Разработка урока по теме "Мировой океан. Части суши в Мировом океане."
план-конспект урока по географии (6 класс)
Урок соответствует УМК "Полярная звезда", в разделе "Гидросфера"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_geografii_6_klass.docx | 825.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Хазанская СОШ
Урок географии в 6 классе по теме: «Мировой океан. Части суши в Мировом океане»
Серых Ольга Николаевна,
учитель географии
МОУ Хазанская СОШ
Цель урока:
Сформировать представление о Мировом океане, о размещении суши в нём.
Задачи урока:
Расширять картографические представления о Мировом океане, его составных частях, участках суши в Океане.
Продолжить формирование навыков работы с картой в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
Воспитание интереса к предмету через игровую деятельность, решение проблемных ситуаций.
Методическая разработка
- Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне
-Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
-Проверим готовность к уроку, познакомимся с содержанием Листа самооценки
Этап урока / вид работы | Самооценка (по 0-5 баллов) | Оценка учителя |
Актуализация знаний | ||
Составление интеллект – карты | ||
Игра «Третий лишний» | ||
Определение географических объектов по их описанию | ||
Нанесение объектов суши на контурную карту | ||
«Хлопай в ладоши» |
- После каждого этапа урока не забывайте оценить свою работу.
II.Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
-Ребята, сейчас послушайте и отгадайте загадки:
Он у моря – как язык, он берега лизать привык, и пляж в часы прилива Он вылизал на диво. (залив)
В сто морей тот великан,
Он зовётся… (океан)
Он ведет из моря в море
Он не широк – всего верста,
И в нем, как в школьном коридоре.
И шум, и звон, и теснота. (пролив)
Плещут волны на просторе,
Берегов не видно в … (море)
- О каких частях Мирового океана говорится в загадках? (Океаны, моря заливы и проливы - водные части Мирового океана)
-Послушайте следующие загадки:
Я вам этот континент опишу в один момент:
Он весь сплошная льдина, зимой и летом – холодина!
Закалка здесь необходима!
Бери, мой друг пример с пингвина. (Антарктида)
Суши маленький кусочек,-
Но бывает иногда
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода (остров)
- Отгадками были слова Антарктида и остров. Что это в Мировом океане? (суша)
Ш. Выявление места и причины затруднения.
Цель: обсуждение затруднений.
– Почему возникли затруднения при ответе на этот вопрос? Что ещё мы не знаем? (Материки, острова – это части суши в Мировом океане)
IV Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка учебной деятельности и способов её реализации - Кто может сформулировать тему урока? (Части суши в Мировом океане.) - Определим цель урока.
(Целью: сформировать представление о Мировом океане, о размещении суши в нём.
Задачи: в результате поисковой деятельности сформировать картографические представления о размещении частей Мирового океана и суши в нём, продолжить формирование умений и навыков нанесения объектов на контурную карту.)
- По какому плану будите выполнять работу? План 1.Изучить материал в учебнике 2.Ответить на вопросы 3.Сравнить с эталоном
V. «Открытие нового знания»
Цель: Построение и фиксация нового способа действий при решении задачи, вызвавшей затруднение
-Самостоятельно прочитайте текст учебника стр.100-101, раздаточный справочный материал (прил. 2).
-Составьте интеллект – карту «Части суши в Мировом океане» (прил.1), работать будете в парах.
- Вспомним правила работы в паре.
ПАМЯТКА
- Перечислите части суши в Океане.
- Если есть, то их различия по происхождению.
- Приведите примеры, используя физическую карту полушарий и России.
По завершению работы проверим по эталону, объекты покажем на карте полушарий и карте России:
«Части суши в Мировом океане»
острова | архипелаги | полуострова |
материковые
вулканические
коралловые (биогенные)
Гренландия, Мадагаскар, Тасмания... | Большой Барьерный риф, Мальдивские | Гавайские, Курильские, Канарские… | Алеутские, Канадский Арктический архипелаг, Японские, Большие Антильские острова… | Аравийский, Скандинавский, Индостан, Индокитай, Лабрадор, Камчатка, Сомали, Таймыр…. |
(Могут быть различные примеры)
VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
- Сейчас поиграем в «Третий лишний». Из перечисленных географических объектов назовите лишнее, объясните почему.
