«Разнообразие климатов России».
методическая разработка по географии (8 класс)

Симакова Наталья Михайловна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта40.97 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: География

Класс: 8 класс

1 блок – информационный

Тема урока

 «Разнообразие климатова России».

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний

Цели:

  1. Организовать процесс самостоятельного построения учащимися нового способа действия – описания типов климата России
  2. Организовать закрепление и повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности тренировать навык работы с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей).

Планируемые результаты:

Личностные:

- учащиеся научатся проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать причины успеха(неуспеха) в учебной деятельности.

Предметные: учащиеся научатся характеризовать типы климатов России; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

учащиеся продолжат учиться:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке; работать по составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение 

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске информации; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им;

  Познавательные УУД:

-  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; ориентироваться в  системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,  информацию, полученную на уроке;

 

Основные понятия:

Типы климатов: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный.

Оборудование:

Мультимедиапроектор

Ресурсы урока:

Учебник  «География России» Природа. 8 класс,   И.И.Баринова, 2014 год.   Входит в линию учебников   И.И.Бариновой, Т.П.Герасимовой, В.А.Коринской, В.П. Дронова и др.

- презентация «Типы климатов России»;

- климатическая карта России;

- раздаточный материал;

- атласы;

- рабочие тетради с комплектом контурных карт.

Демонстрационный материал:

1) Эпиграф к уроку

“Великая цель образования -
это не знания, а действия”

Герберт Спенсер

2) План работы по открытию нового знания (формулирование нового правила)

Разрезные материалы для составления плана:

Выполнить задание «Дать характеристику типам климата России».

Объяснить, почему в пределах умеренного пояса наблюдаются наибольшие отличия в климатических условиях  по мере движения с запада на восток.

Вспомнить и применить план характеристики климатических поясов.

Найти закономерность распределения типов климата России, сделать вывод

При помощи климатической карты в атласе назвать типы климатов России.

3) Эталон плана работы по открытию нового знания

При помощи климатической карты в атласе назвать типы климатов России.

Найти закономерность распределения типов климата России, сделать вывод.

Объяснить, почему в пределах умеренного пояса наблюдаются наибольшие отличия в климатических условиях  по мере движения с запада на восток.

Вспомнить и применить план характеристики климатических поясов.

Выполнить задание «Дать характеристику типам климата России».

4) Алгоритм  (План характеристики климата)

1. Географическое положение.

2. Тип климата (климатический пояс и область).

3. Климатообразующие факторы.

4. Средние температуры января и июля, температурные максимумы и минимумы.

5. Количество осадков и их распределение в течение года.

6. Господствующие ветра (по сезонам).

6) Таблица для самостоятельной работы

 

Тип климата

ГП

ВМ

Температура (t)  в 0 по С

Осадки

t I

t VI

Амплитуда

Количество мм/г

Сезон выпадения

7) Эталон для самопроверки самостоятельной работы

Тип климата

ГП

ВМ

Температура (t)  в 0 по С

Осадки

t I

t VI

Амплитуда

Количество мм/г

Сезон выпадения

Арктический

Острова Северного Ледовитого океана, узкая полоса побережья Сибири и Дальнего Востока

Арктическая

- 24; - 30

+ 2; +5

35

200-300

Зима  

Субарктический

Умеренный континентальный

Резко континентальный

Муссонный

Формы и методы работы на уроке:

Фронтальная, индивидуальная, парная работы, словесный, наглядно-иллюстративный, практический, поисковый.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

        Планируемые результаты

Предметные

      УУД

 1. Мотивация к учебной деятельности

Цели: 

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет готовность к уроку.

Обеспечивает активное участие на уроке каждого ученика, уточняет тип урока.

-Перекликаются ли эти слова с нашим уроком? Что для вас самое главное?

-В 8 классе мы начали изучать тему «Климат России». Что мы уже знаем, умеем делать?

-Сегодня мы продолжаем работать по теме «Климат России».  И сегодня узнаем что-то новое.

- Каждое открытие опирается на имеющиеся знания.

Давайте вспомним, что уже вам известно, и что пригодится для открытия нового знания.

“Великая цель образования -
это не знания, а действия”

Г. Спенсер

Учащиеся объясняют смысл высказывания,  делают вывод о необходимости открытия нового знания самостоятельно.  

Личностные:

Самоопределение.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Смыслообразование.  

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цели:  

- актуализировать знания о климате и климатообразующих факторах, распределении тепла и влаги на территории России;

- тренировать навыки работы с картой;

- актуализировать мыслительные операции: анализ, аналогия;

- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;

-организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

-организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия.

Организовывает  проверочную работу  по актуализации ранее полученных знаний по теме «Климат». 

1) Разминка (фронтальный вид работы). Отвечаем «Да», «Нет» (приложение)

Мотивирует к  пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию.

2) Соотнесите (индивидуальный вид работы) 3) Выполнить задание 2 в рабочей карте на стр. 11. (работа в парах)

(приложение)

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

- Вы многое знаете. Я предложу вам задание, которое поможет узнать, чего вы пока не знаете.

- Попробуйте дать характеристику типам климата России.

- У кого нет ответа?

- Что не смогли сделать? А в чем затруднение?

- А кто смог дать характеристику?

- Можете ли доказать правильность вашего ответа.

Организует  анализ полученных ответов и фиксирует  индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Выполняют ряд заданий,  «строят» понятные для собеседника высказывания,

называют понятия и термины, на которые опирались
при выполнении задания, работают с климатической картой России.

Участвуют  в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Учащиеся выполняют пробное действие (письменно, в парах).

 -Не знаем типы климатов России.

 -Я не могу обосновать правильность своего ответа.

1. Анализ, обобщение (П).

2. Выполнение пробного учебного действия (Р).

3. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р).

4. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

6. Учёт разных мнений (К).

7. Использование критериев для обоснования своего суждения (К).

8. Использование знаково-символических средств (П).

III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организует выявление места затруднения, фиксацию  во внешней речи причины затруднения.

- Почему одни не смогли получить ответ, а другие не могут обосновать правильность ответа?

Под руководством  учителя выявляют место затруднения, проговаривают причину затруднения.

-Не знаем типов климата России.

1.Постановка и формулирование проблемы (П).

2.Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

3. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

4. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

5. Осознание и произвольное построение речевого высказывания (П)

IV.  Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

- уточнить и согласовать цель и тему урока;

-согласовать и зафиксировать цель проекта выхода из затруднения;

-построить план и определить средства достижения цели.

Организует

согласование и уточнение темы урока,

построение проекта выхода из затруднения.

Вопрос всему классу.

- Какую цель вы ставите сегодня для себя на уроке?  

- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? - Запись темы урока на доске и в тетрадях.

- Как будем действовать? Организуется работа в парах.

- Расставьте пункты плана в нужном порядке, чтобы была логическая цепочка.

(4. приложение)

Ставят для себя цель на уроке и формулируют тему урока.

-Узнать типы климатов России и дать им характеристику.

-Типы климатов России.

-Нам нужен план.

Составляют и проговаривают план  действий (в парах).

1.Смыслообразование (Л)

2.Выбор наиболее эффективного способа решения задачи (П)

3.  Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

4. Планирование (Р)

5.Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

6. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

7. Учёт разных мнений (К).

8.Разрешение конфликтов (К).

V.Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать план  действий  характеристики типов климата России  в речи с помощью алгоритма;

- организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организует учебное взаимодействие учеников в парах; подводящий диалог к формулированию характеристики.

Задание. По климатической карте России (5 приложение).

- Ребята, с заданием мы справились, но нам предстоит дать характеристику типам климата России. Давайте вспомним план описания климата (6 приложение).

Организует фиксацию нового способа действия, совместную работу учащихся по определению типов климата, подводит к выводу о  разнообразии климата России и применении способа характеристики типов климата России.

Выполняют реализацию построенного проекта в соответствии с планом,

отвечают на вопросы учителя.

Определяют и называют типы климатов России,  их характерные общие черты (t, количество и режим выпадения осадков, преобладающие типы погод по сезонам года); выделяют климатические области

VI. Первичное закрепление во внешней речи

Цели:

- организовать усвоение детьми нового способа действий характеристики типов климата России с их проговариванием во внешней речи в парах.

Организует учебное взаимодействие учеников в парах, задавая вопросы, подводит к  выводу о  применении плана характеристики типов климата России.

Задание. При помощи климатической карты в атласе и учебника (стр.70) Дать характеристику арктическому климату России по плану.

-  Возникли ли  у вас затруднения при работе в парах? Если возникли, смогли ли их самостоятельно разрешить? - Пришло время поработать самостоятельно, а потом осуществить самоконтроль своих умений.

- Кто не справился? В чём причина? Какие возникли затруднения? Что нужно сделать, чтобы выйти из затруднения?

Выполняют предложенные задания в соответствии с планом, отвечают на вопросы учителя, отрабатывают умения работать с картой

Ученики работают в парах, проговаривая друг другу  ход выполнения задания, фиксируют запись в тетрадях.

(фронтальная проверка)

1.Анализ, сравнение, обобщение, аналогия (П).

2. Установление причинно−следственных связей (П).

4. Выполнение действий по алгоритму (П).

5. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

6. Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К).

7. Достижение договорённостей и согласование общего действия (К).

8. Управление поведением партнёра (К).

9. Осознание

ответственности за общее дело (Л).

10. Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

VII. Практическая работа с самопроверкой по эталону

Цели:

-организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;

- организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки;

- организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Организует соотнесение результата работы с эталоном для самопроверки (7 приложение).

Организует вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

-Проверьте себя по эталону и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?»

-  У кого есть ошибки? Поднимите руку. В чем ошибка? Кто желает озвучить свою ошибку, чтобы предостеречь от нее остальных.

Организует рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия;

соотносят результаты работы с эталоном для самопроверки;

Проводят рефлексию своей деятельности по применению нового способа действия.

Л – личностные УУД,  П – познавательные УУД, Р – регулятивные УУД, К – коммуникативные УУД

Приложение:

1). Разминка (фронтальный вид работы).

