Приёмы эффективной работы со слабоуспевающими обучающимися на уроках географии.
статья по географии

Пискарева Валентина Анатольевна

В статье рассказывается о разнообразии приемов работы со слабоуспевающими учениками на уроках географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приёмы эффективной работы со слабоуспевающими обучающимися

на уроках географии.

Пискарева В.А.- учитель географии МБОУ-СОШ с. Новосельское

        Давайте определимся: кто такой слабоуспевающий ученик. Слабоуспевающий ученик  - это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнение операций который показывают обучающиеся рядом с ним дети.

          Учитель может помочь  слабоуспевающему ученику  подготовить  посильное задание,  на которое он сможет ответить.   Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него  причинам:

    -  пропуски занятий по болезни;

    -  слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

    -   неблагополучная семья;

    -   проблема «улицы»;

     -  прогулы;

           Поэтому учитель  географии, да и не только географии,  должен понять, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. То есть, установить конкретные причины неуспеваемости.  

Что,  прежде всего,  необходимо предпринять в работе со слабоуспевающими?

- создать благоприятную атмосферу на уроке;

 -своевременно оказать помощь на дополнительных занятиях;  

 - создать ситуацию свободного выбора и успеха.        

           Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися необходимо использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и  методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

           На уроках и  дополнительных занятиях применяю  «Памятки для учащихся»,   использую игровые задания, которые  дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаю   ситуации успеха. Это очень важно для такой категории обучающихся.  

             При опросе  слабоуспевающим  школьникам даю примерный план ответа, разрешаю  пользоваться планом,   больше времени готовиться к ответу у доски,  работать по карте в паре с сильным учеником.

Ученикам задаю наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал. Периодически проверяю усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине. В ходе опроса  и  при анализе его результатов обеспечиваю атмосферу доброжелательности.

          В ходе самостоятельной  работы  на уроке  слабоуспевающим  школьникам даю задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах,   отмечаю положительные моменты в их  работе  для стимулирования новых усилий, отмечаю типичные затруднения в  работе   и  указываю способы их устранения, оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

           В своей работе на уроках география применяю  индивидуально-дифферинцированный подход. Слабоуспевающие учащиеся получают меньше по объёму и по сложности  задания. Хорошо помогает  работа в паре (сильный - слабый), хорошие результаты прослеживаются при работе с картой. Использую разноуровневые карточки, тесты, план - описание    природной  зоны, материка, государства. Кроссворды с картинками-подсказками, дидактические игры по теме урока, примерные планы рассказа, найди правильный ответ, перфокарты и.д.     Большим интересом пользуются у  учащихся мультимедийные презентации, которые я использую практически на каждом уроке.  

             Но  не всегда учащийся может усвоить пропущенный материал во время повторения на уроке. Поэтому нужно заниматься с учащимися дополнительно после уроков. Если это ученики одного класса и у них пробелы по одинаковым темам занимаемся группой.                                                                                                                                                                          

Индивидуальные дополнительные занятия дают положительные результаты в работе со слабоуспевающими обучающимися.

          При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираю задания по осознанию и исправлению ошибок: провожу подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаю карточки -консультации, даю задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объем домашних заданий рассчитываю так, чтобы не допустить перегрузки учеников.

 Рекомендации для учителей по работе со слабоуспевающими учащимися

Для решения проблемы, связанной с неуспеваемостью, предлагаю десять правил работы с неуспевающими обучающимися:

  1. Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
  2. Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
  3. Не торопите его, научитесь ждать.
  4. Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую тему.
  5. Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
  6. Не воспринимайте работу с неуспевающими примитивно. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
  7. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
  8. Обобщение – главная составляющая любой методики.
  9. Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
  10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка"

методы и приёмы при работе со слабоуспевающими детьми на уроках английского языка...

План работы со слабоуспевающими учащимися по географии на 2012-2013 уч.год

В материале указаны основные мерприятия по ликвидации пробелов у слабоуспевающих учащихся. А так же показана индивидуальная карта работы с ребенком...

«Эффективные методы и приёмы при работе с текстом на уроках русского языка и литературы».

Наиболее успешные приёмы и методы технологии проблемного обучения и развития критического мышления,которые можно использовать на уроках русского языка и литературы при работе с текстом....

Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.

Выступление на семинате МО учителей старших классов: Работа со слабоуспевающими на уроках географии в коррекционной школе VIII вида.                   ...

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Статья по теме: "Приёмы эффективной работы с обучающимися на уроках математики"

В данной статье представлены эффективные приёмы, используемые мною на уроках математики в 5-6 классах....

Формы и методы работы с картой на уроке географии как эффективное условие повышения качества образования.

Географическая карта является особым средством познания действительности мира, источником, накопителем и хранитеем знаний....