Мадагаскар, Ява, Мексиканский (Мексиканский - это залив, а перечислены острова)
Шри-Ланка, Индостан, Таймыр (Шри-Ланка – это остров, а перечислены полуострова)
Аравийский, Кольский, Бенгальский (Бенгальский – это залив, а перечислены полуострова)
Гренландия, Ямайка, Ямал (Ямал - это полуостров, а перечислены острова)
Панамский, Суэцкий, Калифорния (Калифорния - это полуостров, а перечислены каналы)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Дружно с вами мы читали про моря и океаны,
А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли.
На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях согнем.
На счет три – прижмем к плечам, на четыре - к небесам.
Хорошо прогнулись и друг другу улыбнулись.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет
- Сейчас самостоятельно поработаем с карточками, по которым вам нужно узнать географический объект. (без использования атласа) Проверим свои ответы по эталону.
1 вариант
1. Это четвёртый по величине остров мира. Он расположен к востоку от Африки и отделён от неё широким проливом. В центральной части острова расположено высокогорное плато, круто обрывающееся в сторону Индийского океана. Остров уникален по составу растительного и животного мира. Здесь обитают животные, которых нет больше нигде на планете, например лемуры и некоторые виды хамелеонов.
Ответ.
2.Группа островов в западной части Тихого океана. Включает в себя четыре крупных острова и несколько сотен мелких островов. Свыше 75% территории занимают горы. На территории островов много действующих и потухших вулканов. Высшая точка архипелага– вулкан Фудзияма (3776 м). На островах часты землетрясения, а тихоокеанское побережье подвержено цунами. Архипелаг целиком занимает одна страна с древней самобытной культурой. Эта страна славится на весь мир производством самой современной электронной техники. Её столица Токио – один из крупнейших городов мира.
Ответ.
2 вариант
1. Самый большой на Земле полуостров расположен на юго-западе Азии, его площадь составляет 2730 тыс. км2. Он омывается водами Индийского океана и отделён от Африки Красным морем. Климат здесь тропический, жаркий и сухой. Бóльшую часть полуострова занимают тропические пустыни. Постоянных рек нет, многочисленны сухие русла – вади. На побережье и шельфе Персидского залива сосредоточены крупнейшие в мире месторождения нефти и природного газа. В Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ), расположенных на полуострове, в городе Дубае возведено самое высокое здание в мире – башня «Бурдж- Халифа».
Ответ.
2. Полуостров, расположенный в северо- восточной части Евразии на территории России. Омывается водами Тихого океана и его морей – Охотского и Берингова. Полуостров относится к сейсмически активным зонам, здесь часты землетрясения и извержения вулканов. Вулканы являются главными достопримечательностями, их насчитывается более 30, крупнейшие из них Шивелуч и Ключевская Сопка. Они изображены на гербе и флаге полуострова. Ещё одна из достопримечательностей – Долина гейзеров. В прибрежных водах вылавливают креветок, крабов, а также лососёвых рыб.
Ответ.
№ задания | Ответ |
1 вариант | |
1 | остров Мадагаскар |
2 | архипелаг Японских островов |
2 вариант | |
1 | Аравийский полуостров |
2 | полуостров Камчатка |
2. - Используя текст параграфа, составленную интеллект – карту, нанесите на контурную карту перечисленные объекты суши, проверяя правильность выполнения работы по атласу.
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: Повторение и закрепление
- Я предлагаю игру «Хлопай в ладоши». Услышав неверное утверждение, вы хлопаете в ладоши, даёте правильный ответ:
Небольшой участок суши со всех сторон окружённый водой – это остров.(верно)
Часть моря или океана, вдающееся в сушу – это полуостров. (неверно, залив)
Группа остров близкорасположенная друг к другу – это архипелаг. (верно)
Гренландия – это полуостров. (неверно, остров)
Узкие, вытянутые участки морской поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши – это полуострова. (неверно, проливы)
IX.Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание обучающимися своей и всего класса учебной деятельности
Закончите предложения:
- На уроке я узнал (а)….
-Для меня было сложным…
-Мне понравилось…
-Оцените свою работу, посчитав полученные баллы, переведите в оценку.
Скажите о работе класса в целом.
Домашнее задание.
Те, кто считает, что сегодня недостаточно справились и поняли тему урока, записывают: Параграф 30, «Мой тренажер» стр. 47 задание 1-3
Те, кто считает, что он может идти дальше, усвоил материал:
«Мой Тренажер» стр. 47 задание 1-3. По электронному приложению поработать в разделе: Тренажёр и контроль.
-Я рада буду видеть вас на следующем уроке.
Используемая литература
1.Агеева И.Д. «Весёлая география на уроках и праздниках», «ТЦ Сфера», М., 2005
2.Алексеев А.И, Николина В.В., Липкина Е.К. Учебник. География 5-6 классы, серия «Полярная звезда», «Просвещение», 2012
3. Николина В.В. «Поурочные разработки», 5-6 классы, «Просвещение», 2016
4.https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-v-klasse-na-temu-ostrova-i-poluostrova-728746.html
Приложение 1
«Части суши в Мировом океане»
___________
_______________
____________________
Приложение 2
Справочный материал
Есть острова морские, океанические, речные и озерные. По происхождению они бывают материковые и самостоятельные (вулканические и коралловые). Материковые острова — участки суши, отделенные от материка в результате опускания суши. Они размещены на подводной основе материков (Гренландия, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Великобритания, Новая Земля).
Вулканические острова — острова, возникшие в результате вулканических извержений на дне океанов и морей. Вулканические острова небольшие, часто они поднимаются на значительную высоту над водой и имеют форму вулкана. Вулканические острова встречаются группами, образуя цепочки гор (Курильские, Гавайские).
Коралловые (биогенные) острова образуются строениями коралловых полипов. Коралловые полипы живут большими скоплениями на глубине до 50 м. Прикрепляясь к твердому дну моря, они нарастают сверху, распространяются в ширину. Образуют вытянутые в длину рифы и небольшие низменные острова кольцеобразной формы — атоллы. Коралловые полипы могут жить в океанической воде с температурой не ниже +20 °С, поэтому коралловые острова встречаются только в морях жаркого пояса, между 30° пн. ш. и 30° юж. ш. (Большой Барьерный риф).
К крупнейшим островам относятся: Гренландия (2176 тыс. км2), Новая Гвинея (829 тыс. км2), Калимантан (734 тыс. км2), Мадагаскар (590 тыс. км2). Крупнейший полуостров на Земле — Аравийский — размещен в Юго-Западной Азии. Более как на 1000 км. врезается в Индийский океан полуостров Индостан. На северном западе Европы является Скандинавский полуостров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме "Мировой океан. Части Мирового океана"+ презентация
Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Тип урока:урок формирования новых знаний. ЦелиУчебные: способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море...
ИКТ - урок по географии "Мировой океан. Части Мирового океана"
План-конспект урока "Мировой океан. Части мирового океана", 6 класс. На данном уроке используются различные виды и формы работы с ЭОР....
Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".
сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....
Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Мировой океан и его части» в условиях введения ФГОС
Второй урок в теме "Гидросфера".Содержит электронные образовательные ресурсы, способствующие глубокому изучению и усвоению материала....
Урок Географии в 6 классе по теме Мировой океан и его части
Урок Географии в 6 классе по теме Мировой океан и его части...
Технологическая карта урока географии в 7 классе по теме "Мировой океан и его части"
Данный материал составлен по УМК Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский. Целью урока является помочь учащимся раскрыть идею единства и целостности Мирового океана, усвоить знания о его крупных частях и уме...
Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"
Технологическая карта данного урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС....