау |
190 с.ш. | 990 з.д. | Вулк. Орисабо |
-Предлагаю выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-». (письменно выполняет каждый ученик)
№ | Утверждения | согласен – «+», не согласен – «-». |
1 | Самая большая величина широты -900 с.ш., 900 ю.ш | |
2 | Самая большая параллель – северный полярный круг | |
3 | Географическая долгота – это расстояние в градусах от экватора до заданной точки | |
4 | Если именованный масштаб в 1 см 200 м, то численный 1:20000 | |
5 | Абсолютная высота показывает превышение по вертикали одной точки земной поверхности над другой | |
6 | данный условный знак обозначает болото |
-Сравните свою работу с образцом: если есть ошибки, то подумайте ПОЧЕМУ они допущены
3 этап локализации индивидуальных затруднений (6-7 мин);
Цель: обсуждение затруднений.
- Какие задание вы выполняли?
- Где возникло затруднение?
- Почему здесь возникло затруднение?
-Подумаете: какие вопросы вызвали затруднение, что нужно доработать. Для этого
Перестаю действовать – начинаю думать.
2. Что я делал, какие знания применял?
3. Где возникло затруднение? (место)
4. Почему оно возникло? (причина)
4 этап построения проекта коррекции выявленных затруднений (2-3 мин);
Цель: постановка учебной деятельности и способов её реализации
- Какую же цель нам надо поставить для решения выявленных затруднений?
ответы
-Теперь нам надо построить план действий или проект по выходу из затруднения.
ПРОЕКТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ, ВЫЗВАВШЕЙ ЗАТРУДНЕНИЕ
Действия, которые можно предпринять
Ответы детей
предлагаю
1 Прочитать теоретический материал в учебнике
2 Составить план прочитанного текста
3 Рассказать изученный материал соседу по парте
4 Заполнить слепую таблицу
5 Обсудить с товарищами
6 Выписать ключевые слова
7 Рассказать изученный материал классу
8 Выполнить практические задания по теме
- Итак, вы определили, какие у вас есть затруднения, посмотрели, что нужно сделать, чтобы устранить допущенные ошибки, наметили проект действия.
5 этап реализации построенного проекта (4-5 мин);
Цель: Построение и фиксация нового способа действий при решении задачи, вызвавшей затруднение
- Сейчас предлагаю приступить к работе по реализации вашего проекта.
-Учащиеся, у которых нет ошибок, могут помочь другим ребятам или выполнить творческую работу или задачи.
творческая работа | Задачи Планета Н имеет длину окружности экватора 96 000 км. Рассчитайте, чему будет равна длина одного меридиана, если выразить его в километрах. - сколько километров в 1 градусе меридиана на этой планете Чему будет равно расстояние в километрах от точки А до точки В, расположенных на одном меридиане, если известно, что в градусах это расстояние равно 400. |
6 этап обобщения затруднений во внешней речи (3- 4 мин);
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
-Поднимите руки, кто справился без затруднений
- У кого возникли сложности в работе?................... Почему?..........................
-Давайте обсудим затруднения;………………………………….
-Выполним задания с пояснением выбора ответа ……………………
«Третий-лишний»
1. север, юго-восток, запад (промежуточная сторона горизонта, другие основные стороны горизонта))
2. абсолютная, линейный, относительная ( это вид масштаба, даны высоты)
3. численный, именованный, начальный (меридиан, даны виды масштаба)
4. восточная, северная, южная (это долгота, даны широты)
Оцените свою работу
Соотнесите
Направление на восток | Географические координаты | |
Величина меридиана в градусах | 900 | |
Широта и долгота точки земной поверхности | Градусная сеть | |
Меридианы и параллели на карте и глобусе | бергштрих | |
Сторона горизонта, имеющая азимут 2700 | 1800 | |
Направление склона | запад |
Направление на восток | Географические координаты | |
Величина меридиана в градусах | 900 | |
Широта и долгота точки земной поверхности | Градусная сеть | |
Меридианы и параллели на карте и глобусе | бергштрих | |
Сторона горизонта, имеющая азимут 2700 | 1800 | |
Направление склона показывает | запад |
Оцените свою работу
7 этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (4 мин)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет
А сейчас я предлагаю задания для самостоятельной работы, выполнив которые вы осуществите самопроверку. На всю работу даётся 3- 4 минут
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА стр 26 проверьте по слайду
- У кого возникли трудности? С чем они связаны? - Что удалось? - У кого все получилось? Молодцы!
