Статья «Метод опорных конспектов на уроках географии как пространство для открытий и достижений обучающихся «Весь мир на ладони».
статья по географии (7, 8, 9 класс)

Куратова Ирина Владимировна

В статье приводятся примеры как можно использовать метод конспектов на уроках географии для формирования мотивации у обучающихся, которая обеспечивается системно-деятельностным подходом, формирования  интереса к  географии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_urok_kak_prostranstvo_otkrytiy_i_dostizheniy.docx583.03 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Метод опорных конспектов на уроках географии как пространство для открытий и достижений обучающихся  «Весь мир на ладони».

Учитель географии ГБОУ школа № 76 Выборгского района Санкт-Петербурга Куратова Ирина Владимировна

Об уроке написано множество книг, статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

  Любой урок –имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.  Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего [2].

Современный урок – что это такое? Это отступление от общепринятого стандарта? Совсем нет. Стандарт необходим, чтобы было от чего отталкиваться. Стандарт – точка отправления, само направление и пункт назначения. А то, как учитель  это путь пройдет – подпрыгивая от радости или еле-еле волоча ноги от уныния, зависит  от самого учителя. И я выбираю первый путь, потому что, обучение с удовольствием – это как раз то, что заставляет ваших учеников достигать поставленной цели, быть успешным, творческим не только  в данное время и не только на вашем предмете, но и в дальнейшем в жизни. Поэтому основная задача учителя сделать школьное путешествие по своему предмету увлекательным, интересным, полным любви. И я готова на каждому уроке «петь песню» замечательной науке «география».

Как же сделать современный урок пространством открытий и достижений?

Конечно же первой проблемой на уроке становится проблема общения  учителя и ученика. Результативность процесса обучения напрямую зависит от преодоления  противостояния, что создает на уроке совершенно уникальную атмосферу  взаимопонимания и сотрудничества. С одной стороны, мы с вами – учителя, а с другой – вечные ученики. Давно пора стереть  разделительную линию, которая отделяет нас учителей от учеников. Мы тоже многому учимся у тех, кого пришли учить. Делаем шаг навстречу, и…. обнаруживаем в наших учениках доброжелательность, тягу к  знаниям, необъемную фантазию, которая превосходит нашу собственную [3]. Вы готовы заново познавать мир, открывать его законы вместе с учениками? Вы готовы ждать своего урока, как необходимого пространства общения, открытий, достижения?  Если да,  то и для ваших учеников  уроки географии (или другого предмета) станут таковыми,  и им будет казаться несправедливым тот факт, что уроки географии  всего два или один час в неделю.

Конечно же самое главное – это мотивация обучающихся. Достичь ее можно при комплексном использовании разнообразных методов и средств, которые обеспечивает  системно-деятельностный подход в обучении [1, 2, 3].

Я хочу остановится  на  давно известном методе – методе опорных конспектов  (схема-конспект).

Поскольку мы ставим задачу учить и учиться с удовольствием, то что может быть интереснее, чем побывать во всех уголках земного шара, не покидая своего города, прожить жизнь любого народа или племени, оставаясь самим собой. А прикоснувшись ко всем сторонам жизни планеты, мы уже не сможем не любить ее и ее людей.  В слове «образование», корень совпадает со словом «образ». С одной стороны образование – это выстраивание  какой-то структуры внутри человека, формирование его образа. С другой – всем известно словосочетание «образное мышление», при котором образ мира внешне переносится внутрь в сознательные и несознательные пласты психики человека и создает целостную картину мира.

Чтобы дети научились грамотно использовать свое воображение, некоторым из них потребуется время, а кто-то уже все знает из своего опыта.

Схема-конспект (иногда, пользуясь психологической терминологией, ее называют листком опорных сигналов) – изобретение древнее , и не может быть связана с чьей бы то ни было фамилией, поскольку ни информационная насыщенность пиктографического письма, ни удобство краткого по форме, но емкого по содержанию конспекта не вызывает никаких сомнений. Это еще мы можем видеть на фотографиях рисунков древних людей  - уже они с помощью специальных знаков, схематических рисунков запечатлевали информацию[5,6].

Само латинское слово «конспект» состоит из приставки кон-(в переводе – с), и корня - спект- (в переводе – смотреть). Таким образом, в целом слово конспект может означать просмотр всего сразу (совместный просмотр)[2]

Схема-конспект объединяет в себе емкость информации с компактностью ее изложения. Краткие записи могут чередоваться с символическими рисунками, порой выстраиваются в логические цепочки, а порой – составляют целые блоки.

