Программа внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик»
рабочая программа по географии (6 класс)
Программа внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик» составлена с учётом Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий (УУД), примерные общеобразовательные программы по географии, программу воспитания и социализации обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyateln_po_geografii_yunyy_sinoptik.docx | 59.4 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17»
Рассмотрено на МО естественно- математического цикла Протокол № ___ от «___» августа 2021г. Руководитель МО Эсполова А.Я. (Ф.И.О.) . | Согласовано на МС МКОУ СОШ №17 Протокол №1 от «___» августа 2021г. Руководитель МС Кошенова А.А. (Ф.И.О.) | Утверждаю Директор МКОУ СОШ №17 Нуридинова М.Р. (Ф.И.О.) Приказ № ___ От «__» августа 2021г |
Программа внеурочной деятельности
по географии «Юный синоптик»
(наименование учебного предмета \ курса)
ООО|6 класс
(ступень образования \ класс)
2021-2022 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена с учётом Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО)
(наименование программы)
Программу составил Ярболдиева Сайбат Эрежеповна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
а. Абрам - Тюбе
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик» составлена с учётом Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Программа опирается на программу развития универсальных учебных действий (УУД), примерные общеобразовательные программы по географии, программу воспитания и социализации обучающихся.
Цель внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик» – привлечь обучающихся к работе по изучению природы и климата своей местности, проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач; способствовать формированию системы географических знаний и умений из раздела «Атмосфера» как компонента научной картины мира, умений и навыков использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- расширить, углубить и конкретизировать представления об атмосфере Земли;
- сформировать представление о погоде и климате;
- раскрыть характер, сущность и динамику синоптических, метеорологических, климатообразующих и иных процессов, происходящих в атмосфере;
- развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний;
- формировать знания о главных особенностях взаимодействия человека и атмосферы на современном этапе его развития, о значении атмосферы и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития;
- совершенствовать навыки работать с климатической, синоптической и другими географическими картами;
- на основе историко-географического подхода формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к географической среде.
Задачи, решаемые внеурочной деятельностью «Юный синоптик», последовательно формируют у обучающихся основы географического мышления, умения рефлексивно-оценочной и практической деятельности.
Виды деятельности: проектная, ролевая игра, проблемно-ценностное и досуговое общение, творческая и общественно полезная практика.
Формы деятельности: исследовательская работа, проекты-исследования, ролевые ситуационные игры, просветительские проекты.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внеурочная деятельность по географии «Юный синоптик» формирует у обучающихся комплексное и системное представление об атмосфере Земли, её климате и погоде, о закономерностях атмосферных процессов, о проблемах взаимодействия человека и атмосферы.
Содержание внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик» строится на основе деятельностного подхода и предполагает вовлечение обучающихся в разнообразную исследовательскую и практическую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения, навыки и умения. Внеурочная деятельность «Юный синоптик» дополняет географическое образование школьников в основной школе.
Основное содержание программы внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик» направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала обучающихся, развитию их географической культуры, осознание ими функционального значения синоптики и метеорологии для человека.
Учитель вправе вносить коррективы в программу внеурочной деятельности «Юный синоптик» в соответствии с учебно-методическими и материально-техническими возможностями образовательной организации, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ и экскурсий.
МЕСТО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Для реализации внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик» согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных организаций Российской Федерации отводится 35 часов, из расчёта 1 час в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внеурочная деятельность по географии «Юный синоптик» играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
В ходе реализации внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик» должны быть сформированы:
- ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающихся:
- осознание себя как члена общества;
- осознание ценности географической среды, ценности атмосферы;
- осознание значимости и общности проблем рационального природопользования, загрязнения и охраны атмосферы, и готовность им противостоять;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- любовь к своему Отечеству, региону, местности;
- уважение к природе;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Личностные результаты
Личностными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик» является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Реализация внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик» способствует достижению следующих результатов личностного развития:
- воспитание любви и уважения к Отечеству;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профессионального образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологического сознания и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формируемые УУД:
- овладение законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;
- воспитание уважения к Отечеству, к своему краю;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры.
2. Метапредметные результаты
Метапредметными результатами реализации внеурочной деятельности оп географии «Юный синоптик» являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации своей деятельности и поиска средств её осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать её, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия сверстников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать его и координировать мнение с позиции партнёров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Формируемые УУД:
2.1. Личностные:
- осознание себя как члена общества;
- осознание значимости и общности проблем человечества по вопросам атмосферы и окружающей среды;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
- любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности под руководством учителя; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение определять понятия, классифицировать выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы;
- владение устной и письменной речью.
