«Компетентностный подход в преподавании Географии».
учебно-методический материал по географии
СЛАЙД 1.
Вашему вниманию предоставляется доклад на тему «Компетентностный подход в преподавании Географии».
СЛАЙД 2.
В ходе данного доклада мы рассмотрим следующие вопросы:
- Понятие компетенции.
- Виды компетенций;
- Цели компетентностного подхода;
- Компетентностный подход в преподавании географии.
СЛАЙД 3.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является технология компетентностно-ориентированных заданий.
Современный подход в образовании подразумевает переход от методов формирования у учеников системы ЗУН (знаний, умений, навыков) к применению методов формированию системы компетенций.
В методической литературе сформулированы ключевые компетенции образования. Это — руководство к действию для каждого учителя.
СЛАЙД 4.
Рассмотрим понятие компетенции.
В переводе с латинского компетенция — это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве результата способность человека применять знания для разрешения проблемных ситуаций.
Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика и его внутреннего мира, они развивают его способности, в результате чего позволяют решать проблемы в повседневной жизни.
СЛАЙД 5.
Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии?
1.Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.
2.Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.
3.Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях.
4.Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
5.Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
СЛАЙД 6.
- научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность
- научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат
- научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.)
СЛАЙД 7.
- научиться ориентироваться в мире духовных ценностей
- научиться решать проблемы, связаные с реализацией разнообразных социальных ролей
- научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности
СЛАЙД 8.
На слайде представлены общие рекомендации по применению компетентностного подхода на занятиях.
Перечислим основные из них:
- Учитель формирует личность ученика своей деятельностью, связанной с изучением предмета;
- Поощрять активность учеников;
- Оказывать ученикам помощь в освоении форм и методов усвоения знаний;
- Формирование у учеников умения строить причинно-следственные связи;
- Применение практических форм действий учеников;
- Поощрение самостоятельных форм деятельности учеников;
- Выдача творческих заданий;
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
- Структурирование системы знаний;
- Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
- Изучайте последние научные достижения по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников.
- Формировать у учеников понимания форм прикладного применения получаемых знаний;
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
СЛАЙД 10.
На данном слайде представлены фотографии, с проведенных мною уроков Географии. В качестве примера применения методов компетентностного подхода при проведении уроков Географии в ходе изучения различных тем, были привлечены представители узкоспециализированных ведомств.
На первой фотографии при изучении темы «Топливно-энергетический комплекс РФ» представитель «Мосгаза» и нефтяной промышленности Шимченко С.П. ответил на вопросы учащихся 9А класса о способах добычи, транспортировки, хранения, обработки нефти и газа. На уроке поднимались и горячо обсуждались вопросы о состоянии и перспективах развития топливно-энергетического комплекса РФ.
На следующем фотографии представлен урок, прошедший в 8Б классе на тему «Границы России». На урок была приглашена Иванова Татьяна Игоревна-сотрудник пограничной службы РФ которая охраняет воздушные границы нашей страны. Она ответила на вопросы о видах границ через призму истории. Познакомила обучающихся с понятиями анклав, полуанклав, эксклав и их характерными отличиями, понятием демаркации. Рассказала о важности данной темы, познакомила с особенностями деятельности по охране государственных границ.
Такие занятия позволяют активизировать деятельность обучающихся, сформировать у них прикладные знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_biryukova.pptx | 2.49 МБ |
doklad_biryukova.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СОДЕРЖАНИЕ ДОКЛАДА Понятие компетенции 1 Виды компетенций 2 Цели компетентностного подхода 3 2 Компетентностный подход в преподавании Географии 2
ВВЕДЕНИЕ 3 География — универсальный школьный предмет, который открывает перед школьником большие возможности для становления личности. В период обучения учитель помогает ученику сформировать прообраз "взрослых" компетенций . Сегодня школа дает ребенку хорошую теоретическую подготовку, но еще мало уделяет внимания практическому применению знаний , которые ученик может использовать для решения конкретных задач сегодня и в будущем. Конкурентоспособность как качество, присущее выпускнику школы, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду ситуаций. Современный подход в образовании подразумевает переход от методов формирования у учеников системы ЗУН (знаний, умений, навыков) к применению методов формированию системы компетенций.
омпетенция - в переводе с латинского означает круг вопросов в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ 4 Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве результата рассматривается не усвоение информации , а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые. К
ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИЙ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ 5
ЦЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 6 1 н аучиться учиться научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность 2 н аучиться объяснять научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат 3 н аучиться определять проблему научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.
ЦЕЛИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 7 4 ф ормирование духовных ценностей научиться ориентироваться в мире духовных ценностей 5 социализация научиться решать проблемы, связаные с реализацией разнообразных социальных ролей 6 н аучиться решать проблему н аучиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности
Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно : понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения. Помните , что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно . РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: 8
Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем ; чаще практикуйте творческие задачи. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Изучайте последние научные достижения по своему предмету. Поощряйте исследовательскую работу учеников . Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА: 9
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА 10
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 11
Предварительный просмотр:
СЛАЙД 1.
Вашему вниманию предоставляется доклад на тему «Компетентностный подход в преподавании Географии».
СЛАЙД 2.
В ходе данного доклада мы рассмотрим следующие вопросы:
- Понятие компетенции.
