Исследовательский проект на тему " Как погода влияет на человека?"
проект по географии
Цель: Изучить влияние погоды на самочувствие человека.
Задачи:
- Изучить по литературным источникам данную проблему.
- Провести наблюдения за погодой в своём городе.
- Путем исследования проанализировать зависимость физического состояния человека от погодных условий.
- Предоставить полученные материалы графически.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pogoda_vliyaet_na_cheloveka.doc | 378 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Как погода влияет на человека?
(исследовательский проект)
Автор работы:
Соловьева Виктория,
8 А класс
Руководитель: Пастухова
Ирина Васильевна, учитель географии
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….... 3
1. Теоретическая часть..…………………………………………………………5
1.1 Основные метеорологические факторы, влияющие на человека……. 5
1.2 Погода и здоровье………………………………………………………...7
2. Методика исследования………………………………………………………10
2.1 Данные исследования……………………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………...15
Приложение……………………………………………………………………...17
ВВЕДЕНИЕ
Человек-далеко не царь природы, а скорее, ее дитя, неотъемлемая частичка вселенной. Мы живем в мире где все взаимосвязано и подчинено одной системе.
О погоде люди судят не по книгам и учебникам, а по собственному опыту – по тому как она влияет на их здоровье, самочувствие, работоспособность. В своей исследовательской работе я хочу показать, как самочувствие человека связано с погодой, точнее с её изменениями.
Погода имеет большое значение в человеческой жизни. С развитием цивилизации зависимость человека от погоды не уменьшается, а наоборот увеличивается. Человек, стал не только материально очень зависим от неё, но и физически более чувствителен к её изменениям.
Необходимо расширить знание о роли погоды в нашей жизни, чтобы в трудных ситуациях уметь соотнести метеопрогноз и физическое состояние и не подвергать свой организм новым болезням. Поэтому я считаю выбранную тему актуальной.
- Гипотеза: Я предполагаю, что резкое изменение температуры, влажности воздуха, атмосферного давления отрицательно влияют на показатели артериального давления и самочувствие человека только у метеозависимых людей.
Объект изучения: погодные условия в городе Велиж в феврале 2021 года.
Цель: Изучить влияние погоды на самочувствие человека.
Задачи:
- Изучить по литературным источникам данную проблему.
- Провести наблюдения за погодой в своём городе.
- Путем исследования проанализировать зависимость физического состояния человека от погодных условий.
- Предоставить полученные материалы графически.
Методы исследования:
- Получение данных по состоянию здоровья путем измерения параметров: давления;
- Наблюдение за изменением погоды и заполнение дневника, и анализ его результатов;
- Анкетирование и анализ ответов;
- Интервью;
- Обобщение и систематизация полученной информации
Этапы работы над проектом:
- Обсуждение темы проекта
- Выяснение актуальности проекта
- Постановка целей и задач
- Изучение литературы по данному вопросу
- Наблюдение за изменениями погоды
- Получение данных по состоянию здоровья
- Проведение анализа
- Оформление результатов работы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1 ОСНОВНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЧЕЛОВЕКА
Погода — совокупность атмосферных явлений и метеорологических факторов, которые наблюдаются в том или ином месте земного шара. Понятие Погода относится к текущему состоянию атмосферы, в противоположность понятию Климат, которое относится к среднему состоянию атмосферы за длительный период времени.
В исследованиях ученых прослеживается тенденция. С возрастом все большая часть людей зависит от изменения погодных условий. Объясняя причины этой зависимости ученные, изучают суточные и сезонные ритмы основных метеорологических факторов разных климатических зон (температура, давление, влажность воздуха).
Ниже приведены основные метеорологические факторы и их влияние на состояние здоровья человека:
- Температура воздуха - один из самых мощных биологически важных параметров погоды и климата. Это показатель степени нагретости воздуха, определяется с помощью термометра.
Оказывается, что человек реагирует на температуру больше, если влажность воздуха будет выше. Для организма человека оптимальными считаются условия, при которых относительная влажность воздуха составляет около 60%, а температура воздуха +18 С. Особенно это касается спальни.
- Влажность воздуха - это показатель содержания воды в атмосферном воздухе.
Человек чувствует себя хорошо при относительной влажности от 40 до 75%. Отклонение от нормы отзывается в организме ощущением сухости или сырости. Влажность воздуха влияет на организм человека в сочетании с другими метеорологическими факторами, усиливая их воздействие.
- Атмосферное давление - сила, с которой воздух давит на земную
поверхность и находящиеся на ней предметы.
Большинство людей не замечают колебаний давления. При резком повышении атмосферного давления возникает различие между давлением внутри тела и давлением окружающего воздуха. В этих случаях некоторые люди могут ощущать головную боль, боль в области сердца и других органах, изменяется артериальное давление.
Резкие колебания атмосферного давления вызывают обострение радикулита, появляется шум в ушах. Возможны приступы мигрени разной степени. С пониженным атмосферным давлением связано затруднение дыхания и нарушение работы сердечнососудистой системы. Особенно реагируют на изменения атмосферного давления больные неврозом, гипертонией, ишемической болезнью сердца, сосудистыми заболеваниями мозга, легочные больные и другие. Значит, атмосферное давление существенно влияет на работу организма.
- Ветер - это движение воздуха в горизонтальном направлении. Как известно, главной причиной его возникновения является разница атмосферного давления на близлежащих территориях.
Ветер воздействует на систему терморегуляции, а также оказывает и механическое воздействие. Он способствует отдаче тепла, либо его задержке в организме. Отрицательное воздействие ветра усиливается при резких колебаниях температуры, влажности воздуха, атмосферного давления. также при внезапном изменении направления ветра.
На организм человека, как правило, влияет не один какой – либо фактор, а их совокупность, причем основное действие оказывают не обычные колебания климатических условий, а в основном их внезапные изменения.
1.2 ПОГОДА И ЗДОРОВЬЕ
Метеозависимость – не новое явление, оказывается, изучал его ещё в Древней Греции знаменитый врач Гиппократ. Он регулярно проводил метеорологические наблюдения и впервые отметил связь между погодой и обострением различных недугов.
Все виды реакций организма на действие метеорологических условий проявляются в изменении показателей.
Что отличает больного человека от здорового человека? Метеозависимый (больной) человек испытывает дискомфорт, слабость, вялость, головную боль и другие состояния организма, зависящие от изменения погодных условий.
У людей со сниженным иммунитетом возникают простуда.
У хронических больных - заболевания обостряются: увеличивается количество инсультов, инфарктов, приступов стенокардии, обостряется ишемическая болезнь сердца.
У гипертоников появляются боли в области сердца, одышка, тошнота, повышение давления, вплоть до гипертонического криза.
У больных с бронхолёгочными заболеваниями усиливаются кашель, одышка, синюшность кожи.
У абсолютно здоровых людей организм, как правило, хорошо приспособлен к колебаниям погоды, и поэтому они не оказывают влияния на самочувствие и настроение человека. Колебания погоды можно рассматривать даже как своеобразный природный тренинг, который благотворно влияет на организм. Но абсолютно здоровых людей найти очень сложно, а люди, имеющие какие-либо отклонения здоровья, остро реагируют на метеорологические изменения.
В большинстве случаев развитие метеочувствительности зависит от возраста. Как правило, первые проявления метеочувствительности отмечаются еще в детском возрасте. Особенно часто метеочувствительность регистрируется у детей грудного возраста, когда у новорожденного организма еще не сформировались окончательно адаптационные механизмы. К 14-20 годам метеочувствительность как правило минимальна. Однако с возрастом метеочувствительность возрастает и в 50-летнем возрасте практически половина людей являются метеочувствительными. Это объясняется тем, что адаптационные возможности организма в этом возрасте уже существенно ослабевают, особенно, если он обременен к тому же еще и хроническими заболеваниями.
Причины острой реакции на изменение погоды метеозависимость здоровых людей – неправильный образ жизни (не умеют расслабляться, отдыхать, подвержены стрессам). Изменения метеорологических условий негативно отражаются на состоянии здоровья нашего организма, если он не способен мгновенно реагировать на эти изменения.
Прежде всего, резкие перемены погоды отражаются на нашей психоэмоциональной сфере. Ведь всякое нарушение стабильности, и в погоде в частности, воспринимается человеком как мини-шок. Люди, как правило, становятся раздражительными, обидчивыми, вспыльчивыми, необъяснимо грустными и подавленными.