2.2. Регулятивные:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- умение планировать пути достижения целей под руководством учителя;
- умение создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- выбирать средства и применять их на практике;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
- оценивать достигнутые результаты.
2.3. Познавательные:
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
2.4. Коммуникативные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
3. Предметные результаты
Предметными результатами реализации внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик» являются:
- формирование представлений о географической науке, её роли, о географических знаниях как компоненте научной картинны мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи сохранения окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об атмосфере Земли, погоде и климате;
- овладение элементарными практическими умениями использования метеорологических приборов и инструментов;
- овладение основами картографической грамотности и использования географических карт как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных атмосферных явлений и процессов, самостоятельного оценивания экологического состояния окружающей среды;
- создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Формируемые УУД:
- формирование представлений о географии, её роли, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об атмосфере Земли, погоде и климате;
- овладение элементарными практическими умениями использования метеорологических приборов и инструментов;
- овладение основами картографической грамотности и использования географических карт как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки атмосферных явлений и процессов, самостоятельного оценивания экологического состояния окружающей среды;
- формирование умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Обучающиеся обязаны:
| Обучающиеся обязаны:
| Обучающиеся обязаны:
|
Обучающиеся получат возможность:
| Обучающиеся получат возможность:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Обучающиеся получат возможность:
|
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Теоретическая часть программы состоит введения и 2-х разделов – «Исследования в области метеорологии» и «Исследовательская работа в природе».
Введение (2 ч)
Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно-популярной и методической литературы. Чтение: просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приёмы конспектирования. Тезисы.
Школьники должны знать:
- формы и методы исследовательской деятельности;
- правила работы с источниками получения информации;
- особенности чтения научно-популярной литературы;
- особенности и приемы конспектирования.
Школьники должны уметь:
- анализировать научно-популярную литературу;
I. Исследования в области метеорологии (14 ч)
Предмет и задачи метеорологии. Метеорология – синтез естественных наук.
Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.
Способы изучения основных метеорологических показателей среды. Фиксация основных показаний и составления журнала наблюдения, с целью отслеживания динамики метеорологических показателей.
Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области метеорологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.
Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Климатообразующие факторы. Воздушные массы, их типы, циркуляция. Климатические и синоптические карты. Климат и человек. Влияние климатических условий на человека.
Практические работы:
1. Составление журнала метеорологических исследований.
2. Сбор материалов по особенностям климата своей местности.
3. Обмен опытом природоохранной работы между школьниками.
4. Проведение опытов и наблюдений по выявлению особенностям климата в различные временные периоды.
5. Обработка результатов исследований.
Школьники должны знать:
- понятия «ноосфера», «биосфера», границы биосферы;
- основные формы метеорологических исследований;
- влияние хозяйственной деятельности человека на климат;
- виды исследований;
- меры по предотвращению загрязнения воздуха;
- роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.
Школьники должны уметь:
- давать характеристику метеорологической обстановки в своей местности;
- приводить примеры рационального и нерационального природопользования;
- определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на климат;
- осуществлять практическую деятельность по изучению климата своей местности;
- обладать навыками исследовательской деятельности.
II. Исследовательская работа в природе (19 ч)
Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.
Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и её влияние на жизнь растений и животных. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.
Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.
Влияние ветра, воды, температуры воздуха на изменение климата.
Практические работы:
6. Ведение дневника погоды.
7. Обработка результатов наблюдений.
8. Изучение климата по сезонам года.
9. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.
10. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.
11. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании климата.
Школьники должны знать:
- метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;
- влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;
- преобладающие виды осадков по сезонам года;
- особенности климата своей местности;
Школьники должны уметь:
- давать краткосрочные прогнозы погоды;
- проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;
- обрабатывать результаты наблюдений и измерений;
- строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений.
Практическая часть внеурочной деятельности по географии «Юный синоптик» предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы |
Введение | 2 | – | |
I. | Исследования в области метеорологии | 14 | 5 |
II. | Исследовательская работа в природе | 19 | 6 |
ИТОГО | 35 | 11 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Средства обучения
- Портреты выдающихся географов, климатологов
- Глобус физический
Карты
- Климатическая мира
- Климатическая России
- Климатическая Ульяновской области
- Климатические пояса и области мира
Таблицы демонстрационные
- Комплект таблиц
- Набор картин
Информационно-коммуникативные средства
- Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс: мультимедийное учебное пособие для школьников. М.: NMG, 2009. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- География. 6-10 классы. Библиотека наглядных пособий. М.: 1C Мультимедиа, 2005. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- География. 6-11 классы / А.Г. Стадник [и др.]. Волгоград: Учитель, 2011. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
- Интерактивные карты по географии + 1С: Конструктор интерактивных карт. Россия. Зарубежная Европа. Физическая и экономическая география. 6-10 классы. М.: 1C Мультимедиа, 2010. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Учебно-методический комплект
- Касперски К. Предсказания погоды по местным признакам. Энциклопедия примет погоды. М.: САЛОН-Пресс, 2013. 112 с.
Дополнительная литература
- Блаженов В.А. Приёмы развивающего обучения географии. М.: Дрофа, 2006.
- Блаженов В.А. Географические детективы как средство развития мышления учащихся М.: Дрофа, 2007.
- Галеева Н.Л. Сто приёмов для успеха ученика на уроках географии. М.: «5 за знания», 2006.
- Данилова Е.А. География в схемах и таблицах. СПб.: Тригон, 2006.
- Зинченко Н.Н., Звонцова Л.А. География. 6-10 классы. Активные формы обучения: нескучные уроки, интернет-викторины. Волгоград: Учитель, 2011.
- Климанов В.В., Климанова О.А. География в таблицах. 6-10 классы: справочное пособие. М.: Дрофа, 2005.
- Кульневич С.В. Не совсем обычный урок. Ростов/Д.: Учитель, 2001.
- Майоров Т.С. География. Справочник школьника. М.: Ключ-С, 1996.
- Максаковский В.П. География. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1995.
- Наумов А. Задачи по географии. М.: Мирос, 1993.
- Низовцев В.А. Школьные олимпиады 6-10 классы. География. М.: Айрис-пресс, 2006.
- Пармузин Ю.П. Словарь по физической географии. М.: Просвещение, 1994.
- Сиротин В.И. Практические работы по географии и методика их выполнения. М.: АРКТИ, 1997.
- Труднева С.Н. География в кроссвордах. М.: Дрофа, 2006.
- Юрков П.М. Географические диктанты. М.: Просвещение, 1984.
- Яворовская И. Занимательная география. Стихи, загадки, кроссворды, легенды. Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦЭОР)
- www.pogoda.ru
- www.nationalgeographic.ru
- www.geography.about.com
- www.nature.com
- www.krugosvet.ru
- www.ocean.ru
- www.google.com
- www.geo.ru
- www.ndce.ru
- www.ufomistery.com
- www.astromet.narod.ru/clouds/atlas.htm
- www.students.russianplanet.ru/geography/atmosphere/06.htm
- www.nauka.relis.ru/04/0105/04105000.htm
- www.egornature.by.ru
- www.abratsev.narod.ru/hydrosphere/hydrosphere.html
- www.vitiaz.ru
- www.videodive.ru/scl/ocean.shtml
- www.rgo.ru/geo.php?k
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ)
В процессе внеурочной деятельности обучающиеся научатся:
понимать и объяснять:
- основные географические понятия: «атмосфера», «погода», «климат», «метеорология», «синоптика», «метеоэлемент», «температура воздуха», «атмосферное давление», «ветер», «направление ветра», «роза ветров / метеорологический румб», «сила ветра», «облачность», «атмосферные осадки», «погодные явления»;
- различия карт по содержанию;
- результаты географических открытий;
- взаимосвязи в атмосфере, их изменения в результате деятельности человека;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем в атмосфере на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных явлений в атмосфере;
- применять в процессе познания основные географические понятия.
оценивать и прогнозировать:
- изменение климата местности;
- изменение погоды местности.
описывать:
- основные источники географической информации;
- состояние нижнего слоя атмосферы.
определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- температуру воздуха, атмосферное давление, облачность и другие метеоэлементы.
называть и показывать:
- факторы формирования погоды и климата;
- меры по охране атмосферы и окружающей среды.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации погоду и климат местности, метеорологические явления;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения атмосферных явлений;
- приводить примеры: использования и охраны атмосферы, влияния погоды на человека;
- составлять описания состояния нижнего слоя атмосферы и прогноз погоды на основе разнообразных источников географической информации.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- свободного чтения карт различного содержания;
- прогнозирования и предсказания изменения погоды;
- проведения поиска географической информации из различных источников.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Оцениваются результаты предметные, метапредметные и личностные. Результаты обучающегося – это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательной организации) – это разница между результатами обучающихся (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей обучающихся.
Учитель и обучающийся вместе определяют оценку. На внеурочном занятии обучающийся сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки». Учитель имеет право скорректировать оценку, если докажет, что обучающийся завысил или занизил её.
Алгоритм самооценки
(основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
Оценивание производится по признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия. Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки: «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо действие в новой, непривычной ситуации, либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний. Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный) – решение не изучавшейся на занятии «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных школьников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка: «отлично».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ
«ЮНЫЙ СИНОПТИК». 6 КЛАСС
Дата | № п/п | Название раздела, темы | Планируемые результаты |
Введение – 2 ч | |||
1 | Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вводный инструктаж. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования. | - Личностные: осознание целостности природы; овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении; - Метапредметные: познавательный интерес; умение наблюдать; - Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | |
2 | Источники получения информации. Отбор и анализ литературы. Знакомство с основными метеорологическими приборами. Приемы работы. | ||
I. Исследования в области метеорологии – 14 ч | |||
3 | Предмет и задачи метеорологии. Оформление метеорологической документации. | - Личностные: осознание целостности природы; овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении; - Метапредметные: познавательный интерес; умение наблюдать; - Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | |
4 | Подготовка сообщений «По следам «Синоптиков» и выступление перед школьниками. | ||
5 | Влияние хозяйственной деятельности человека на климат. | - Личностные: осознание целостности природы; овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении; - Метапредметные: познавательный интерес; умение наблюдать; - Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | |
6 | Практическая работа «Составление журнала метеорологических исследований». | ||
7 | Показатели атмосферного воздуха. | ||
8 | Практическая работа «Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта». | ||
9 | Особенности наблюдения за климатом в сельской местности. | - Личностные: осознание целостности природы; овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении; - Метапредметные: познавательный интерес; умение наблюдать; - Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | |
10 | Новые виды изучения климата. | ||
11 | Участие в практический работе по прогнозированию погоды. | ||
12 | Возможности появления новых видов изменения климата. | ||
13 | Практическая работа «Сбор материалов по изучению погоды». | - Личностные: осознание целостности природы; овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении; - Метапредметные: познавательный интерес; умение наблюдать; - Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | |
14 | Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности. | ||
15 | Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований. | ||
16 | Практическая работа «Обработка результатов исследований». | - Личностные: осознание целостности природы; овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении; - Метапредметные: познавательный интерес; умение наблюдать; - Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | |
II. Исследовательская работа в природе – 19 ч | |||
17 | Исследования основных показателей погоды. | - Личностные: осознание целостности природы; овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении; - Метапредметные: познавательный интерес; умение наблюдать; - Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | |
18 | Методы климато-метеорологических исследований. | ||
19 | Практическая работа «Метеорологические исследования своего населенного пункта». | ||
20 | Распространение воздушных масс. | ||
21 | Типы и виды различных атмосферных фронтов. | ||
22 | Экскурсия на пришкольный участок для метеорологической работы. | - Личностные: осознание целостности природы; овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении; - Метапредметные: познавательный интерес; умение наблюдать; - Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | |
23 | Воздействие Солнца на формирования микроклимата. | ||
24 | Практическая работа «Изучение основных показателей воздуха». | ||
25 | Метеорология. Прогноз погоды. | ||
26 | Практическая работа «Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами». | - Личностные: осознание целостности природы; овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении; - Метапредметные: познавательный интерес; умение наблюдать; - Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | |
27 | Метеорологические явления по сезонам года. | ||
28 | Практическая работа «Изменение режима погоды по сезонам года». | ||
29 | Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам. | ||
30 | Практическая работа «Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур по данным наблюдений». | - Личностные: осознание целостности природы; овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении; - Метапредметные: познавательный интерес; умение наблюдать; - Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | |
31 | Обработка результатов метеорологических наблюдений. Практическая работа «Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений». | ||
32 | Экскурсия на метеостанцию. «Методы метеорологических наблюдений». | - Личностные: осознание целостности природы; овладение системой географических знаний и применение в жизненной ситуации; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде; формирование коммуникативной компетентности в общении; - Метапредметные: познавательный интерес; умение наблюдать; - Предметные: использование приобретенных умений для работы с разными источниками географической информации. | |
33 | Особенности рельефа своей местности. | ||
34 | Влияние природных факторов на климат. | ||
35 | Практическая работа «Наблюдение за деятельностью природных факторов и их ролью в формировании погоды». | ||
Итого – 35 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности. Кружок "Мы - юные математики"
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления составлена для учащихся 1- 4 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станда...
Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе"Юный филолог"
Литературный кружок для учащихся 5 класса...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по географии «Исследовательская и проектная деятельность в географии»
Рабочая программа кружка по географии «Проектная и исследовательская и деятельность в географии» составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по географии «Юные топографы» для 5 - 6 классов
Кадетство выбрано одним из направлений в патриотическом воспитании обучающихся нашей школы. Ученики принимают активное участие в различных мероприятиях, проводимых по военно-патриотическому восп...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по географии «Юные метеорологи» для 6 класса
Актуальность курса продиктована недостатком времени в урочной деятельности для изучения раздела «Земные оболочки» в частности «Атмосферы». Кроме этого программа способствует фо...
Программа внеурочной деятельности по географии "Юный краевед"
Подробная программа курса с пояснительной запиской, тематическим планированием и КТП...