- Виды компетенций;
- Цели компетентностного подхода;
- Компетентностный подход в преподавании географии.
СЛАЙД 3.
Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию ключевых компетентностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. Одним из плодотворных направлений модернизации географического образования является технология компетентностно-ориентированных заданий.
Современный подход в образовании подразумевает переход от методов формирования у учеников системы ЗУН (знаний, умений, навыков) к применению методов формированию системы компетенций.
В методической литературе сформулированы ключевые компетенции образования. Это — руководство к действию для каждого учителя.
СЛАЙД 4.
Рассмотрим понятие компетенции.
В переводе с латинского компетенция — это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, в качестве результата способность человека применять знания для разрешения проблемных ситуаций.
Ключевые компетенции являются составляющей частью личности ученика и его внутреннего мира, они развивают его способности, в результате чего позволяют решать проблемы в повседневной жизни.
СЛАЙД 5.
Какие же компетенции можно сформировать на уроках географии?
1.Ценностно-смысловые компетенции формируют отношение к жизни, правильно расставляют ценностные ориентиры, помогают ученику научиться принимать решения и брать за них ответственность на себя.
2.Общекультурные компетенции формируются при изучении этносов, общечеловеческих и национальных культур, семейных и общественных ценностей, традиций и уклада жизни разных народов. Большинство уроков географии помогает сформировать эти компетенции.
3.Учебно-познавательные компетенции формируются в урочной и внеурочной деятельности ученика, когда он добывает знания из окружающего мира, учится отличать факты от домыслов, пользуется статистической информацией, грамотно организует самостоятельную познавательную работу. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, навыками действий в нестандартных ситуациях.
4.Информационные компетенции предполагают владение современными средствами информации и информационными технологиями. Задача учителя географии – показать возможности информационной базы Интернета, научить вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
5.Коммуникативные компетенции формируются в процессе общения, включают знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Каждый ученик в будущем будет выполнять различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимодействия с окружающими. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
СЛАЙД 6.
- научиться определять цели познавательной деятельности, выбирать источники информации, находить оптимальные пути к цели, оценивать результаты и самостоятельно организовывать свою деятельность
- научиться объяснять явления действительности, их сущность и причины, используя соответствующий научный аппарат
- научиться ориентироваться в ключевых проблемах современности (экономике, политике, межкультурном взаимодействии и т.д.)
СЛАЙД 7.
- научиться ориентироваться в мире духовных ценностей
- научиться решать проблемы, связаные с реализацией разнообразных социальных ролей
- научиться решать проблемы, общие для различных видов профессиональной деятельности
СЛАЙД 8.
На слайде представлены общие рекомендации по применению компетентностного подхода на занятиях.
Перечислим основные из них:
- Учитель формирует личность ученика своей деятельностью, связанной с изучением предмета;
- Поощрять активность учеников;
- Оказывать ученикам помощь в освоении форм и методов усвоения знаний;
- Формирование у учеников умения строить причинно-следственные связи;
- Применение практических форм действий учеников;
- Поощрение самостоятельных форм деятельности учеников;
- Выдача творческих заданий;
- Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их обучения.
- Структурирование системы знаний;
- Учитывать индивидуальные особенности каждого ученика.
- Изучайте последние научные достижения по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников.
- Формировать у учеников понимания форм прикладного применения получаемых знаний;
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
СЛАЙД 10.
На данном слайде представлены фотографии, с проведенных мною уроков Географии. В качестве примера применения методов компетентностного подхода при проведении уроков Географии в ходе изучения различных тем, были привлечены представители узкоспециализированных ведомств.
На первой фотографии при изучении темы «Топливно-энергетический комплекс РФ» представитель «Мосгаза» и нефтяной промышленности Шимченко С.П. ответил на вопросы учащихся 9А класса о способах добычи, транспортировки, хранения, обработки нефти и газа. На уроке поднимались и горячо обсуждались вопросы о состоянии и перспективах развития топливно-энергетического комплекса РФ.
На следующем фотографии представлен урок, прошедший в 8Б классе на тему «Границы России». На урок была приглашена Иванова Татьяна Игоревна-сотрудник пограничной службы РФ которая охраняет воздушные границы нашей страны. Она ответила на вопросы о видах границ через призму истории. Познакомила обучающихся с понятиями анклав, полуанклав, эксклав и их характерными отличиями, понятием демаркации. Рассказала о важности данной темы, познакомила с особенностями деятельности по охране государственных границ.
Такие занятия позволяют активизировать деятельность обучающихся, сформировать у них прикладные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностный подход к преподаванию русского языка в классах с полиэтническим составом
.В докладе говорится о ,что в языковом образовании выявляется ряд проблем.Сейчас в России мы столкнулись с процессом внутренней и внешней миграции, с появлеием целой волны детей"новых сооте...
«Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания и его роль при переходе на стандарты нового поколения»
Доклад о компетентностном подходе в преподавании истории и обществознания и его роли при переходе на стандарты нового поколения....
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Методические рекомендации и конспект урока...
Презентация "Компетентностный подход в преподавании истории"
Данная работа дает возможность познакомиться с особенностями компетентностного подхода в преподавании истории. Автор знакомит с основными компетенциями, формирующимися через преподавание дисциплины....
Методическая разработка " Компетентностный подход в преподавании истории"
Современная информационная цивилизация формирует новую систему ценностей. В центре её индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА...