Презентация "Удивительный мир в капле воды или ...."
презентация к уроку по экологии по теме

Трошкина Елена Анатольевна

Презентация к паспорту социально-значимого исследовательского проекта

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

 (учебно-методическое описание работы)

  1. Название проекта – «Удивительный мир в капле воды, или можно ли пить воду из лужи?».
  2. Номинация – социальный проект.
  3. Объединение «Юный натуралист» МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое, младшая группа обучающихся: Кулешова Евгения, Кулешов Денис, Борисов Олег, Лесина Виктория возраст – 9лет.
  4. Цель  проекта:
  1. исследовать каплю воды из лужи оставшейся после дождя;
  1. Задачи проекта:
  1. изучить многообразие и биологические особенности простейших и других организмов обитателей капли воды из дождевой лужи;
  2. развивать умения и навыки работы с учебным микроскопом;
  3. развивать творческое воображение, внимание, речь, основы исследовательской деятельности;
  4. выполнить рисунки-планшеты исследуемых объектов (простейших и др. компонентов встречающихся в луже);
  5. привлечь внимание к соблюдению правил личной гигиены рук.
  1. Планируемые результаты:

Проведя исследование ответить на вопросы:

  1. Какова роль простейших организмов, обитающих в данной луже, в жизни человека и природы?  Пользу или вред они приносят?
  2. Кого и что, кроме простейших,  мы  увидели в капле воды? Их влияние на здоровье человека?
  3. Можно ли пить воду из лужи? А мыть руки в этой воде?

Главным результатом работы над проектом является составление свода правил личной гигиены рук (в виде памятки), которые необходимо знать и применять в повседневной жизни каждому ребёнку и взрослому. И формулирование идеи-девиза проекта: «Не пей из лужи – козлёночком станешь». Донесение (презентация) данной информации до окружающих нас людей: взрослых и детей!

Подготовка информации и оформление в учебном кабинете выставочного стенда «Удивительный мир в капле воды, или можно ли пить воду из лужи?».

  1. Актуальность выбранной темы:

Необходимо всем и каждому человеку в отдельности: в наш 21 век, век  высоких технологий и инноваций, в век внедрения нанотехнологий в разные области промышленности, образования, медицины, в век появившихся  многочисленных новых заболеваний, связанных с последствиями техногенного развития  цивилизации, не забыть о соблюдении  простых правил личной гигиены и соблюдения  норм здоровьесбережения, которые помогут каждому человеку уберечь свой организм от многих болезней «грязных рук»! Мы призываем всех детей и взрослых обратить внимание на данную проблему! «Не пей из лужи – козлёночком станешь!».

  1. Сроки реализации проекта: с 1 октября 2012г по 26 января 2013г (проект средней продолжительности – 4 месяца, т.к. возраст обучающихся участвующих в реализации проекта всего 9лет, а работа выполняемая ими трудоёмкая и сложная).
  2. План работы для обучающихся:
  1. обсуждение идеи и планирование исследовательской деятельности;
  2. поиск поэтических строк, литературных произведений по данной теме;
  3. поиск в информации по теме «Мир в капле воды» в разных учебных источниках;
  4. исследовательская работа (используется метод наблюдения): забор небольшого количества воды из лужи оставшейся после дождя на почве (дождь прошёл 4 дня назад); самостоятельное изготовление микропрепарата «Капля воды из лужи» и изучение его под  микроскопом; обсуждение увиденного в форме беседы с учителем и друг с другом; оформление увиденных на микропрепарате объектов в рисунок;
  5. продолжение практической деятельности: изучение под объективом микроскопа готовых микропрепаратов простейших организмов обитающих в капле воды и детальное их изучение, знакомство с интересными фактами из их жизнедеятельности, оформление рисунков-планшетов для выставки;
  6. оценка результатов работы обучающихся, обсуждение наиболее удачных работ. Формулировка выводов о том кто обитает в луже и их полезности или вредности;
  7. подведение итогов исследовательской и практической деятельности. Ответ на вопрос: «Всё ли удалось выполнить?». Формулирование выводов;
  8. ответ на главный вопрос: «Можно ли пить воду из лужи?»;
  9. составление свода правил личной гигиены рук, которые необходимо соблюдать каждому человеку в течение всей жизни;
  10. участие в оформление выставки рисунков-планшетов на информационном стенде в учебном кабинете;
  11. оформление презентации проекта (Приложение № 1);
  12. защита проекта: представление полученных результатов обучающимся других объединений.
  1. Деятельность учителя:   возрастной состав обучающихся всего 9 лет, поэтому учитель это:
  1. Генератор идей
  2. Организатор деятельности
  3. Наблюдатель
  4. Консультант
  5. Сотрудник
  6. Наставник
  7. Эксперт
  1. Форма защиты проекта:  открытое занятие объединения «Юный натуралист», на который приглашаются обучающиеся среднего возраста из других объединений Дома творчества (Приложение № 2).
  2. Критерии оценивания:

Используется несколько методик оценивания в зависимости от возрастной категории:

-для детей – «Смайлик».

 Суть задания - возьмите смайлик того цвета, который как вы думаете больше всего подходит для оценки исследовательской работы объединения – зелёный – интересно и познавательно; жёлтый – не очень, но что-то понравилось; красный – ничего не понравилось.

-для взрослых (педагогов, родителей) - «Построение дерева приобретенного опыта».

Суть подхода – участник обсуждения должен повесить листочек на дерево опыта (т.е. указать, что наиболее ценное для себя он увидел в выполненном проекте, что он возьмет «на вооружение»).

На доске изображено дерево, к которому слушатели прикрепляют липкие листочки. На листочке должна быть обозначена фамилия обучающегося  и отмечена наиболее позитивная сторона проекта.

-для методиста, или администратора - «Черное и белое оппонирование» .

Суть варианта – по каждому этапу проекта выбираются черный и белый оппоненты, которые должны отметить недостатки и преимущества проекта и внести их в таблицу.

Белый оппонент:

Ф.И.

Преимущества работы:

1

2

3

4

5

Преимущества проекта в целом:

Чёрный оппонент:

Ф.И.

Недостатки работы:

1

2

3

4

5

Недостатки проекта в целом:

  1. Практическая значимость проекта.

Практическая значимость проекта заключается в том, что полученные знания о том, что вода в луже далеко не так безобидна и чиста, как кажется на первый взгляд, и поэтому необходимо взрослым следить за тем, чтобы дети никогда не мыли руки в лужах и тем более не пили её! Для этого составлен свод правил личной гигиены, в частности для рук. И воспитание главного убеждения на собственной практике, что чистые руки имеет, тот, кто хочет быть здоровым!

  1. Используемы источники информации:
  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%F3%E6%E0
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B8%D0%B5
  3. http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library
  4. http://festival.1september.ru/
  5. И.Н.Пименова, А.В.Пименов «Зоология беспозвоночных. Теория. Задания. Ответы», Саратов, издательство «Лицей» 2005г., 287стр.
  6. Б.В.Петровский «Популярная медицинская энциклопедия», Таллинн, издательство «Советская энциклопедия», 1993г, 704стр.

Приложение №2

Конспект занятия

«Удивительный мир в капле воды из дождевой лужи,

 или можно ли пить воду из лужи?»

(защита проекта)

- Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наше занятие.

-Здравствуйте, уважаемые коллеги и ребята!

(звучит музыка о дожде)

-Давайте представим на миг, как было бы здорово сейчас оказаться под тёплым летним дождём без зонтика? И вспомнить о лете, дождливой весне  или осени, в эти январские морозные дни? А, что образуется после дождя на земле, асфальте? Лужи, правильно!

-В исполнении детей объединения звучит стихотворение о луже:

Я иду, она смеётся,

Даже если дождь идёт.

Словно, меленькое море

Отражает небосвод.

Я иду, она живая -

Тянет, тянет, как магнит,

Эта лужа дождевая,

На меня глядит!

 
Мимо лужи не пройти -

На моём она пути.

Если топну я ногою -

Небо к верху полетит!

Мимо лужи не пройти.

Мне немножечко влетит,

Если небо голубое

Зачерпну я в башмаки.

 

Я иду, она замёрзла,

Словно, зеркало глядит.

Это меленькое море

Под ногами не журчит.

Я иду, она под снегом

В белой шали пуховой.

Замороженное небо

В луже прячется зимой.

 
Мимо лужи не пройти -

На моём она пути.

Я скольжу по ней ногою -

Шапка в сторону летит!

Мимо лужи не пройти.

Мне, наверное, влетит,

Потому что от катанья

Прохудились башмаки!

-Действительно, в детстве каждый это делает: измеряет глубину лужи ногами, пробует ладошками тёплая там вода или холодная, а может кто-то даже пробовал пить эту воду?

-Сегодня мы представляем вашему вниманию результаты кропотливой очень продолжительной исследовательской работы в рамках проектной деятельности обучающихся младшей группы объединения эколого-биологической направленности «Юный натуралист» по теме: «Удивительный мир в капле воды из дождевой лужи, или можно ли пить воду из лужи?»

-Цель проекта: исследовать каплю воды из лужи оставшейся после дождя.

-Задачи проектной деятельности:

  1. изучить многообразие и биологические особенности простейших организмов обитателей капли воды из дождевой лужи;
  2. развивать умения и навыки работы с учебным микроскопом;
  3. развивать творческое воображение, внимание, речь, основы исследовательской деятельности;
  4. выполнить рисунки-планшеты исследуемых объектов (простейших и др. компонентов встречающихся в луже);
  5. привлечь внимание к соблюдению правил личной гигиены.

-Работа над проектом продолжалась с 1 октября 2012г по 25 января 2013г.

 -Вели её: Кулешова Евгения, Кулешов Денис, Борисов Олег, Лесина Виктория, всем ребятам по 9лет.

-На первом этапе работы мы узнали, как образуются лужи и что это такое? Мы обратились за помощью к сети Интернет.

Википедия говорит:

"Лужа - это относительно небольшое скопление жидкости, в большинстве случаев воды в углублениях на поверхности земли или в неровностях какого-либо покрытия (тротуар, проезжая часть дороги и т. п.). Лужа также является самой малой формой водоёмов, а с точки зрения экологии и зоологии водные лужи представляют собой малые водные биотопы."

-На втором этапе работы, мы сделали забор воды из дождевой лужи на асфальте около Дома творчества, и исследовали её под микроскопом, изготовив самостоятельно микропрепарат «Капля воды из лужи». (демонстрация изготовления микропрепарата «Капля воды»)

Удивлению не было предела! Множество живых объектов и других составляющих лужи помогли нам составить всю картину многообразия этого малого водоёма.

-На третьем этапе работы, мы провели детальное изучение отдельных представителей простейших организмов обитающих в капле воды: с помощью микроскопа мы рассмотрели готовые микропрепараты.

(показ микроскопа с настроенным микропрепаратом и показ других микропрепаратов)

Затем сделали подробные рисунки-планшеты, которые представлены на данном стенде.

(демонстрация стенда)

Все рисунки выполнили ребята самостоятельно,  лишь с небольшой корректировкой  педагога.

-Далее, в учебной литературе, мы нашли сведения об основных процессах жизнедеятельности увиденных организмов, их значении в жизни природы и человека. И сейчас, ребята в своих сообщениях  коротко расскажут о фактах из жизни простейших обитателей лужи.

(сообщения обучающихся об эвглене зелёной, инфузории-туфельке, вольвоксе, гидре, циклопе, дафнии, других компонентах) 

(параллельно показ презентации,  выполненной детьми)

Спасибо, ребята!

-Игровой момент. «Сундучок комплиментов». Ребята приготовили для вас небольшие комплименты и пожелания.

-Стоит отметить, что в луже кроме полезных, не приносящих никакой вред здоровью человека обитателей, встречается масса болезнетворных бактерий, вызывающих различные заболевания у человека, например, дифтерию,  кишечные колики, брюшной тиф, холеру.  Пробегая мимо лужи, собака или кошка, или любое другое животное (даже птицы)  могли в ней оставить отходы своей жизнедеятельности,  в которых могут скрываться яйца различных паразитических червей, вызывающих у человека гельминтозы. (демонстрируются картинки паразитических червей) 

Или попив из неё, оставить слюну с возбудителем бешенства! Чесоточные клещи, живущие в луже – могут вызвать чесотку.  В конце концов, в эту лужу, также проходя мимо, мог плюнуть не совсем культурный человек заражённый гриппом, ангиной и т.д.,  или просто бросить с заражённой слюной окурок от сигареты!

-Тогда ответим на вопрос, поставленный в теме нашей исследовательской деятельности: «Можно ли пить воду из лужи?» (ответы детей)

А как вам такой ответ, который каждый из нас знает из детства. В русской народной сказке «Алёнушка и братец Иванушка», сестрица предупреждает своего братца «Не пей из лужи, козлёночком станешь!»

Мы считаем, что данная тема исследования и в целом проектная деятельность очень актуальна сегодня, в связи с тем, что не все люди соблюдают элементарные правила личной гигиены рук и могут запросто помыть руки из лужи.

Каждый должен убедиться на собственной практике, что чистые руки имеет тот, кто хочет быть здоровым!

На последнем этапе работы мы составили свод элементарных правил личной гигиены рук  и в виде памятки дарим их вам. Помните о них и следуйте им, и вы будете здоровы!

Памятка

«Правила личной гигиены рук»

тщательно мыть руки с мылом и вытирать их после мытья бумажным или тканевым полотенцем:

  1. После посещения туалета
  2. После прогулки
  3. Перед приготовлением еды
  4. Перед едой
  5. После использования носового платка
  6. После общения с животными
  7. Всегда, когда руки выглядят грязными

Кроме того, важно уметь мыть руки правильно. Если вытереть грязные руки об одежду или просто сполоснуть их водой без мыла и забыть насухо вытереть полотенцем, бактерии так и останутся на руках. Только правильное мытье позволяет удалить все бактерии. Чтобы тщательно вымыть руки, их нужно намыливать не менее 20-ти секунд. Чтобы окончательно удалить все бактерии, оставшиеся после мытья, важно насухо вытереть руки после мытья бумажным полотенцем (обычное полотенце необходимо стирать при высокой температуре с периодичностью раз в два дня). 

                        ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ШКОЛЬНИКА
 
1.   Умывайтесь утром и вечером, используйте средства личной гигиены.
2.   Чистите зубы не менее 3 минут. Ваша зубная щетка не должна быть слишком мягкой.
3.   Всегда мойте руки перед едой, после прогулки и туалета.
4.   Имейте всегда чистый носовой платок или одноразовые салфетки.
5.   Для еды пользуйтесь только своей посудой, не берите грязных тарелок, ложек, чашек.
6.   Для питья воды используйте одноразовые стаканчики. Не оставляйте использованные стаканчики, выбрасывайте их в мусорное ведро.
7.   Следите за чистотой своей одежды, обуви.
8.   Не ходите в одной и той же обуви на улице, в школе и дома. Дома носите мягкую домашнюю обувь, для спортивных занятий используйте спортивную обувь. Для занятий в компьютерном классе используйте одноразовые бахилы.
9.   Помогайте учителю и дежурным в поддержании порядка в классе, помогайте родным в домашней уборке.
10.
 Соблюдайте режим дня!

-Ну что ж ребята, спасибо вам за то, что так внимательно нас слушали! А теперь, пожалуйста, оцените нашу работу!

Предлагаем несколько вариантов оценивания:

-для детей – возьмите смайлик того цвета, который как вы думаете больше всего подходит для оценки исследовательской работы объединения – зелёный – интересно и познавательно; жёлтый – не очень, но что-то понравилось; красный – ничего не понравилось.

-для взрослых (педагогов, родителей) - «построение дерева приобретенного опыта»

Суть подхода – участник обсуждения должен повесить листочек на дерево опыта (т.е. указать, что наиболее ценное для себя он увидел в выполненном проекте, что он возьмет «на вооружение»).

На доске изображено дерево, к которому слушатели прикрепляют липкие листочки. На листочке должна быть обозначена фамилия обучающегося  и отмечена наиболее позитивная сторона проекта.

-для методиста, или администратора - «черное и белое оппонирование» 

Суть варианта – по каждому этапу проекта выбираются черный и белый оппоненты, которые должны отметить недостатки и преимущества проекта и внести их в таблицу.

Белый оппонент:

Ф.И.

Преимущества работы:

1

2

3

4

5

Преимущества проекта в целом:

Чёрный оппонент:

Ф.И.

Недостатки работы:

1

2

3

4

5

Недостатки проекта в целом:

-Подведём итоги оценивания.

-Какое у вас настроение осталось после нашего занятия?

-Спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Путешествие с каплей воды"

Исследовательское "путешествие вместе с каплей воды" в стенах Верх-Ирменской коррекционной школы.Цель: Привлечь внимание обучающихся к экологическим проблемам водных ресурсов нашей школы.Задачи:1.Расш...

Проект "Удивительный мир в капле воды или можно ли пить воду из лужи?"

Проектная деятельность эколого-биологической направленности. Категория - социальный проект. Главная идея проекта - привитие учащимся норм и правил личной гигиены с помощью исследовательской деятельнос...

Капля воды

Арт, выполненный в реалистичном стиле. Сама бы я так нарисовать не смогла, поэтому воспользовалась референсом - фотографией. Даже срисовывая можно набраться опыта в рисовании. Я, например, после этой ...

ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЛИ ВОДЫ (или круговорот воды в природе)

Лето.Июнь.Тепло.жара...река Маныч,камыш,лягушки,комары и подводый мир...рыбы,водоросли....все живут своей жизью....и она! Она-маленькая,маленькая капелька воды,которую здесь в ее мире называют Капитош...

Проектная задача "Жизнь в капле воды" (авторская работа)

Внутрипредметный разновозрастной урок....

Проектная задача "Жизнь в капле воды" (авторская работа)

Проектная задача разновозрасное занятие по биологии ....

ЗАСТАВИТЬ «УВИДЕТЬ МИР В КАПЛЕ ВОДЫ»

Роль краеведческой работы на уроках географии...


 

Комментарии

Бережная Нина Валентиновна

Материал понравился, можно использовать и для дошкольников. проголосовала! Буду признательна, если посмотрите и оцените мою работу- http://nsportal.ru/node/216399. Заранее благодарна! Удачи Вам!!!

Фомина Татьяна Александровна

Очень интересная работа. Голосую. Оцените мою работу, пройдите по ссылке http://nsportal.ru/node/651941

Работа интересная. Посмотрите и мою работу
http://nsportal.ru/node/613401