«Компетентностный подход в преподавании Географии».
учебно-методический материал по географии

Бирюкова Олеся Михайловна

СЛАЙД 1.

Вашему вниманию предоставляется доклад на тему «Компетентностный подход в преподавании Географии».

 

СЛАЙД 2.

В ходе данного доклада мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Понятие компетенции.
  2. Виды компетенций;
  3. Цели компетентностного подхода;
  4. Компетентностный подход в преподавании географии.

 

СЛАЙД 3.

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является технология компетентностно-ориентированных заданий.

Современный подход в образовании подразумевает переход от методов формирования у учеников системы ЗУН (знаний, умений, навыков) к применению методов формированию системы компетенций.

В методической литературе сформулированы ключевые компетенции образования. Это — руководство к действию для каждого учителя.

 

СЛАЙД 4.

Рассмотрим понятие компетенции.

В переводе с латинского компетенция — это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве результата способность человека применять знания для разрешения проблемных ситуаций.

Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика и его внутреннего мира, они развивают его способности, в результате чего позволяют решать проблемы в повседневной жизни.

 

СЛАЙД 5.

Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии?

1.Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.

2.Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.

3.Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях.

4.Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

5.Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

 

СЛАЙД 6.

  1. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность
  2. научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат
  3. научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.)

 

СЛАЙД 7.

  1. научиться ориентироваться в мире духовных ценностей
  2. научиться решать проблемы, связаные с реализацией разнообразных социальных ролей
  3. научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности

 

СЛАЙД 8.

На слайде представлены общие рекомендации по применению компетентностного подхода на занятиях.

Перечислим основные из них:

  1. Учитель формирует личность ученика своей деятельностью, связанной с изучением предмета;
  2. Поощрять активность учеников;
  3. Оказывать ученикам помощь в освоении форм и методов усвоения знаний;
  4. Формирование у учеников умения строить причинно-следственные связи;
  5. Применение практических форм действий учеников;
  6. Поощрение самостоятельных форм деятельности учеников;
  7. Выдача творческих заданий;
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
  9. Структурирование системы знаний;
  10. Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
  11. Изучайте последние научные достижения по своему предмету.
  12. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  13. Формировать у учеников понимания форм прикладного применения получаемых знаний;
  14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

 

СЛАЙД 10.

На данном слайде представлены фотографии, с проведенных мною уроков Географии. В качестве примера применения методов компетентностного подхода при проведении уроков Географии в ходе изучения различных тем, были привлечены представители узкоспециализированных ведомств.

На первой фотографии при изучении темы «Топливно-энергетический комплекс РФ» представитель «Мосгаза» и нефтяной промышленности Шимченко С.П. ответил на вопросы учащихся 9А класса о способах добычи, транспортировки, хранения, обработки нефти и газа. На уроке поднимались и горячо обсуждались вопросы о состоянии и перспективах развития топливно-энергетического комплекса РФ.

На следующем фотографии представлен урок, прошедший в 8Б классе на тему «Границы России». На урок была приглашена Иванова Татьяна Игоревна-сотрудник пограничной службы РФ которая охраняет воздушные границы нашей страны. Она ответила на вопросы о видах границ через призму истории. Познакомила обучающихся с понятиями анклав, полуанклав, эксклав и их характерными отличиями, понятием демаркации. Рассказала о важности данной темы, познакомила с особенностями деятельности по охране государственных границ.

Такие занятия позволяют активизировать деятельность обучающихся, сформировать у них прикладные знания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_biryukova.pptx2.49 МБ
Файл doklad_biryukova.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ Нахабино 2021г. Учитель географии: Бирюкова Олеся Михайловна

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА Понятие компетенции 1 Виды компетенций 2 Цели компетентностного подхода 3 2 Компетентностный подход в преподавании Географии 2

Слайд 3

ВВЕДЕНИЕ 3 География — универсальный школьный предмет, который открывает перед школьником большие возможности для становления личности. В период обучения учитель помогает ученику сформировать прообраз "взрослых" компетенций . Сегодня школа дает ребенку хорошую теоретическую подготовку, но еще мало уделяет внимания практическому применению знаний , которые ученик может использовать для решения конкретных задач сегодня и в будущем. Конкурентоспособность как качество, присущее выпускнику школы, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций. Современный подход в образовании подразумевает переход от методов формирования у учеников системы ЗУН (знаний, умений, навыков) к применению методов формированию системы компетенций.

Слайд 4

омпетенция - в переводе с латинского означает круг вопросов в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ 4 Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве результата рассматривается не усвоение информации , а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые. К

Слайд 5

ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 5

Слайд 6

ЦЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 6 1 н аучиться учиться научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность 2 н аучиться объяснять научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат 3 н аучиться определять проблему научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.

Слайд 7

ЦЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 7 4 ф ормирование духовных ценностей научиться ориентироваться в мире духовных ценностей 5 социализация научиться решать проблемы, связаные с реализацией разнообразных социальных ролей 6 н аучиться решать проблему н аучиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности

Слайд 8

Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно : понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Помните , что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно . РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: 8

Слайд 9

Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем ; чаще практикуйте творческие задачи. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Изучайте последние научные достижения по своему предмету. Поощряйте исследовательскую работу учеников . Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: 9

Слайд 10

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 10

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 11



Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1. 

Вашему вниманию предоставляется доклад на тему «Компетентностный подход в преподавании Географии».

СЛАЙД 2.

В ходе данного доклада мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Понятие компетенции.
  2. Виды компетенций;
  3. Цели компетентностного подхода;
  4. Компетентностный подход в преподавании географии.

СЛАЙД 3.

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является технология компетентностно-ориентированных заданий.

Современный подход в образовании подразумевает переход от методов формирования у учеников системы ЗУН (знаний, умений, навыков) к применению методов формированию системы компетенций.

В методической литературе сформулированы ключевые компетенции образования. Это — руководство к действию для каждого учителя.

СЛАЙД 4.

Рассмотрим понятие компетенции.

В переводе с латинского компетенция — это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве результата способность человека применять знания для разрешения проблемных ситуаций.

Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика и его внутреннего мира, они развивают его способности, в результате чего позволяют решать проблемы в повседневной жизни.

СЛАЙД 5.

Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии?

1.Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.

2.Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.

3.Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях.

4.Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.

5.Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

СЛАЙД 6.

  1. научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность
  2. научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат
  3. научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.)

СЛАЙД 7.

  1. научиться ориентироваться в мире духовных ценностей
  2. научиться решать проблемы, связаные с реализацией разнообразных социальных ролей
  3. научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности

СЛАЙД 8.

На слайде представлены общие рекомендации по применению компетентностного подхода на занятиях.

Перечислим основные из них:

  1. Учитель формирует личность ученика своей деятельностью, связанной с изучением предмета;
  2. Поощрять активность учеников;
  3. Оказывать ученикам помощь в освоении форм и методов усвоения знаний;
  4. Формирование у учеников умения строить причинно-следственные связи;
  5. Применение практических форм действий учеников;
  6. Поощрение самостоятельных форм деятельности учеников;
  7. Выдача творческих заданий;
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
  9. Структурирование системы знаний;
  10. Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
  11. Изучайте последние научные достижения по своему предмету.
  12. Поощряйте исследовательскую работу учеников.
  13. Формировать у учеников понимания форм прикладного применения получаемых знаний;
  14. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

СЛАЙД 10.

На данном слайде представлены фотографии, с проведенных мною уроков Географии. В качестве примера применения методов компетентностного подхода при проведении уроков Географии в ходе изучения различных тем, были привлечены представители узкоспециализированных ведомств.

На первой фотографии при изучении темы «Топливно-энергетический комплекс РФ» представитель «Мосгаза» и нефтяной промышленности Шимченко С.П. ответил на вопросы учащихся 9А класса о способах добычи, транспортировки, хранения, обработки нефти и газа. На уроке поднимались и горячо обсуждались вопросы о состоянии и перспективах развития топливно-энергетического комплекса РФ.

На следующем фотографии представлен урок, прошедший в 8Б классе на тему «Границы России». На урок была приглашена Иванова Татьяна Игоревна-сотрудник пограничной службы РФ которая охраняет воздушные границы нашей страны. Она ответила на вопросы о видах границ через призму истории. Познакомила обучающихся с понятиями анклав, полуанклав, эксклав и их характерными отличиями, понятием демаркации. Рассказала о важности данной темы, познакомила с особенностями деятельности по охране государственных границ.

Такие занятия позволяют активизировать деятельность обучающихся, сформировать у них прикладные знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом

.В докладе говорится о ,что в  языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...

«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»

Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Методические рекомендации и конспект урока...

Презентация "Компетентностный подход в преподавании истории"

Данная работа дает возможность познакомиться с особенностями компетентностного подхода в преподавании истории. Автор знакомит с основными компетенциями, формирующимися через преподавание дисциплины....

Методическая разработка " Компетентностный подход в преподавании истории"

Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре её   индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В   ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...