УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ, ПЕРЕНОСА И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
методическая разработка по географии
Формирование навыка самостоятельного приобретения и практического применения знаний, а также их интеграция с другими дисциплинами в рамках требований образовательных стандартов второго поколения находит свое отражение в учебных заданиях когнитивного типа. Специфика учебных заданий по географии когнитивного типа заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, для их решения необходимо конкретное предметное знание, и зачастую знание нескольких учебных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menovshchikova.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПОПОЛНЕНИЯ, ПЕРЕНОСА И ИНТЕГРАЦИИ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
О.А. Меновщикова
МБОУ ШР «Шелеховский лицей» (г. Шелехов)
Формирование навыка самостоятельного приобретения и практического применения знаний, а также их интеграция с другими дисциплинами в рамках требований образовательных стандартов второго поколения находит свое отражение в учебных заданиях когнитивного типа. Специфика учебных заданий по географии когнитивного типа заключается в том, что они носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, для их решения необходимо конкретное предметное знание, и зачастую знание нескольких учебных предметов.
Каждое предложенное учебное задание имеет:
- мотивационный компонент – заголовок и мотивационную часть – зачем ученику необходимо выполнять данное задание;
- предметный компонент – это содержательная часть – что необходимо сделать ученику, как сделать, какие условия соблюсти, в какой форме представить результат;
- надпредметный компонент – перечень личностных или метапредметных действий, которые должны быть сформированы у ученика при выполнении учебного задания.
Ниже представлен ряд учебных задний когнитивного типа по географии для учеников 6 класса.
АЛЬПИНИСТАМ НА ЗАМЕТКУ. Вы с семьей собрались совершить путешествие по горным массивам России. В туристическом бюро вам предложили ознакомиться с пейзажами Урала и Кавказа и принять решение: в каких горах вы проведете отдых.
- Сравните природные комплексы Урала и Кавказа. Объясните причину разнообразия ландшафтов Кавказских гор по сравнению с Уралом.
- Сравните горные системы по высоте, объясните причины отличий. Подумайте, как скажется на вашем здоровье и здоровье ваших членов семьи (у всех разный возраст!) подъем в горы на значительную высоту.
- Исходя из особенностей тектонического строения, сформулируйте, в каких горах отдых безопаснее.
- Сделайте вывод и дайте ответ туроператору: в каких горах вы проведете отдых.
ВАШ ПРОГНОЗ! Вот уже на протяжении двух десятков лет ученые – климатологи говорят о том, что идет глобальное потепление климата, вследствие чего повышается среднегодовая температура воздуха и уменьшается среднегодовое количество осадков. Восточная Сибирь не является исключением - нас тоже ожидают последствия глобального потепления.
- Предположите, как изменится природный комплекс территории, где вы живете, если количество осадков уменьшится в два раза?
- Систематизируйте по отдельным группам признаки природного комплекса, которые будут изменяться.
- Как вы думаете, какой новый природный комплекс будет на вашей территории?
- Составьте схему взаимосвязей компонентов нового природного комплекса.
Таким образом, используя учебные задания когнитивного типа, учитель мотивирует ученика на поэтапное овладение новыми знаниями, которые ученик сам «добывает» в результате их решения, получает новое знание в ходе продуктивной деятельности на основе познавательных действий. Данные учебные задания требуют от ученика получения нового знания в ходе продуктивной деятельности на основе познавательных действий.
Работа с учебными заданиями данного типа позволяет ученику овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, что в полной мере соотносится с планируемыми результатами обучения в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Список литературы:
- Костина О. В. «Формирование у учащегося навыка самостоятельного приобретения знаний». М.: Молодой ученый 2015. — №24. — с. 977-979.
- Материалы курса «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Начальное общее образование. Достижение планируемых результатов»: лекции 5-8. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2012. — 120 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование мотивации к самостоятельному поиску знаний на уроках географии»
На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живет и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт (на основе внутренних потребностей), человек...
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование УУД в соответствии с требованиями ФГОС к учебнику Н.Ю. Горячевой, «Английский язык», 3 класс....
Технология формирования навыков самостоятельной работы обучающихся как необходимое условие формирования универсальных учебных действий
Выступление на совместном заседании родственных ОД в ТвСВУ...
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний
Учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний...
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии
Методические рекомендации педагогам по формированию навыков смыслового чтения у учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках географии...
Учебные задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности
Задания по оцениванию ЕНГ должны быть направлены на проверку компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, ...
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучения по биологии
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов обучения по биологии...