Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции"
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Информационно-исследовательский проект по теме "Основы учения об эволюции" проводится в 11 классе. Он призван расширить знания учащихся об эволюционном учении, полученных в 9 классе; продолжить расширение и углубление этого понятия, напомнить об уровневой организации живой материи, углубить и расширить знания о виде на основе формирования понятий о популяции как обязательной и структурной его единице.
Идея проекта:
Изучение темы «Основы учения об эволюции» в 11 классе представляет определенную сложность. Она заключается в том, что учителю непрерывно приходится держать в поле своего внимания вопросы эволюционной теории. Развитие эволюционных понятий будет идти и в других темах, однако здесь закладывается основа, от прочности которой будет зависеть усвоение остального материала.
Как возникла идея использовать метод проектов при изучении данной темы. Что здесь может подлежать исследованию?
Во-первых, опираясь, на имеющиеся у учащихся знания, можно проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, изучить историю биологии дедуктивно.
Во-вторых, выполняя практические задания учащиеся приходят к осознанному и прочному усвоению знаний о естественном отборе, борьбе за существование.
В-третьих, оформляя свою работу в виде презентации и докладов, учащиеся смогут лучше усвоить тему, применить свои знания в новой ситуации .
В-четвертых, смогут оценить свои результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-исследовательский проект по теме
«Основы учения об эволюции»
11 класс
Задачи: Расширить знания учащихся об эволюционном учении, полученных в 9 классе; продолжить расширение и углубление этого понятия, напомнить об уровневой организации живой материи, углубить и расширить знания о виде на основе формирования понятий о популяции как обязательной и структурной его единице.
Оборудование: Учебники: Биология 10-11 «Общая биология» (Каменский);
дополнительная литература: Биологический энциклопедический словарь; Интернет – ресурсы; программное обеспечение Power Point; мультимедийный проектор; экран.
Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.
Форма работы: Информационно-исследовательский проект.
Идея проекта:
Изучение темы «Основы учения об эволюции» в 11 классе представляет определенную сложность. Она заключается в том, что учителю непрерывно приходится держать в поле своего внимания вопросы эволюционной теории. Развитие эволюционных понятий будет идти и в других темах, однако здесь закладывается основа, от прочности которой будет зависеть усвоение остального материала.
Как возникла идея использовать метод проектов при изучении данной темы. Что здесь может подлежать исследованию?
Во-первых, опираясь, на имеющиеся у учащихся знания, можно проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, изучить историю биологии дедуктивно.
Во-вторых, выполняя практические задания учащиеся приходят к осознанному и прочному усвоению знаний о естественном отборе, борьбе за существование.
В-третьих, оформляя свою работу в виде презентации и докладов, учащиеся смогут лучше усвоить тему, применить свои знания в новой ситуации .
В-четвертых, смогут оценить свои результаты.
Этапы работы над проектом.
1 этап. Погружение в проект. а)Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта происходит в ходе беседы.
Приводится высказывание «Эволюция- необратимое историческое развитие природы». Справедливы ли эти слова? Выясняется, что ребята знают о нем, и из каких источников они получили эту информацию. Дальше задается вопрос: «Всегда ли люди знали о том, что существует эволюционное развитие природы » Учащиеся высказывают гипотезы.
б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса: Каковы причины многообразия органического мира?
в) Определяются направления работы, формулируются задачи:
1) Проследить развитие основных эволюционных представлений, выяснить значение теории Ч.Дарвина о происхождении видов.
2) Расширить представления о виде и популяции как о центральном звене эволюционного процесса.
3) Раскрыть сущность понятий об изменчивости и наследственности применительно к вопросу о материалистическом объяснении происхождения видов.
4) Выяснить роль естественного отбора как главной движущей силы всего эволюционного процесса, рас крыть его связь с борьбой за существование и возникновени ем адаптации.
2 этап. Организация деятельности.
Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на четыре группы (по желанию и интересам) и выбрать лидера (руководителя). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы.
3 этап. Осуществление деятельности
Учащиеся самостоятельно отбирают информацию, выполняют задания по намеченному плану работы. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта. (См. Приложение 2)
4 этап. Презентация
Защита проектов по группам происходит на сдвоенных уроках.
1.Тема урока: «Основы эволюционного учения»
Цели:
Познавательная цель: учащиеся должны усвоить: а) смысл понятия эволюция ; б) создать представления о накоплении и развитии биологических зна ний ; в) основными положениями теории Ч.Дарвина ; г) создать представления о виде и популяции; д) сформировать знания о движущих силах эволюции – наследственности, изменчивости, борьбе за существование и естественном отборе.
Развивающая цель: учащиеся должны уметь: а) выявлять общие черты и различия в строении живых организмов; б) доказывать; в) характеризовать черты приспособленности, связанные; г) устанавливать связь между; д) описывая натуральные объекты, уметь составлять характеристику видов.
Воспитательные цели: учащиеся должны убедиться: а) в познаваемости органического мира; б) в теоретической и практической значимости эволюционных знаний.
Методы: частично поисковый, исследовательский
Форма организации учебной деятельности: работа учащихся в малых группах по методике сотрудничества.
Средства обучения: натуральные объекты, мультимедийный проектор; экран, компьютерные презентации проектов учащихся.
План первого урока:
1. Организационный момент.
2. Мотивация к применению знаний (через выявление проблемы).
а) вступительное слово учителя: «Главным объектом изучения сегодня на уроке является понятие эволюция, характери зующая необратимое историческое развитие живой природы. Эволюция- необратимое историческое развитие природы. Справедливы ли эти слова? Возникает проблемный вопрос: Всегда ли люди знали об эволюционном развитии природы? Умели ли они объяснять причины многообразия органического мира ? Давайте вспомним, что мы уже знаем об эволюционном учении? Что такое эволюция? Как происходило развитие эволюционной теории? Помогут нам в этом учащиеся первой группы. Их задача была проследить становление и развитие эволюционной теории и значение теории Ч.Дарвина о происхождении видов».
3. Защита проекта группой № 1
а) Тема проекта: «Развитие основных эволюционных представлений. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов»
Состав группы учащихся, освящающих эту проблему
Состав группы | Роли в группе | Материалы, подготовленные группой для защиты |
Хомутова А. | руководитель, оформитель презентации, демонстратор | Компьютерная презентация |
Фидчунова Е. | докладчик | |
Амирханова А. | подбор рисунков | |
Умаханова Г. | докладчик | |
Кацубин М. | оформитель презентации, демонстратор |
б) Ответы на вопросы оппонентов.
в) Самооценка и оценка работы группы №1 оппонентами по 5-ти бальной системе.
4. а) Слово учителя:
«Итак, важной вехой в развитии науки было становление теории эволюции. Важнейшую роль в объяснении многообразия живой природы играет теория Ч.Дарвина о происхождении видов. Учащиеся второй группы занимались изучением понятия о виде и популяции как о центральном звене эволюционного процесса. Их задача была охарактеризовать критерии вида и особенности взаимоотношений организмов в популяциях.»
б) Защита проекта группой № 2.
а)Тема проекта: «Вид и популяция- центральные звенья эволюционного процесса».
Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:
Состав группы | Роли в группе | Материалы, подготовленные группой для защиты |
Корецкий А. | руководитель, оформитель презентации, докладчик | Компьютерная презентация |
Шифоростов М. | подбор рисунков, докладчик | |
Золотухин А. | докладчик | |
Набережный А. | демонстратор |
б) Ответы на вопросы оппонентов.
в) Самооценка и оценка работы группы №2 оппонентами.
2. Тема урока «Основы эволюционного учения»
План второго урока.
1. Организационный момент.
2. а) Вступительное слово учителя:
«Мы продолжаем разговор об эволюционной теории и учении Ч.Дарвина. Согласно теории Дарвина движущими силами эволюции являются наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Сущность понятий об изменчивости и наследственности применительно к вопросу о материалистическом объяснении происхождения видов исследовали учащиеся третьей группы ».
б) защита проекта группой №3
Тема проекта: «Наследственность и изменчивость».
Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:
Состав группы | Роли в группе | Материалы, подготовленные группой для защиты |
Жукавина А. | руководитель, оформитель презентации | Компьютерная презентация |
Линник О. | оформитель презентации, демонстратор, подбор рисунков | |
Бескоровайная Е. | докладчик | |
докладчик | ||
докладчик | ||
Докладчик |
в) Ответы на вопросы оппонентов.
г) Самооценка и оценка работы группы №3 оппонентами.
3.а) Слово учителя:
«Вид и популяция – центральные звенья в эволюционном процессе. Популяция является элементарной единице эволюции, реально существующей в природе, представляет собой единое целое во времени и пространстве, способно на следственно изменяться. Благодаря изменчивости повышается внутреннее разнообра зие вида, его устойчивость к местным изменяющимся условиям благодаря популяциям, входящим в состав вида. Способность видов к неограниченному размножению, возможность выжива ния всех потомков, находится в несоответствии с ограниченностью ресурсов, что приводит к разворачиванию борьбы за существование и естественному отбору. Выяснением роли естественного отбора как главной движущей силы всего эволюционного процесса, его связи с борьбой за существование и возникновени ем адаптации занималась четвертая группа.
б) Защита проекта группой №4
Тема проекта: «Борьба за существование и естественный отбор»
Состав группы учащихся, освящающих эту проблему:
Состав группы | Роли в группе | Материалы, подготовленные группой для защиты |
Амирарсланов И. | руководитель, докладчик, оформитель презентации | Компьютерная презентация |
Луговский С. | оформитель презентации, докладчик, | |
Плотников А. | докладчик |
в) Ответы на вопросы оппонентов.
г) Самооценка и оценка работы группы №4 оппонентами.
4. Оценка работы учащихся и выставление оценок.
Оценочный лист проектной деятельности групп
№ | Критерии выполнения и защиты проекта | Само - оценка | Оценка других групп | |||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | |||
1. | Качество: Соответствие содержания заявленной теме, лаконичность, научность, продуманность структуры. | |||||
2. | Корректность текста: Отсутствие ошибок, точность, законченность. | |||||
3. | Дизайн: Разметка слайдов отвечает эстетическим требованиям, текст легко читается, фон сочетается с элементами, изображения соответствуют содержанию. | |||||
4 | Взаимодействие: Коммуникабельность, уважение и внимание к другим, активность. | |||||
5 | Выступление: Качество сообщения, убедительность, глубина знаний по теме, аргументированность, полнота ответов на вопросы, грамотность речи, владение терминологией. | |||||
Общее количество баллов |
а) Заполнение на доске сводной таблицы (выписываются общее количество баллов выставленных каждой группе их оппонентами и в результате самооценки).
№ группы | Общее количество баллов | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Рейтинговая оценка (среднеарифметическая) | Итоговая оценка | |
№1 | ||||||||||
№2 | ||||||||||
№3 | ||||||||||
№4 |
Схема выставления оценок:
20 - 25 баллов – «5»
15 – 19 баллов – «4»
10 – 14 баллов – «3»
б) Подсчет рейтинговой (среднеарифметической) и выставление итоговой оценок (по одному представителю от каждой группы).
6. Подведение итогов (рефлексия):
а) Заключительное слово учителя: «В заключение нашего урока и в качестве ответа на проблемный вопрос, я думаю, уместными будут слова: «Движущие силы развития природы находятся в ней самой. Ими являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Следовательно, живой природе присущи самодвжение и саморазвитие.».
Хочу поблагодарить всех учащихся за творческую и плодотворную работу, способствующую достижению целей урока».
б) Анкетирование учащихся
Вопросы анкеты:
- Как я чувствовал себя в процессе учения? Было ли мне комфортно?
С каким настроением я работал?
- Доволен ли я собой?
- Насколько комфортно мне работалось в малой группе?
- Что было больше – я помогал товарищам или они помогали мне?
- Авторитетен ли я в вопросах, изучаемых группой?
- Были ли у меня затруднения в работе с группой?
- Достиг ли я цели обучения?
- Нужен ли мне этот материал для дальнейшей учебы? (практики, просто интересен)?
- В чем я затруднялся? Как мне преодолеть свои проблемы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Тестовая работа по теме Учение об эволюции и его значение.
Данный тест предназначен для проверки знаний учащихся 10 класса, занимающихся по учебнику И. Н. Пономаревой, профильный уровень по главе 11. Учение об эволюции и его значение. Работа представлен...

Информационно исследовательский учебный проект на английском языке по теме: « The Seals».
Применение проекта:Проект может быть использован на уроке при прохождении темы «Животные» в начальной школе и в средней школе при прохождении темы «Вымирающие виды животн...

Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"
Урок разработан на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают на осровах " Понятий", окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...
«Основы учения об эволюции» 11 класс
тестовые задания по теме "Основы учения об эволюции"...

Информационно-исследовательский мини-проект с элементами творчества «Еда в нашей жизни»
Девиз проекта: «Мы то – что мы едим»Название проекта: «Еда в нашей жизни»Вид проекта: краткосрочный.Длительность проекта: 05.11. - 08.11.2024 годаВид проекта: исследовате...