Оцените себя.
8 этап включения в систему знаний и повторения. (3-4 минут)
Цель: Повторение и закрепление
Игра “Хлопай в ладоши!” Я зачитываю утверждение. Если оно верное, ученики хлопают один раз, если нет – не хлопать в ладоши. Если неверно, то нужно дать правильный ответ.
Утверждения:
1. масштаб 1:200 крупнее, чем 1: 20 000
2. Мурманск - 690 с с.ш. . 1300 в.д.
Магадан - 600 с с.ш. . 1500 в.д.
- Магадан расположен севернее
- Магадан расположен восточнее
3. Северо- запад это основная сторона горизонта
4. Наша страна имеет только северную широту
5. Чем больше уменьшение, тем крупнее масштаб
6. В 10 меридиана 111 км
7. Длина всех параллелей в км одинаковая
8. Азимут на юг - составляет 2200
9. Горизонтали - условные линии на плане и карте, соединяющие точки с одинаковой относительной высотой
10. Полюс – это точка на земной поверхности, через которую проходит воображаемая ось.
ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ
9 этап рефлексии деятельности на уроке (2 мин)
Цель: осознание обучающимися своей и всего класса учебной деятельности
- Ваши главные результаты сегодня? Благодаря чему вам удалось их достичь?
- Какие трудности встретились во время выполнения задания, как вы их преодолевали? Какие идеи возникли во время выполнения задания?
- Продолжите одно из высказываний:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось…
- Подведём итоги работы на уроке ( по бланку)
Домашнее задание:
Повторить тему “План и карта”, подготовиться к контрольному тестированию.
Используемая литература
1.Агеева И.Д. «Весёлая география на уроках и праздниках», «ТЦ Сфера», М., 2005
2.Алексеев А.И, Николина В.В., Липкина Е.К. Учебник. География 5-6 классы, серия «Полярная звезда», «Просвещение», 2021
3. Николина В.В. «Поурочные разработки», 5-6 классы, «Просвещение», 2016
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
«жокей» | «лошадь». |
Ориентирование | Умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов |
Азимут | Угол между направлением на север и направлением на любой предмет по ходу часовой стрелки. |
План местности | Чертёж небольшого участка земной поверхности, выполненный в уменьшенном виде, с помощью условных знаков |
Масштаб | Величина, показывающая, во сколько раз расстояния на плане или карте уменьшены по сравнению с реальными расстояниями на местности |
Относительная высота | Превышение по вертикали одной точки на земной поверхности над другой |
Горизонтали | Линии на карте (плане), соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой |
Меридианы | Воображаемые линии на земном шаре, соединяющие Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию |
Географическая широта | Расстояние в градусах от экватора до параллели, проведённой через заданную точку |
Направление на восток | Географические координаты | |
Величина меридиана в градусах | 900 | |
Широта и долгота точки земной поверхности | Градусная сеть | |
Меридианы и параллели на карте и глобусе | бергштрих | |
Сторона горизонта, имеющая азимут 2700 | 1800 | |
Направление склона показывает | запад |
Фамилия, имя_______________________
Допиши ответы
Какой вид масштаба записан: 1:500 |
На нём мы увидим породы деревьев |
Прибор для измерения высот |
Они показывают направление на запад и восток |
Что это? 300 с.ш., 800 з.д. |
Название нулевого меридиана? |
Какова длина параллели в градусах? |
О
«Третий-лишний» ( в каждой строке подчеркни лишнее слово, ответь почему)
1. север, юго-восток, запад
2. абсолютная, линейный, относительная
3. численный, именованный, начальный
4. восточная, северная, южная
ОТВЕТЬ
№ | Утверждения | согласен – «+», не согласен – «-». |
1 | Самая большая величина широты -900 с.ш., 900 ю.ш | |
2 | Самая большая параллель – северный полярный круг | |
3 | Географическая долгота – это расстояние в градусах от экватора до заданной точки | |
4 | Если именованный масштаб в 1 см 200 м, то численный 1:20000 | |
5 | Абсолютная высота показывает превышение по вертикали одной точки земной поверхности над другой |
НАЙДИТЕ НА КАРТЕ
Географическая широта | Географическая долгота | Название объекта |
10 ю. ш. | 780з.д. | |
410 с. ш. | 150 в.д. | |
40 с. ш. | 100 в.д. | |
7 0 ю. ш. | 1050в.д. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обобщающий урок по теме: «План и карта»
Определите для себя цели урока «хочу» на уроке узнать….. «надо» поработать над вопросами…… «могу по изученному материалу……
БЛИЦ-ОПРОС Назовите вид масштаба : 1:500. На нём мы увидим породы деревьев. Прибор для измерения высот. Они показывают направление на запад и восток. Что это? 30 с.ш., 80 з.д. Название нулевого меридиана? Какова длина параллели в градусах?
Определение географических объектов по их координатам: 1. влк. Котопахи 2. влк. Везувий 3. влк. Камерун 4. влк. Кракатау 5. влк. Орисабо
Согласен, не согласен № Утверждения согласен – «+», не согласен – «-». 1 Самая большая величина широты -90 0 с.ш., 90 0 ю.ш + 2 Самая большая параллель – северный полярный круг - 3 Географическая долгота – это расстояние в градусах от экватора до заданной точки - 4 Если именованный масштаб в 1 см 200 м, то численный 1:20 000 + 5 Абсолютная высота показывает превышение по вертикали одной точки земной поверхности над другой - 6 данный условный знак обозначает болото - 7 С Ю. Направление от озера до оврага показывает на северо- восток -
Построение проекта для решения проблемы, вызвавшей затруднение Прочитать теоретический материал в учебнике Рассказать изученный материал соседу по парте 3 Обсудить с товарищами 4 Выписать ключевые слова 5 Рассказать изученный материал классу 6 Выполнить практические задания по теме
«Третий-лишний» 1. север, юго-восток, запад 2. абсолютная, линейный, относительная 3. численный, именованный, начальный 4. восточная, северная, южная
Соотнесите Направление на восток Географические координаты Величина меридиана в градусах 90 0 Широта и долгота точки земной поверхности градусная сеть Меридианы и параллели на карте и глобусе бергштрих Сторона горизонта, имеющая азимут 270 0 180 0 Направление склона показывает запад
40. А 41. Б 42. А 43. СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ 44 . ЗАПАДНАЯ И ВОСТОЧНАЯ 45. А 46. Д Ответы на тесовые задания
Географические задачи Планета Н имеет длину окружности экватора 96 000 км. Рассчитайте, чему будет равна длина одного меридиана, если выразить его в километрах. Сколько километров в 1 градусе меридиана на этой планете? Чему будет равно расстояние в километрах от точки А до точки В, расположенных на одном меридиане, если известно, что в градусах это расстояние равно 40?
Утверждения: Мурманск - 69 с. ш. 130 в.д. Магадан - 60 с. ш. 150 в.д.
Продолжите высказывания сегодня я узнал (а)… было интересно… было трудно… я выполнял(а) задания… я понял(а), что… теперь я могу… я почувствовал(а), что… я приобрел(а)… я научился… у меня получилось … я смог(ла)… я попробую… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока для интерактивной доски Обобщение по теме "Закон Ома.Напряжение.Сила тока.Сопротивление"
Урок по физике в 8 классе по теме : «Элементы цепи. Сила тока. Напряжение. Сопротивление», разработан для интерактивной доски SMART Board .В уроке показано, как можно эффективно использова...
Методическая разработка урока геометрии в 10 классе по теме: «Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах» ( 34-й урок по плану; УМК Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов).
Данный урок относится к Разделу 3: «Перпендикулярность прямых и плоскостей», (Модуль 2: Перпендикуляр и наклонные. Угол между прямой и плоскостью).Применение нестандартных методов обучения, ИКТ- ...
Разработка урока "План и карта"
Обобщающее повторение по теме"План и карта".Урок-путешествие....
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"....
Урок алгебры 7 класс. Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения".
Разработка урока и технологическая карта урока по теме "Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения"....
Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс "Вечные темы искусства и жизни"
Методическая разработка урока. План-конспект урока по музыке 6 класс."Вечные темы искусства и жизни"....
Разработка урока План и карта. Обобщение по теме
Обобщающий урок имеет 9 этапов урока-рефлексии...