1. Основное влияние на климат России оказывает Тихий океан? (Нет)

2. Оймякон – самое холодное место в России? (Да)

3. Самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом на   Прикаспийской низменности? (Да)

4. Циклон – это область пониженного атмосферного давления? (Да)

5. В Сибири очень холодные зимы из-за циклональной погоды? (Нет)

6. Суховеи – это сильные продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы? (Нет)

7. Трансформация – это изменение свойств воздушных масс? (Да)

8. Полоса столкновения двух воздушных масс – это инверсия? (Нет)

9. Величина суммарной радиации зависит от близости к океану? (Нет)

10. Самая тёплая зима в Сочи? (Да)

 2)  Соотнесите (индивидуальный вид работы):

1. Излучение солнцем тепла и света

А) Антициклон

2. Общее количество тепла и света, достигающее поверхности Земли

Б) Коэффициент увлажнения

3. Способность воздушных масс менять свои свойства

В) Атмосферные фронты

4. Вихри с низким давлением в центре

Г) Суммарная солнечная радиация

5. Вихри с высоким давлением в центре

Д) Испаряемость

6. Отношение годового количества осадков к испаряемости

Е) Циклон

7. Переходные зоны, разделяющие воздушные массы различные по своим свойствам

Ж) Трансформация

8. Максимально возможное испарение при данных метеорологических условиях с достаточно увлажненной подстилающей поверхности, то есть в условиях неограниченного запаса влаги

З) Солнечная радиация

 Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку по образцу:

1 – З; 2 – Г; 3 – Ж; 4 – Е; 5 – А; 6 – Б; 7 В; 8 – Д.

Поставьте отметки:

«5» - нет ошибок и исправлений;

«4» - 1 или 2 ошибка (2 исправления считать за одну ошибку);

«3» - 3 или 4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.  

3)Выполнить задание 2 в рабочей карте на стр. 11. (работа в парах).

Определите суммарную радиацию и коэффициент увлажнения (используя формулу            

          О

К= ----- )

       И

 в районах расположения г. Архангельска и г. Астрахани, используя карты атласа. Сравнить полученные результаты и сделать вывод о причинах выявленных отличий. Расчитайте коэффициент увлажнения

Вывод.  Причинами отличия основных климатических показателей и увлажнённости территории в районах городов Архангельска и Астрахани является различное ГП (север и юг европейской части России) + большая протяжённость страны с севера на юг.

4)ПЛАН:

1.При помощи климатической карты в атласе назвать типы климатов России.

2. Найти закономерность распределения типов климата России, сделать вывод.

3. Объяснить, почему в пределах умеренного пояса наблюдаются наибольшие отличия в климатических условиях  по мере движения с запада на восток.

4. Вспомнить и применить план характеристики климатических поясов.

5. Выполнить задание «Дать характеристику типам климата России».

5) Задание. По климатической карте России:

  1. Назвать типы климатов.
  2. Какие пояса основные?
  3. Какие переходные?
  4. В каком климатическом поясе располагается большая часть России?
  5. Что вы заметили в этом климатическом поясе? Объяснить причину выявленных отличий.
  6. Какие показатели  характеризуют  тип климата?

6) План характеристики  климата

1. Название типа климата (климатический пояс и область).

2. Географическое положение.

3. Воздушная масса.

4. Средние температуры января и июля, амплитуда температур.

5. Количество осадков и их распределение в течение года.

6. Господствующие ветра (по сезонам).

7) Характеристика типа климата России по плану.

Тип климата

ГП

ВМ

Температура (t)  в 0 по С

Осадки

t янв.

t июнь

Амплитуда

Количество мм/г

Сезон выпадения

Эталон для проверки

Тип климата

ГП

ВМ

Температура (t)  в 0 по С

Осадки

t I

t VI

Амплитуда

Количество мм/г

Сезон выпадения

Арктический

Острова Северного Ледовитого океана, узкая полоса побережья Сибири и Дальнего Востока

арктическая

- 24; - 30

+ 2; +5

35

200-300

Зима  

и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока с использованием ЭОР по теме "Разнообразие типов климата России"

Конспект урока по темк " Разнообразие типов климата России" разработан с использованием электронно - образовательных ресурсов, что дает возможность как учителю так и обучающимся пользоваться  бол...

поурочный план урока 8 кл. ТЕМА: «От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай»

Поурочный план 8 класса. Тема "От чего зависит климат нашей страны. Типы климатов России и Республики Алтай" Это урок новых знаний, где изучают климатообразующие факторы и от чего зависит климат Россс...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

Разнообразие лесов России

Сценарий урока "Разнообразие лесов России" в 8 классе по учебнику Бариновой...

Разнообразие климата России 8 класс

Презентация разнообразие климата России...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ – ЛЕКЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ «День Народного Единства: культурное разнообразие народов России»

Внеурочное занятие, проводимое в последнюю неделю 1-й четверти перед каникулами, посвящённое национальному празднику День Народного Единства. В рамках данной беседы проводилось ознакомление лицеистов ...

«Разнообразие климата на земле. Климатические пояса. Климатообразующие факторы»

Конспект урока географии в 7 классепо теме «Разнообразие климата на земле. Климатические пояса. Климатообразующие факторы»...