Какие изменения в погоде большей степени влияют на организм?
1. Перепады атмосферного давления. Резкое повышение/понижение артериального давления, головные боли, спазмы в любом органе.
2. Повышение влажности воздуха. Провоцируют воспалительные процессы в слизистых оболочках, вызывая простудные, вирусные, инфекционные заболевания.
3. Понижение содержания кислорода в воздухе. Обостряется астма.
4. Магнитные бури. Этот фактор наиболее сильный по воздействию на организм в целом и наименее изученный. Магнитные бури плохо отражаются на работе всех органов и систем организма.
Для предупреждения и смягчения отрицательных последствий реакций организма важную роль играет их профилактика.
2. ИССЛЕДОВАНИЯ
В течение одного месяца (с 1 февраля по 28 февраля) я вела наблюдение за состоянием погоды и своим самочувствием.
Цель исследования – изучить влияние погоды на самочувствие человека.
Для определения степени зависимости от погодных условий в течение месяца я каждый день вела дневник наблюдения, в котором были учтены следующие параметры:
- Температура воздуха
- Давление воздуха
- Скорость ветра
- Влажность воздуха
- Артериальное давление
Результаты данных я вносила в таблицу (Приложение 1).
2.1 ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализируя состояние погоды, следует отметить достаточно большую амплитуду колебания температуры в течение месяца, А = 20 0 С (Приложение 2). В течение месяца атмосферное давление было преимущественно ниже нормы (от 724 до 752 мм рт. ст.) (Приложение 3). Также менялось направление и сила ветра (от1м/сек. до 8м/сек.). Влажность воздуха менялась от 57 до 89%. Сопоставив графики температур, атмосферного давления, влажности, мною выявлены наиболее неблагоприятные дни 6,17,20,21,22,23, 24. При анализе изменения артериального давления и сопоставления с неблагоприятными днями в феврале было выявлено, что у меня никаких скачков давления не наблюдалось. В течение всего месяца давление было стабильным, а самочувствие нормальным. В неблагоприятные дни никакой сонливости, бессонницы, слабости в мышцах, потери внимания не наблюдалось. Никаких хронических заболеваний у меня нет. Исходя из этого можно предположить, что я не являюсь метеозависимым человеком.
Следующим этапом моей работы стало анкетирование. Анкетирование я проводила среди учеников 8-10 классов нашей школы с целью выявить влияние погодных условий на организм человека.
Учащимся было задано восемь вопросов (см. приложение 5)
Выяснилось, что многие ощущают изменение физического состояния во время смены погодных условий. Наиболее часто школьники испытывают головные боли, усталость, резкий перепад настроения. Это проявляется в период резкого перепада температуры и атмосферного давления, влажно-прохладную и очень жаркую погоду.
Анализируя полученные данные, я пришла к следующим выводам:
1. Изменения погоды не одинаково сказываются на самочувствии разных людей. У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное подстраивание физиологических процессов в организме к изменившимся условиям окружающей среды. В результате усиливается защитная реакция, и здоровые люди практически не ощущают отрицательного влияния погоды.
2. У человека, имеющего хронические заболевания приспособительные реакции ослаблены, поэтому организм теряет способность быстро подстраиваться. Влияние погодных условий на самочувствие человека связано с возрастом, а также с индивидуальной восприимчивостью организма.
Следующим этапом моей работы было интервью со школьной медсестрой Осиновец Ириной Владимировной на вопросы: 1) Люди какого возраста обычно связывают своё недомогание с погодными условиями? 2) Какие хронические заболевания могут обостряться при изменении погодных условий и что при этом следует делать?
Ирина Владимировна ответила: «В связи с ухудшающийся экологической ситуацией в стране возрастной порог метеозависимости значительно снизился. Как правило, на изменения погодных условий реагируют люди предпенсионного и пенсионного возраста, дети с невралгическими заболеваниями, люди, ведущие нездоровый образ жизни. Обостряются такие хронические заболевания как невроз, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, сосудистые заболевания мозга, бронхиальная астма. Абсолютно здоровых людей очень мало, поэтому всем следует внимательнее относиться к своему здоровью: соблюдать режим дня, заниматься спортом и профилактикой заболеваний».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении я бы хотела сказать, что нельзя списывать все недуги на плохую погоду, поскольку невнимание к недомоганиям у людей с хроническими заболеваниями, как у пожилых, так и молодых может привести к осложнениям заболевания. Организм нужно тренировать и готовить к возможным изменениям погоды.
1. Тренировать организм можно закаливанием, контрастным душем, но пожилые люди должны проконсультироваться с лечащим врачом, прежде чем начать такие процедуры.
2. Обеспечить полноценное питание, которое должно включать: свеклу, изюм, курагу, чернослив, апельсины, свежую зелень, орехи, мед, лук, чеснок и прополис, особенно молодым.
3. Больше бывать на свежем воздухе, гулять и выполнять физические упражнения.
4. При головных болях, вызванных изменением погоды, можно заварить чай из ромашки или мяты и пить маленькими глотками, добавляя мед и лимон.
5. Людям с повышенным давлением при резком похолодании нужно выходить на улицу не сразу, а ждать, пока организм привыкнет к холоду.
6. Отказаться и от приема кофе, который следует заменить травяными чаями или некрепким зеленым чаем.
7. Отказаться от вредных привычек.
8. Начинать день рекомендуется с зарядки, которая стабилизирует кровообращение, но при повышенном давлении и хронических заболеваниях в дни резкой смены погоды лучше воздержаться от физических и умственных нагрузок.
9. Следить за прогнозом погоды.
10. Регулярно проводить диспансеризацию.
Помогайте своему организму жить в гармонии с природой, и тогда только вы сможете почувствовать точно, как в песне поется, что «У природы нет плохой погоды».
Выводы по результатам исследования:
- Гипотеза, поставленная в начале работы, нашла своё подтверждение: изменение погоды неодинаково влияет на самочувствие разных людей.
- У здорового человека при изменении погоды происходит своевременное реагирование регулирующих систем к изменениям условий внешней среды. Вследствие этого усиливаются защитные реакции, и такой человек практически не ощущает негативного влияния изменений погоды.
- На изменения погоды реагируют только люди с ослабленными адаптивными реакциями, имеющие хронические заболевания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Электронный каталог ВНИИГМИ-МЦД (с 1991 года), свободный доступ по адресу http://www.meteo.ru/izdan/ukazat01.htm
- http://sirena.siberia.net/pb/has1.html
- http://riktamed.ru/php/content.php?id=14531 Влияние погоды на самочувствие человека.
- Астапенко П.Д., Вопросы о погоде. Л., Гидрометеоиздат. 1987г.
- Владимир Трошин Погода и здоровье. Научите себя не зависеть от погоды.
- Герасимова Т.П., Грюнберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. Физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 класса. М., Просвещение, 2006 г.
6.Марьянис В.В, “Берегите себя от болезней”.- Москва, 1992г
- Энциклопедия для детей. М., «Аванта+», 1997 г.
Приложение 1
Дневник наблюдения за погодой и самочувствием
Дата | t0С | Атм. давление | Ветер | Влажность | Самочувствие, артериальное давление |
1 февраля | -3 | 753 | З 3м/с | 89% | Самочувствие хорошее, 115/78 |
2 февраля | -2 | 755 | Ю 1м/с | 89% | Самочувствие хорошее, 120\80 |
3 февраля | -3 | 749 | ЮВ 3м/с | 72% | Самочувствие хорошее, 110/70 |
4 февраля | -4 | 746 | СВ 3м/с | 72% | Самочувствие хорошее, 110/75 |
5 февраля | -5 | 747 | С 3м/с | 70% | Самочувствие хорошее, 120/80 |
6 февраля | -2 | 745 | Ю 8м/с | 61% | Самочувствие хорошее 115/75 |
7 февраля | -13 | 766 | В 2м/с | 57% | Слабость, головокружение,110/70 |
8 февраля | -8 | 767 | Ю 2м/с | 60% | Сонливость, слабость 110/70 |
9 февраля | -8 | 767 | З 2м/с | 74% | Хорошее самочувствие 110/70 |
10 февраля | -3 | 766 | С 3м/с | 74% | Хорошее самочувствие, 110/70 |
11 февраля | -3 | 766 | С 2м/с | 79% | Хорошее самочувствие, 115/75 |
12 февраля | -7 | 764 | З 2м/с | 83% | Хорошее самочувствие, 110/70 |
13 февраля | -6 | 757 | ЮЗ 4м/с | 75% | Хорошее самочувствие, 110/70 |
14 февраля | 4 | 748 | СЗ 6м/с | 76% | Хорошее самочувтсвие, 115/75 |
15 февраля | +2 | 759 | С 4м/с | 76% | Хорошее самочувствие, 120/80 |
16 февраля | 3 | 752 | СЗ 3м/с | 65% | Сонливость, головокружение, 110/70 |
17 февраля | 1 | 744 | ЮЗ 2м/с | 83% | Головокружение, 110/70 |
18 февраля | 2 | 745 | З 6м/с | 86% | Самочувствие хорошее, 110/70 |
19 февраля | 1 | 744 | ЮЗ 3м/с | 82% | Самочувствие хорошее, 115/75 |
20 февраля | 2 | 737 | ЮЗ 2м/с | 88% | Самочувствие хорошее, 120/80 |
21 февраля | +2 | 724 | З 4м/с | 88% | Самочувствие хорошее, 110/70 |
22 февраля | -6 | 735 | ЮЗ 1м/с | 68% | Самочувствие хорошее, 110/70 |
23 февраля | 2 | 724 | Ю 2м/с | 81% | Самочувствие хорошее, 120/80 |
24 февраля | 2 | 722 | ЮЗ 3 м/с | 85% | Самочувствие хорошее, 110/70 |
25 февраля | -1 | 736 | ЮЗ 7 м/с | 61% | Сонливость, головокружение, 110/80 |
26 февраля | -1 | 739 | Ю 4 м/с | 71% | Головокружение, 110/70 |
27 февраля | 3 | 741 | З 4 м/с | 70% | Головокружение, 120/80 |
28 февраля | 7 | 742 | ЮВ 3 м/с | 82% | Самочувствие хорошее, 110/70 |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
АНКЕТА
- Влияет ли погода на ваше самочувствие?
- Как влияет на Вас отсутствие длинного солнечного дня (положительно или отрицательно, или свой вариант ответа)?
- В какую погоду вы чувствуете себя хорошо и комфортно?
- В какую погоду вы чувствуете себя плохо (испытываете болезненные ощущения)?
- В чём проявляется дискомфорт и болезненные ощущения?
- Чувствуете ли Вы заранее, что погода может измениться завтра?
- Сколько Вам лет?
- Есть ли у вас хронические заболевания? (если есть, то какое)
Соловьева В. А., ученица 8 А класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к исследовательскому проекту по теме" Роль влажности воздуха в жизни человека"
Данная презентация включает в себя цели и задачи исследования влажности воздуха в школьных помещениях.В презентации кратко представлены результаты эксперимента , проведенного в гимназии, сформулирован...
Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции"
Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции" проводится в 11 классе. Он призван расширить знания учащихся об эволюционном ...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ТИХАЯ ЛИРИКА НИКОЛАЯ РУБЦОВА»
Авторы проекта: Куртасова Т.Е., учитель высшей категории МОУ «СОШ № 42» г. ВоркутыУчастники проекта: обучающиеся 11 класса (2012 год)Форма работы над проектом: групповаяВид проекта: межпредметны...
Исследовательский проект на тему "Водохранилище "Волжская ГЭС им. В.И. Ленина"" с применением технологий проблемно-исследовательского обучения на уроках географии
Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню и качеству образования. В связи с этим одним из главных направлений образовательного курса современной школы является прак...
Областной конкурс исследовательских проектов «Взлет». Тема проекта «Тяжмаш» - от локомобилей до космических установок
Я учусь в 11 классе, собираюсь поступать на базовую кафедру АО “ТЯЖМАШ” и в дальнейшем построить карьеру на данном предприятии. История моей семьи тесно связанна с этим заводом, мой дед, а...
Научно-исследовательская работа по географии "Как погода влияет на человека?"
Погода имеет большое значение в человеческой жизни. С развитием цивилизации зависимость человека от погоды не уменьшается, а наоборот увеличивается. Человек, стал не только материально очень зависим о...
Индивидуальный проект обучающегося 11 класса. Проектная работа (исследовательский проект) на тему: «О чём нам может рассказать капля крови, или зачем сдавать анализы?»
Представленный материал содержит реферат, презентацию и проектный продукт (буклет)....