В системе В.С. Шаталова [5]  практикуется использование  ЛОС (листков опорных сигналов), сделанных самим учителем. Ученики получают уже готовые схемы и работают по ним, расшифровывая их, проникая в смысл написанного, запоминая.

Требуется отталкиваться от психологических особенностей  восприятия мира детьми (особенно подростками). При этом сталкиваемся с таким неизбежным явлением, как нежелание принимать чужое мнение,  чужую волю. Особенно ярко наблюдается желание проявлять свои собственные качества. В этом случае работа по готовому конспекту дает обратный эффект. Ребенок все может сделать сам. Это подтверждает практика в течение многих лет [4]. Надо так применить конспект, чтобы учащиеся восприняли его как свой собственный. Это возможно, когда возникает впечатление, что данный конспект не написан учителем заранее, а  составляется здесь же, с участием самих детей

К конспекту, показанному  в динамике, с постепенным заполнением доски и листа в тетради, еще добавляются и слуховые сигналы, поведенческие моменты, способствующие запоминанию блоков.

На первом этапе можно использовать готовые схемы, которые вывешиваются на доске, или выводятся на экран. По ним  параллельно с рассказом учителя  отслеживается поступление информации, рисунки и схемы анализируются и запоминаются. Для запоминания можно применить метод фотографирования. Дети с удовольствием устроят соревнования по воспроизведению блоков на доске. Постепенно от отдельных блоков можно будет перейти к их связыванию воедино и научиться воспринимать весь конспект. Воспроизведение может быть письменным и устным.

Письменное воспроизведение конспекта можно проводить:

- в качестве опроса всего класса в начале урока;

- самостоятельной работы для отдельных учеников

- группового опроса у доски (2-3 человек по отдельным блокам).

Устное воспроизведение – полноценный рассказ на заданную тему с использованием тетради. Вначале желательно позволять читать схему, выходя к доске с тетрадью. Потом – только изредка пользоваться ею в течение ответа.

На втором этапе можно составлять схемы-конспекты в классе учителем, но с активным участием всего класса. По ходу составления схемы-конспекта учитель постоянно обращается  с вопросами к детям, а они подсказывают ему ход записи, тем самым обучаясь в процессе поиска. Часто бывает так, что символ, предложенный учителем, оказывается гораздо более несовершенным, чем то, что придумали ребята.  

На третьем этапе обучающиеся составляют конспекты самостоятельно. На первых порах если не оцениваете работы, то обязательно анализируете. Когда у ребят получается самостоятельная работа, они говорят себе «Я тоже могу!», то тогда они получают  удовольствие не только от результатов работы по творческой переработки текста, но и от самого процесса.

Необходимо учащимся для себя выделить правила работы с конспектом. Они выглядят следующим образом:

  1. Прочитать текст учебника
  2. Сравнить его с конспектом
  3. Пересказать текст по схеме
  4. «Фотографировать» схему по блокам
  5. Воспроизвести весь конспект письменно, не глядя в тетрадь, а затем сравнить и исправить ошибки
  6. Научиться воспроизводить конспект без ошибок

Ученик, не слушающий на уроке, не сможет прочитать записи по тетради, поэтому работа с конспектом стимулирует еще и концентрацию внимания. К тому же учащиеся не зависят от учебника, по которому их спросят «от корки до корки». Главное не потерять основную мысль, уметь  рассуждать, проанализировать, разложить по полочкам, а потом опять связать все воедино, создав целостную картину, прочный образ, который становится все более прочным, так как  результаты видны уже сейчас, а не появятся когда-то в будущем.

Символы, которые появляются в конспекте, желательно вводить постепенно. Лучше в конце тетради отвести место на условные обозначения (небольшой словарик). Но как правило, учащиеся только на первых уроках обращаются к словарику, а  далее все сигналы настолько прочно оседают в памяти, что подсказки не нужны. Важно, не оставлять ни  одного знака не понятым. Требуется объяснить детям, что каждая буква, каждый символ неслучайный. По ходу составления конспекта учитель после написания каждой фразы блока, всего блока, неоднократно повторяет его расшифровку и просит учеников  сделать то же самое.  Как правило, они с удовольствием читают все иероглифы, сначала такие непонятные, таинственные, а потом такие ясные  и простые.

Очень хорошо на уроке идет процесс, когда учитель предлагает  учащимся проверит свою память и воспроизвести на доске отдельные блоки конспекта. Не страшно, если с ошибками. Не беда, если забыли. Главное – ЗАХОТЕЛИ. И конечно же, не ставим плохие отметки. Предлагаем учащимся выбратьхотят ли они, чтобы эта отметка стояла в журнале.

Примеров работы со схемами можно привести много. Например,  на уроках географии в 8 классе всю информацию в тетради учащиеся записывают с  помощью  схем-конспектов. Так сложная тема «Климат»  осваивается и осмысливается учащимися намного лучше  при использовании этого метода. Постепенно, на каждому уроке,  поступает новая информация и уже в конце изучения темы она складывается в итоговый опорный конспект (Приложение 1.  Пример работы одного из учащихся). По такой опорной схеме очень удобно повторять материал. Причем вопросы могут задавать как учитель, так и сами ученики. Например, вопросы по опорному конспекту по теме «Климат« в 8 классе (Приложение 1):

  1. Какие климатообразующие факторы влияют на климат России (географическая широта, угол падения солнечных лучей, распределение поясов атмосферного давления, близость морей и океанов, характер подстилающей поверхности, направление хребтов, направление ветра, океанические течения (теплые или холодные).
  2. Что такое суммарная солнечная радиация (ССР)? (количество тепла, поступающее на поверхность земли)
  3. Из каких компонентов складывается ССР? (прямая, рассеянная. Отраженная, поглощенная)
  4. В чем измеряется ССР? (ккал/кв. см)
  5. Что такое воздушные массы(ВМ)? (большой объем воздуха в тропосфере)
  6. Как называются ВМ в зависимости от того, над какой поверхностью они образовались? (континентальные и морские (к, м))
  7. Как называются ВМ  в зависимости от того, в каком климатическом поясе они образовались? (арктические (АВМ), умеренные (УВМ), тропические(ТВМ).
  8. Какие свойства  имеют континентальные  умеренные ВМ (кУВМ) летом, а какие – зимой? (летом сухие и жаркие, зимой – сухие и очень холодные).
  9. Какие свойства  имеют морские  умеренные ВМ (мУВМ) летом, а какие – зимой? (летом влажные и прохладные, зимой – влажные и теплые).
  10. Как называется полоса, где сталкиваются разные по свойствам ВМ? (атмосферный фронт)
  11. От чего зависит сила атмосферного фронта? (атмосферный фрон  тем сильнее, чем более разные свойства имеют ВМ. Например, КАВМ и мУВМ)
  12. Почему мУВМ с Атлантического океана  приносят на территорию Восточно-Европейской равнины влажную и прохладную погоду, а на территорию Западно-Сибирской равнины – сухую и теплую? (так как проходя над огромной территорией Восточно-Европейской равнины, эти ВМ меняют свои свойства, трансформируются и уже  приходят на Западно-Сибирскую равнину с другими свойствами)
  13. Какие постоянные ветра влияют на климат России? (Западные)
  14. В каких регионах России преобладают западные ветра? (на западе России, над территорией Восточно-Европейской равнины)
  15. Какие переменные ветра влияют на климат России? (Муссоны)
  16. Что такое муссоны?(Муссоны – это ветра, которые меняют направление два раза в год: летом они дуют с моря на суше, а зимой – с суши на море)
  17. В каких регионах России муссоны играют важную роль в климате? (На Дальнем Востоке)
  18. Какие атмосферные вихри вы знаете? (цикло и антициклон).
  19. Что такое циклон? (Вихрь с низким атмосферным давление в центре, где  воздух движется от периферии к центу, отклоняясь против часовой стрелки)
  20. Что такое антициклон? (Вихрь с высоким давлением в центре, где воздух движется от центра к периферии, отклоняясь по часовой стрелке)
  21. Какая погода устанавливается летом и зимой при прохождении циклона? (Летом – облачная,  дождливая, прохладная, ветреная, зимой – облачная, ветреная, оттепель, мокрый снег)
  22. Какая погода устанавливается летом и зимой при прохождении антициклона? (Летом – жаркая, безоблачная, сухая, безветренная, зимой – «мороз и солнце – день чудесный..»)

Ответы на эти вопросы можно провести в виде эстафеты.  Если учащиеся сами придумывали вопросы, то можно предложить ученику задать вопрос тому учащемуся, кого он выберет, тот в сою очередь, отвечает на вопрос и задает свой вопрос  другому ученику и т.д. Интереснее, но труднее бывает во время обратной эстафеты, теперь отвечающий должен дать неправильный ответ, а правильный ответ должен дать на свой вопрос сам же задающий. Таким образом, повышается ответственность, надо не просто «кинуть» вопрос, а четко представлять ответ на него.

Как еще можно проверить тему по опорному конспекту?

Первый вариант. В начале урока учащимся выдаются чистые листочки и по вариантам можно предложить воспроизвести  часть конспекта. Работа должна быть самостоятельной. Учитель оставляет за собой право задать учащимся вопросы по воспроизведенной ими схеме. Если учащийся списал или просто механически запомнил схему, он не ответит ни на один вопрос.

Второй вариант. Можно провести опрос и у доски, опять таки  по вариантам, задав 2-3  ученикам  определенные блоки схемы. Затем учащиеся рассказывают все, что изобразили на доске.

Третий вариант. Учащийся у доски воспроизводит схему под диктовку с места других учеников или учителя. В этом случае, они еще должны понять другого человека.

Четвертый вариант. Выступление у доски в парах. Эта полушутливая форма пользуется большой популярностью у учащихся. К доске выходят двое учеников по желанию, они должны считать, что понимают друг друга отлично. Один блок они воспроизводят так: один начинает фразу, а другой ее заканчивает. Второй блок  обучающиеся меняются ролями. Третий блок – говорят синхронно (это очень сложно). Можно наблюдать на таких этапах урока удивительные примеры взаимопонимания.

Как можно изучать новую тему с помощью опорного конспекта?

Первое. Предложить детям самостоятельно поработать с параграфом учебника. Это позволит решить две задачи:

  1. Посмотреть, как дети научились составлять конспект, пользоваться уже известными символами и придумывать свои собственные, если известных не хватает.
  2. Посмотреть насколько дети в своей работе приближаются к аналогичной работе учителя. То есть схему учеников сравниваются с конспектом учителя.  Иногда схемы учащихся радуют, так как они оказываются более рациональными. У нас талантливые дети.

После этого можно сравнить конспекты и составить коллективный творческий конспект.

Второе. Учитель в начале урока представляет на доске  (на карточках) готовую схему по еще не прочитанному параграфу. Задача ученикам индентифицировать  текст учебника со схемой на доске. В качестве итогового задания уметь рассказать по ней содержание параграфа.  А можно предложить  некоторым учащимся составить самим схему для своих одноклассников. Это поможет некоторым утвердиться в глазах своих сверстников, а тем, у кого это еще не очень хорошо получается вникнуть в процесс анализа текста  глубже и преуспеть в этом позже. Чем больше  мы используем творческий потенциал наших учеников, тем сильнее обогащаемся сами.

Например, на уроке географии в 9 классе по теме «Экономика России» учителем  дается задание:  проанализировать текст учебника по теме «Проблемы природно-ресурсной основы экономики России»  и рассказать о них, используя схему (сигнальные карточки-загадки)   на доске (Приложение 2). Причем на предыдущем уроке было дано опережающее задание для желающих: дома познакомиться с текстом параграфа, выписать в тетрадь проблемы природно-ресурсной основы экономики России и придумать к ним схемы. (Приложение 2. Представлена работа одного из учащихся)

Ответы по схеме (Приложение 2):

  1. Добывается сырье, данное самой природой
  2. Уровень развития и география природных ресурсов зависит от природных условий и наличия природных ресурсов.
  3. Многие виды природных ресурсов ограничены и невозобновимы.
  4. Добывающая промышленность очень трудоемка.
  5. Добывающая промышленность требует дорогостоящего оборудовании.
  6. Добывающие ресурсы используются неэффективно.
  7. В результате добычи природных ресурсов происходят большие нарушения во всех оболочках Земли. Экологические проблемы.
  8. Отсталые технологии добычи природных ресурсов.
  9. Слабое использование вторичных ресурсов.

Третье. Опережающий конспект. Учащиеся самостоятельно решают, будут ли они выполнять это задание. Конечно, у детей, которые выбирают опережающий конспект, не должно быть проблем с его составлением. Зато подобная работа обеспечит им, кроме отметки, еще и качественное участие в изучении нового материала  на уроке, сотрудничество с учителем. Дети, которые по собственной инициативе составляют опережающий конспект, обладают наиболее прочными знаниями: информация, новая для других, для них уже оказывается знакомой. Предлагаемая методика способствует развитию не только образного мышления у детей, но и  логико-аналитического.

