ЗАСТАВИТЬ «УВИДЕТЬ МИР В КАПЛЕ ВОДЫ»
статья по географии

Роль краеведческой работы на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_issled.rab_.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАСТАВИТЬ «УВИДЕТЬ МИР В КАПЛЕ ВОДЫ»

Утегенова А.С.

МБОУ «Ленинская СОШ», пос. Ленинский Первомайского р-на Оренбургской обл.

1maec@mail.ru

В настоящее время общество требует от школы воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Происходящая реформа общего образования РФ ставит задачу - включение школьников в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как  один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в начальной, основной и старшей школе.

 Исследовательскую деятельность определяют как приоритетную сферу подготовки конкурентоспособного выпускника. Включение учащихся в исследовательскую деятельность ставит перед школой задачу раскрытия индивидуальных творческих и личностных особенностей. В определении исследовательской деятельности мы придерживаемся, формулировки понятия, данного А.В.Леонтович. Под исследовательской деятельностью автор понимает  «деятельность учащихся, связанную с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, и нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы».

В основе проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся лежит системно-деятельностный подход. Конечный результат обучения – это не только сумма приобретённых знаний, сколько умение учащихся применять их на практике, использовать для воспитания в себе духовных, волевых, интеллектуальных и других качеств.

Чтобы превратить школьника в активного заинтересованного участника образовательного процесса, необходимо содержание образования связать с близкой, доступной для осмысления ребёнка целью. А что может быть ближе и доступнее, чем- то, что нас окружает с детства: семья, любимый город, родное село, родная природа.

 Малая родина. У каждого она своя, но для всех является путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое. Край, где родился и вырос, где светят звёзды детства - именно это необходимо каждому человеку. Чем полнее, глубже, содержательнее будут знания школьников о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к родной земле, уважении к традициям  своего народа, патриотизма.

Развитием исследовательской деятельности в школе мы занимаемся через организацию различных мероприятий: проведение микроисследований в рамках учебных предметов, конкурсов презентаций, рефератов.

 Одной  из форм изучения родного  края является исследовательско-краеведческая работа. Исследовательский метод можно определить как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов,  формулирование выводов.

Из опыта работы:

Преподаю географию более 25 лет. За этот период мною накоплен определённый опыт ведения уроков с применением краеведческого материала.  С любви к родной природе  с её ручьями, холмами и перелесками, с её тропинками и полями, со знакомства с историческим прошлым и людьми, которые создавали наш посёлок Ленинский, начинается большое чувство – любовь к Родине.

Так начинаю первые уроки географии в 8-9 классах в начале учебного года. Эпиграфом к уроку являются слова Ушинского К.Д.: «Любить Родину - значит знать её!». Показываю презентацию о посёлке, о его  людях.  В урочное время и на занятиях кружка «Занимательная география» составили комплексное описание территории п. Ленинский  Первомайского района Оренбургской области по плану: ФГП и ЭГП посёлка, история формирования, природные условия, рельеф, воды, климат, растительный и животный мир, хозяйство и население территории. Деятельность учащихся оформлена в форме  исследовательско-краеведческой  работы и презентации «Край, в котором мы живём!». Опыт показывает, что изучение географии своей местности тесно связано с содержанием курса географии России. Поэтому при изучении своей местности у детей развиваются умения пользоваться методами географического исследования: литературным, картографическим, статистическим, методом полевых наблюдений, методом сравнительного анализа. Созданный краеведческий материал я включаю в урок: как краеведческое вступление к уроку, как краеведческое дополнение основных вопросов, как основа для изучения темы урока. Так на уроке в 6 классе по теме «Реки» дети определяют, что возвышенность Синий Сырт, расположенный в пределах района, является водоразделом двух  речных систем Самары и Чагана (притоков Волги и Урала);  что местная речка Грязнушка – приток р. Чаган притока Урала.

 При изучении географии России в 8,9 классах провожу органическую связь с конкретным местным материалом.

Ученики получают опережающее задание, например: изучение литературы (книги А.П. Трофимова «Затерян след в степи солончаковой», «Где Чаган бирюзовый течёт»), документальных  источников в архиве, в районном музее, провести опрос населения, встретиться с работниками сельской администрации, специалистами хозяйства, побеседовать с родителями, бабушками и дедушками. Затем собранный  материал используется на уроках. Так, изучая тему «Население России»,  дети анализируют  динамику  населения посёлка Ленинского за последние 10 лет, определяют естественный и  механический прирост, объясняют причины их  изменений,  национальный и  половозрастной состав населения,  трудовые ресурсы на территории посёлка. Дети собрали материал о многодетных семьях, о матерях, награждённых медалями «Материнской славы», о долгожителях посёлка.

Применяю краеведческий материал при изучении хозяйства России. 

Положение хозяйства поселка Ленинского отражает состояние всей экономики России. Кризис в 90-е годы сильно ударил по земледелию и животноводству. Учащиеся  делают сравнительный анализ экономики при командной и рыночной  экономических системах на основе статистических данных. Выполняют графические работы, где отражают  основные направления растениеводства и животноводства, урожайность отдельных культур, конечные результаты в производстве продукции.  Самостоятельно делают вывод.

Организую работу отдельной группы ребят с местным материалом при изучении темы «Урал».

На территории администрации Ленинского сельсовета находится Зайкинское месторождение нефти и газа. Добычу и подготовку осуществляет организация ОАО «Оренбургнефть».  Этот материал я использую как основу изучения тем: «Топливно-энергетический комплекс России», «Топливно-энергетический комплекс Оренбургской области».

Таким образом, дети убеждаются в простой истине, что своё, близкое и родное в природе, в хозяйстве понятнее и яснее, чем чужое и далёкое.

 Я  полностью  согласна, что через изучение объектов краеведения мы решаем задачи: развития познавательной активности учащихся и их нравственно-патриотического воспитания.

Литература:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС).
  • Леонтович А.В. Проектирование исследовательской деятельности: Автореф. дис. …канд. пед. наук. М. , 2003. 20 с.
  • Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Путешествие с каплей воды"

Исследовательское "путешествие вместе с каплей воды" в стенах Верх-Ирменской коррекционной школы.Цель: Привлечь внимание обучающихся к экологическим проблемам водных ресурсов нашей школы.Задачи:1.Расш...

Проект "Удивительный мир в капле воды или можно ли пить воду из лужи?"

Проектная деятельность эколого-биологической направленности. Категория - социальный проект. Главная идея проекта - привитие учащимся норм и правил личной гигиены с помощью исследовательской деятельнос...

Презентация "Удивительный мир в капле воды или ...."

Презентация к паспорту социально-значимого исследовательского проекта...

Капля воды

Арт, выполненный в реалистичном стиле. Сама бы я так нарисовать не смогла, поэтому воспользовалась референсом - фотографией. Даже срисовывая можно набраться опыта в рисовании. Я, например, после этой ...

ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЛИ ВОДЫ (или круговорот воды в природе)

Лето.Июнь.Тепло.жара...река Маныч,камыш,лягушки,комары и подводый мир...рыбы,водоросли....все живут своей жизью....и она! Она-маленькая,маленькая капелька воды,которую здесь в ее мире называют Капитош...

Проектная задача "Жизнь в капле воды" (авторская работа)

Внутрипредметный разновозрастной урок....

Проектная задача "Жизнь в капле воды" (авторская работа)

Проектная задача разновозрасное занятие по биологии ....