Посвящение в географы
план-конспект урока по географии (5 класс)

Абдулина Елена Леонидовна

Первый урок в 5 классе игравой - посвящение в географы. Ребята проходят испытания 7 конкурсов, где проверяются знания по географии. Затем знакомятся с Гимном Географоф и произносят Клятву - Изучать география. каждому ученику вручается удостоверение о посвящении в юные географы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока74.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 104

Разработка вводного урока

«Посвящение в географы»

5 класс

Автор: Абдулина Е.Л.

Учитель географии

Высшей категории

Челябинск 2012

Цели:

Образовательная – познакомить с понятием география, географическим гимном, профессиями географов

Развивающая – развитие навыков групповой работы,  творческих способностей

Воспитывающая  - продолжить воспитание гражданственности и любви к малой родине; продолжить экологическое воспитание, развивать бережное отношение к природе.

Место и роль данного урока в курсе географии: первый вводный урок в курс «Планета Земля» для 5 класса; урок изучения нового материала   

Методы обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный,
  2.  проблемное обучение,
  3.  частично-поисковый.

Форма организации учащихся: групповая, фронтальная.

Оборудование:

  1. Карта полушарий.
  2. Групповые карточки.
  3. Презентация «Посвящение в географы»
  4. Удостоверения

Технология урока:

I Мотивация:

Вступительное слово учителя:

« Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.»

Вс.Рождественний

Я – учительница географии! Что это за наука,  вы узнаете из маленького путешествия в страну знаек. Мне нужна одна помощница, она будет королевой. Итак крибли-крабле-бумс!!!

Диалог географа и королевы. (приложения)

II Постановка проблемы 

Начинаем посвящение в географы! Вас ждут страшные и ужасные испытания!  Мы пройдем с вами  таинственным маршрутом  по незнакомой местности! Вам понадобится смекалка и храбрость, широкий кругозор и находчивость! Ведь не случайно девиз географов звучит так:

«Бороться и искать,  найти и не сдаваться»  (из какого литературного произведения эти строки?  В.Каверин  «2 капитана»)

III Решение проблемы

Чтоб не скучно было в пути, друзей с собой возьми!

И испытания все, что встретятся в пути,  пройди!

Испытание 1 «Интересные названия»

 Разделимся на группы и придумаем им географические названия, которые необходимо объяснять.

Испытание 2 «Романтика дальних дорог»

Учитель:  А что у меня ребята в рюкзаке? Что за устройство у меня в руке? Есть у меня, друзья, с собой тушенка, морковка, лук, картошка, пшенка.

Еще смотрите есть планшет и карта,  и книга «Дети капитана Гранта».

В руках держу я старенький компас, куда угодно выведет он нас.

С компасом дружим мы везде, в снегах, на суше и в воде.

Зачем же здесь все вещи эти? Ответьте поскорее дети!

Ученики: эти вещи необходимы в походах для туристов.

Учитель: о чем думает турист? Какие вопросы ставит перед собой? Возможно, вы тоже задавали эти вопросы взрослым?

Испытание 3 «Озвучка» ( поочередно читаем строчку стиха. Если не будет  паузы,  и все стихотворение прочитано, то вы прошли испытание)

Учитель: так какая из наук учащает сердца стук?

Ученики: география.

Учитель: на каких уроках по планете путешествуют все дети?

Ученики: география.

Испытание 4 «Узнай меня»

(Видеоролик «Мировые Одиссеи», по которому нужно больше назвать памятники природные и исторические)

Учитель: в походах и экскурсиях рождаются песни. Споем одну из них. Я пою строчку, вы за мной повторяете.

Песня  «Про Землю»

Испытание 5  «Интересные слова» (Объясните значение слов, работа в группах)

Анероид, Нил, Пигмеи, Меридиан, Аркаим, теодолит, Джомолунгма, Байкал, Бриз, Гольфстрим, Миасс, Анаконда, Килиманджаро, Кракатау, Тибет, Кенгуру, Экватор, Виктория, Таганай, Анды.

Испытание 6  «Изобрази меня»

Каждой группе предлагается стихотворение, которое  они инсценируют.

Испытание 7 «Что бы это значило?»

Разгадайте ребусы

IV Рефлексия

Учитель:

Внимание, внимание! Проверим ваши знания.

Первый дайте  хором ответ: как называется Земли макет? (Глобус)

Планете  всей   внимание уделяет  наука ? – География

Чтоб дать отпор невежеству и скуке,

Мы присягнем на верность сей,  науке!

Клятва юных географов

Все поют: гимн

Знаю, есть неизвестная широта из широт,

Где нас дружба чудесная непременно сведет.

И узнаем мы тогда, что смело каждый брался за любое дело.

И места, в которых мы бывали, люди в картах мира отмечали.

Кто бывал в экспедиции, тот поет этот гимн,

И его по традиции мы считаем своим,

Потому что мы народ бродячий, потому что нам нельзя иначе,

Потому что нам нельзя без песен, потому что мир без песен тесен.

Учитель:

Итак, отныне Вы – географы: геологи, топографы, картографы,

Полярники, статисты, вулканологи, сейсмологи, конечно, спелеологи,

Гидрологи и климатологи, Писатели и классные фотографы

Сердечно всех я поздравляю и удостоверения вручаю!.

Список литературы:

  1. Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе.- Ростов –на-Дону: Феникс, 2007
  2. Галеева Н.Л., Мельничук Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках географии: методическое пособие для учителя по освоению и использованию педагогической технологии «ИСУД» дидактического ресурса личностно-ориентированного образовательного процесса. – М.: 5 за знания, 2006
  3. Завьялов А.И. География в кроссвордах, ребусах, чайнвордах. – Минск: Народная асвета, 1969.
  4. Януш Г.Н. Занимательная география.- Минск: Народная асвета, 1974

Приложения

Испытание 3 «Озвучка» ( поочередно читаем строчку стиха. Если не будет  паузы,  и все стихотворение прочитано, то вы прошли испытание)

  1. С рюкзаком шагаем по планете,
  2. Нас интересует всё на свете:
  3. Где свирепствует мороз?
  4. Где нет радуги и гроз?
  5. Где – огромная гора?
  6. Где – озонова дыра?
  7. Почему вулканы есть?
  8. Эдельвейсов где не счесть?
  9. Почему же шимпанзе жить не хочет в Туапсе?
  10. Почему слон – великан?
  11. И что ест японец – сан?
  12. И на сколько же велик Евразийский материк?
  13. Что есть в сумке у коалы?
  14. Где произрастают калы?
  15. Кто такой Тур Хейердал?
  16. Что он в жизни повидал?
  17. И как нам простым ребятам, без родительской зарплаты
  18. Тоже много повидать, и про всё – про всё узнать?
  19. Дать ответы навсегда
  20. На вопросы: «Где?», «Когда?»
  21. «Отчего» и «Почему?».
  22. В общем, пищу дать уму!
  23. На вопросы даст ответы
  24. Та наука, коей нету
  25. Краше, как нам видится.
  26. И пусть на обидятся
  27. Все науки школьные –
  28. Просто мы «прикольные»!

Песня  «На берегу»

На берегу большой реки пчела ужалила медведя прямо в нос.

«Ой ё-ё-ёой» - вскричал медведь, сел на пчелу и начал петь.

1.Землю обмотали тоненькие нити, нити параллелей и зеленых рек.

Совершите чудо руку протяните надо,

 чтобы в дружбу верил каждый человек.

2. Обогрейте словом, обласкайте взглядом, от веселой шутки тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

 станет добрым и веселым хмурый человек

  1. Мы не зря мечтали о воздушном шаре,

пусть планету кружит всемогущий век.

Это так чудесно, если с вами рядом

станет добрым и веселым хмурый человек

Испытание 5  «Интересные слова» (Объясните значение слов, работа в группах)

Анероид, Нил, Пигмеи, Меридиан, Аркаим, теодолит, Джомолунгма, Байкал, Бриз, Гольфстрим, Миасс, Анаконда, Килиманджаро, Кракатау, Тибет, Кенгуру, Экватор, Виктория, Таганай, Анды.

Испытание 6  «Изобрази меня»

Каждой группе предлагается стихотворение, которое  они инсценируют

1 группа:

Берегите Землю! Берегите! Жаворонка в голубом зените.

Бабочку на стебле повелики, на тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба, над пустыней тень от баобаба,

Ясный месяц над речным покоем. Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите!

2 группа

Очень просто в ясную погоду помечтать в лесу иль у пруда.

Но любить по-настоящему природу – это значит действовать всегда.

Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

3 группа

Она располагается под нами, там, очевидно, ходят вверх ногами.

Там на изнанку вывернутый год, там расцветают в октябре сады,

Там в октябре, а не в июле лето, там протекают реки без воды,

Они в пустыне протекают где-то. Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи, рождаются зверята из яиц.

4 группа

Как-то, собравшись с последними силами, создал Господь планету красивую.

Дал ей форму шара большого, и посадил там деревья, цветы,

Травы невиданной красоты. Много животных там стало водиться:

Змеи, слоны, черепахи и птицы. Вот вам подарок, люди Владейте.

Землю вспашите, хлебом засейте. Всем завещаю вам я отныне –

Вы берегите эту святыню!

5 группа

Красивы реки и моря от января до декабря.

Красива вся наша Земля! Так сохраним её, друзья,

И сбережем же, без сомнений для всех грядущих поколений!

Чтоб сохранить Природу-мать. Её отлично надо знать.


Клятва юных географов

Клянемся много книг читать, чтоб много о планете знать!

Клянемся!

В походы разные ходить, вершин побольше покорить!

Клянемся!

Клянемся ночью у костра петь наши песни до утра!

Клянемся!

Быть оптимистами всегда, а хлюпиками – никогда

Клянемся!

Быть дружбе преданным навек и помнить званье – Человек!

Клянемся!

Клянемся Родину любить! Достойными географами быть!

Клянемся!

С природою дружить взаимно! И помнить все куплеты гимна.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие «Посвящение в географы»

Мероприятие направлено на развитие познавательного  интереса учащихся 6 класса к предмету географии.  У школьников создаются условия для формирования и развития:* интереса к г...

Географический вечер "Посвящение в географы"

Цель занятия: закрепить навыки чтения карты, умения использовать полученные знания, разнообразную дополнительную информацию, вызвать интерес к предмету, желание ещё больше познатьпродолжить форми...

"На службе Отечеству", посвященный 225- летию М.П. Лазарева, в рамках школьной предметной декады (недели географии)

Материал посвящен одному мероприятию в рамках недели - семинару ( на указанную тему) и содержит методический материал : цели, задачи, задания, ход проведения урока и презентацию преподавателя к данном...

Внеклассное мероприятие "Посвящение в географы"

Традиционное мероприятие для 5 класса. проводится в октябре когда ребята знакомятся с новым предметом география....

Внеклассное мероприятие "Посвящение в географы" 5 класс

Данное мероприятие проводят в конце учебного года. Оно подводит итог изучению географии в 5 классе....

Посвящение в Географы.

Игра, которая может быть проведена в конце 5-го класса или в начале 6-го класса. Например, в рамках недели географии....