Одним из самых наглядных приемов, включающих логическое мышление школьников, является построение логических цепочек. Логическая цепочка состоит из звеньев. Эти звенья мы находим в процессе изучения материала, ознакомления с текстом, выделяя в тексте части, связанные между собой причинно-следственными связями.

Например,  по теме «Климатические пояса мира» в 7 классе учитель делает утверждение «На экваторе разнообразная и пышная растительность» и просит детей  выявить причины этого. И  на доске появляется логическая цепочка, по которой учащиеся составляют рассказ:

«На экваторе лучи Солнца падают почти перпендикулярно к поверхности Земли, следовательно почва нагревается очень сильно, следственно от почвы нагревается воздух, следственно усиливается испарение, следственно воздух поднимается вверх, следственно, образуются облака, следственно идут обильные дожди, следственно, от этого очень разнообразная и буйная растительность» (Приложение № 3 )

Раскручивание такой цепочки можно осуществлять как с начала, так и с конца, но непременным требованием остается не простое перечисление звеньев, а высказывания, выражающие законченную мысль. И ребенок удивляется самому себе, так как с помощью логической цепочки у него получается говорить точно, подробно, почти не прилагая усилий.  

В чем же состоит задача учителя? Главная задача состоит в том, чтобы каждое слово учителя воспринималась учеником осмысленно, с проникновением в его суть, в систему межинформационных связей.  Результат – формирование пластичного мышления, умение принять мнение другого, сделать необходимые выводы.  На уроке учитель и ученик не должны существовать сами по себе, а  должны трудиться творчески сотрудничая. Для этого требуется, чтобы разными методами обучения владели не только педагог, но и учащиеся. Тогда учитель осуществляет свое главное предназначение: он учит, как себя учить (как учиться).  Мы, учителя, должны помнить, что развитие – черта, присущая нашим детям вне зависимости от нас. И ребенок будет развиваться, если им движет интерес.

Понятно,  что от учителя требуется большая подготовительная работа и  основной груз по подготовке урока ложится на плечи учителя. Конечно, гораздо проще прийти и дать готовый урок. Но, как только  учитель получит награду за свой труд в виде удовольствия от работы на уроке своей и учащихся, то в дальнейшем уже не сможет преподавать по другому. Этот путь ведет  к взаимопониманию между учителем и учениками. Давайте вместе научим наших детей, «читая текст жизни», видеть основной сюжет и главные моменты его развития. Поэтому, все, что предложено в этой статье, может взять любой учитель-предметник. Самое главное – суть метода. А детали прирастут.

Список литературы:

  1. Горбатова О.Н. География 6-11 классы: технология решения творческих задач. – Волгоград:  Учитель, 2011 год.
  2. Назарова Л.Д. Нетрадиционные уроки по физической географии. – М.: ТЦ Сфера, 2008 год
  3. Репринцева Ю.С. География: формирование личностных образовательных результатов на уроках географии: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2016 год.
  4. Толлнгерова Д., Голоушева Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. – М.: Роспедагентство,  1994 год
  5. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. Педагогический поиск. – М: Педагогика, 1989 год.
  6. Шаталов В.Ф. Точка опоры.- М.: Педагогика, 1987 год.

Приложение 1.

F:\Современный урок\рисунок 1 001.jpg

Приложение 2.

C:\Users\kuratova\Desktop\География 1\Современный урок\Современный урок\приложение 2 001.jpg

Приложение 3.

C:\Users\kuratova\Desktop\География 1\Современный урок\Современный урок\приложение 3 001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических опорных конспектов на уроках географии в 9-м классе

При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.

Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....

Для педагогов и студентов по составлению и работе с логическими опорными конспектами на уроках географии

Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК)....

Использование опорных конспектов на уроках географии.

Методика опор - перспективный метод развития логического мышления,памяти,вырабатывает навыки анализа, раскрывает творческий потенциали индивидуальные способности учеников....

опорный конспект к уроку географии "Типология стран мира"

опорный конспект можноиспользовать как для самостоятельной работы так и для объяснения нового материала и проверки домашнего задания...

Использование опорных конспектов на уроках географии.

Статья "Использование опорных конспектов на уроках географии"...